Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:25, контрольная работа
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.
Теоретическая часть:
1.Значение конструирования в формировании личности ребенка.
2.Особенности конструктивной деятельности дошкольников.
3.Задачи, содержание обучения конструированию в младшей и средней группах.
4.Методы и приемы обучения конструированию в младшей и средней группах.
Практическая часть:
1.Составьте 2 конспекта занятия по обучению конструированию из бумаги в средней группе.
2.Приложите 10 детских работ с анализом усвоения технических умений и навыков.
На следующем занятии дети строят башню с домиком для птиц из 3-4 кубиков, положенных друг на друга, и накрывают их сверху трехгранной призмой; далее строят лесенку из 6 кубиков или кирпичиков, упражняясь в укладывании деталей вверх. Знакомые приемы закрепляются в сооружении горки.
Следующий этап работы (когда дети освоят эти постройки, научатся воспроизводить их по слову воспитателя, поиграют) - строительство моста из двух кубиков, пластины и двух малых трехгранных призм. Умения замыкать пространство и делать перекрытия закрепляются строительством гаража, трамвая.
На участке детского сада
и в групповой комнате
Вторая младшая группа.
Задачи обучения.
-научить детей не только
различать основные
- научить располагать
кирпичики на равном
- обучить целенаправленному
рассматриванию предметов,
- научить сооружать
- развить желание создавать
постройки по собственному
Содержание обучения.
Первые три-четыре занятия во второй младшей группе (если дети перешли из первой младшей) посвящают закреплению умения располагать кирпичики в ряд на плоскости, де лая дорожку, линию. Дети строят короткую узкую дорожку к домику, широкую дорожку - для машин.
Далее можно предложить построить трамвайную линию: короткие линии, сделанные каждым ребёнком, объединяют в единую длинную. Основная цель этих занятий - научить детей аккуратно соеди нять кирпичики, выстраивая их в линию, и различать про странственные признаки: короткий - длинный, узкий - широкий.
На следующих двух-трёх занятиях дети учатся ставить кирпичики вертикально - либо плотно друг к другу, либо на равном расстоянии друг от друга; кирпичики можно ставить и на узкую длинную плоскость, и на узкую короткую плоскость. С этой целью детей обучают строить загородку для животных (воспитатель обращает внимание на то, что вначале строят загородку, потом размещают уточку, собачку), заборчик у домика и т. д.
На последующих занятиях
дети осваивают различные варианты
ворот (из кирпичиков, кубиков, пластин),
учатся располагать детали вертикально,
выполнять постройку в
По освоении одного способа
(изменение одной и той же постройки
- ворот - путем замены одних деталей
другими), детей знакомят с другим
способом изменения постройки - надстройкой
в высоту и в длину. В ходе нескольких
занятий детям в строгой
Чтобы проверить, научились ли дети воспроизводить заданную конструкцию домика по образцу, перед ними ставят задачу - самостоятельно преобразовать этот образец, например, построить такой же домик (т. е. сохранять саму конструкцию), но только высокий или длинный и т. д. Предварительно воспитатель объясняет принцип удлинения или увеличения постройки в высоту, используя первую конструкцию домика.
Постановка такого рода задач (преобразование образца) способствует повышению умственной активности детей.
Средняя группа.
Задачи обучения.
- Наряду с закреплением
знакомых названий деталей (
- Научить детей самостоятельно анализировать постройки: выделять ее основные части, различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в автомобиле выделять мотор, кабину, кузов и т.д.), их функциональное назначение.
- Если в младших группах
детей учили строить в
Примечание: В средней группе детей нужно научить выделять в конструируемых предметах их свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формируют обобщенные представления о различных предметах, практическом назначении получившихся построек и возможности играть с ними.
- Сооружая простейшие
постройки, дети должны
Содержание обучения.
В начале года проводят два-три занятия, повторяющие тематику второй младшей группы с некоторым усложнением программы, например, постройка ворот (широких, узких, высоких), мебели, гаража для различных по форме и величине игрушек. Показывая, как строить, например, гараж, воспитатель подчеркивает, что его размер зависит от того, какие машины туда будут ставить: если грузовые, то гараж должен быть большой, если легковые — поменьше. Прежде чем начинать строительство, нужно знать, для какой машины оно предназначено.
На последующих занятиях дети по образцу и показу педагога строят мост, трамвай, автобус, троллейбус, грузовик несложных конструкций. Дети знакомятся при этом с цилиндром, учатся правильно называть его и использовать в постройках в соответствии с его свойствами.
На усвоение каждой конструкции отводят несколько занятий. На первом дети учатся строить по образцу, а на дальнейших — самостоятельно преобразовывать этот образец в соответствии с заданными условиями, т. е. решать некоторые конструктивные задачи. Например, после того, как дети научатся строить мост по образцу (узнают, как делать опоры и мостовое перекрытие, спуск для машины, какие детали можно для этого использовать и т. д.), им предлагают построить мост высокий или широкий, не показывая при этом способов преобразования. Далее дети придумывают свою конструкцию моста, ориентируясь на строительный материал, имеющийся в их распоряжении.
Любая тема может быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями. Каждую из них дети осваивают под руководством воспитателя, а различные ее варианты (высокий, длинный, широкий) выполняют самостоятельно. Это способствует формированию не только обобщенных способов действия, но и обобщенных представлений о конструируемых объектах и развитию самостоятельности мышления.
Примечание: Начиная со второго полугодия наряду с выполнением заданий, детям предлагают конструирование по замыслу, основная задача которого — закрепление полученных навыков, развитие инициативы и самостоятельности, формирование умения творчески воплощать свои замыслы в постройках.
