Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа
Многочисленные научные работы известных ученых и психологов, посвященные проблеме эмоционального развития работы подчеркивают, что в современной общей психологии проблема эмоций разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания, это объясняется ее сложностью и принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем.
Это побуждает обратиться к рассмотрению вопроса возникновения и развития эмоций на ранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанных с эмоциональным развитием детей
Введение
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы дошкольников как проблема психологического исследования
1.1 Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых
1.2 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
1.3 Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности
2.1 Исследование уровня эмоционального развития старших дошкольников
2.2 Повышение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективной творческой деятельности
2.3 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Дети учились выражать словами настроение, которое у них было на данный момент. Им очень понравилось высказываться о своем эмоциональном состоянии, при этом обогащался словарный запас детей, развивалась связная речь, они учились описывать то, что чувствуют.
Занятие 4. Цель: знакомство с эмоцией радости снятие психомышечного напряжения; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики пантомимики; воспитывать желание дарить радость другим. На занятии в совместной творческой деятельности они учились взаимодействовать друг с другом, внимательно относиться к чувствам и желаниям другого ребенка. Нарисованные на данном занятии, рисунки, показали, что дети научились узнавать эмоцию радости и выражать ее в рисунке.
Занятие 5. Цель:
продолжать знакомить с эмоциями;
развивать способности понимать
эмоциональное состояние другог
На нем шло более углубленное изучение и закрепление, знаний и умений полученных на предыдущих занятиях.
Занятие 6. Цель: познакомить с новой эмоцией — страхом, учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи; развивать эмоциональную сферу; воспитывать чувство сопереживания.
На этом занятии не только изучались эмоциональные проявления, также велась работа по обучению детей преодолевать негативные эмоциональные проявления, страха, они учились преодолевать данное состояние, понимать и находить его причины в совместной деятельности «Воспитай свой страх», «В лесу».
Занятие 7. Цель: закрепление знаний об изученных ранее эмоциях; развивать способности адекватно выражать свои эмоции; воспитывать чувство эмпатии; повышение самооценки; снятие психического напряжения, устранение страхов; создание положительного эмоционального фона.
На занятии велась углубленная работа по данной тематике, дети научились не только узнавать эмоцию страха и описывать ее проявления, а также регулировать свое состояние и помогать преодолевать страх другому ребенку.
Занятие 8. Цель:
углублять знания об эмоции страха;
развивать способности
На занятии
по ознакомлению с эмоцией гнева,
дети учились передавать заданное эмоциональное
состояние, используя различные
выразительные средства. Учились
вербально и невербально
Занятие 9. Цель: познакомить с эмоцией гнева, учить различать эмоцию по схематическому изображению продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, снятие психомышечного напряжения; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; воспитывать уважение к чувствам других.
Занятие 10. Цель: продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева; продолжать учить выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; обучать приемам регуляции и саморегуляции; развивать эмоциональную сферу; воспитывать интерес к чувствам другого.
После проведения занятий 9 и 10 дети научились узнавать, описывать вербально эмоцию гнева, получили представления о способах саморегуляции своего поведения в состоянии гнева.
При организации коллективной творческой деятельности «Коллективное рисование гнева» дети учились согласовывать свои действия с другими членами коллектива, они стали более отзывчивы и доброжелательны друг к другу.
Занятие 11. Цель: познакомить с эмоцией грусти, обучать приемам саморегуляции; развивать способность выражать эмоции вербально и не вербально; продолжать формировать умение понимать эмоции других людей.
Знакомство
с эмоцией грусти проходило в
форме путешествия, что позволило
детям увидеть различные
Таким образом, дети показали свои знания по определению эмоционального состояния другого, а также умение регулировать их.
Занятие 12. Цель: учить приемам регуляции и саморегуляции, снятие психического напряжения; продолжать формировать умение понимать эмоции других людей, развивать умение выражать эмоции вербально и невербально; воспитывать внимательное отношение к эмоциональному состоянию других.
Занятие проходило в форме путешествия, в процессе которого происходило закрепление полученных знаний.
Занятие 13. Цель: познакомить детей с эмоцией удивления, продолжать учить определять эмоциональное состояние других людей; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально, тренировать умение владеть своими эмоциями;воспитывать интерес к данным занятиям.
На данном занятии дети не только познакомились с эмоцией удивления, а также учились выражать эмоции вербально и невербально. Узнавание данной эмоции не представляла трудностей, так как у детей уже был большой запас знаний.
Занятие 14. Цель: закрепление знаний детей об эмоциях; развивать умения определять эмоциональное состояние других, умения владеть своими эмоциями; воспитывать чувство товарищества.
