Контрольная рабоат по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание

10 вопрВ. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Работа состоит из  1 файл

еще шпоры.docx

— 64.34 Кб (Скачать документ)

В приведенной формуле  были четко обозначены составные  части воспитания. Марксизм впервые  показал, что «только в единстве умственного и физического воспитания с политехническим обучением  может быть понята социальная функция  воспитания подрастающего поколения», что «воспитание не может быть сведено, как это имеет место  в буржуазной педагогике, к какому-либо одному элементу формирования личности, а охватывает все его стороны»[9].  

С деятельностью  К.Маркса и Ф.Энгельса связан качественно  новый этап в истории всемирной  педагогики. В созданной ими научной системе философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса, науку о познании революционном преобразовании мира, педагогическая теория стала органической и неотъемлемой ее частью. Конечным смыслом и содержанием марксизма как науки выступает борьба за построение такого общества, где «каждому человеку будут созданы все условия для его всестороннего развития, общества, где «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Поэтому ключевой проблемой марксизма выступал человек, как наивысшая социальная ценность. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»,- писал В. И. Ленин[9].  

Революционная деятельность В.И.Ленина началась в конце 80-х годов  прошлого века. Он принадлежал к  третьему поколению русских революционеров - к пролетарским революционерам, пришедшим  на смену революционерам дворянского  и демократического периодов освободительного движения в России. Ленин и созданная  им большевистская партия высоко ценили и развивали передовые, демократические  традиции российского освободительного движения- традиции непримиримой борьбы против самодержавно-крепостнического строя, социального и национального гнета, за счастье народа. Великих русских революционных демократов и социалистов Герцена, Белинского, Чернышевского, блестящую плеяду революционеров 70-х годов, вставших на путь самоотверженной борьбы с царизмом, за политическую свободу, Ленин называл «предшественниками революционной российской социал-демократии»[8,с.7].  

Маркс и Энгельс  изучали с точки зрения не только явления природы, но и явления  общественные, явления настоящего и  прошлого общественной жизни. Исторический материализм имел громадное значение в том отношении, что он не только описывал исторические события, но объяснял причины их и тем самым подводил к пониманию действительности, к  пониманию того, как, какими путями можно перестроить капиталистический  мир в социалистический, к пониманию  того, что такое социализм [3,с.357].  

Одним из средств  общественно-педагогического движения были средства массовой информации и  в основном печатные издания. Журналы  являлись основой либеральнойсистемы ценностей, обсуждавшие гражданские и политические права личности. Объединяющим центром либералов был один из самых популярных журналов «Вестник Европы», который издавал бывший профессор Петербургского университета М.М.Стасюлевич, c марта 1866 по апрель 1918 г .. В деятельности журнала принимали участие известные историки, юристы, писатели – К.К.Арсеньев, К.Д.Кавелин, Н.И.Костомаров, А.Ф.Кони, А.Н.Пыпин, С.М.Соловьев, Н.И.Тургенев.  

В журнале публиковались  историки различных направлений. Среди  авторов были К.Н.Бестужев- Рюмин, М.И.Богданович, А.Г.Брикнер, С.В.Ешевский, И.Е.Забелин, Н.И.Кареев, Н.И.Костомаров, Д.Л.Мордовцев, М.П.Погодин, М.И. и В.И.Семевские, А.И.Скребицкий, С.М.Соловьев и другие. Среди авторов писатели и поэты: И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, А.Н.Островский, А.К.Толстой, П.Д.Боборыкин, Г.П.Данилевский, А.М.Жемчужников, Д.С.Мережковский, Н.М.Минский, Я.П.Полонский. Научные статьи по различным отраслям знания публиковали в журнале: И.В.Бертенсон, Ф.А.Бредихин, С.А.Венгеров, А.Н. и А.Н.Веселовские, И.М.Мечников, Ф.Ф.Миллер, О.Ф.Миллер, И.П.Минаев, В.Я.Стоюнин, И.М.Сеченов. На страницах журнала выступал весь цвет либеральной публицистики: А.Н.Васильчиков, Ф.Ф.Воропонов, В.Г.Гольцев, А.Д.Градовский, К.Д.Кавелин, Н.П.Колюпанов, В.Ф.Корш, Л.Тверской, В.Г.Тригоров. В 1866 г . – 1873 г . тираж вырос с 2,5 тысяч экземпляров до 8,2 тыс.экземпляров и превысил тираж «Отечественных записок» на 1 тыс.экземпляров[15, c.109-110]  

Вместе с политической борьбой рабочего класса, отстаивали свои взгляды и передовые педагогические деятели. Большой вклад в общественно-педагогическое движение внес П.Ф.Каптерев. Он выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина, сформировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П.Ф.Каптерева издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1898-1910) и организован 1-й Всероссийский съезд по семейному воспитанию, который способствовал развитию общественной, педагогической мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания. П.Ф.Каптеревогромное значение придавал реформам в области образования. В одной из статей «Вопрос о всеобщности и обязательности начального обучения в истории русской педагогики», ученый приводит результаты Московских статистов изучавших причины неграмотности детей в Московских и Можайских уездах. Причины пропусков занятий были следующие: 1). Отдаленность школ, отсутствие дороги; 2). Отсутствие мест в школе или недовольство школой; 3). Отсутствие сознания у населения, нежелание родителей; 4). Болезни; 5) Экономические условия; 6). Семейные обстоятельства, храмовые праздники; 7). Случайные причины, леность учащихся.  

П.Ф.Каптерев был серьезно настроен на решение вопросов образования и воспитания во всей их широте и научной основательности. Подтолкнув обновленное русское общество в поиск путей и общечеловеческих идеалов для удовлетворения назревших образовательных нужд  

Особой популярностью  в России пользовались Общества Народных Университетов, которые стали возникать  в 70-х гг. XIX века. Революционное движение 1905-1907 гг. оживило их деятельность.  

Общества Народных Университетов представляло собой  культурнопросветительныеорганизации, в которых для лиц, не имевших возможности учиться в средних и высших школах, читались популярные лекции по отдельным наукам. В Санкт-Петербурге общество Народных Университетов было учреждено в 1906 г . академиками А.А.Марковым, И.Р.Тархановым, профессорами Д.А.Дрилем, П.Ф.Лесгафтом, С.Е.Савичем и другими.  

Первое общее собрание состоялось 26 февраля 1906 г. Устав общества был зарегистрирован 10 октября 1906 г . [ф.73,ф.287, оп.1,д.262,л.20а]. Петербургское общество Народных Университетов находилось в ведении Министерства народного просвещения. Цель общества – организация библиотек, общеобразовательных профессиональных вечерних школ, курсов, лекций для рабочих и трудящейся интеллигенции. Для проведения лекций были открыты специальные аудитории: Тенишевская, Гагаринская, Охтинская, Соляного городка, Василеостровская и другие [ЦГИА СПб, ф.73, оп.1,д.16,6,12,9,21].  

Кроме того, «Обществом Народных Университетов» были созданы  курсы: политехнические, естественноисторические, общественно-юридические, историко-литературные, новых языков, общеобразовательные, стенографии, бухгалтерии и другие [ф.73,оп.1,д.31ф.287,оп.1,д.262,л.171-174].  

С 1909 г . деятельность Общества распространялась за пределы не только Петербурга, но и Петербургской губернии. В связи с этим было решено приступить к изданию своего печатного органа. В мае 1910 г . вышел первый номер ежемесячного журнала «Вестник народных университетов». Общество народных университетов было упразднено декретом Совета Народных Комиссаров от 26 июня 1918 г .  

П.Ф.Лесгафт был  одним из ярких представителей общественно-педагогического  движения России. Увлеченный идеей  физического образования и воспитания ученый выступал с конкретными предложениями  по нравственному и физическому  развитию и совершенствованию подрастающего  поколения. Его интересы были переплетены  с научными и педагогическими  начинаниями в работе Санкт-Петербургском  университете, Рождественских фельдшерских курсов. В 1890 г. П.Ф.Лесгафт возглавил  комиссию по вопросам преподавания естественных наук в технических учебных заведениях. Одновременно читал цикл лекций для  учителей городских училищ по методике применения в школе различных  детских игр и гимнастических упражнений.  

