Контрольная работа по «Основы педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание

Таким образом, для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы полового воспитания………………………………5
1.1. Цели, задачи, содержание ………….…………………………………5
1.2. Пути полового воспитания …..………………………………………..7
1.3. Половое воспитание российских школьников………………….........10
2. Репродуктивное здоровье и факторы его определяющие.…………............13
2.1. Репродуктивное здоровье..…………………………………………….13
2.2. Факторы влияющие на репродуктивное здоровье молодежи……....13
3. Формирование полового поведения………….……………………………...16
3.1. Основные этапы формирования…………………………..……..........16
3.2. Подростковый возраст…………………………...…………………….22
3.3. Половое поведение в детей и подростков…………………………....25
Заключение……………………………………………………………..…...29
Список использованной литературы……………………………………….…..31

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Медицине.docx

— 52.54 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

ГОУ ВПО «Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова»

Факультет педагогики начального образования и социальной педагогики

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы педагогики»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2 курса      11 группы

Заочного  отделения

ФПНО и СП  

Титова Наталия Валерьевна

 Проверил    

 

 

 

Архангельск

2011

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………………….3

1.  Теоретические основы  полового воспитания………………………………5

1.1. Цели, задачи, содержание  ………….…………………………………5

1.2. Пути полового воспитания  …..………………………………………..7

1.3. Половое воспитание  российских школьников………………….........10

2. Репродуктивное здоровье  и факторы его определяющие.…………............13

2.1. Репродуктивное здоровье..…………………………………………….13

2.2. Факторы влияющие на  репродуктивное здоровье молодежи……....13

3. Формирование полового поведения………….……………………………...16

3.1. Основные этапы формирования…………………………..……..........16

3.2. Подростковый возраст…………………………...…………………….22

3.3. Половое поведение в детей и подростков…………………………....25

Заключение……………………………………………………………..…...29

Список использованной литературы……………………………………….…..31

 

 

 

 

 

Введение

С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое  воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью  из-за закрытости темы. Если другие направления  воспитания более или менее чётко  выражены и могут передаваться собственным  примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология. Сейчас ситуация с половым воспитанием  стала другой, что связано и  со снижением возраста полового созревания (13 - 15 лет), а значит, с ростом добрачных  сексуальных отношений, и со многими  социальными факторами. Сегодняшние 16 - 17 летние по половому поведению соответствуют 19 - 20 летним 60-х годов. В наши дни  сексуальная зрелость наступает  на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное  созревание - замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные  ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов. Споры по поводу внедрения полового воспитания в семье и школе не прекращаются и по сей день, что подчеркивает актуальность темы. Характер проблемы ярко обрисовал Игорь Борисов: «Вот уже несколько лет в России пытаются ввести в школу «половое воспитание». Вводят очень по-российски: то рекомендуют сразу несколько программ, то отзывают - и опять все сразу. На одном этапе честно пытаются применить самый передовой зарубежный опыт, на другом - полностью приостанавливают проект. То начинают исследования школьников, то заводят уголовное дело на исследователя. Начинает одно ведомство, потом выясняется, что забыли спросить другое, затем обнаруживаются недовольные родители школьников, а рядом с ними (и даже впереди) - еще более недовольные религиозные организации... Чем больше старались угодить сразу всем, тем больше недовольных таким «половым воспитанием»...».

Таким образом, для современной  постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей  в вопросах сексуального просвещения  детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери). Проблемы полового поведения связанные с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его дошкольниками следует придерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к такой интимной информации.Исходя из этого, гипотезой исследования является предположение о том, что грамотно и этично построенное половое воспитание позволяет повысить уровень грамотности детей и подростков в области половой гигиены и сексуального развития.

 

1. Теоретические основы полового воспитания

1.1. Цели, задачи, содержание  полового воспитания

Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок  личности, определяющих необходимое  обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу  полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения  между представителями мужского и женского пола, как супружеские, но и любые другие: в общественной жизни, труде, отдыхе и т.д. Поскольку  цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы должны учитываться  во всех аспектах полового воспитания, в том числе и в той его  части, которая касается непосредственно  супружеских отношений, так как  человек, который не может найти  себя в труде и общественной жизни, не сможет успешно утвердиться и  в сфере личной жизни.

Цель полового воспитания в современной школе — на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях сформировать у учащихся правильное понимание  сущности нравственных норм и установок  в области взаимоотношений полов  и потребность руководствоваться  ими во всех сферах деятельности. Соблюдение норм нравственности в личных взаимоотношениях определяет нравственность общества в  целом. Понимание сущности нравственных норм и установок в области  взаимоотношений полов и умение руководствоваться ими в сфере  общения и определяют высокий  уровень духовного и физического  здоровья граждан страны. Для достижения необходимого социального эффекта  в процессе полового воспитания необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к числу которых относится  воспитание:

— социальной ответственности  во взаимоотношениях между людьми женского и мужского пола, убеждение, что и  в сфере интимных отношений человек  не является независимым от общества;

— стремления иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным  требованиям общества: равноправия  отца и матери в семье, рождения нескольких детей; сознательного и ответственного отношения к их воспитанию как  к своему долгу перед обществом  в целом, своими родителями и детьми;

— способности понимания других людей и чувства уважения к ним не только как к людям вообще, но так же как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические половые особенности в процессе совместной деятельности;

 

— способности и стремления оценивать свои поступки по отношению  к другим людям с учетом половой  принадлежности, вырабатывать понятие  хорошего и плохого поступка в  сфере этих отношений;

— ответственного отношения  к своему здоровью и здоровью других людей, убеждения о вреде и  опасности ранних половых связей, о недопустимости безответственности и легкомыслия в отношениях с  лицами другого пола; понятия дозволенного и недозволенного в этих 1 отношениях;

— адекватного понимания  взрослости: ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств. В соответствии с этими задачами каждый подросток  должен на уровне своего возраста знать  специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и  закономерными, понимать принцип равноправия  мужчин и женщин. Незнание этих особенностей и нежелание их учитывать —  существенные дефекты воспитания. Каждый школьник должен осознавать необходимость  строить свои отношения с другими  людьми, учитывая их половые особенности.Путем полового воспитания в школе закладываются основы будущих гармонических супружеских отношений — важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в социальном плане, хорошего настроения, всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья и взаимной адаптации будущих супругов.

Содержание полового воспитания включает следующие вопросы:

1) физиологические, психологические,  педагогические особенности подростка,  связанные с половой принадлежностью;  значение этих особенностей для  взаимоотношений с другими людьми  во всех сферах человеческой  деятельности;

2) семья и взаимоотношения  в ней;

3) рождение и воспитание  детей, преемственность поколений.

1.2. Пути полового воспитания

Выделяют следующие пути полового воспитания, связанные с  передачей норм полового и сексуального поведения: наследование традиций и  обычаев, передача декларативного и  реального аспектов обыденного сознания, литература и искусство, средства массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), лекционная пропаганда, научно-популярная литература.

Половое воспитание ребенка  осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые  являются проводниками полового воспитания. В этом качестве выступают не только родители, воспитатели и педагоги, но и сверстники, деятели литературы и искусства и другие работники  средств массовой информации — словом, все те, чьи поведение и взгляды, связанные с полом, могут оказаться  в сфере внимания ребенка.

Семья — первый во временном  аспекте и наиболее близкий к  ребенку воспитатель. Решающую роль в развитии детей обычно отводят  матери. Однако необходимо думать о семье, а не об одном из родителей, как о воспитателе. Вклад матери и отца не определяется количественной меркой «больше-меньше», но существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.

Роль отца должна преподноситься ребенку как уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. От него ожидаются сдержанность в проявлении чувств при безусловном их наличии, справедливая и беспристрастная  оценка положительных и отрицательных  событий. В настоящее время меняется роль матери: женщина нередко старается  доминировать над мужем и детьми.

Сверстники. Именно они оказываются  основным источником информации о половых  различиях и сексуальном поведении. Эта информация откровенна, реалистична, но и очень неточна, часто опошлена. Принципиально важным является признание  существования особой, скрытой от глаз взрослых, детской субкультуры, неприличного и потаенного детского эротического фольклора. Характерная  черта детской субкультуры —  ее демонстративное противопоставление нередко подавляющему их миру взрослых и даже пародирование этого мира, позволяющее детям почувствовать  свою самостоятельность, утвердить  свои нормы и ценности. Необходимо отметить устойчивость традиций детской  субкультуры, переходящих из поколения  в поколение, несмотря на борьбу с  ними взрослых.Именно в среде сверстников  ребенок может испытывать себя как  представитель пола, апробировать усваиваемые  полоролевые установки в общении.

Организованное обучение и воспитание. Педагогическая нагрузка не возрастает из-за полового воспитания, так как основная его часть  может быть растворена в других предметах. Должен учитываться различный уровень  развития и психологический профиль  личности. Передача детям необходимых общих сведений педагогом должна отличаться профессионализмом.

В школе, как правило, половое  воспитание заключается в приглашении  врача для проведения бесед с  подростками. Однако врач, даже владея необходимой информацией, не всегда обладает должным педагогическим опытом, скорее, он должен выполнять роль консультанта для учителей, быть воспитателем воспитателей, а основную работу по половому воспитанию учащихся должны проводить все-таки педагоги.

Литература и искусство  — специфические средства познания мира, содержательной основой которых  так или иначе является смысл  жизни и место человека в ней. Народные сказки никогда не обходили вопросов пола, сексуальности, эротики. Например: в сказках образ Бабы-Яги  — это образ женщины (физически) без свойственной женщинам гуманности.

Если сказки почти не встречают  препятствий на пути к ребенку, то с другой литературой и искусством дело обстоит сложнее. В настоящее  время идет поток самой разной литературы, несущей любую информацию на сексуальную тему, в основном открыто порнографической, которая  до такой степени затмила и  оттеснила романтическую, чистую любовь, что даже упоминание о таких чувствах вызывает у подростков саркастическую улыбку и недоверие. Следует широко пропагандировать произведения мировой  и русской культуры, с помощью  которых возрождать веру в большую  и светлую любовь, воспитывая у  школьников чистые, доверительные отношения  между полами.

Научно-популярная литература. Литература для подростков изобилует  просчетами, связанными с игнорированием половозрастной психологии читателя, отсутствием не только методологического, но и методического обоснования. Ведущей остается тенденция подменять  вопросы пола общегигиеническими проблемами, а вопрос о том, как проводить половое воспитание, ограничивается формулировками общего типа.

Таким образом, организованное половое воспитание становится обязательным и повсеместным. Внедрение полового воспитания осуществляется с той  степенью постепенности и осмотрительности, которая определяется региональными  культурными особенностями и  традициями каждой нации и народности, связанными с полом стереотипами массового сознания, подготовкой  кадров педагогов и воспитателей и, наконец, тем принципиальным обстоятельством, что создание адекватной системы  полового воспитания не терпит штурмовщины  и является задачей на долговременную перспективу.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы педагогики»