Контрольная работа по «Основы педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание

Таким образом, для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы полового воспитания………………………………5
1.1. Цели, задачи, содержание ………….…………………………………5
1.2. Пути полового воспитания …..………………………………………..7
1.3. Половое воспитание российских школьников………………….........10
2. Репродуктивное здоровье и факторы его определяющие.…………............13
2.1. Репродуктивное здоровье..…………………………………………….13
2.2. Факторы влияющие на репродуктивное здоровье молодежи……....13
3. Формирование полового поведения………….……………………………...16
3.1. Основные этапы формирования…………………………..……..........16
3.2. Подростковый возраст…………………………...…………………….22
3.3. Половое поведение в детей и подростков…………………………....25
Заключение……………………………………………………………..…...29
Список использованной литературы……………………………………….…..31

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Медицине.docx

— 52.54 Кб (Скачать документ)

1.3.Половое воспитание российских школьников.

В самые сложные периоды  развития страны российская семья проявляла  высокую стойкость и способствовала ее стабильности. Укрепление семьи  — приоритетная задача общества, и  половое воспитание подрастающего  поколения — одно из ведущих направлений  ее решения. Способность создавать  крепкую семью и быть полноценными родителями — качества, которые  могут быть выработаны лишь целенаправленными  усилиями старшего поколения.

В настоящее время в  России сложилась неблагоприятная  ситуация со здоровьем и благополучием  детей и подростков, основными  причинами которой являются: недостаточная  нравственная устойчивость в сфере  межполовых отношений, отсутствие необходимых  знаний в сфере здоровья, неспособность  взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед  каждым подростком. Сегодняшнее положение  — прямое следствие бесполой педагогики прошлых лет в столкновении с  экспансией «сексуальной революции».

Сведения, относящиеся к  сфере межполовых отношений, принципиально  отличаются от сведений иного рода тем, что они тесно связаны  с базисными жизненными процессами: духовным и физическим благополучием  человека, жизнеспособностью общества, Эти сведения всегда личностно ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима  и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти  сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходима сдержанность, чувство меры, такт.

Задача школы — заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и  навязчивости, не придавая этой сфере  воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем, учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме  учащихся.

При осуществлении полового воспитания необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Половое воспитание  должно осуществляться во взаимосвязи  со всеми другими направлениями  учебно-воспитательной работы школы.  Оно не должно быть обособленным.

2. Необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания  соответствовали возрастным особенностям  учащихся (в том числе и этапам  полового развития), а также уровню  их знаний по конкретным темам.  Они имеют право получать исчерпывающие  (на их уровне) нравственно направляющие  ответы на все возникающие  у них вопросы.

3. Учащиеся, интересующиеся  более глубокими и специфическими  вопросами, должны получать требуемую  информацию индивидуально или  в небольшой группе из бесед  с приглашенными специалистами.

Половое воспитание старшеклассников должно затрагивать более специфические  вопросы, включая различные аспекты  психологической и физиологической  совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также соотношение  биологических, физиологических, психосексуальных качеств человека с определенными  явлениями общественной жизни.

С учетом сложившейся в  стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим  образом:

• привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и  взаимопонимания, а также способности  принимать осознанные решения;

• формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому  образу жизни, планированию семьи и  ответственному родительству;

• защита (методами воспитания) физического и репродуктивного  здоровья учащихся;

• обеспечение учащихся грамотной и систематической  информацией, которая даст им возможность  понять, что с ними происходит, а  также поможет адаптироваться к  изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими  психологическими потерями этот непростой  этап взросления.

Необходимо использовать в половом воспитании различные  формы и методы. Это и включение  соответствующих сведений в различные  учебные предметы, и беседы классного  руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники  правоохранительных органов).

 

 

2. Репродуктивное  здоровье и факторы его определяющие.

2.1 Репродуктивное здоровье.

Репродуктивное здоровье — это состояние физического, умственного, и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни. Репродуктивное здоровье предполагает, что человек  может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что  он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где  и как часто это делать. Под  этим подразумевается право мужчин и женщин получать информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным  и приемлемым методам планирования семьи по своему выбору, и право  на соответствующие услуги здравоохранения, которые позволяют женщинам безопасно  пережить период беременности и роды.Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения  проблем репродуктивной сферы. Оно  также включает в себя и сексуальное  здоровье, целью которого является улучшение жизни и межличностных  отношений, а не только лишь консультации и лечение, связанные с репродукцией и инфекциями, передаваемыми половым  путем.

