Контроль в обучении иностранному языку (на примере грамматики в 5 классе)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание

Данная работа доказывает, что если применить правильно составленное упражнение при закреплении языковых явлений, то грамматический навык будет более прочным, и, используя такие упражнение при проверке уровня сформированности навыков, мы получим наиболее полную и реальную картину обученности учащихся. Это, в свою очередь, даст возможность скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс в соответствии с индивидуальным уровнем знаний каждого учащегося

Содержание

Введение

Глава 1. Роль контроля в обучении иностранному языку

1.1. Понятие контроля и его цель

1.2. Объекты контроля при обучении иностранным языкам

1.3. Функции контроля

1.4. Виды и формы контроля

Глава 2. Методические рекомендации по контролю сформированности грамматических умений

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контроль в обучении и.я..doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Нижнетагильская государственная

Социально-педагогическая академия 
 
 

Курсовая  работа по методике

Тема: Контроль в обучении иностранному языку (на примере грамматики в 5 классе) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Тагил

2011 
Содержание 

Введение

Глава 1. Роль контроля в обучении иностранному языку

1.1. Понятие контроля  и его цель

1.2. Объекты контроля при обучении иностранным языкам

1.3. Функции контроля

1.4. Виды и  формы контроля

Глава 2. Методические      рекомендации      по      контролю сформированности грамматических умений

Заключение

Список литературы

 

Введение 

Вопросами контроля в обучении иностранному языку занимаются многие авторы. Однако, приемы проверки и учета знаний, умений, навыков, методики их организации и проведения, не утратили своей актуальности.

Ориентируясь  на цели и задачи обучения, в настоящее  время решается ряд проблем, связанных  с осуществлением контроля. К ним относятся прежде всего выделение объектов контроля и выбор наиболее надежных и эффективных форм его реализации. Только соотнесенный с поставленными целями и задачами, осмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижению целей и задач обучения [Маслыко 1989].

Однако, к сожалению, практическим и методическим указаниям по проведению контроля в  современной методике уделяется  мало внимания, а набора конкретных заданий для проверки сформированности языковых навыков нет вообще. Поэтому, практическая значимость данной работы состоит в разработке конкретных упражнений, которые, применяясь на практике, будут эффективно способствовать процессу обучения.

Таким образом, предметом этой работы является контроль сформированности грамматических умений, а объектом - формирование грамматических навыков на уроке иностранного языка.

Контроль  является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и  практического применения знаний, умений, навыков [Подласый 2007]. Он является неотъемлемой частью обобщающего урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Поэтому задания для контроля грамматических умений составляются с учетом разного уровня подготовки учащихся.

В данной работе будут описаны функции  контроля, а так же будут представлены различные виды и формы контроля. В последней части работы приведем примеры контрольных заданий по некоторым разделам грамматики английского языка.

В данной работе выбран грамматический аспект английского языка именно потому, что грамматике принадлежит лидирующая роль в обучении любому иностранному языку.

Невозможно  оторвать грамматику от речи; по словам Г.В.Роговой, без грамматики не мыслится овладение какой либо формой речи, т.к. грамматика наряду со словарным  и звуковым составом представляет собой  материальную основу речи, т.е. этот методист отводит грамматике организующую роль [Рогова 2000].

Данная  работа доказывает, что если применить  правильно составленное упражнение при закреплении языковых явлений, то грамматический навык будет более прочным, и, используя такие упражнение при проверке уровня сформированности навыков, мы получим наиболее полную и реальную картину обученности учащихся. Это, в свою очередь, даст возможность скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс в соответствии с индивидуальным уровнем знаний каждого учащегося [Хуторской 2007].

Таким образом, целью данной работы является отображение специфики контроля при обучении иностранному языку.

Исходя  из цели, выделены следующие задачи:

• ввести понятие контроля и его цель;

• описать различные функции контроля;

• выявить виды контроля и его формы;

• представить  комплекс   методических  рекомендаций   по   контролю сформированности грамматических умений.

  

 

Глава 1. Роль контроля в обучении иностранному языку 
 

Научная организация контроля является важнейшим  условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятая отдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую для организации обучения «обратную информацию». Поэтому содержание контроля неразрывно связано с методической концепцией.

В данной главе мы рассмотрим, как нам представляется, самые важные аспекты контроля, а  именно: понятие контроля и его  цель, функции контроля и различные  его виды и формы. Эти данные позволят нам наиболее полно разобраться с тем, что же такое контроль, каким он бывает и каким должен быть. На основе рассмотренного в данной главе материала мы сможем работать над практической частью данной работы. 
 

1.1. Понятие контроля  и его цель 

Практическая  цель преподавания иностранного языка заключается в обучении общению на иностранном языке. Для этого необходимо научить учащихся формировать и формулировать мысли с опорой на неродной язык в процессе коммуникации. Некоторые методисты решающую роль в овладении языком отводят речевым навыкам, которые создаются путем подражания и механического заучивания. Мнение о «саморазвивающейся» способности мыслить с опорой на иностранный язык ограничивает содержание методической концепции и контроля. Е.И. Пассов отмечает, что обучающийся может сам овладеть некоторыми приемами учения, но «во сто крат полезнее для дела, если этому научит учитель, ибо он может предложить наиболее рациональные приемы» [Пассов 1989].

При практической цели обучения иностранным языкам главное  содержание учебного процесса составляет овладение учащимися речевой деятельностью на иностранном языке, в ходе которого решаются воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Одним из условий осуществления этого требования является организация учебно-воспитательного процесса на оптимальном уровне с учетом различных факторов, влияющих на ход и результаты обучения. По иностранному языку оптимальная организация возможна при гибком управлении, которое позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебной работы, учитывая расхождения между программой обучения, предложенной учебно-методическим комплектом и преподавателем, и реальной учебной ситуацией, сложившейся в классе, а также сбои и пробелы, проявляющиеся в языковой подготовке учащихся [Гальскова 2004].

Для осуществления эффективного управления учебным процессом необходимо обеспечить обратную связь на постоянной операционной основе, которая выступает в форме контроля.

Получаемая  информация одновременно является базой  для оценки преподавателем учебной  деятельности обучающегося и его самооценки своей речевой деятельности, которые несут мощный эмоциональный мотивационный заряд и оказывают стимулирующее воздействие. При некоторых обстоятельствах она может оказать и отрицательное воздействие, приводя к затуханию мотивов и потере стимулов к активности в работе.

По мнения Старкова А.П., информацию по обратной связи учащиеся могут получить тремя путями [Старков 1986].

  1. Из указаний преподавателя, который в той или иной форме сообщает учащемуся об успешности выполнения поставленных учебных задач, корректирует его учебно-речевые действия, дает оценку этим действиям, поощряя и стимулируя речевую деятельность учащегося.
  2. Путем внешнего самоконтроля (взаимоконтроля) с помощью ключей или приемов программированного обучения, осуществляя коррекцию и самооценку речевых действий.
  3. Путем внутреннего самоконтроля, осуществляемого самостоятельно в процессе выполнения речевых действий на базе сформированных внутренних психических моделей этих действий, сопоставлением этих моделей с порожденными высказываниями.

В процессе реального речевого общения функционирует  обратная связь в форме внутреннего  самоконтроля, которая составляет существенный и неотъемлемый компонент механизма  восприятия и порождения высказываний. Обеспечение функционирования внутренней обратной связи входит в задачи обучения практическому владению иностранным языком. И в ходе обучения речевой деятельности контроль, осуществляемый преподавателем, и внешний самоконтроль (взаимоконтроль) в той или иной форме не только способствуют овладению учащимися речевой деятельностью, но и формируют их внутренний самоконтроль.

    Функциональный  подход к контролю как к форме  обратной связи в процессе управления обучающей деятельностью преподавателя  и учебной деятельностью учащихся в их взаимосвязи ставит перед методистами и преподавателями ряд важных проблем, еще не нашедших своего решения. К числу таких проблем относится в первую очередь вычленение объектов контроля при практической цели обучения иностранным языкам. Выдвижение в качестве объектов контроля видов речевой деятельности требует вместе с тем учета степени усвоения учениками грамматических форм, лексики и произношения в интегрированном виде, как они функционируют в реальном общении.

Особую  остроту приобретает поиск функциональных форм и приемов контроля, адекватных объекту контроля, а также характеру и уровню овладения данной речевой деятельностью. Попытки использовать письменные контрольные работы в качестве универсальной формы контроля, например для установления степени обученности учащихся устно-речевой деятельности, представляют собой нарушение принципа функциональности и не обеспечивают объективного отражения уровня владения учащимися именно этим видом речевой деятельности.

Основная  программа применительно к обучению общению на иностранном языке - это программа, в которой должна быть заложена идея профилактики ошибочной деятельности. Ошибка учащегося - это, главным образом, сигнал не того, что он не овладел каким-либо коммуникативными навыками и умениями в обучении иностранному языку, а того, что программа составлена недостаточно правильно, не учтен один из факторов обучения. Поскольку предвидеть все факторы невозможно, вступает в силу программа корректирования. Но для этого должен быть специально подготовлен преподаватель, владеющий определенными инструментами, определенным комплексом средств управления учением: открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка и отметка. Инструменты, которыми должен владеть ученик, это: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, взаимооценка [Бим 1977].

На схеме  предложенной Е.И. Пассовым видно, что  сначала должен быть открытый контроль, затем на его основе - скрытый. На основе открытого контроля появляется умение самоконтроля и уже на его  основе -взаимоконтроль. Самооценка и  взаимооценка вырастают на почве самоконтроля. Таким образом, контроль выступает как один из инструментов, который входит в общую систему управления учением. Все десять инструментов направлены на объекты управления, которые важно выявить и номенклатурно перечислить [Пассов 1989].

 

Важным  требованием к контролю в любой  форме является объективность полученных результатов, которая позволяет  дать точную оценку и определить рекомендации по коррекции учебной речевой  деятельности обучающихся и методической деятельности преподавателя. Чтобы можно было проанализировать ход учебного процесса, оценить результаты контроля, определить при необходимости рекомендации по коррекции и их адрес, необходимо установить дифференцированные параметры оценки по видам речевой деятельности и аспектам языка и обеспечить их качественную и количественную интерпретацию, что представляет особую сложность при комплексном обучении речевой деятельности. 

Информация о работе Контроль в обучении иностранному языку (на примере грамматики в 5 классе)