Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность,
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду……………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ………………………..7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей…………………….…9
Выводы по первой главе…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования …………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования……17
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………19
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..….26
Заключение……………………………………………………………………..…27
Список используемой литературы…………………………………………..….29
Приложение
По итогам диагностики 2 детей в экспериментальной группе имеет высокий уровень положительных взаимоотношений в процессе коллективного труда, 6 детей – средний уровень, 7 детей – низкий уровень. Из этого следует, что 57 % детей справились с заданием.
Контрольная группа
№ ребенка | распределение труда | взаимо- отношения | орган-я рабочего места | оценка результата | итог |
1. | 4 | 4 | 4 | 5 | высокий |
2. | 5 | 5 | 5 | 5 | высокий |
3. | 2 | 2 | 3 | 1 | средний |
4. | 2 | 2 | 3 | 3 | средний |
5. | 1 | 1 | 1 | 1 | низкий |
6. | 2 | 1 | 1 | 0 | низкий |
7. | 0 | 1 | 2 | 1 | низкий |
8. | 2 | 3 | 3 | 3 | средний |
9. | 1 | 2 | 1 | 1 | низкий |
10. | 3 | 3 | 3 | 3 | средний |
11. | 0 | 1 | 1 | 1 | низкий |
12. | 3 | 2 | 3 | 3 | средний |
13. | 0 | 1 | 1 | 1 | низкий |
14. | 2 | 2 | 3 | 2 | средний |
15. | 2 | 3 | 3 | 3 | средний |
В контрольной группе: 2 детей – высокий уровень, 7 детей – средний и 6 детей низкий уровень положительных взаимоотношений в процессе коллективного труда, что составляет – 57%.
Приложение 2
Программное содержание. Развитие сотрудничества детей в процессе выполнения композиций на заданную тему. Активизация творческих возможностей детей в процессе использования фигур неопределенной формы.
Материал. Большие листы бумаги зеленого цвета, вырезанные из бумаги цветы и фигуры неопределенной формы, клей, кисточки, тряпочки, стихи и загадки о весне.
Ход занятия. Взрослый просит детей отгадать загадку, чтобы узнать, о каком времени года они будут говорить (загадка о весне). Дети читают стихи о весне.
Взрослый предлагает дошкольникам выполнить аппликацию на тему «Весенний луг», обращая внимание на фигуры неопределенной формы. Дети называют объекты, которые можно составить из таких фигур.
Далее дошкольники объединяются в подгруппы, обговаривают содержание композиции, самостоятельно отбирают необходимый материал, распределяют обязанности.
По окончании работы взрослый с детьми устраивают выставку их совместных работ, отмечая оригинальность использования фигур неопределенной формы.
На заключительных занятиях этапа активизации творческих возможностей детей взрослый не проговаривает с каждой подгруппой замысел и ход работы, а ограничивается лишь созданием положительного эмоционального настроя детей и предоставлением широкого выбора материалов для совместной работы. В отдельных случаях дошкольникам оказывается необходимая помощь.
Итак, при условии целенаправленного психолого-педагогического руководства дошкольники овладевают способами предварительного планирования совместных действий при решении поставленных взрослым творческих задач и самостоятельного создания коллективного замысла будущего продукта.
Условия занятий, сочетающие включенность сверстников в совместное обсуждение идей, их реализацию, оценку конечного продукта и специфику предлагаемого материала, способствуют активизации творческого потенциала каждого дошкольника, его дальнейшему продвижению в овладении творческой деятельностью. Одновременно происходит существенный сдвиг в плане преодоления эгоцентрической позиции детей.
Приложение 3
Дети учатся:
— создавать композицию на заданную тему и располагать детали на общем полотне;
— работать с тканями больших объемов;
— совместной работе с другими детьми.
1. Беседуем об осени и ее приметах. Предлагаем выбрать детям персонажа для большой общей картины под названием «Осень». Это могут быть гуляющие дети, спелые яблоки на дереве, лесные животные, заготавливающие на зиму припасы, и т.д.
2. Дети выбирают себе персонажа, которого они будут делать. Рисуем и вырезаем из ткани фигурки людей, животных и сказочных персонажей. Основой будет служить большой кусок ткани. Раскладываем на нем фигурки, компонуем, меняем местами, смотрим, как сделать красивее, как сделать так, чтобы всем фигуркам хватило места.
3. Приметываем расположенные на ткани фигурки, предварительно сколов их булавками. Пришивать детали к большому куску ткани труднее, чем к маленькому, свободно умещающемуся в руках.
4. Строчим на швейной машинке «зигзагом» — закрепляем фигурки.
5. Вывешиваем на всеобщее обозрение наш ковер — свою осеннюю историю.
Такие панно можно сделать по всем временам года и вывешивать в свое время в группе в качестве выставочной площадки, к которой можно будет прикреплять поделки из бумаги, подходящие по сюжету (птиц, цветы, облака и т.д.).
Младшие дети тоже могут принять участие в изготовлении панно, хотя они не участвуют в обсуждении и планировании. Малышам можно поручить расположить уже готовые детали (облака, цветы, елочки) на основе. Их задача — сделать так, чтобы эти детали не загораживали персонажей и были красиво расположены.
С детьми подготовительной группы изготовляем различные панно и занавески, которые потом занимают свои места в группах. Вместе обсуждаем тему для изделия (например, занавеска в спальню может быть с луной и звездами), его конструкцию, а после изготовления вместе вешаем на подобранное место, то есть декорируем помещение. Дети старшего возраста уже могут самостоятельно выкраивать своего персонажа.
40