Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 16:48, контрольная работа
10 вопрВ. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Вопросами воспитания
начали заниматься не только педагогические
журналы - «Журнал для воспитания»,
«Русский педагогический вестник», «Учитель»,
но и журнал «Современник». Движение
в создании общечеловеческих идеалов
было начато журналом «Морской сборник»
в 1856 г . (Давыдов, Даль, Пирогов). В 1857 г
. Открылись два новых педагогических
журнала «Журнал для воспитания» Чуликова
и «Русский педагогический вестник» И.А.Вышнеградского.
Возникло новое общественно-литературное
движение раскрывшее обществу серьезную
мысль в статье Н.И.Пирогова «Вопросы жизни»,
П.Г. Редкина«Что такое воспитание?». Ученые
решительно осудили сословный характер
и деляческую направленность современной
системы образования и защищали задачу
подготовки человека [14,с.9]. Желая совершенно
определенно очертить свой педагогический
идеал редакция журнала «Учитель» посвятила
выяснению ряд статей ( за 1863) и поставила
вопрос о высшем принципе воспитания и
образовании [6, с.95-103]. Г.В.Кондратьева
в исследованиях исследуемого периода
выявила, что во второй половине 19 века
выходит в свет 89 педагогических изданий,
в которых 52 издавались частными лицами.
Среди них – «Русская школа», «Воспитание»,
«Учитель», «Народная школа», «Русский
начальный учитель» [7, с.64-68].
На «Вопросы жизни»
откликнулись Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский.
Против узко-специального образования
и за общее образование в качестве предпосылки
специального позднее выступил Д.И.Писарев.
В статье «Наша университетская наука»
он высмеивал дробление образования на
кирасирское и уланское, образование сенатского
и почтамтского чиновника, кожевника и
мыловара [2,с.85].
Большой критики
подвергся Н.И.Пирогов после
Либеральная печать
обрушилась на Н.А.Добролюбова за его
«Всероссийские иллюзии» и «гнусную
думу гимназиста». Против Н.А.Добролюбова
выступили М.П.Драгомонов, тогда еще студент
Киевского университета («Русская речь»,
1861 №54), Е. Судовщиков («Отечественные
записки», 1861 №6) и другие. В своих статьях
они осудили Н.А.Добролюбова за его не
гуманность по отношению к Н.И.Пирогову.
Н.А.Добролюбов со всей
силой своего дарования выступал
против подавления личности, против воспитания
покорности, слепого, не рассуждающего
повиновения, угодничества, молчалинства,
подхалимства. Н.А.Добролюбов формировал
свой идеал воспитания. Идеал этот заключался
в воспитании стойких убеждений, принципиальности,
непримиримости к общественному злу, в
правильном и полном развитии «личной
самостоятельности ребенка и всех духовных
сил, заключающихся в его натуре» [3,с.55].
Непоследовательность
и противоречивость взглядов Н.А.Пирогова
критиковал В.И.Ленин в полном собрании
сочинений т.22 : «Пирогов в 1860-х годах
соглашается, что надо сечь, но требовал,
чтоб секли не безучастно, не бездушно»
[т.22 с. 385 п.с.с В.И.Ленин].
П.Ф.Лесгафт ( 1883 г.)
оправдывал одну из слабых сторон Н.И.Пирогова,
а именно в отношении к наказаниям ребенка,
применяемым в семье, так и в школе. В оправдание
П.Ф.Лесгафт приводил его слова: «Розгу
для нашего русского воспитания нужно
было бы изгнать совершенно» написанные
Н.И.Пироговым в «Собрании педагогических
статей» [10, с.275].
Большой интерес
вызвали статьи Н.И.Пирогова «Замечания
на проект общего устава императорских
Российских университетов», «Университетский
вопрос». В данных статьях Н.И.Пирогов
высказывает свое мнение о университетском
образовании, значении и месте университетов
России, в соответствии с Европейскими
университетами, а также о работе профессорско-
По мнению Н.И.Пирогова
столичные университеты должны быть
связаны с различными специальными
учреждениями, служить их центром
и вносить в их деятельность элементы
общечеловеческого, научного образования.
«И тот, и другие выиграют от соединения»
[14,с.379]. Н.И.Пирогов указывал, что
каждый университет должен руководствоваться
своей программой с учетом местных
условий, потребностей общества и учащихся.
И только таким путем можно
решить университетский вопрос [14,с.380].
В.А.Змеев в статье
«Роль университетского устава 1884 г.
в развитии образования в Российской
империи» выявил, что реформирование
высшей школы России входило в
планы чиновников. Александр IIIстремился
превратить отечественные вузы в очаги
высокой науки и культуры. В 80-е гг. широкое
международное признание получили исследовательские
работы М.М.Ковалевского, П.Н.Лебедева,
К.А.Тимирязева и других. По данным за 1887
г . Только Общество испытателей природы
при Московском университете обменивалось
результатами исследований и поддерживало
связи с 512 научными учреждениями из 17
стран Европы ( Отчет о состоянии Императорского
Московского университета за 1887 г . М.,
1888 г ., с.145)[4,с.139-153]
Реформа 1861 г . при всех
ее оговорках и условностях, которые так
ярко вскрыли А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский,
Д. И. Писарев и другие революционные демократы-публицисты,
была несомненным шагом вперед. Она открывала
собой целый ряд других преобразований:
восстановление автономии университетов,
реформу суда, введение земских учреждений,
издание «Временных правил о печати»,
смягчающих цензуру.
Начинался, по определению
В. И. Ленина, «разночинский или буржуазно-
Работы «Рефлексы
головного мозга» И. М. Сеченова (1863),
«Что делать?» Н. Г. Чернышевского (1863),
публицистические статьи Д. И. Писарева
– «произведения, которые будоражили
умы передовых представителей русского
общества, способствовали пробуждению
общественного самосознания. Особенно
остро они воспринимались студенчеством
и разночинной молодежью»[21,с. 12-13].
Сторонник демократического
движения Н. Г. Чернышевский, считал,
образование и воспитание
Народное просвещение
являлось доступным средством
совершенствования человека. К. П.
Победоносцев в 1896 г . в “Московском
сборнике” на вопрос, «Что же должно представлять
собой истинно народное просвещение?»,
ответил, что «….несоответствие между
содержанием обучения и требованиями
семьи к его содержанию приводит к тому,
что народная школа становится чуждой
народу».
К.Д.Ушинский в статье
«Вопросы о народных школах» писал:
«Движение народного развития должно
быть сообразно, с одной стороны,
с силами народа, а с другой- с
современностью: народ несовременный,
отставший от общего исторического
движения, неизбежно страдает. Современное
значение народа в общей исторической
жизни человечества есть один из главнейших
источников не только его внешнего
значения, но и его внутреннего
благосостояния»[19,с.252]. Подобную точку
зрения с опорой в воспитании на
народность, особенности национального
характера, отечественную культуру
поддерживали русские философы В. С.
Соловьев, Е. Н И С. Н. Трубецких, К.
Л. Леонтьев, В. В. Розанов, С. А. Рачинский
[19,с.365].
Сугубо научного
направления в отечественной
педагогической мысли придерживались
видные деятели российской науки
Д. И. Менделеев, В. О. Ключевский, П. Ф. Лесгафт,
В. М. Бехтерев. Данные представители
отвечали требованиям буржуазно-
Первые шаги реформирования
средней школы сделаны
В развитии и распространении
социал-демократических
Своеобразие мысли
К. Д. Ушинского проводит связь глубокого
народного слова и науки. К.Д.Ушинский
нашел « в языке народа много философского
ума, истинно поэтического чувства, изящного,
поразительного верного вкуса, следы труда
сильно сосредоточенной мысли, бездну
необыкновенной чуткости к тончайшим
переливам в явлениях природы, много наблюдательности,
много самой строгой логики, много высоких
духовных порывов и зачатки идей, до которых
с трудом добирается потом великий поэт
и глубоко мыслящий философ» [18,с.554-574].
Следует отметить, что
образование народа во многом зависело
от учительства. Проблемы учительства
обсуждались очень широко в общественно-педагогических
кругах. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов
считали, что деятельность учителя
должна носить социальный характер.
Л. Н. Толстой утверждал,
что « качество - это есть любовь.
Если учитель имеет только любовь
к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь
к ученику, как отец, мать, он будет
лучше того учителя, который прочел
все книги, но не имеет любви ни
к делу, ни к ученикам. Если учитель
соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он - совершенный
учитель»[17,с.190-195].
В 60-е годы 19 столетия
деятельность части общественно-
О важности соединения
умственного, физического и технического
обучения говорилось и до К.Маркса.
Однако в трудах буржуазных ученых
это положение оставалось фактически
декларативным положением: содержание
воспитания и образования, его цели
и задачи, ориентация воспитания на
определенный вид деятельности (умственную
и физическую) исключали возможность
всестороннего развития личности, за
которое они ратовали в теории.
В свете Марксоваучения о совершенствовании
личности особый смысл приобретала трактовка
Марксом в «Инструкции» основной категории
педагогики-воспитания. Это определение
имело принципиально важное значение
для педагогики, оно ставило перед ней
задачи «формировать не частично, а целостно,
формировать не отдельные его способности,
а в тесной взаимосвязи, причем не только
вооружать его знаниями, умениями и навыками,
но и приобщать его к активной практической
деятельности»[9].