Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание

Многочисленные научные работы известных ученых и психологов, посвященные проблеме эмоционального развития работы подчеркивают, что в современной общей психологии проблема эмоций разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания, это объясняется ее сложностью и принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем.
Это побуждает обратиться к рассмотрению вопроса возникновения и развития эмоций на ранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанных с эмоциональным развитием детей

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы дошкольников как проблема психологического исследования
1.1 Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых
1.2 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
1.3 Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности
2.1 Исследование уровня эмоционального развития старших дошкольников
2.2 Повышение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективной творческой деятельности
2.3 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

Четвертый этап - проведение коллективного творческого  дела, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с  учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения коллективного творческого дела из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Пятый этап - коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам коллективного творческого дела, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения коллективного творческого дела. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении о проведенном коллективном творческом деле, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи - вопросы.

Шестой этап - ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями переживаниями. 

Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или ее отдельные элементы могут  быть использованы педагогами дошкольного  образовательного учреждения при проведении различных форм воспитательной работы.

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного  возраста целесообразнее использовать упрощенную технологию проведения (в  старших группах), а в некоторых  случаях только элементы коллективной творческой деятельности (в младших группах), используется своеобразный тип коллективного творческого дела - ситуативный. 

В дошкольном образовательном  учреждении можно использовать такие  формы коллективной творческой деятельности чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Воспитательные  возможности коллективного творческого  дела реализуются тем полнее и  глубже, когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Дошкольники еще  не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и  пользу друг другу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию в общей  творческом деле, овладеть навыками коллективной деятельности на собственном опыте.

Совместное  участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться  к старшим, воздействуя друг на друга  и сам на себя. Старшие стремятся  не уронить уровень своего достоинства  перед младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей группе во второй половине учебного года воспитатель может переходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно. Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Совместная  практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого  дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому  развитию.

При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.

Объединяя детей  для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать  уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества, самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся  у него со сверстниками.

Осознание ребенком своей позиции равноправного участника и значимости своих действий для вклада в общий итог деятельности группы позволяет ему в реальных ситуациях убеждаться, что успех дела зависит от слаженности в работе всех участников.

Значительное  влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения, о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками педагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела

Немаловажное  значение имеет и создание на занятии  положительной эмоциональной обстановки, которая обеспечивается доброжелательным общением педагога с детьми, его  умением поддерживать их активность, удивляться их «открытиям».

Обеспечение коллективного  творческого характера дела на занятиях достигается путем объединения детей общими эмоциональными переживаниями, также при подведении итогов, радость от полученных результатов. Обеспечивая, таким образом, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной  сферы проявляется в нескольких различных формах:

·  в форме выразительных движений;

·  в форме эмоциональных действий;

·  в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

·  в форме определенного отношения к окружающему.

Именно на развитие этих функций направлена работа по развитию эмоциональной сферы детей  дошкольного возраста средствами коллективного  творческого дела. Работу по развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела.

Деятельность  на занятиях по развитию эмоциональной  сферы с использованием средств  коллективного творческого дела заключает в себе широкие возможности для объединения дошкольников, обладающих самыми разными умениями, знаниями, навыками и позволяет каждому испытать радость успеха.

Переживание общей  радости объединяет детей, влияет на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что способствует развитию эмоциональной сферы. Положительное влияние оказывает коллективное творческое дело на формирование у дошкольников умения согласовывать свои действия, мнения, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, т.е. способствует развитию эмпатии.

При этом немаловажно порой предусматривать такие объединения детей, которые как раз способствовали бы проявлению эмоционального сопереживания. После выполнения совместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как они работали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значение дружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого, адекватно выражать и регулировать свое.

В коллективной творческой деятельности легко и  незаметно формируется умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.  

В коллективном творческом деле, организованном с  целью эмоционального развития результатом  является мысль, идея, переживание, эмоция, чувство

Таким образом, исходя из положений теоретического исследования проблемы развития эмоциональной сферы, можно сделать следующие выводы.

Характер и  интенсивность эмоции определяются расшифровкой сигналов, поступающих  из внешней среды. Расшифровка сигналов зависит от умственного развития человека и от его способности интегрировать различные элементы поступающей информации. Именно поэтому необходимо иметь представление об эмоциях, процессах их возникновения и протекания, способах регулирования своего эмоционального состояния. 

Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.