В 1894 г . П.Ф.Лесгафт создал научный центр, позволяющий проводить экспериментальные и исследовательские работы, связанные с естественными науками. П.Ф.Лесгафт активно работал в общественных организациях: «Помощь в чтении больным и бедным», «Общество народных университетов», «Общество содействия физическому развитию», «Коломенское общество образования» и других [ф.2165, оп.1]. Огромную роль в развитии образования сыграл один из ярких представителей научного сообщества П.Ф.Лесгафт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогические  идеи революционеров- демократов (Чернышевский и Добролюбов )

 Революционеры-демократы  о роли воспитания в развитии  человека и задачах воспитания. Чернышевский и Добролюбов категорически  отвергали антинаучные утверждения  о том, что положение и место  человека в обществе, как и  возможности развития его способностей, якобы предопределены происхождением  человека, его наследственностью.  Вскрывая политический характер  этой «теории», имеющей целью  обосновать право угнетателей  подчинять себе трудящихся, Чернышевский  указывал, что идеологи господствующих  классов прикрывают этой теорией,  как щитом, политику, враждебную  народным массам, и в частности  политику царского правительства  в деле народного образования.  Он отмечал, что правительство  слишком мало делает для образования  народа, в результате чего последний  некультурен и безграмотен. Чернышевский  разоблачал стремление ученых—лакеев  царизма объяснять темноту и  невежество трудящихся природой  русского человека, тем, что «русское  племя будто бы мало имеет  охоты к просвещению». Подобные  измышления Чернышевский называл  клеветой на народ. Подчеркивая,  что массы стремятся к просвещению,  он писал: «Крестьяне часто  плачут, что не могут дать детям  такого образования, как желали  бы, но что делать, когда нет  средств?»

 Природа людей  не ставит предела распространению  просвещения.

 Признавая, что  существуют индивидуальные различия  организмов, а следовательно, и психики людей, что люди отличаются друг от друга не только внешними признаками, но и некоторыми психическими свойствами, Чернышевский пояснял, что врожденные задатки человека проявляются и развиваются в зависимости от обстоятельств жизни и от воспитания.

 Добролюбов, обращаясь  к представителям официальной  педагогики, утверждавшим, что дети  склонны только к порокам и  что они от природы «неразумны»,  а потому должны безусловно повиноваться разуму взрослых.

 Добролюбов говорил,  что официальная педагогика упускает  из виду одно весьма важное  обстоятельство — действительную  жизнь и природу детей и  вообще воспитываемых. Он настаивал  на том, чтобы воспитатели,  зная особенности детской природы  и опираясь на них, разумно  руководили развитием детей, обеспечивая  им свободу, необходимую для  проявления тех качеств, которые  должны быть у передового человека.

 Чернышевский  и Добролюбов были великими  гуманистами, поборниками подлинно  передовой морали. Они выдвинули  идеал нового человека, исходя из которого определяли цели и задачи воспитания. Новый человек, по их мнению, должен быть истинным патриотом своей родины, близким к народу, принимать самое деятельное участие в борьбе за осуществление его разумных интересов и потребностей. Этот человек представляется Чернышевскому и Добролюбову высокоидейным и всесторонне развитым в физическом и духовном отношении.

 Одним из важных  качеств настоящего человека  революционеры-демократы считали  наличие у него определенных, стойких убеждений и способности  отстаивать их, несмотря на встречающиеся  трудности.

 Добролюбов считал  необходимым воспитывать в человеке  единство мыслей, слов и действий. Он высказывал также мысль  о том, что молодые люди должны  вырасти идейными, принципиальными  и руководствоваться в своих  поступках не страхом перед  наказанием и корыстными расчетами  на получение наград, а преданностью  «добру и правде», любовью к  истине и справедливости.  

Одним из важных качеств  передового человека революционеры-демократы  считали любовь к родине и своему народу. 

Революционеры-демократы  уделяли много внимания вопросам дисциплины. Они решительно осуждали палочную дисциплину, применение розги  и других средств, оскорбляющих человеческое достоинство воспитанника, называли эти средства антипедагогическими, варварскими, пользующимися признанием там, где в воспитании и обучении требуют «не рассуждать, а исполнять», и из детей готовят не сознательно  мыслящих и активно действующих  граждан, а покорных исполнителей воли угнетателей. 

Сознательная дисциплина не исключает, по мнению Добролюбова, необходимости  соблюдения воспитанниками разумно  установленного порядка, а требует, чтобы они поступали определенным образом не потому, что так приказано, а потому, что это нужно. Надо, чтобы справедливость требований воспитателей все более осознавалась самими воспитанниками.

Информация о работе Контрольная рабоат по "Педагогике"