Контрольная работа по «Основы педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание

Таким образом, для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы полового воспитания………………………………5
1.1. Цели, задачи, содержание ………….…………………………………5
1.2. Пути полового воспитания …..………………………………………..7
1.3. Половое воспитание российских школьников………………….........10
2. Репродуктивное здоровье и факторы его определяющие.…………............13
2.1. Репродуктивное здоровье..…………………………………………….13
2.2. Факторы влияющие на репродуктивное здоровье молодежи……....13
3. Формирование полового поведения………….……………………………...16
3.1. Основные этапы формирования…………………………..……..........16
3.2. Подростковый возраст…………………………...…………………….22
3.3. Половое поведение в детей и подростков…………………………....25
Заключение……………………………………………………………..…...29
Список использованной литературы……………………………………….…..31

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Медицине.docx

— 52.54 Кб (Скачать документ)

Каждому этапу и стадии свойственна фазность, которая является закономерностью психосексуального  развития. В первой фазе (выработка  установки) накапливается информация: на I и II этапах — о существовании  полов, о половой роли, на III этапе  — об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и  сущности. Полученная информация усваивается  и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями  и нормами микросоциальной среды. Индивидуальную ориентацию в данной фазе можно считать завершенной  только при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Во второй фазе (научение и закрепление  установки) первых двух этапов в игровых  ситуациях («на практике») происходит научение определению полов и  полоролевому поведению, на III этапе  — реализации полового влечения. В  процессе научения апробируются и закрепляются выработанные в первой фазе установки. Социальная изоляция, в первую очередь  лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведения, нарушениям реализации влечения не только у человека, но и у животных.

Платоническое влечение проходит первую фазу — «детской» влюбленности, желания духовного общения —  и вторую фазу, когда происходит их реализация. На платонической стадии вполне достаточно совместного приготовления  уроков, учебы за одной партой, занятий  в одном кружке, просто внимания со стороны объекта влюбленности. В этом возрасте начинают постепенно распадаться однополые группы и  коллективы. При гармоничном развитии в платоническую влюбленность включаются сначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые затем нарастают, их диапазон расширяется, и они занимают значительную часть свободного времени подростка. При переходе от платонической стадии к эротической у подростка  возникает интерес к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе. В художественных произведениях становятся привлекательными сцены свиданий, объяснений в любви  и т. д. Даже описания, в которых  взрослый человек не найдет и намека на сексуальность, возбуждают воображение  подростка, толкают к эротическому фантазированию. Однако вторую фазу эротической  стадии формирования полового влечения нельзя считать наступившей при  ярком эротическом фантазировании и интересе до тех пор, пока они  не реализуются с партнером. Только стабильная реализация завершает формирование эротической стадии.

Провести границу между  этими фазами трудно еще и потому, что в течение стадии возможны неоднократные возвраты от второй фазы к первой. Каждый новый переход  первой фазы либидо во вторую означает все большее сужение диапазона  ориентировочного поиска и качественно  новый уровень в формировании того или иного компонента сексуальности. Этапу формирования полового влечения в норме свойственны по-детски наивная, воспринимаемая взрослыми  как ветреность и легкомыслие, смена  влюбленностей и идеалов, сосуществование  нескольких увлечений. Однако это лишь нормальное проявление «проигрывания» и отбора методом проб и ошибок тех признаков, особенностей и нюансов платонических увлечений, эротических предпочтений и сексуальных ориентации, которые в последующем будут включать механизм «неподвластного разуму» полового влечения. При широком выборе такого рода признаков в периоде становления сексуальности облегчается адаптация в последующем. Возводимые в идеал и социально одобряемые постоянство, «любовь с первого класса» и длящаяся годами безответная любовь становятся часто признаками слишком узкого диапазона приемлемости, «застывшего» выбора, что проявляется очень узким, резко ограниченным индивидуальным выбором при вступлении в зрелую сексуальность. Если ориентации оказались «неправильными» и не соответствуют потребностям личности, то выбранные тенденции и установки отбрасываются и происходит возврат к первой фазе, но уже с запасом новой, полученной «на практике» информации. Выработанные установки могут не реализоваться, а оставаться лишь тенденциями, а в дальнейшем — затухают, сменяются другими или держатся на прежнем уровне.

Преемственность и взаимосвязь  этапов (стадий), а также их нарушений  представляет собой третью закономерность психосексуального развития, причем на каждом этапе (стадии) становления  сексуальности имеются задатки  последующего. Образуется как бы сцепление  этапов (стадий), и выпадение по тем  или иным причинам любого из них  искажает течение последующих и  в итоге становление всей сексуальности. Отсутствие или нарушение ранних этапов психосексуального развития приводят к грубым деформациям, затрагивающим  ядро личности, которые по аналогии с психопатиями можно назвать  «ядерными». Воздействие патогенных факторов на завершающем этапе становления  сексуальности ведет к поверхностным, легким, «краевым» нарушениям.Разделение психосексуального развития на этапы  условно, так как половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой динамичные структуры, меняющиеся не только в процессе их формирования, но и в течение всей последующей жизни, хотя основы всех компонентов сексуальности закладываются при их становлении.

3.2 Подростковый возраст.

Подростковым считается  возраст от 12 до 19 лет. Это время  быстрых перемен и трудных  исканий. Физические изменения - лишь часть  процесса взросления. Одновременно подростки  сталкиваются с многочисленными  психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно  строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических  принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. И  это далеко не полный перечень перемен  в их жизни. Вживаясь в эту новую  для него сложную обстановку, подросток  должен в то же время решать вопросы, связанные с формирующейся сексуальностью, а именно: приспосабливаться к  новым половым ощущениям, включаться в разные формы сексуальной активности, распознавать возникающее чувство  любви, предотвращать нежелательную  беременность. Неудивительно, что многие подростки испытывают в этот период дискомфорт и неуверенность в  себе.

С другой стороны, подростковый возраст - это время открытий и  откровений, время, когда физическое развитие в сочетании с большей  интеллектуальной и эмоциональной  зрелостью создает ощущение приподнятости  и свободы. Подростковый возраст - это  не только период страхов и опасений, как думали раньше, это одновременно приятное и счастливое время бурного, беспокойного перехода из детства в  зрелое состояние . Парадоксальная природа  подросткового возраста особенно ярко проявляется вДетям подросткового  возраста хочется выглядеть привлекательными. Это желание имеет самое непосредственное отношение к тому, как они воспринимают собственное тело, какой его образ  они сами для себя создали. Хорошо это или плохо, но мы живем в обществе, для которого ценность личности нередко измеряется степенью внешней привлекательности. Подростки, находящиеся под сильным влиянием средств массовой информации, очень быстро начинают это осознавать.

Кем бы вы ни были: мужчиной или женщиной, вы вероятно вспомните, обращаясь мыслями к отроческим годам, как стояли перед зеркалом и рассматривали свое лицо, боясь  заметить на нем прыщик, искали изъяны в своей фигуре, как вас волновали  ваши рост, вес и телосложение. Весьма печально, но даже многие взрослые чересчур заняты собственной внешностью. "Не слишком ли мал мой рост? Не слишком  ли я толстая(ый)? неуклюжая(ый)? некрасивая(ый)?" В подростковом возрасте озабоченность  внешним видом переходит все  доступные рамки. Пятнадцатилетний мальчик, у которого еще не начался  подростковый рывок роста, может  быть на 15 см ниже средней девочки  из своего класса, а 14-летняя девочка  может весить 65 кг при росте 165 см. Страдания от сознания собственной  неполноценности делают их робкими  и застенчивыми. "Как я выгляжу?" - обычно для подростка более серьезный  вопрос, чем для взрослого человека. "В этом возрасте практически  любая и все вместе взятые физические особенности становятся предметом  самого пристального внимания и изучения.Это  время, когда подросток любой  ценой стремится избежать непохожести  на других и когда нежелательное  физическое отклонение от стандарта  угрожает насмешками, поддразниванием  и отторжением общества сверстников".Одна из причин такой концентрации внимания на собственной внешности состоит  в том, что подросток еще до конца не ощутил себя личностью, поэтому  для него вопросы: "Как я выгляжу?", "Каким другие видят меня?" тождественны вопросу: "Что я из себя представляю?" Другая причина в том, что большинство  подростков еще не выработали достаточно широкой концепции самооценки на основании собственных достоинств, личностных особенностей и характера взаимоотношений с окружающими, которая могла бы служить противовесом мнению о собственной непривлекальности.

Озабоченность подростка  по поводу своей внешности усугубляется тем, что в процессе полового созревания происходит непрерывный рост тела, почти необъяснимым образом изменяются его размеры, форма, очертания. Девочки-подростки  остро ощущают развитие молочных желез, не только наблюдая за их увеличением  у.себя, но и сравнивая собственные  параметры с тем, что они видят  у подруг и знакомых. (Мальчики тоже замечают рост молочных желез у девочек-сверстниц  и иногда сравнивают их размеры у  одноклассниц; отчасти по этой причине  чрезмерное развитие бюста вызывает у девочек такое же чувство  неловкости, как и его малые  размеры.) Внимание мальчиков-подростков на развитии собственных половых  органов не столь заострено, поскольку  последние не столь заметны. Однако они сами и их товарищи оценивают  степень мужской зрелости по росту, развитости мускулатуры, наличию волос  на лице и понижению тембра голоса. Подросткам, которые медленно развиваются  физически, слишком хорошо знакомо  чувство страха перед раздевалкой  для мальчиков, где им приходится обнажать и выставлять тело на обозрение  сверстников, подвергаясь насмешкам  из-за отсутствия волос на лобке  или недостаточно развитых мышц. Связанная  со всеми этими явлениями озабоченность  по мере психического и физического  развития в большинстве случаев  постепенно исчезает, однако в раннем периоде отрочества описанные проблемы по понятным причинам имеют первостепенное значение . В конце концов, переживания  в связи с представлениями  о собственном теле вполне логичны, коль скоро существует прямая связь  между физической привлекательностью и социальным статусом в сообществах  подростков .

