Коллективный труд детей:содержание, способы организации и педагогическое руководство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду……………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ………………………..7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей…………………….…9
Выводы по первой главе…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования …………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования……17
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………19
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..….26
Заключение……………………………………………………………………..…27
Список используемой литературы…………………………………………..….29
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Коллективный труд детей..doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

Распределение работы между участниками. При организации коллективного труда воспитатель осущест­вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо­ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по­буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова­риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Со­вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи фор­мирования начал коллективизма, и потому его методы направле­ны на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает не­сколько задач:

учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял­ся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен­ный, рядом с неумелым — умелый и т. д.;

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения ко­торой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это за­дание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руко­водством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи­тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты­вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива­ются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое инте­ресное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.

Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно уп­ражняться в поступках, соответствующих положительному отно­шению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, усту­пать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж­дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.

Дети могут самостоятельно распределять работу между со­бой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре­доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея­тельность.

Выполнение задания. Работа, которую будут выполнять дети, должна представ­ляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.

В процессе коллективной групповой деятельности детей вос­питатель ставит своей основной задачей формирование представ­лений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в дру­гом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и ра­бота у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчер­кивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.

В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на по­доконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».

Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.

Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельнос­тью детей, он может заметить, что какое-либо звено задержива­ется или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молод­цы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажи­тесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда то­варищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить де­тей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много ока­залось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».

Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончив­ших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.

В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».                                                                                      Обсуждение результатов трудовой деятельности. По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.

Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что рас­ставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам: «Света тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коля хорошо работал, но брался за многие дела: и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8—10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напом­нить товарищам по труду о качестве работы,           оказать помощь, если потребуется.

Таким образом, воспитатель,   руководя   коллективным  трудом  детей,   одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на за­труднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.

 

Выводы первой главы

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Дошкольный возраст – первый этап в формировании коллективизма, в воспитании у детей коллективных взаимоотношений, характеризующихся ярко выраженным появлением у каждого ребенка определенных черт характера.

Формирование интереса к труду влияет на развитие положительных взаимоотношений между детьми. Интересная, содержательная коллективная работа объединяет дошкольников общей целью. Они становятся организованными, дружными, внимательными друг к другу, радуются успехам сверстников, оказывают им по собственной инициативе помощь.

Детей «надо воспитывать так, чтобы они умели сообща жить и работать. С этой точки зрения трудовые объединения детей надо всячески развивать, всячески помогать им» (Н.К.Крупская).

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по проведению коллективного труда  с дошкольниками

2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования

Для достижения поставленной цели, нами было организовано и проведено опытно – экспериментальное исследование. Данное исследование состояло из следующих этапов: 

1 этап – констатирующий эксперимент. На данном этапе была проведена организация исследования, избрана группа детей  6 – 7  лет, для того, чтобы определить умения детей трудиться в коллективе.

2 этап – формирующий эксперимент. На данном этапе была проведена работа по повышению уровня взаимоотношений детей в процессе проведения коллективного труда.

3 этап -  контрольный эксперимент. На данном этапе была проведена  проверка эффективности коллективного труда в повышении нравственных качеств дошкольников.

Для исследования уровня сформированности взаимоотношений детей в процессе проведения коллективного труда были использованы следующие методики:

методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда;

методика  «Смастерим коврик вместе»;

беседа;

анкета для родителей.

Методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда.

Методика дает анализ действий ребенка в процессе коллективного труда.

Дошкольник выполняет различные трудовые поручения, например, наведение порядка в уголке природы (мытье растений: один ребенок моет поддоны, другой моет или протирает растения, третий рыхлит землю, четвертый переносит растения на подоконник, пятый протирает подоконник и т.д.). Дети учатся распределять обязанности, работать слаженно, помогать товарищам, постепенно осознают взаимоотношения и зависимость друг от друга в совместной деятельности. Они начинают понимать, что результат его труда включается в общее дело.

В течении 25 – 30 минут педагог наблюдает за трудом детей и фиксирует:

  1. Как дети распределяют обязанности между участниками коллективного труда;
  2. Как происходит организация «рабочего места»;
  3. Каков характер взаимоотношений в процессе деятельности;
  4. Каков результат деятельности, его качество;
  5. Оценка детьми результата совместного труда;
  6. Характер действий детей после окончания работы.

Информация о работе Коллективный труд детей:содержание, способы организации и педагогическое руководство