2.2 Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье молодёжи

Курение. Большой вред всему  организму может причинить такое  вредное явление, как курение. Главным  действующим агентом табака является никотин. Это наркотический яд. Дым, образующийся при сгорании (тлении) табака, содержит не только никотин, но и ряд других веществ, вредных  для организма человека. К ним  относятся аммиак, оксид углерода, синильная кислота, смолистые вещества и др. Во время каждой затяжки  дыма при курении он вступает в  непосредственное соприкоснование  со слизистыми оболочками рта и носоглотки, с бронхами и легкими. Кроме того, курение позволяет сделать паузу между словом и действием, между вопросом и ответом. Вот тут сигарета помогает выиграть время, чтобы хоть минуту подумать. Люди нерешительные, дымя сигаретой, кажутся себе «круче», а подростки -- взрослее. И, наконец, сигарета успокаивает уже тем, что находится у вас во рту. Природой задумано так, чтобы человек испытывал чувство покоя и комфорта под действием сосательного рефлекса. Точно так же, как младенец успокаивается у маминой груди или когда ему дают соску, взрослые приходят в себя, взяв в рот сигарету (на этом же основано известное средство от бессонницы: стакан теплого молока выпить на ночь через соломинку).

Алкоголь - это биологический яд. Он поражает все органы и системы, нарушая их функции, значительно снижает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, к влиянию токсичных и инфекционных агентов. Возраст приобщения к спиртному в последние несколько лет резко снизился за счёт того, что в потребление алкоголя включается все больше подростков моложе 13 лет. Подростки воспроизводят нормы женского и мужского алкогольного поведения, принятые в российском обществе, в котором одновременно сосуществуют две «алкогольные культуры»: «мужская», ориентированная на злоупотребление спиртным, и «женская», ориентированная на умеренное потребление.Существуют ещё и значительные различия в отношении к спиртному молодёжи из разных слоев общества. Так. ученики профессионально-технических училищ (ПТУ), куда чаще поступают подростки из семей с низким социальным и образовательным статусом родителей, пьют намного чаще учеников средних школ и больше склонны сильно напиваться. Наркотики. Употребление наркотиков, в отличие от употребления алкоголя, еще недавно не считалось проблемой, традиционной для России, Трудно оценить, какая из этих проблем сейчас более актуальна для молодых людей. С одной стороны, злоупотребление спиртным в России имеет массовый характер, а употребление наркотиков распространено пока меньше. Проблему употребления психоактивных веществ серьезно видоизменил социально-экономический кризис, контингент их приверженцев стал моложе: первые пробы наркотиков происходят уже в 13-14 лет, а иногда и в младшем школьном возрасте.Доминирующим мотивом первой пробы наркотиков школьники называют «любопытство», а наркоманы, находящиеся на излечении, -- «желание получить удовольствие».По-видимому, одна из основных ошибок пропаганды здорового образа жизни среди подростков состоит в том, что потребление спиртного, наркотиков и курение не отделяются друг от друга, и основное внимание уделяется тому, какой вред они наносят здоровью, тогда как подросток, принимая решение о том, попробовать ли ему алкоголь, табак или наркотик, в каждом случае руководствуется разными соображениями.По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже опередили сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли. За ними втягиваются в этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети.Несомненно, наркомания - тяжёлая болезнь и проблема всего общества.Одна из основных черт пагубного действия наркотиков заключается в том, что это болезнь молодого возраста, в значительно большей степени, чем алкоголизм.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что социология здоровья становится той специальной  теорией, которая своим развитием  будет способствовать дальнейшему  расширению сферы интересов общей  социологии и одновременно выходу за счет последней на более высокий  уровень теоретической разработки собственных вопросов. В развитом виде она позволит преодолеть коммуникационные трудности между естественными, техническими и общественными науками, между медициной, здравоохранением и социальными науками.

 

3 Формирование  полового поведения.

3. 1 Основные этапы формирования 

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев  жизни. В его процессе формируются  половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. Условно  можно выделить следующие возрастные периоды становления и динамики сексуальности.

Парапубертатный период (1–7 лет), в течение которого формируется  половое самосознание (I этап психосексуального  развития).

Препубертатный период (7–13 лет) характеризуется выбором и  формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального  развития).

Пубертатный период (12–18 лет) — самый бурный в сексуальном  развитии организма, во время которого происходят половое созревание и  формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии III этапа психосексуального  развития).

Переходный период становления  сексуальности (16–26 лет) характеризуется  началом половой жизни, мастурбационной  практикой, сочетанием сексуальных  эксцессов (последняя стадия III этапа  психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо).

Период зрелой сексуальности (26–55 лет) отличается регулярной половой  жизнью с постоянным партнером.

Инволюционный период (51–70 лет) — снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной  сфере, сочетающееся с регрессом  либидо (до уровня эротической, а затем  и платонической стадий).

Психосексуальное развитие охватывает первые четыре возрастных периода, а его окончание знаменует  вступление в период зрелой сексуальности. При этом формируются половое  самосознание и поведение, психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых можно выделить три этапа  психосексуального развития.

I. Формирование полового  самосознания

Осознание принадлежности к  полу (1–5 лет). Формируется сознание половой принадлежности собственной  личности и окружающих, уверенность  в ее необратимости, после чего попытки  изменить половое самосознание ребенка  оказываются малоуспешными. В этом возрасте происходит формирование речи, появление способности сопоставлять и противопоставлять объекты  и их образы, становление самосознания (выделение себя из окружающего мира). Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей  на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов  и т. д.). Дети рассматривают половые  органы и демонстрируют их друг другу, играют в доктора в возрасте 4–8 лет и даже в 11—12 лет. В норме  в завершающей фазе этого этапа  при определении ребенком пола окружающих его лиц равнозначную роль играют все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов).Микросоциальная  среда в этот период ограничивается близкими родственниками, среди которых  особую роль играет мать, и небольшим  кругом сверстников. Контакт с матерью, развитие наиболее сильной привязанности  к ней крайне необходим ребенку  с 6—7 мес. приблизительно до 3 лет. В  процессе формирования привязанности  к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими, и лишение матери в этом возрасте приводит в дальнейшем к реагированию на незнакомых людей страхом и  агрессией. Дети, воспитанные приемными  родителями и даже в приюте, но получившие достаточно ласки и внимания, могут  вырасти гармоничными личностями.

II. Формирование стереотипа  полоролевого поведения

На этом этапе (5–12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей  психофизиологическим особенностям ребенка, обучение общению со сверстниками, совершенствуются эмоциональные реакции, формируется характер. Родители и  их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как  модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения  полов.В общении со сверстниками, в первую очередь в полоролевых, «семейных», играх, требующих выполнения определенной роли — жениха, невесты, отца, матери, ребенка и т. д., закрепляется выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальных. Такого рода «семейные» игры могут  отражать широкий диапазон полоролевого поведения взрослых: от подражания поведению родителей (чтение отцом  газеты перед телевизором, выполнение матерью работ по дому) до имитации полового акта. При участии в играх  детей разного возраста младшие  сначала выполняют роль дочки, сына, а по мере взросления и обучения переходят на роли матерей и отцов. С поступлением в школу появляются новые образцы для подражания, возрастает роль общения со сверстниками. На этом этапе типично разделение коллектива и противопоставление друг другу по половому признаку. Благодаря  этому антагонизму возрастают требования к проявлениям мужественности или  женственности, почти полностью  исключаются компромиссы в выборе половой роли.

III. Формирование психосексуальных  ориентаций

Если первые два этапа  протекают на относительно «спокойном»  гормональном фоне, то на этом этапе (12–26 лет) начинается и достигает максимума  функционирование эндокринной системы, в частности половых желез. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность. Происходит пересмотр привитых догм и своего положения в семье и обществе, эмансипация от семьи; вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. Формируются общественные представления и социальное сознание, адекватная оценка своих способностей.Специфика этапа — формирование психосексуальных ориентации, которые обусловливают в последующем выбор объекта влечения (человек, животное, фетиш) с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение и т. д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющих настоящий ритуал. Этот этап развития можно условно разделить на три стадии соответственно формированию платонического, эротического и сексуального либидо1. Они охватывают два возрастных периода: пубертатный и переходный.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы педагогики»