Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:11, доклад

Описание

Қазіргі заманғы қоғамда адамнан тек политехникалық білімді болуын талап етіп қана қоймай, жоғары деңгейдегі мәдениет пен ғылым мен техниканың түрлі салаларында терең мамандануын ғана емес қоғамда өмір сүріп тіршілік ете білуді талап етеді. Баланың тұлғалық дамуының негізгі параметрлері оның жалпы адамзаттық құндылықтарға бағытталуы, ізгілік, зиялылық, креативтілік,белсенділік, жеке басының намыс сезімі, ой-пікірдегі тәуелсіздік болып табылады. Осы қасиеттердің даму деңгейі тұлғаның әлеуметтік қалыптасу мен әлеуметтік біліктілігінің көрсеткіштері деп қарастыруға болады.

Работа состоит из  1 файл

Kocepcija_vospitanija.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

  Принцип культуросообразности - утверждает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, строиться в соответствии с традициями и нормами национальной культуры и региональными особенностями, не противоречащими   общечеловеческим ценностям.

Принцип целенаправленности  включает ясность целевой установки на каждом этапе развития, точный учет коллективных потребностей, правильный выбор главных видов воспитательной деятельности.

    Принцип гуманистической направленности предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности. 

Принцип этничности – предусматривает формирование культурообразующей среды, способствующей расцвету общенациональной культуры на основе единения этнических культур, достижение гражданского согласия и гармонии, общественных отношений.

Принцип обеспечения преемственности и единства требований  предполагает осуществление педагогического содружества семьи, дошкольных, внешкольных учреждений, школы на всех этапах развития личности как необходимого условия повышения качества воспитания. 

Принцип непрерывности воспитания  предполагает всестороннее развитие личности на всех этапах её жизнедеятельности: поступательное обогащение её творческого потенциала и возможностей во все более полной реализации её сил и способностей, её профессионального и общекультурного роста.

Принцип эффективности  социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет обучающимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных  процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

Принцип социальной адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания той социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Принцип демократизации  предполагает систему, основанную на взаимодействии, на педагогике содружества, сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитуемого. Он также предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность входящих в структуру системы педагогического руководства, самоуправления, соуправления и саморегуляции. Воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства.

Принцип вариативности предоставляет широкое многообразие воспитательных программ, реализующих в дошкольных организациях, нацеливает  на определение  индивидуальной траектории развития личности.

 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания – создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности дошкольника, школьника и студента как гражданина и патриота Республики Казахстан,   способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Задачи воспитания:

  • Создание и развитие воспитательных систем организаций образования, способствующих формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.
  • Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям.
  • Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде.
  • Создание условий для освоения детьми и молодежью мировой и национальной  культуры через овладение государственным  и другими языками, изучение и принятие традиций и культуры   народов Казахстана.
  • Максимальное развитие в условиях организаций образования познавательных интересов детей и молодежи, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации  и социализации личности.
  • Формирование личностно и профессионально значимых качеств,  необходимых для  жизни в современном обществе и эффективной  социальной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании.
  • Воспитание на основе сформированных в казахстанском обществе устойчивых традиций   этнической и религиозной толерантности;
  • Формирование у детей и молодежи навыков противодействия различным формам  этнорелигиозного экстремизма и радикализма, проникающим в Казахстан извне.
  • возрождение системы семейного воспитания   и включение семьи в воспитательную систему школы.

Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время и в досуговом периоде.

 

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

В условиях перехода на новую модель образования и усиления роли воспитания в образовательном процессе правомерно рассмотреть вопрос о переориентации содержания воспитания. Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то  именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.

Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые  закономерно зависят от содержания и направленности общественного  развития и  призвано обеспечить становление личности человека на основе усвоения системы гуманистических ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Сегодня целесообразно определить такие характерные составляющие воспитания, как вовлечение обучающихся в разнообразную творческую деятельность, в ходе которой осуществляется воспитание и развитие личности: познавательная, ценностно-ориентировочная, художественная, общественная, трудовая, спортивная, свободное общение.

