Коллективный труд детей:содержание, способы организации и педагогическое руководство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду……………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ………………………..7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей…………………….…9
Выводы по первой главе…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования …………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования……17
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………19
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..….26
Заключение……………………………………………………………………..…27
Список используемой литературы…………………………………………..….29
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Коллективный труд детей..doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

Диаграмма 2.

 

 

 

При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 24%, со средним увеличилась на 10%, и с высоким увеличилась на 14%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава дошкольников в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 20 % испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 4 % - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 10 % испытуемых попали в группу с высоким уровнем.    

Показатели в контрольной группе  до и после эксперимента

Таблица 3.

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

До эксперимента

 

12 %

 

45 %

 

43 %

После эксперимента

 

12 %

 

46 %

 

42 %

Диаграмма 3.

 

 

 

      В контрольной группе, каких – либо изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение в развитии трудовых умений и развития взаимоотношений в процессе коллективного труда  у испытуемых в экспериментальной группе произошло в результате целенаправленной и планомерной работы по организации коллективного труда с дошкольниками.

После проведения исследования контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что результаты экспериментальной группы превышают результаты контрольной. Также качественные показатели, из таблиц четко видно, в экспериментальной группе превышают качественные показатели в контрольной группе. Особое внимание в исследовательской работах уделялось малоактивным детям.

 

Выводы по второй главе

Таким образом после проведенного нами эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей взаимоотношений в процессе коллективного труда, приносит положительные результаты.

       1. Констатирующий эксперимент позволил определить уровень сформированности трудовых умений  в экспериментальной и контрольной группе. Основываясь на вышесказанном, мы выделяем дошкольников  в группу с низким уровнем знаний.  В экспериментальной группе они составляют 43%, в контрольной - 43%.

2. Формирующий эксперимент позволил апробировать занятия, а также игры с использованием различных форм коллективного труда

3. Контрольный эксперимент доказал и наглядно продемонстрировал эффективность проделанной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей и, в частности, ее совместному характеру (ЕС. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, А.Д. Шатова и др.). Прежде всего, подчеркивается своеобразие детского труда, заключающееся, с одной стороны, в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой стороны, имеющего субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Также отмечается связь труда дошкольника с игрой, особенно в младшем возрасте. Показано, что взаимосвязь и взаимозависимость участников в процессе трудовой деятельности способствуют развитию товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, положительных взаимоотношений. С другой стороны, совместные трудовые усилия, оценка результатов труда ребенка ровесниками помогают выработке требовательности и самокритичности ребенка к себе. Таким образом, подчеркивается воспитательная значимость коллективного труда дошкольников, его влияние на развитие нравственных качеств личности.

Педагогическое назначение элементарной коллективной трудовой деятельности заключается в совершенствовании творческих, интеллектуальных, эстетических, нравственно-волевых и физических сил детей, а также их стремления к взаимодействию с другими людьми и самореализации.

Анализ концепций трудового воспитания позволяет сделать вывод о возможности организации содержательного взаимодействия детей со сверстниками в процессе труда. Традиционная концепция ориентирует взрослого, прежде всего, на формирование нравственных, коллективистических качеств детей; современные исследования большее внимание уделяют развитию детской индивидуальности, активного творческого начала в труде, по-прежнему делая акцент на коллективных формах организации. Таким образом, и в том, и в другом случаях признается важная роль совместных действий детей со сверстниками в процессе труда как для социального, так и для индивидуального развития личности ребенка.

Экспериментальное исследование доказало высокую эффективность использования современных методов и совместную партнерскую деятельность в обучении детей.  Нами был определен значительный рост  в формировании взаимоотношений, трудовых навыков, нравственных качеств характера . Кроме того, нами выявлено, что использование предложенной программы в течение года дает значительную положительную динамику в развитии коллективизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.      Буре Р.С. Учите детей трудиться. – М.: «Просвещение», 1983. – 144 с.