Конструирование из бумаги и природного материала.
Задачи обучения
Начиная со II квартала детей знакомят с новым конструктивным материалом — бумагой, ее особенностями, учат складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линии сгиба, приклеивать к основной части детали (к домику — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса).
Воспитанников средней возрастной группы начинают приобщать к изготовлению поделок из природного материала — коры, веток, листьев, шишек, ореховой скорлупы, используя для скрепления частей пластилин. При этом воспитатель старается раскрыть перед детьми богатые возможности природного материала и целесообразность его использования в различных поделках.
Примечание: У детей формируют общие умения и навыки: умения обследовать предмет, планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца, также развивают глазомер, четкость движения рук и т.д.
Содержание обучения.
На первом занятии воспитатель показывает несколько предметов, игрушек, сделанных им из бумаги (домик, корзиночка, альбом и т. д.), рассказывает о том, что путем складывания и склеивания бумаги можно сделать разнообразные интересные игрушки для украшения елки, игры, подарка маме и т. д.
На первом же занятии дети учатся складывать бумагу пополам, делают это по показу и объяснению воспитателя. На следующих занятиях, когда дети работают над поделкой елочных гирлянд, записных книжек для подарков маме к 8 Марта, это умение закрепляется.
Изготавливая домик, автобус, грузовик на последующих занятиях дети учатся делать игрушки из готовых элементов, приклеивать к основным частям отдельные детали: к домику — дверь, окна, трубу; к автобусу — окна, колеса и т. д.
Примечание: Выполнение таких заданий не только способствует формированию технических навыков (складывание бумаги, склеивание и т.д.), но и стимулирует умственную деятельность детей, самостоятельный поиск способов работы. Прежде чем начать делать игрушку (домик, автобус, грузовик), дети обдумывают, как соединить части между собой, какую часть намазать клеем и т. п.
В летний период детей начинают приобщать к изготовлению поделок из природного материала. Прежде всего, воспитатель знакомит ребят с этим материалом и на заранее изготовленных простых поделках (например, шапочка из листьев и лодочка из скорлупы грецкого ореха, птичка из шишек и т. п.) демонстрирует, как его можно использовать, учит находить сходство между отдельными предметами (еловая шишка — туловище рыбы, скорлупа грецкого ореха — лодочка и т. д.) и добиваться его в своих поделках; рекомендует для скрепления частей подбирать цвет пластилина, соответствующий цвету материала.
Примечание: Занятия по конструированию из бумаги и природного материала обычно чередуются с занятиями по конструированию из строительного материала, хотя иногда, исходя из конкретных образовательных задач, воспитатель может этого чередования не придерживаться.
Основной прием обучения — использование образца с показом и объяснением, которые в начале обучения, когда у детей нет еще навыков работы с бумагой и природным материалом, бывают подробными (т.е. воспитатель объясняет и показывает весь процесс выполнения поделки) и предшествуют деятельности детей.
Примечание: Объяснение должно быть четким и кратким: чем яснее и образнее пояснит воспитатель, тем успешнее справятся дети с выполнением полученного задания.
Постепенно, по мере овладения детьми приемами складывания бумаги пополам, воспитатель использует образец с менее подробным объяснением, привлекая имеющийся у детей опыт. Например, при поделке домика из бумаги, воспитатель показывает готовый домик (плотный лист бумаги, сложенный пополам, а на нем крыша из сложенного пополам прямоугольника с трубой), обследует его с детьми и предлагает подумать, из каких деталей, что нужно делать (из самого листа — дом, из прямоугольника цветной бумаги — крышу, из полоски — трубу, окна, двери).
Опираясь на предыдущий опыт (складывание бумаги пополам), воспитатель вместе с детьми обговаривает последовательность изготовления домика. Аналогичным образом организуется занятие по поделке автобуса и т.п. Когда детям дают достаточно сложную конструкцию, требующую от них целого ряда действий (складывание, склеивание, разрезание, например, поделка грузовика), то, учитывая их небольшой еще опыт, воспитатель подробно объясняет и показывает последовательность выполнения.
Если же поделка сама по себе проста и дети могут воспользоваться имеющимися навыками, то воспитатель показывает образец как примерный, обследует его и совсем не объясняет хода выполнения. Например, на занятии по изготовлению записных книжек воспитатель показывает несколько книжек, украшенных аппликацией, предлагает детям вспомнить способ изготовления альбомов и самостоятельно сделать такие книжки, а потом украсить их.
В конце года, когда у
детей накопится уже
Примечание: В ходе занятия воспитатель руководит деятельностью детей (советом, вопросом, иногда практическим действием), проверяет, чтобы каждый точно следовал своему замыслу.
Анализируя готовые поделки, воспитатель отмечает те, в которых проявилось творчество, а также те, которые аккуратно и правильно выполнены. Поскольку обучение конструированию из природного материала начинается только в конце года, у детей еще нет никакого опыта, то немногочисленные поделки дети учатся делать только по показу и объяснению воспитателя. Например, обучая изготавливать ежика из скорлупы грецкого ореха, воспитатель, прежде всего, знакомит детей или с живым ежом, или с его изображением на картинке и помогает выделить форму его тела, покрытого колючками, вытянутую мордочку и т. д. Затем, показывая готовую игрушку-поделку, подчеркивает ее сходство с настоящим ежом и подробно объясняет, как надо такую делать: тело — из половины скорлупы грецкого ореха, колючки — из пластилина того же цвета, что скорлупа. Воспитатель показывает, как примазать пластилин к скорлупе, сделать вытянутую мордочку, как закрепить на спине и т.п., в процессе выполнения поделки помогает им советом, объяснением, показом и т. д.