Вместе с тем в рамках социально-ролевого подхода к воспитанию человек является компонентом множества социальных систем: семьи, коллектива, профессиональной группы, этноса, общества  и др.  Поэтому содержание воспитания соотносится с системой ценностных отношений: к себе, к своей семье, к школе, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля, а также с системой социальных ролей: Человек, Сын (дочь), Брат (сестра), Внук (внучка), Родственник, Учащийся (студент), Член коллектива, команды, Лидер, Хозяин, Горожанин (сельчанин), Сосед, Член объединения, группы, этноса, Друг, Товарищ, Правозащитник, Патриот, Гражданин, Защитник, Хранитель и творец национальной культуры, Труженик, Гражданин мира, Миротворец, Эколог.

 

            ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Исходя из  поставленной цели воспитания и  вытекающих из нее задач, можно    выделить     следующие     направления     воспитательной  деятельности:

  • Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание должно формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру,  развитое национальное самосознание,  культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на  гуманизме,  любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа,  сохранении и развитии его лучших традиций,  изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять противоправным проявлениям в детской и молодежной среде; повышение социального статуса  гражданско-патриотического, правового и поликультурного воспитания детей и молодежи; проведение научно-обоснованной организаторской политики по гражданско-патриотическому, правовому и поликультурному воспитанию; повышение уровня содержания, методов и технологий гражданско-патриотического, правового и поликультурного воспитания в организации образования на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур.
  • Духовно-нравственное воспитание предполагает создание  условий  для  развития  самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества. формирование и развитие системы  духовно-нравственных знаний и ценностей; реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности; формирование у  воспитанников репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных и моральных ценностей.
  • Семейное воспитание, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. На первый план выступает ориентация детей и молодежи на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества.
  • Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности предполагает формирование фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-техника; человек-природа; самопознание призвано помочь молодому человеку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей. Самопознание является необходимым условием саморазвития, самоактуализации личности, реализации её способностей и  потенциальных возможностей. 
  • Формирование социально значимых и индивидуальных качеств, свойств личности  (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость) предполагает развитие в системе социальных отношений  собственного стиля поведения, творчество и самостоятельность, умение быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, наличие активной жизненной позиции.
  • Формирование коммуникативной культуры определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности.
  • Экологическое  воспитание предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику  отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними.
  • Эстетическое  воспитание предполагает формирование нравственно-духовных ценностей через приобщение к прекрасному,  через художественную культуру, через приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способностью к концептуальному мышлению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нем в собственной творческой деятельности, умению жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми является важной задачей на современном этапе развития.
  • Физическое воспитание и формирование здоровьесберегающей среды здорового образа жизни ставит своей целью формирование здорового образа жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость и необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В его составляющие входит профилактическое образование. Формирование здорового образа жизни должно осуществляться как в процессе просветительской информационно-разъяснительной работы, дающей представление о возможностях человеческого организма,  особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека, так и путем непосредственного привлечения воспитанников к занятиям различными видами спорта.
  • Трудовое  и экономическое воспитание предполагает формирование у детей, подростков и молодежи умений и навыков в осуществлении самообслуживания, добросовестного, ответственного  и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умение работать в коллективе, команде; умения человека самостоятельно, активно и ответственно действовать, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, максимализируя их подлинный эффект, т.е. созидать новое производство и общество; формирование у молодежи потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей  ценности и главному способу достижения жизненного успеха.
  • Профессионально-творческое воспитание предполагает формирование профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей (специальной, профильной, коммуникативной, социальной, интеллектуальной,   информационной, персональной) и других ее подвидов, приобщение обучающихся к традициям и ценностям профессионального сообщества, приверженности нормам профессиональной этики  и корпоративной культуры;
  • Развитие интеллектуальной культуры предполагает формирование современного научного мировоззрения и усвоения базовых ценностей; развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей,  любознательности.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

В качестве основных условий реализации концепции выступают:

