Содержание.
Теоретическая часть:
1.Значение конструирования в
формировании личности ребенка.
2.Особенности конструктивной
деятельности дошкольников.
3.Задачи, содержание обучения
конструированию в младшей и средней группах.
4.Методы и приемы обучения конструированию
в младшей и средней группах.
Практическая часть:
1.Составьте 2 конспекта занятия
по обучению конструированию из бумаги
в средней группе.
2.Приложите 10 детских работ с
анализом усвоения технических умений
и навыков.
Теоретическая часть:
1.Значение конструирования в
формировании
личности ребенка.
Конструирование больше,
чем другие виды деятельности,
подготавливает почву для развития
технических способностей детей,
что очень важно для всестороннего
развития личности. Биографии многих
выдающихся техников-изобретателей
показывают, что способности эти
иногда проявляются еще в дошкольном
возрасте. Примером может служить
детство выдающихся изобретателей:
А. С. Яковлева, И. П. Кулибина,
В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.
Каковы же некоторые
важные качества личности, которые
формируются в конструктивно-технической
деятельности взрослых, особенно
в деятельности творческого характера,
и закладывают основы для формирования
технических способностей?
Для творческой конструктивно-технической
деятельности взрослых характерна
тонкая наблюдательность, выработанная
на основе большой точности
восприятия и понимания технической
сущности предметов.
Конструктор должен
уметь представить не только
структуру машины, конструкции, но
и техническую сторону их: как,
с помощью чего скрепляются
части? Какая из них является
основной для всей конструкции?
Какими средствами достигается
подвижность частей, конструкции
в целом? Как размещаются все
части конструкции не только
во фронтальной плоскости, но
и в пространстве трех измерений?
Конструктивно-техническая
деятельность требует относительно
высокой сосредоточенности внимания.
Прежде чем приступить к созданию
конструкции, необходим точный
расчет, продуманность, при выполнении
ее требуется определенная последовательность
и точность в работе. Любая
неточность ведет к серьезным
просчетам.
Для творческой конструктивно-технической
деятельности взрослых характерно
развитое пространственное воображение,
выражающееся в способности к
произвольному оперированию образами
пространственного воображения
в соответствии с поставленной
целью. Прежде чем сконструировать
новую машину, создатель должен
отчетливо представить ее и
мысленно проследить за работой
машины. Только убедившись в удачном
решении конструктивной задачи
в целом, конструктор дает согласие
на претворение мысленно созданного
в реальный продукт.
Воображение конструктора
должно быть одновременно и предельно
конкретным, и крайне абстрактным, т. е.
он должен обладать не только развитым
пространственным воображением, но и высокой
степенью гибкости мышления, которое проявляется
не только в умении мысленно создавать
различные конкретные вариации общей
схемы машины, но и в умении вовремя отказаться
от таких вариантов, которые осуществить
в данных условиях невозможно.
Для технических способностей
характерны эмоционально-волевые
качества личности. Они выражаются
в интересе к конструктивной
деятельности, в том удовлетворении,
которое испытывает человек, создавая
или совершенствуя какую-либо
конструкцию, имеющую общественную
значимость. Сознание общественной
значимости в создании нового изобретения
вызывает творческую активность изобретателя
и стремление добиться поставленной цели.
Причем эта ответственность проявляется
даже тогда, когда конструктор или изобретатель
не испытывает интереса к данному виду
техники.
Указанные выше качества
будущего конструктора начинают
формироваться у детей под
руководством воспитателя. Обучение
детей конструированию имеет
большое значение в подготовке
детей к школе, развитии у
них мышления, памяти, воображения
и способности к самостоятельному
творчеству.
На занятиях конструктивной
деятельностью у детей формируются
обобщенные представления о предметах,
которые их окружают. Они учатся
обобщать группы однородных предметов
по их признакам и в то
же время находить различия
в них в зависимости от практического
использования. У каждого дома,
например, есть стены, окна, двери,
но дома различаются по своему
назначению, а в связи с этим
и по архитектурному оформлению.
Таким образом, наряду с общими
признаками дети увидят и различия
в них, т. е. они усваивают
знания, отражающие существенные
связи и зависимости между
отдельными предметами и явлениями.
В плане подготовки
детей к школе конструктивная
деятельность ценна еще и тем,
что в ней развивается умение
тесно связывать приобретенные
знания с их использованием, понимание
того, что и для успеха в
деятельности знания просто необходимы.
Дети убеждаются, что отсутствие
необходимых знаний о предмете,
конструктивных умений и навыков
является причиной неудач в создании
конструкции, неэкономного способа ее
изготовления, плохого качества результата
работы.
На занятиях конструктивной
деятельностью у дошкольника
формируются важные качества; умение
слушать воспитателя, принимать
умственную задачу и находить
способ ее решения.
Важным моментом в
формировании учебной деятельности,
как это доказывается в исследованиях
сотрудников НИИ дошкольного
воспитания АПН СССР, является
переориентировка сознания ребенка
с конечного результата, который
необходимо получить в ходе
того или иного задания, на
способы выполнения. Это явление
играет решающую роль в развитии
осознания ребенком своих действий
и их результатов. Предметом
основного внимания детей становятся
сам процесс и способы выполнения
задания. Они начинают понимать,
что при выполнении задания
важен не только практический
результат, но и приобретение
новых умений, знаний, новых способов
деятельности.
Переключение сознания
детей на способы решения конструктивной
задачи формирует умение контролировать
свою деятельность с учетом
поставленной задачи, т. е. появляется
самоконтроль. Это исключает механическое
выполнение работы однажды заученным
способом, простое подражание товарищу.
Ребенок уже в состоянии, как
отмечает Н. Н. Поддьяков, «анализировать
свои действия, выделять их существенные
звенья, сознательно изменять и перестраивать
их в зависимости от получаемого результата».
Это дает возможность обучать детей не
только отдельным конкретным действиям,
но и общим принципам, схемам действия
и подготавливает ребенка к осознанию
своих познавательных процессов. Ребенок
учится управлять своими психическими
процессами, что является важной предпосылкой
для успешного обучения в школе.
2. Особенности конструктивной деятельности
дошкольников.
Название конструктивной
деятельности происходит от латинского
слова constructio - построение.
Под детским конструированием
понимается деятельность, в которой
дети создают из различных
материалов (бумаги, картона, дерева,
специальных строительных наборов
и конструкторов) разнообразные
игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является
довольно сложным видом деятельности
для детей. В ней мы находим
связь с художественной, конструктивно-технической
деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической
деятельности взрослых характерно
практическое назначение конструкций,
построек. При выполнении конструкции
взрослый предварительно обдумывает,
создает план, подбирает материал
с учетом назначения, техники
работы, внешнего оформления, определяет
последовательность выполнения
действий.
Все эти элементы
намечаются в детском конструировании.
Здесь также решаются конструктивные
задачи. Продукты детского конструирования,
как правило, предназначаются
для практического использования
в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал,
что игры ребенка с игрушками-материалами,
из которых он конструирует, «ближе
всего стоят к нормальной человеческой
деятельности: из материалов человек
создает ценности и культуру».
Таким образом, конструктивная
деятельность детей близка конструктивно-технической
деятельности взрослых. Продукт
детской деятельности еще не
имеет общественного значения, ребенок
не вносит ничего нового ни
в материальные, ни в культурные
ценности общества. Однако руководство
детской деятельностью со стороны взрослых
оказывает самое благотворное влияние
на трудовое воспитание дошкольников.
Детское конструирование
может быть изобразительным и
техническим.
Если продукт конструктивно-технической
деятельности взрослых в основном
всегда имеет практическое назначение
(здание для театра, магазина и
т. п.), то детская постройка
не всегда выполняется для
непосредственного практического
использования. Так вначале дети
с увлечением строят зоопарк,
но как только он был создан,
постройка потеряла для них
всякий интерес. На вопрос: «Почему
они не играют?» - одна девочка
ответила: «Водить людей по зоопарку
неинтересно».
Такое явление, когда
с выполненной конструкцией или
постройкой дети не играют, можно
наблюдать часто. Создается впечатление,
что ребенка интересует сам
конструктивный процесс, словно
он осваивает в нем что-то
новое, сложное, интересное.
Но в этом изобразительном
конструировании все же присутствует
основное содержание конструктивно-технической
деятельности. Если ребенок не
использует поделку в своей
практике, то, создавая ее, он старается
отобразить в ней по возможности
все, что необходимо для действия.
Принципы создания продукта конструктивной
деятельности те же, что и в
конструировании.
При этом необходимо
отметить, что часто в изобразительном
конструировании в своих постройках
ребенок добивается значительно
большего сходства с окружающими
предметами, чем тогда, когда они
предназначаются для непосредственного
практического использования в
игре, в то время как в постройках
для игры ребенок допускает
больше условностей.
В такой постройке
для него важно, чтобы было
самое необходимое для игры. Например,
по ходу игры понадобилось
лететь на самолете, поэтому достаточным
оказалось наличие руля, крыльев
и сиденья для летчика. Неважно,
что построенный самолет выглядит
примитивно: он вполне удовлетворяет
игровым потребностям детей. Иное
дело, когда ребенок стремится
показать различные типы самолетов.
Тогда дети выполняют их с особенной
конструктивной тщательностью. Таким
образом, характер и качество постройки
не всегда зависят от умений детей.
Существование двух
видов детского конструирования
- изобразительного и технического,
каждый из которых имеет свои
особенности,- требует дифференцированного
подхода в руководстве ими.
Конструктивная деятельность
дошкольников носит характер
ролевой игры: в процессе создания
постройки или конструкции дети
вступают в игровые отношения
- не просто определяют обязанности
каждого, а выполняют те или
иные роли, например бригадира,
строителя, мастера и т. д.
Поэтому конструктивную деятельность
детей иногда называют и строительной
игрой.
3. Задачи, содержание обучения конструированию
в младшей и средней группах.
Первая младшая группа.
Задачи обучения.
- ознакомить детей со
строительным материалом – кубиками,
кирпичиками, формой, величиной,
различным расположением на плоскости
стола (кирпичик лежит, стоит)
и разной устойчивостью в зависимости
от положения;
- научить детей размещать
кирпичики по горизонтали (поезд,
дорожка), накладывать один на
другой, комбинировать различное
размещение, образуя различные перекрытия
(ворота, домик) или замыкая пространство
(загородка);
- научить создавать простейшие
постройки из строительного материала;
- научить малышей находить
сходство между постройками и
знакомыми предметами в окружающей
жизни.
Содержание обучения.
Детей обучают сооружать
8-10 несложных построек: мебель (стол,
стул, диван, кровать), башня, лесенка, горка,
мост, домик, трамвай. На первых занятиях
повторяются постройки, которые малыши
делали в предыдущей группе, затем дети
строят мебель. Сначала каждый предмет
дети создают отдельно и в различных
вариантах, по освоении первого задания
детям предлагают сделать две-три постройки
сразу (стол и стулья, стол и диван и т.
п.). Для обыгрывания этих построек малышам
дают куклы, посуду, лоскутки материи (куклы
отдыхают, куклы едят и т. д.).