Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность,
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду……………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ………………………..7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей…………………….…9
Выводы по первой главе…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования …………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования……17
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………19
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..….26
Заключение……………………………………………………………………..…27
Список используемой литературы…………………………………………..….29
Приложение
Диаграмма 2.
При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 24%, со средним увеличилась на 10%, и с высоким увеличилась на 14%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава дошкольников в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 20 % испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 4 % - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 10 % испытуемых попали в группу с высоким уровнем.
Показатели в контрольной группе до и после эксперимента
Таблица 3.
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
До эксперимента |
12 % |
45 % |
43 % |
После эксперимента |
12 % |
46 % |
42 % |
Диаграмма 3.
В контрольной группе, каких – либо изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение в развитии трудовых умений и развития взаимоотношений в процессе коллективного труда у испытуемых в экспериментальной группе произошло в результате целенаправленной и планомерной работы по организации коллективного труда с дошкольниками.
После проведения исследования контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что результаты экспериментальной группы превышают результаты контрольной. Также качественные показатели, из таблиц четко видно, в экспериментальной группе превышают качественные показатели в контрольной группе. Особое внимание в исследовательской работах уделялось малоактивным детям.
Выводы по второй главе
Таким образом после проведенного нами эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей взаимоотношений в процессе коллективного труда, приносит положительные результаты.
1. Констатирующий эксперимент позволил определить уровень сформированности трудовых умений в экспериментальной и контрольной группе. Основываясь на вышесказанном, мы выделяем дошкольников в группу с низким уровнем знаний. В экспериментальной группе они составляют 43%, в контрольной - 43%.
2. Формирующий эксперимент позволил апробировать занятия, а также игры с использованием различных форм коллективного труда
3. Контрольный эксперимент доказал и наглядно продемонстрировал эффективность проделанной работы.
Заключение
Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей и, в частности, ее совместному характеру (ЕС. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, А.Д. Шатова и др.). Прежде всего, подчеркивается своеобразие детского труда, заключающееся, с одной стороны, в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой стороны, имеющего субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Также отмечается связь труда дошкольника с игрой, особенно в младшем возрасте. Показано, что взаимосвязь и взаимозависимость участников в процессе трудовой деятельности способствуют развитию товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, положительных взаимоотношений. С другой стороны, совместные трудовые усилия, оценка результатов труда ребенка ровесниками помогают выработке требовательности и самокритичности ребенка к себе. Таким образом, подчеркивается воспитательная значимость коллективного труда дошкольников, его влияние на развитие нравственных качеств личности.
Педагогическое назначение элементарной коллективной трудовой деятельности заключается в совершенствовании творческих, интеллектуальных, эстетических, нравственно-волевых и физических сил детей, а также их стремления к взаимодействию с другими людьми и самореализации.
Анализ концепций трудового воспитания позволяет сделать вывод о возможности организации содержательного взаимодействия детей со сверстниками в процессе труда. Традиционная концепция ориентирует взрослого, прежде всего, на формирование нравственных, коллективистических качеств детей; современные исследования большее внимание уделяют развитию детской индивидуальности, активного творческого начала в труде, по-прежнему делая акцент на коллективных формах организации. Таким образом, и в том, и в другом случаях признается важная роль совместных действий детей со сверстниками в процессе труда как для социального, так и для индивидуального развития личности ребенка.
Экспериментальное исследование доказало высокую эффективность использования современных методов и совместную партнерскую деятельность в обучении детей. Нами был определен значительный рост в формировании взаимоотношений, трудовых навыков, нравственных качеств характера . Кроме того, нами выявлено, что использование предложенной программы в течение года дает значительную положительную динамику в развитии коллективизма.
Список используемой литературы
1. Буре Р.С. Учите детей трудиться. – М.: «Просвещение», 1983. – 144 с.
2. Буре Р.С. Воспитание дошкольников в труде. – М.: «Просвещение», 1971.
3. Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1980. – 208 с.
4. Буре, Р.С. Воспитатель и дети. – М.: «Просвещение», 1985. – 105 с.
5. Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1974. – 192 с.
6. Воспитание детей дошкольных учреждений села \ под ред Р.А.Курбатовой. – М.: «Просвещение», 1989. – 158 с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников \ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: «Просвещение», 1989.
8. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /под ред. Т.А.Марковой. – М.: «Просвещение», 1979. – 240 с.
9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 187 с.
10. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. - М.: «Просвещение», 1987.
11. Детский сад. Книга для заведующих \ под ред. Л.П.Тарасовой. - М.: «Просвещение», 1982. – 354 с.
12. Жуковская Р. И. Игры и трудовые занятия в детском саду. — М.: Л., 1935.
13. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: «Просвещение», 1967. – 365 с.
14. Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007. – 144 с.
15. Калищенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений \\ Дошкольное воспитание. – 184. - № 4
16. Кушнир Т.В. Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 192с.
17. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск: «Народная асвета», 1984. – 215 с.
18. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: «Просвещение», 1991. – 112 с.
19. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Мн.: «Нар.асвета», 1977. – 255 с.Методические рекомендации к «Программе обучения и воспитания в детском саду»./ Под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 344 с.
20. Малокомплектный детский сад \ под ред. М.А.Васильевой. – М.: «Просвещение», 1988. – 271 с.
21. Моложавый С. С. Игра и труд в дошкольном возрасте. — М.: «Просвещение», 1982. – 128 с.
22. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду \ под ред. Р.С.Буре. - М.: «Просвещение», 1987. – 222 с.
23. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
24. Нравственное воспитание в детском саду \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1984. – 272 с.
25. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 208 с.
26. Практикум по детской психологии \ под ред Г.А.Урунтаевой. - М.: «Просвещение», 1995. – 291 с.
27. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. — М.: «Просвещение», 1987. – 96 с.
28. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста \ под ред. М.А.Васильевой. – М.: «Просвещение», 1984.
29. Шелкун Л. Воспитание детей в процессе труда \\ Дошкольное воспитание. - 1976. - № 12
30. Ядешко В. И., Сахина В. А. Дошкольная педагогика. - М.: «Просвещение», 1978.- 405 с.
Приложения
Приложение 1
Методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда.
В течении 25 – 30 минут педагог наблюдает за трудом детей и фиксирует:
Наличие у детей положительных взаимоотношений свидетельствует:
Самостоятельное и справедливое распределение обязанностей между участниками;
Разрешение спорных ситуаций морально оправданными способами;
Умение объективно оценивать результаты труда;
Правильная организация рабочего места.
Оценка результатов:
Высокий – 4-5 баллов
Средний – 2-3 балла
Низкий – 0-1 балл
Экспериментальная группа
№ ребенка | распределение труда | взаимо- отношения | орган-я рабочего места | оценка результата | итог |
1. | 4 | 4 | 5 | 5 | высокий |
2. | 2 | 2 | 3 | 2 | средний |
3. | 1 | 1 | 1 | 1 | низкий |
4. | 2 | 3 | 3 | 3 | средний |
5. | 3 | 3 | 3 | 3 | средний |
6. | 2 | 1 | 0 | 0 | низкий |
7. | 5 | 5 | 5 | 5 | высокий |
8. | 3 | 3 | 3 | 3 | средний |
9. | 3 | 2 | 3 | 2 | средний |
10. | 1 | 1 | 1 | 1 | низкий |
11. | 0 | 1 | 1 | 1 | низкий |
12. | 2 | 2 | 3 | 3 | средний |
13. | 1 | 1 | 1 | 1 | низкий |
14. | 0 | 1 | 1 | 1 | низкий |
15. | 1 | 1 | 1 | 1 | низкий |