Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:25, контрольная работа

Описание

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.

Содержание

Теоретическая часть:
1.Значение конструирования в формировании личности ребенка.
2.Особенности конструктивной деятельности дошкольников.
3.Задачи, содержание обучения конструированию в младшей и средней группах.
4.Методы и приемы обучения конструированию в младшей и средней группах.
Практическая часть:
1.Составьте 2 конспекта занятия по обучению конструированию из бумаги в средней группе.
2.Приложите 10 детских работ с анализом усвоения технических умений и навыков.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по конструированию.docx

— 779.10 Кб (Скачать документ)


 

 

                                    Содержание.

 

Теоретическая часть:

1.Значение конструирования в формировании личности ребенка.

2.Особенности конструктивной деятельности дошкольников.

3.Задачи, содержание обучения конструированию в младшей и средней группах.

4.Методы и приемы обучения конструированию в младшей и средней группах.

Практическая часть:

1.Составьте 2 конспекта занятия по обучению конструированию из бумаги в средней группе.

2.Приложите 10 детских работ с анализом усвоения технических умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть:

1.Значение конструирования в  формировании            личности ребенка.

 Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития  технических способностей детей,  что очень важно для всестороннего  развития личности. Биографии многих  выдающихся техников-изобретателей  показывают, что способности эти  иногда проявляются еще в дошкольном  возрасте. Примером может служить  детство выдающихся изобретателей:  А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.

 Каковы же некоторые  важные качества личности, которые  формируются в конструктивно-технической  деятельности взрослых, особенно  в деятельности творческого характера,  и закладывают основы для формирования  технических способностей?

 Для творческой конструктивно-технической  деятельности взрослых характерна  тонкая наблюдательность, выработанная  на основе большой точности  восприятия и понимания технической  сущности предметов.

 Конструктор должен  уметь представить не только  структуру машины, конструкции, но  и техническую сторону их: как,  с помощью чего скрепляются  части? Какая из них является  основной для всей конструкции?  Какими средствами достигается  подвижность частей, конструкции  в целом? Как размещаются все  части конструкции не только  во фронтальной плоскости, но  и в пространстве трех измерений?

 Конструктивно-техническая  деятельность требует относительно  высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию  конструкции, необходим точный  расчет, продуманность, при выполнении  ее требуется определенная последовательность  и точность в работе. Любая  неточность ведет к серьезным  просчетам.

 Для творческой конструктивно-технической  деятельности взрослых характерно  развитое пространственное воображение,  выражающееся в способности к  произвольному оперированию образами  пространственного воображения  в соответствии с поставленной  целью. Прежде чем сконструировать  новую машину, создатель должен  отчетливо представить ее и  мысленно проследить за работой  машины. Только убедившись в удачном  решении конструктивной задачи  в целом, конструктор дает согласие  на претворение мысленно созданного в реальный продукт.

 Воображение конструктора должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным, т. е. он должен обладать не только развитым пространственным воображением, но и высокой степенью гибкости мышления, которое проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации общей схемы машины, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно.

 Для технических способностей  характерны эмоционально-волевые  качества личности. Они выражаются  в интересе к конструктивной  деятельности, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая  или совершенствуя какую-либо  конструкцию, имеющую общественную  значимость. Сознание общественной значимости в создании нового изобретения вызывает творческую активность изобретателя и стремление добиться поставленной цели. Причем эта ответственность проявляется даже тогда, когда конструктор или изобретатель не испытывает интереса к данному виду техники.

 Указанные выше качества  будущего конструктора начинают  формироваться у детей под  руководством воспитателя. Обучение  детей конструированию имеет  большое значение в подготовке  детей к школе, развитии у  них мышления, памяти, воображения  и способности к самостоятельному  творчеству.

 На занятиях конструктивной  деятельностью у детей формируются  обобщенные представления о предметах,  которые их окружают. Они учатся  обобщать группы однородных предметов  по их признакам и в то  же время находить различия  в них в зависимости от практического  использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери,  но дома различаются по своему  назначению, а в связи с этим  и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими  признаками дети увидят и различия  в них, т. е. они усваивают  знания, отражающие существенные  связи и зависимости между  отдельными предметами и явлениями.

 В плане подготовки  детей к школе конструктивная  деятельность ценна еще и тем,  что в ней развивается умение  тесно связывать приобретенные  знания с их использованием, понимание  того, что и для успеха в  деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие  необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков  является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.

 На занятиях конструктивной  деятельностью у дошкольника  формируются важные качества; умение  слушать воспитателя, принимать  умственную задачу и находить  способ ее решения.

 Важным моментом в  формировании учебной деятельности, как это доказывается в исследованиях  сотрудников НИИ дошкольного  воспитания АПН СССР, является  переориентировка сознания ребенка  с конечного результата, который  необходимо получить в ходе  того или иного задания, на  способы выполнения. Это явление  играет решающую роль в развитии  осознания ребенком своих действий  и их результатов. Предметом  основного внимания детей становятся  сам процесс и способы выполнения  задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания  важен не только практический  результат, но и приобретение  новых умений, знаний, новых способов  деятельности.

