Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность,
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду……………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ………………………..7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей…………………….…9
Выводы по первой главе…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования …………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования……17
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………19
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..….26
Заключение……………………………………………………………………..…27
Список используемой литературы…………………………………………..….29
Приложение
Наличие у детей положительных взаимоотношений свидетельствует:
Самостоятельное и справедливое распределение обязанностей между участниками;
Разрешение спорных ситуаций морально оправданными способами;
Умение объективно оценивать результаты труда.
Методика «Смастерим коврик вместе»
Данная методика изучает влияние коллективной организации труда на его результат.
Детям предлагается сделать в подарок малышам большой ковер для кукол. Но для этого каждый ребенок должен сделать свой маленький коврик, чтобы потом соединить их в один большой ковер и подарить малышам. Нужно отметить, что в общий ковер войдут только хорошо сделанные коврики. Дети трудятся самостоятельно. Исследование проводится в двух сериях. Во второй серии ребенку предлагают выполнить те же задания индивидуально.
При обработке данных подсчитывается число ошибок, время выполнения, количество сделанных работ, а также анализируется отношение к продолжению работ, оценка своей работы и работы товарища.
2.2 Констатирующий эксперимент
Смысл эксперимента состоит в том, что за двумя группами детского сада (экспериментальной - с которой будет проводиться эксперимент и контрольной – в которой будут проходить обычные занятия) ведутся наблюдения.
Сравнительно длительное наблюдение за детьми показало, что детей можно разделить по уровню умений детей трудиться в коллективе.
Дети с высоким уровнем подготовленности к коллективным взаимоотношениям работают охотно и помогают друг другу, прилагают все усилия для достижения результата, доброжелательны и одновременно требовательны в отношениях друг к другу в процессе общего труда, сдерживают свои чувства и желания, когда этого требуют задания. Перед такими детьми важно лишь поставить задачу и обсудить план ее выполнения, организационные вопросы они решают самостоятельно.
Детям со средним уровнем подготовленности свойственен разнохарактерный тип поведения. Одни стараются выбрать дело поинтереснее, но допускают небрежность при выполнении задания, часто отвлекаются, переспрашивают. Другие отличаются уравновешенностью, но даже при постоянном побуждении воспитателя выполняют задание недоброкачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения.
Некоторых характеризует безразличное отношение ко всему, они никому не мешают, но и им ни до кого и ни до чего нет дела. Есть и такие дети, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций воспитателя, но при неудачах или ошибках снижают активность и не обращают внимания на качество выполнения задания.
Дети с низким уровнем физической подготовленности почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. Многие ведут себя так, будто требования или необходимость мобилизоваться для успешного выполнения заданий их не касается. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действия, они проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. При неудачах они испытывают состояние угнетенности, им свойственно неумение подавлять в себе отдельные желания. Лишь в несложной обстановке они проявляют активность, которая при возникновении трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).
Показатели сформированности уровня умений трудиться в коллективе
Таблица 1.
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Экспериментальная группа |
16 % |
41 % |
43 % |
Контрольная группа |
12 % |
45 % |
43 % |
Диаграмма 1.
Диагностика качественного уровня развития детей по теме исследования показала, что 57% воспитанников имеют представления и умения о коллективных взаимоотношениях в процессе труда на высоком и среднем уровне . Высокий уровень составляет около 14 %. Средний уровень имеет чуть менее половины детей, что составляет в среднем 43% детей. Низкий уровень – 43%.
2.3 Описание формирующего эксперимента
В дошкольных учреждениях труд широко используется как средство воспитания у детей таких качеств, как самостоятельность, умение работать в коллективе, помогать товарищам. Коллективный труд должен помочь в формировании этих качеств.
Наши наблюдения показали, что даже активные дети, которые быстро включаются труд, работают и помогают другим детям, допускают небрежность при выполнении задания. Многие часто отвлекаются, переспрашивают: «Что надо делать?», не умеют работать в нужном темпе. Мы не всегда правильно реагировали на такие проявления. Зачастую судили трафаретно: этот ленив, а этот медлителен. Констатация отрицательных качеств не воспитывали, приводили к отрицательным результатам. Мы поняли, что в формирование коллективных взаимоотношений в процессе труда важны положительные воздействия, предупредительные меры – напоминание, показ, выражение уверенности, что ребенок поступит хорошо. Именно эти приемы были положены в основу дальнейшей работы.
Мы нацеливали детей на хорошие, правильные действия. В предварительной беседе напоминали: «Что ты, Арина, сделаешь, если первая закончишь работу?; «А как ты, Руслан, узнаешь, что стулья чистые и их можно ставить на место?». Дети начинают чувствовать зависимость своего труда от труда товарищей, понимают: пока не сделал все что полагается, другие не могут приступить к делу.
В процессе коллективного труда не обходится без конфликтов и жалоб. Мы учили детей самих разбираться справедливо и честно, разбирая ситуацию конфликта и беседуя о правильности и целесообразности поступков.
Важное значение для детей имеет поощрение, мы старались использовать его разумно, указывая конкретно, за что хвалим, поощряли малейшие успехи детей. Подобные оценки воспитывают в детях уверенность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, предупреждает эгоизм, зазнайство.
Самая ценная форма поощрения – оказание повышенного доверия. Таким поощрением для наших детей является помощь малышам – починить им книги, игрушки, сделать пособия. Ребята понимают, что такое доверие нужно заслужить.
Мы стремились прививать дошкольникам положительное отношение к коллективному труду. С этой целью важно было показать, что любой труд интересен, если знаешь, как надо это делать.
Иногда ставили дошкольников перед решением несложных логических задач, позволяющих им уточнить наиболее рациональные приемы взаимоотношений друг с другом, приемы работы.
Часто проводили коллективный труд в форме игры. Так организовывали мастерскую по починке книг, прачечную, фирму «Заря» и т.д. Этот прием помогает воспитывать у детей ответственность, доброжелательность, умение общаться со сверстниками, распределять дела. Дети сами контролируют друг друга.
Большую работу проводили среди родителей. Не все родители понимали наши требования, считали, что детям не обязательно трудиться вообще, а тем более в коллективе. Мы разъясняли родителям, что в воспитании нет мелочей, что ребенок, умеющий трудиться в коллективе, быстрее приобщается к социальному обществу, труд помогает ребенку в общении со сверстниками, в развитии нравственных и волевых качеств характера. Подготовили папки – передвижки, ширмы «Что может делать ребенок в процессе коллективного труда», провели консультацию.
Можно с уверенностью сказать, что коллективный труд помог объединить детей общими интересами, привить им трудолюбие и самостоятельность, терпение и упорство. Дети стали более организованными, доброжелательными, отзывчивыми, стремились помогать друг другу по собственному побуждению.
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента
До начала эксперимента дети экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий в показателях констатирующего эксперимента.
После проведения формирующего эксперимента однонаправленное достоверное изменение показателей развития наблюдалось в экспериментальной группе. Таким образом, проведение целенаправленной работы по воспитанию коллективных взаимоотношений в процессе коллективного труда не оказали отрицательного воздействия на испытуемых.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих умения детей трудиться в коллективе у экспериментальной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить достоверное изменения.
Результаты педагогических наблюдений показали, что проведение разных форм коллективного труда способствуют формированию у детей коллективных взаимоотношений и воспитание нравственных качеств характера.
Показатели до и после эксперимента
Таблица 2.
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
До эксперимента |
16 % |
41 % |
43 % |
После эксперимента |
30 % |
51 % |
19% |