На этом занятии шла работа по систематизации и обобщению полученных ранее знаний.
Занятие 15. Цель:
закрепить знания об эмоциях; развивать
и углублять способность
Итоговое занятие
«Буратино» позволило увидеть
2.3 Анализ результатов эксперимента
Цель: Определить динамику уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести повторную диагностику уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников;
2. Сделать сравнительный
анализ результатов
На данном этапе использовалась та же диагностика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Анализ полученных данных представлен в таблице 2 и в гистограмме 2 (приложение 1).
Таблица 2.
Результаты уровня развития эмоциональной сферы дошкольников
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему числу детей | |||
Высокий |
2 |
25% |
0 |
0% | ||
Средний |
5 |
62,5% |
7 |
87,5 % | ||
Низкий |
1 |
12,5% |
1 |
12,5% | ||
Результаты исследования уровня развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности имеют двое детей (25%), а в контрольной группе детей с высоким уровнем нет – 0%.
Средний уровень в экспериментальной группе у пятерых детей (62,5 %), в контрольной группе – у семерых детей (87,5 %).
Низкий уровень у детей в экспериментальной группе один (12,5%), и в контрольной группе – у одного ребенка (12,5%).
Гистограмма 2. Результаты уровня развития эмоциональной сферы дошкольников
В экспериментальной группе общий уровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности у детей стал выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, было установлено, что дети в экспериментальной группе более высокие показатели уровня развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности.
Этому способствовала серьезная работа, проведенная с детьми, состоящая из серии занятий с использованием средств коллективной творческой деятельности. Для сравнения динамики результатов контрольного и констатирующего эксперимента представлены в гистограмме 3.
Гистограмма 3. Уровни развития эмоциональной сферы дошкольников
Таким образом, результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности детей повысился на 25% и составил двое детей (25%).
Средний уровень – остался без изменений в количественном отношении, за счет повышения качественного уровня отдельных детей и составил 5 детей (62,5%), низкий уровень уменьшился на 25%, и составил одного ребенка (12,5%).
В контрольной группе уровень развития эмоциональной сферы дошкольников претерпел незначительные изменения.
Высокий уровень – 0%, средний уровень увеличился на 12,5%, и составил 87,5%, семь детей.
Низкий уровень уменьшился на 12,5%, один ребенок (12,5%).
Это позволяет
сделать вывод о том, что высокий
результат уровня развития эмоциональной
сферы был достигнут при
После проведения цикла занятий направленных на эмоциональное развитие старших дошкольников, диагностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.
В контрольной группе результат уровня развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности знаний изменился незначительно, так как целенаправленная работа с детьми в данном направлении не проводилась. Следовательно, коллективная творческая деятельность является эффективным средством развития эмоциональной сферы дошкольников.
Заключение
На основе анализа теоретических источников, мы пришли к выводу, что эмоции имеют важнейшее значение для живых существ. Человек знакомый с богатством и разнообразием эмоций, способен правильно оценить окружающую обстановку, управлять своим эмоциональным состоянием, понимать эмоциональное состояние другого человека.
Эмоциональность как свойство личности проявляется в детстве, которое является периодом его интенсивного развития.
Дошкольный
возраст – особо ответственный
период в воспитании, так как является
возрастом первоначального
Отличие общения
сверстников от общения с взрослыми
заключается в его чрезвычайно
яркой эмоциональной
Задача педагога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого. Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.
Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, также способствует развитию эмоциональной сферы, творческому развитию. Характерной чертой коллективного творческого дела является особая эмоциональная атмосфера радости общего познания, новых совместных достижений, что уже само по себе объединяет детей.
Как показали экспериментальные исследования при помощи системы занятий, с использованием средств КТД успешно развиваются те показатели уровня развития эмоциональной сферы, которые оказались недостаточно развитыми.
Следовательно,
коллективная творческая деятельность
является эффективным средством
развития эмоциональной сферы
Таким образом, цель исследования достигнута, а его гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы
1. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975.- №10.- С. 17.
2. Арушанова А. Организация диалогического общения со сверстниками.// Дошкольное воспитание. - 2001.- №5.- С.51-53.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., Педагогика. 1990
4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., Изд-во МГУ. 1976
5. Вежновец И. Программа «развитие эмоциональной сферы» \\ Школьный психолог.- 2005.- №17.- С. 28-32.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967
7. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности \\ Дошкольное воспитание. -2003. - №1.- С. 20-21.
8. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980
9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М, Издательский Дом магистр – Пресс, 1999
10. Иванов Г.И. Формула творчества, или Как научиться изобретать. М., Просвещение, 1994