2.      Буре Р.С. Воспитание дошкольников в труде. – М.: «Просвещение», 1971.

3.      Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1980. – 208 с.

4.      Буре, Р.С.  Воспитатель и дети. – М.: «Просвещение», 1985. – 105 с.

5.      Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1974. – 192 с.

6.      Воспитание детей дошкольных учреждений села \ под ред Р.А.Курбатовой. – М.: «Просвещение», 1989. – 158 с.

7.      Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников \ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: «Просвещение», 1989.

8.      Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /под ред. Т.А.Марковой.  – М.: «Просвещение», 1979. – 240 с.

9.      Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 187 с.

10. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. - М.: «Просвещение», 1987.

11. Детский сад. Книга для заведующих \  под ред. Л.П.Тарасовой.  - М.: «Просвещение»,  1982. – 354 с.

12. Жуковская Р. И. Игры и трудовые занятия в детском саду. — М.: Л., 1935.

13. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: «Просвещение», 1967. – 365 с.

14. Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007. – 144 с.

15. Калищенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений \\ Дошкольное воспитание. – 184. - № 4

16. Кушнир Т.В.  Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 192с.

17. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск: «Народная асвета», 1984. – 215 с.

18. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: «Просвещение», 1991. – 112 с.

19. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Мн.: «Нар.асвета», 1977. – 255 с.Методические рекомендации к «Программе обучения и воспитания в детском саду»./ Под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 344 с.

20. Малокомплектный детский сад \ под ред. М.А.Васильевой. – М.: «Просвещение», 1988. – 271 с.

21. Моложавый С. С. Игра и труд в дошкольном возрасте. — М.: «Просвещение»,  1982. – 128 с.

22. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду \ под ред. Р.С.Буре. - М.: «Просвещение», 1987. – 222 с.

23. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

24. Нравственное воспитание в детском саду \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1984. – 272 с.

25. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.  - М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 208 с.

26. Практикум по детской психологии \ под ред Г.А.Урунтаевой. - М.: «Просвещение», 1995. – 291 с.

27. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. — М.: «Просвещение», 1987. – 96 с.

28. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста \ под ред. М.А.Васильевой. – М.: «Просвещение», 1984.

29. Шелкун Л. Воспитание детей в процессе труда \\ Дошкольное воспитание. - 1976. - № 12

30. Ядешко В. И., Сахина В. А. Дошкольная педагогика. - М.: «Просвещение», 1978.- 405 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда.

 

В течении 25 – 30 минут педагог наблюдает за трудом детей и фиксирует:

  1. Как дети распределяют обязанности между участниками коллективного труда;
  2. Как происходит организация «рабочего места»;
  3. Каков характер взаимоотношений в процессе деятельности;
  4. Каков результат деятельности, его качество;
  5. Оценка детьми результата совместного труда;
  6. Характер действий детей после окончания работы.

Наличие у детей положительных взаимоотношений свидетельствует:

      Самостоятельное и справедливое распределение обязанностей между участниками;

      Разрешение спорных ситуаций морально оправданными способами;

      Умение объективно оценивать результаты труда;

      Правильная организация рабочего места.

Оценка результатов:

Высокий – 4-5 баллов

Средний – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Экспериментальная группа

№ ребенка

распределение труда

взаимо-

отношения

орган-я рабочего места

оценка результата

итог

1.

4

4

5

5

высокий

2.

2

2

3

2

средний

3.

1

1

1

1

низкий

4.

2

3

3

3

средний

5.

3

3

3

3

средний

6.

2

1

0

0

низкий

7.

5

5

5

5

высокий

8.

3

3

3

3

средний

9.

3

2

3

2

средний

10.

1

1

1

1

низкий

11.

0

1

1

1

низкий

12.

2

2

3

3

средний

13.

1

1

1

1

низкий

14.

0

1

1

1

низкий

15.

1

1

1

1

низкий

Информация о работе Коллективный труд детей:содержание, способы организации и педагогическое руководство