.

 

3.3  Половое поведение  детей и подростков.

 Половое поведение   детей до 7 лет. В возрасте 3–4  лет дети приобретают знания  о своем теле и основных  фактах бытия. Они начинают  спрашивать, откуда берутся лети, и способны понять простые  ответы, но не разбираются в  отвлеченных понятиях или сексуальных  проблемах взрослых. Они уже справляются  с выполнением элементарных правил  гигиены, т.е. умываются, чистят  зубы, самостоятельно ходят в  туалет, едят и засыпают. Они начинают  понимать необходимость уединения.  Лучшее, что могут сделать родители  и специалисты образовательных  учреждений в этот период, –  это создать атмосферу, в которой  ребенок не стесняясь задает  вопросы о разных частях тела, здоровье и сексуальности.

     В 5–7 лет  дети понимают более сложные  стороны таких явлений, как  здоровье, болезнь и сексуальность.  Они интересуются такими вещами, как рождение, брак или смерть. Дети лучше понимают ответы  на свои вопросы, если они  иллюстрируются конкретными примерами  из повседневной жизни. Если, скажем, ваш ребенок до крови порезал  палец, самое время объяснить  ему, что микробы, вызывающие  болезнь, могут попадать в организм  через ранку. В этом возрасте  ребенок должен знать, что нельзя  принимать лекарства без разрешения родителей. Дошкольный возраст (начиная с первого года жизни) относится к парапубертатному периоду психосексуального развития, в течение которого формируется половое самосознание. Совсем еще маленькие дети, казалось бы не имеющие никакого понятия о половых различиях, не только обладают своим опытом, но и очень скоро составляют на этот счет определенное представление. Естественно, в большинстве случаев оно ошибочно, и, если не исправить такое ошибочное представление ребенка, оно рискует нарушить его сексуальное равновесие в будущем. Например, особенность девочек в возрасте 6–7 лет – трогательное жеманное кокетство, связанное с самым первым пиком женской сексуальности. Для родителей и воспитателей в этот период очень важно не впадать в крайности. Не надо усиленно демонстрировать окружающим проступающую сквозь детские черты женственность. Намеки, не всегда тактичные шутки смущают ребенка или, напротив, провоцируют чересчур развязное поведение. Впоследствии оно может помешать девочке в общении со сверстниками, и те же самые взрослые, еще вчера восхищавшиеся жеманством малышки, резко одергивают ее, теперь уже угловатого подростка.      Другая крайность – пресечение у девочки дошкольного возраста всех форм женского поведения, что ведет к развитию у ребенка замкнутости, неуверенности в себе, затрудняет его контакты со сверстниками. Отношение к детскому кокетству должно быть здоровым и спокойным.

          То, что происходит на ранней  стадии полового развития детей,  ничем не отличается от того, что случается в других сферах. Здесь тоже трудно исправить  ошибки, если они были допущены  с самого начала. Поэтому, чтобы  не допустить нежелательных последствий,  важно знать ошибочные полоролевые представления у детей.   Очень часто представление ребенка о поле (мужском и женском) никак и ни в чем не проявляется, и тогда родителей и воспитателей должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4–6 лет обычно задают вопросы, касающиеся пола, или сами комментируют какие-то понятия. Если они не делают этого, родителям можно порекомендовать как бы случайно самим затронуть эту тему, связав ее, например, с рождением какого-нибудь живого существа – щенка, котенка и т.п. Поведение  детей 7–11 лет. В рамках полового воспитания младших школьников должны быть учтены основные особенности психосексуального развития детей в этом возрастном периоде.      Психология поведения в этом возрасте определяется интенсивной социализацией, связанной с началом обучения и отсутствием выраженного полового метаморфоза. Хорошо известно, что дети одного возраста, обучающиеся в разных классах, отличаются друг от друга больше, чем дети разного возраста, обучающиеся в одном классе. Особенно разительны эти различия при переходе из 1 во 2-й и из 3 в 4-й классы.      Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален. В психоанализе он рассматривался как латентный период. В ряде отечественных руководств можно встретить обобщенный, «бесполый» анализ психологии и поведения младшего школьника. Из общепризнанного факта дружбы с представителями своего пола как важной характеристики развития нельзя сделать однозначный вывод о сексуальной латентности данного периода. Этот факт относится скорее к гетеросексуальной активности, чем к сексуальным интересам, и не означает прекращения или временной остановки психосексуального развития ни мальчиков, ни девочек.

     Возраст 9–10 лет – это период половой  гомогенизации – подражания и  привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. Иногда  переход к этому этапу происходит  быстро, и изменение привязанностей  ребенка особенно разительно. Класс  разбивается на два лагеря  – мальчиков и девочек, измена  своему лагерю осуждается и  презирается.      Мальчики  играют в военные игры, зачитываются  героической литературой, засиживаются  у телевизоров и компьютеров  и подражают своим кумирам  по книгам, компьютерным играм  и блокбастерам. Они больше тянутся  к отцу, а при его отсутствии  – к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских» кружков  и секций), проявляют настойчивый  интерес к «мужской» работе.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы педагогики»