  • актуализация политической и социальной значимости и перспективности воспитания детей и молодежи;
  • концентрация интеллектуальных, организационно-педагогических, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на реализации задач воспитания;
  • создание открытого информационного, образовательного, деятельностного, коммуникативного, социального и личностного пространства, воспитывающей среды для формирования у детей и молодежи потребности  быть самостоятельной  и ответственной личностью;  
  • создание организационных условий повышения социальной компетентности и ответственности воспитанников за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие;
  • воспитание молодого поколения казахстанцев на общечеловеческих и национальных ценностях: толерантности,  согласия и культуры межэтнического общения;
  • создание социально-педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения  детей и молодежи к окружающему миру, обществу, природе;
  • создание условий для профессиональной ориентации и самореализации личности, формирование потребности к самообразованию на протяжении всей жизни и т.д.

Основными ресурсами в реализации Концепции являются:

Нормативно-правовое обеспечение   заключается  в полном    соответствии    воспитательного  процесса  нормативно-правовым  документам   в  сфере  образования Республики Казахстан, обеспечении   обратной   связи   с  целью  решения возникающих проблем.

Информационное  обеспечение – использование современных информационных и коммуникационных технологий, организация внутришкольных и внутривузовских СМИ, издательской деятельности по вопросам воспитания и т.д.

Научно-методическое обеспечение выражается в повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров, в разработке научно-методических комплексов, внедрении вариативных программ, воспитательных и информационных технологий. Выявление, изучение и широкое распространение лучшего опыта организации воспитательного процесса; освоение новых технологий как в самом воспитательном процессе, так и в управлении им; последовательная ориентация на культуросообразность воспитания, призванная обеспечить формирование духовного мира человека.

Организационно-управленческое обеспечение заключается в создании условий для организации эффективной воспитательной деятельности на основе оптимального планирования воспитательной работы в организациях образования и их структурных подразделениях,  координации их работы; координации межведомственного взаимодействия; создании единого образовательного пространства,   проведения мониторинга воспитательного процесса.

Материально-техническое  обеспечение предполагает создание необходимых материальных, технических условий,  финансирование воспитательной работы из республиканского и местных бюджетов,  эффективное использование гибкой системы стимулирования участников воспитательного процесса.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает     консолидацию усилий воспитательных институтов (социальное партнерство); обеспечение социально-педагогической защиты детей и молодежи, формирование чувства самоценности и психологического комфорта.

Кадровое обеспечение  предполагает включение в классификатор специальности  «социальный педагог», «педагог дополнительного образования», «менеджер по организации детского досуга»; осуществление повышения квалификации и переподготовки всех категорий педагогических работников, занимающихся воспитательной работой; подготовка  и четкое распределение функциональных обязанностей  классных руководителей, кураторов групп, школьных психологов, социальных педагогов (по работе с «трудными», и др.); возрождение при педагогических ВУЗах и Ти ПО кафедр «Теория и методика воспитательной работы» и создание условий для педагогической практики; возрождение педагогической  практики учащихся и студентов педагогических колледжей  и вузов по организации летнего отдыха.

           Введение во всех организациях  образования (школах, профлицеях, колледжах, ВУЗах)  должностей заместителей директоров, проректоров по воспитательной работе, кураторов групп, классных руководителей и обеспечение их деятельности на основе  взаимодействия с детскими и молодежными общественными организациями, структурами ученического и  студенческого самоуправления.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Реализация Концепции воспитания в системе непрерывного образования  в

Республике Казахстан должна обеспечить:

  • осознание обществом приоритетности и значимости воспитания, реальное закрепление его статуса в обществе;
  • обеспеченность  непрерывности и преемственности воспитания  на всех уровнях системы образования;
  • возросший уровень воспитанности детей, подростков и молодежи;
  • утверждение здорового образа жизни как нормы;
  • возросший уровень  духовности и нравственности общества;
  • педагогически управляемые, развивающиеся воспитательные системы организаций образования на всех уровнях.

Информация о работе Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан