Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 16:48, контрольная работа
10 вопрВ. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
10
вопрВ. Г. БЕЛИНСКИЙ
О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ СЕМЕЙНОМ
ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ
ДЕТЕЙ
По характеристике
В. И. Ленина, Виссарион Григорьевич Белинский
(1811—1848) был еще при крепостном праве “предшественником
полного вытеснения дворян разночинцами
, предшественником русской социал-демократии.
Он прошел сложный путь идейного развития:
от идеализма к. материализму, от просветительства
к революционному демократизму. В популярных
тогда системах утопического социализма
Белинский очень ценил критическое содержание.
Философские революционно-демократические
взгляды Белинского отражают процесс
углубления кризиса крепостного
строя. Белинский резко обличал
самодержавие и крепостничество
в России, реакционную, религиозно-мистическую
идеологию, теорию так называемой официальной
народности. Он выдвигал и обосновывал
необходимость отмены крепостного
права, демократизации всего общественного
быта России. При этом он доказывал,
что основной путь коренного преобразования
общественной жизни России должен быть
революционным, хотя и не мог еще
указать реальных сил и средств
для осуществления идей социализма.
Белинский верил
в богатые творческие силы, талант
русского народа, в его стремление
к свободе, к пресыщению. “Грамоты
наш народ не боится,— писал
он в “Письме к Гоголю”,—
Педагогические идеи
В. Г. Белинского составляют органическую
часть его литературного
С наибольшей полнотой
взгляды Белинского на первоначальное
семейное воспитание и обучение детей
раскрыты им в статье “О детских
книгах (1840) — рецензии на две сказки
Гофмана и детские сказки дедушки
Иринея. Стоя на позициях революционного
демократизма и гуманизма, Белинский определил
цель первоначального воспитания — воспитать
в ребенке человечность. “Первоначальное...
воспитание,— писал он,— должно видеть
в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника,
но человека, который мог бы впоследствии
быть тем или другим, не переставая быть
человеком”.
Белинский высказывался
за всестороннее развитие человека. “Не
упускайте из вида,— писал он,—
ни одной стороны воспитания: говорите
детям и об опрятности, о внешней
чистоте, о благородстве и достоинстве
манер и обращения с людьми;
но выводите необходимость всего
этого из общего и из высшего источника
— не из условных требований общественного
звания или сословия, но из высокости
человеческого звания, не из условных
понятий о приличии, но из вечных понятий
о достоинстве человеческом”.
Белинский диалектически
подошел к решению вопроса
о значении и сущности процесса воспитания,
о взаимоотношении развития ребенка
и его воспитания. Он указывал, что
каждый ребенок с рождения имеет
индивидуальные задатки и наклонности,
которые могут развиваться или
глохнуть в зависимости от внешних
обстоятельств и воспитания: “Каждый
человек есть индивидуальная личность,
которая может делаться и хуже
и лучше — только по-своему, индивидуально”.
“... Душа младенца,— писал он,— ...
дерево в зерне, человек в возможности!”
Белинский указывал
на “великое значение воспитания в
развитии природных задатков и наклонностей
детей: “Разумное воспитание и злого
по натуре делает или менее злым, или даже
и добрым, развивает до известной степени
самые тупые способности и по возможности
очеловечивает самую ограниченную и мелкую
натуру... Он требовал, чтобы воспитатели
изучали законы развития, природные и
возрастные особенности детей и сообразовались
с ними: - “Человек имеет свои эпохи возрастания,
не сообразуясь с которыми можно затушить
в нем всякое развитие”.
Белинский наметил
следующую возрастную периодизацию
детей: младенчество — от рождения
до 3 лет, пора детства — от 3 до 7 лет,
отрочество — от 7 до 14 лет.
Белинский выступал
против обезличивания детей и
насилия над ними, отстаивал необходимость
бережного и любовного
Велика заслуга
Белинского и в том, что он диалектически
разрешил проблему единства общечеловеческого
и национального, народного элемента
в развитии России, в создании ее
культуры, науки и просвещения. Он
писал: “Народность обыкновенно
выпускается... из плана воспитания...
Давайте детям больше и больше
созерцание общего, человеческого, мирового;
но преимущественно старайтесь знакомить
их с этим через родные и национальные
явления...
Общее является только
в частном: кто не принадлежит
своему отечеству, тот не принадлежит
и человечеству”. Идея революционной
народности у Белинского сложилась
и оформилась в ожесточенной борьбе
с представителями реакционной
теории официальной народности. Он
был также противником
Большую ценность представляют
высказывания Белинского о характерных
особенностях умственного развития
детей дошкольного возраста. Эти
высказывания свидетельствуют о
его таланте тонкого
Белинский отмечал
большую впечатлительность
Будучи материалистом,
Белинский отмечал особо важное
значение наглядности в обучении детей:
“Наглядность,— писал он,— признана теперь
всеми единодушно самым необходимым и
могущественным помощником при учении.
Она состоит в том, чтобы помогать памяти
и уму ребенка представлением вида и образа
предметов, которые он изучает”. В этом
отношении значительную роль могут сыграть
картины, картинки в учебных книгах и специальные
учебные пособия: “Посмотрите, как жадны
дети к картинкам. Они готовы прочесть
самый сухой и скучный текст, лишь бы только
он объяснял им содержание картинки. И.
потому картинки все более и более делаются
пособием при воспитании и учении”.
Общественной задачей
родителей, считал Белинский, является
нравственное воспитание детей, именно
оно служит основной. цели — воспитанию
будущего человека. Показателем же нравственного
или безнравственного поведения является,
по его мнению, не то, как человек рассуждает
о нравственности, какой системы взглядов
он придерживается на словах, а его практические
дела, направленные на благо народа, на
борьбу за его освобождение. Белинский
осуждал всякое. фарисейство, ханжество,
пошлые представления о морали эксплуататоров
и пытался наметить основы новой нравственности
Понятно, что в то время он не мог еще вскрыть
классовых основ дворянской и буржуазной
морали и сделать из этого соответствующие
вы воды для педагогической теории.
Но он дал много
ценных советов о том, как у
детей сформировать хорошие привычки
нравственного поведения, в частности
привычки к постоянному систематическому
труду.
Большое значение в
первоначальном семейном воспитании,
говорил Белинский, имеет доверие,
дружба, ласковое отношение родителей
к детям: “Родители одною ласкою
могут делать из своих детей все,
что им угодно. Им ничего не стоит
приучить их с малолетства к выполнению
долга — к постоянному
Белинский считал, что
родители должны стремиться удалять
детей от всяких дурных примеров и
приучать их к проявлению хороших
чувств, поступков не столько наставлениями,
сколько с помощью хороших
примеров, огромную воспитательную роль
может сыграть изучение детьми биографий
за мечтательных людей. Для нравственного
воспитания детей указывал Белинский,
имеет очень важное значение поведение
самих родителей, а поэтому “вся
жизнь отца и матери, всякий поступок
их должен быть примером для детей
Положительные факты и явления
из окружающей жизни дают. возможность
маленьким детям самим разбираться в том,
что хорошо, что дурно: “Не говорите детям.
“Это. хорошо потому и потому”, а покажите
им хорошее, не называя его даже хорошим,
но так, чтобы дети сами, своим чувством
поняли, что это хорошо”. Важной частью
нравственного воспитания Белинский считал
воспитание у детей чувства патриотизма.
Пламенный патриот своей родины, Белинский
верил в великую историческую роль России.
В 1840 г. он писал: “Завидуем внукам и правнукам
нашим, который суждено видеть Россию
в 1940 г. — стоящей во главе образованного
мира, дающей законы науке и искусству
и принимающей благоговейную дань уважения
от всего просвещенного человечества”.
Средствами воспитания у детей чувства
патриотизма Белинский считал беседы,
сказки, детские книжки о родном крае,
о России, о жизни русского народа
Белинский обстоятельно
изложил задачи и обязанности
родителей по отношению к детям
и указал на долг и обязанности
детей по отношению к своим
родителям.
Большое значение придавал
Белинский физическому
Умственное воспитание
детей, говорил Белинский, должно начинаться
с самого раннего возраста и быть
тесно связано с физическим, нравственным
и эстетическим воспитанием. Оно
должно целесообразно направляться
взрослыми, должно, сообразовываться с
законами развития детской природы.
Оно не должно быть преждевременным,
переутомлять детей, убивать их самодеятельность
и активность.
В последние годы
своей жизни Белинский особо
подчеркивал роль науки как основного
средства умственного развития детей.
“Развивать детей должна наука,—
писал он,— ее постепенное, медленное,
но тем более верное изучение, а
не книжки, написанные для забавы и
приучающие детей к поверхности,
легкомыслию и мечтательности”.
- Он высоко ценил также воспитательное
значение для детей “созерцания
действительности”, знакомство с разнообразными
явлениями окружающей природы и
сознательной жизни.
Белинский рекомендовал
с ранних лет воспитывать у
детей эстетическое чувство: “В детях
с самых ранних лет должно развивать чувство
изящного, как один из первейших элементов
человечности”.