 Переключение сознания  детей на способы решения конструктивной  задачи формирует умение контролировать  свою деятельность с учетом  поставленной задачи, т. е. появляется  самоконтроль. Это исключает механическое  выполнение работы однажды заученным  способом, простое подражание товарищу. Ребенок уже в состоянии, как  отмечает Н. Н. Поддьяков, «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата». Это дает возможность обучать детей не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия и подготавливает ребенка к осознанию своих познавательных процессов. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

2. Особенности конструктивной деятельности  дошкольников.

 

 Название конструктивной  деятельности происходит от латинского  слова constructio - построение.

 Под детским конструированием  понимается деятельность, в которой  дети создают из различных  материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов  и конструкторов) разнообразные  игровые поделки (игрушки, постройки).

 Конструирование является  довольно сложным видом деятельности  для детей. В ней мы находим  связь с художественной, конструктивно-технической  деятельностью взрослых.

 Для конструктивно-технической  деятельности взрослых характерно  практическое назначение конструкций,  построек. При выполнении конструкции  взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал  с учетом назначения, техники  работы, внешнего оформления, определяет  последовательность выполнения  действий.

 Все эти элементы  намечаются в детском конструировании.  Здесь также решаются конструктивные  задачи. Продукты детского конструирования,  как правило, предназначаются  для практического использования  в игре.

 А. С. Макаренко подчеркивал,  что игры ребенка с игрушками-материалами,  из которых он конструирует, «ближе  всего стоят к нормальной человеческой  деятельности: из материалов человек  создает ценности и культуру».

 Таким образом, конструктивная  деятельность детей близка конструктивно-технической  деятельности взрослых. Продукт  детской деятельности еще не  имеет общественного значения, ребенок  не вносит ничего нового ни  в материальные, ни в культурные  ценности общества. Однако руководство  детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

 Детское конструирование  может быть изобразительным и  техническим.

 Если продукт конструктивно-технической  деятельности взрослых в основном  всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и  т. п.), то детская постройка  не всегда выполняется для  непосредственного практического  использования. Так вначале дети  с увлечением строят зоопарк,  но как только он был создан, постройка потеряла для них  всякий интерес. На вопрос: «Почему  они не играют?» - одна девочка  ответила: «Водить людей по зоопарку  неинтересно».

 Такое явление, когда  с выполненной конструкцией или  постройкой дети не играют, можно  наблюдать часто. Создается впечатление,  что ребенка интересует сам  конструктивный процесс, словно  он осваивает в нем что-то  новое, сложное, интересное.

 Но в этом изобразительном  конструировании все же присутствует  основное содержание конструктивно-технической  деятельности. Если ребенок не  использует поделку в своей  практике, то, создавая ее, он старается  отобразить в ней по возможности  все, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной  деятельности те же, что и в  конструировании.

 При этом необходимо  отметить, что часто в изобразительном  конструировании в своих постройках  ребенок добивается значительно  большего сходства с окружающими  предметами, чем тогда, когда они  предназначаются для непосредственного  практического использования в  игре, в то время как в постройках  для игры ребенок допускает  больше условностей.

 В такой постройке  для него важно, чтобы было  самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось  лететь на самолете, поэтому достаточным  оказалось наличие руля, крыльев  и сиденья для летчика. Неважно,  что построенный самолет выглядит  примитивно: он вполне удовлетворяет  игровым потребностям детей. Иное  дело, когда ребенок стремится  показать различные типы самолетов.  Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей.

 Существование двух  видов детского конструирования  - изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои  особенности,- требует дифференцированного  подхода в руководстве ими.

 Конструктивная деятельность  дошкольников носит характер  ролевой игры: в процессе создания  постройки или конструкции дети  вступают в игровые отношения  - не просто определяют обязанности  каждого, а выполняют те или  иные роли, например бригадира,  строителя, мастера и т. д.  Поэтому конструктивную деятельность  детей иногда называют и строительной  игрой.

3. Задачи, содержание обучения конструированию  в младшей и средней группах.

 

Первая младшая группа.

 

Задачи обучения.

- ознакомить детей со  строительным материалом – кубиками, кирпичиками, формой, величиной,  различным расположением на плоскости  стола (кирпичик лежит, стоит)  и разной устойчивостью в зависимости  от положения;

-  научить детей размещать  кирпичики по горизонтали (поезд,  дорожка), накладывать один на  другой, комбинировать различное  размещение, образуя различные перекрытия (ворота, домик) или замыкая пространство (загородка);

- научить создавать простейшие  постройки из строительного материала;                                                                                                                              

- научить малышей находить  сходство между постройками и  знакомыми предметами в окружающей  жизни. 

Содержание обучения.

Детей обучают сооружать 8-10 несложных построек: мебель (стол, стул, диван, кровать), башня, лесенка, горка, мост, домик, трамвай. На первых занятиях повторяются постройки, которые малыши делали в предыдущей группе, затем дети строят мебель. Сначала каждый предмет дети создают отдельно и  в различных вариантах, по освоении первого задания детям предлагают сделать две-три постройки сразу (стол и стулья, стол и диван и т. п.). Для обыгрывания этих построек малышам дают куклы, посуду, лоскутки материи (куклы отдыхают, куклы едят и т. д.).

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"