В коллективной творческой деятельности легко и  незаметно формируются умения взаимодействовать  с людьми, и развивается эмоциональная  сфера дошкольников.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Спутник»  п. Мирный, Зонального района, с 1.09.2006г. по 1.02.2007г. В эксперименте принимало  участие 16 детей в возрасте от 5 до 6 лет, которые были условно разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.

2.1 Исследование  уровня эмоционального развития  старших дошкольников

Цель: Определить уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

1. Подобрать  методику для диагностики эмоциональной сферы дошкольников.

2. Определить  исходный уровень развития эмоциональной  сферы старших дошкольников и  сделать выводы об уровне развития  эмоциональной сферы старших  дошкольников.

Для достижения поставленной цели и задач использовалась методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», помогающая выяснить, какие эмоциональные состояния дети правильно воспринимают, понимают эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героя. Описание методики и протоколы исследования в приложении 1.

Критерии уровня развития эмоциональной сферы:

высокий уровень  – ответы полные и правильные, адекватные поставленным вопросам; средний уровень  – ответы неполные, фрагментарные; низкий уровень – отказ от ответа или неправильный ответ.

Полученные  результаты представлены в таблице 1, и отражены в гистограмме 1.

Таблица 1

Уровни развития эмоциональной сферы

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество  детей

Процентное  соотношение к общему числу детей

Количество  детей

Процентное  соотношение к общему числу детей

Высокий

0

0%

0

0%

Средний

5

62,5%

6

75%

Низкий

3

37,5%

2

25%

             

Результаты  исследования показали, что в экспериментальной  и контрольной группах высокий  уровень развития эмоциональной сферы дети не показали, он составил 0%. Так как никто из детей экспериментальной и контрольной групп не смог указать точное эмоциональное состояние и понять эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов на всех демонстрируемых картинках.

Средний уровень  развития эмоциональной сферы в  контрольной группе – 75,0% (пять детей), в экспериментальной группе – 62,5% (шесть детей). Это на 13,5% меньше, чем  в контрольной группе.

Низкий уровень  развития эмоциональной сферы в  контрольной группе у трёх детей – у двух детей – 25%, в экспериментальной группе 37,5%, что на 12,5% уровень развития эмоциональной сферы выше, чем в контрольной группе.

 

Гистограмма 1. Уровни развития эмоциональной сферы дошкольников. 

Таким образом, было установлено, что уровень развития эмоциональной сферы у детей  экспериментальной группы недостаточное, знания об эмоциях неполные, поскольку  дети знают только названия некоторых  видов эмоций, но ничего не знают об особенностях проявления тех или иных эмоциональных состояний, зачастую не могут определить эмоциональное состояние другого человека, переданное с помощью позы и жестов

Это дает основание  для работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей.

 

2.2 Повышение  уровня развития эмоциональной  сферы старших дошкольников средствами  коллективной творческой деятельности

Цель: повысить уровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности.

Задачи:

1. Разработать  цикл занятий по развитию эмоциональной  сферы старших дошкольников.

2. Провести цикл  занятий по развитию эмоциональной  сферы старших дошкольников с  использованием средств коллективной  творческой деятельности.

Количество  занятий 15 (приложение 2). Характер проведения занятий – эмоционально-игровой, с учетом тематики по каждому виду эмоций и эмоциональному состоянию. Использовался принцип постепенного усложнения материала, использовались индивидуальные и групповые формы работы. Особый акцент был сделан на использование средств коллективной творческой деятельности.

Занятие 1. Цель: знакомство детей с основными  правилами, целями, задачами; развивать  умение слушать, память; воспитывать  чувство единения с группой сверстников.

На первом занятии, дети были ознакомлены с основными правилами поведения, объяснение правил происходило посредством игрушки (куклы), создание положительной эмоциональной атмосферы осуществлялось путем передачи мягкого сердечка и называнием своего имени, это позволило наладить контакт с каждым ребенком и познакомиться педагогу с детьми. Данное занятие прошло на высоком эмоциональном подъеме, помогло детям снять напряжение расслабиться и вызвало интерес к таким занятиям.

Занятие 2. Цель: ознакомление детей с эмоциями, снятие психомышечного напряжения; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; воспитывать умение сопереживать героям литературных произведений.

На данном занятии  происходило непосредственное знакомство с эмоциями, особенностями их проявления в мимике и пантомимике, дети учились понимать как свое эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние других детей и взрослых.

Занятие3. Цель: снятие психомышечного напряжения, продолжать знакомство с эмоциями; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Информация о работе Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников