Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:25, контрольная работа

Описание

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.

Содержание

Теоретическая часть:
1.Значение конструирования в формировании личности ребенка.
2.Особенности конструктивной деятельности дошкольников.
3.Задачи, содержание обучения конструированию в младшей и средней группах.
4.Методы и приемы обучения конструированию в младшей и средней группах.
Практическая часть:
1.Составьте 2 конспекта занятия по обучению конструированию из бумаги в средней группе.
2.Приложите 10 детских работ с анализом усвоения технических умений и навыков.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по конструированию.docx

— 779.10 Кб (Скачать документ)

На следующем занятии  дети строят башню с домиком для  птиц из 3-4 кубиков, положенных друг на друга, и накрывают их сверху трехгранной  призмой; далее строят лесенку из 6 кубиков или кирпичиков, упражняясь в укладывании деталей вверх. Знакомые приемы закрепляются в сооружении горки.

Следующий этап работы (когда  дети освоят эти постройки, научатся воспроизводить их по слову воспитателя, поиграют) - строительство моста  из двух кубиков, пластины и двух малых  трехгранных призм. Умения замыкать пространство и делать перекрытия закрепляются строительством гаража, трамвая.

На участке детского сада и в групповой комнате воспитатель  побуждает детей воспроизводить постройки, которые они создавали  на занятиях, и играет с ними.

 

Вторая младшая группа.

 

Задачи обучения.

-научить детей не только  различать основные строительные  детали (кубик, кирпич, пластина), но  и называть их, а так же понимать  и употреблять такие слова,  как большой, маленький, длинный,  короткий, высокий, низкий;

- научить располагать  кирпичики на равном расстоянии  друг от друга по кругу, по  четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на узкую плоскость;

-  обучить целенаправленному  рассматриванию предметов, построек;

- научить сооружать элементарные  постройки путём комбинирования  знакомыми формами строительного  материала;

- развить желание создавать  постройки по собственному замыслу,  связывать их в единую тему  с сюжетами детских сказок и обыгрывать постройку в контексте литературного произведения.

 

Содержание обучения.

Первые три-четыре занятия  во второй младшей группе (если дети перешли из первой младшей) посвящают  закреплению умения располагать  кирпичики в ряд на плоскости, де лая дорожку, линию. Дети строят короткую узкую дорожку к домику, широкую  дорожку - для машин.

Далее можно предложить построить  трамвайную линию: короткие линии, сделанные  каждым ребёнком, объединяют в единую длинную. Основная цель этих занятий - научить детей аккуратно соеди нять кирпичики, выстраивая их в линию, и различать про странственные признаки: короткий - длинный, узкий - широкий.

На следующих двух-трёх занятиях дети учатся ставить кирпичики  вертикально - либо плотно друг к другу, либо на равном расстоянии друг от друга; кирпичики можно ставить и  на узкую длинную плоскость, и  на узкую короткую плоскость. С этой целью детей обучают строить  загородку для животных (воспитатель  обращает внимание на то, что вначале  строят загородку, потом размещают  уточку, собачку), заборчик у домика и т. д.

На последующих занятиях дети осваивают различные варианты ворот (из кирпичиков, кубиков, пластин), учатся располагать детали вертикально, выполнять постройку в определенной последовательности. Представления «узкий - широкий», «низкий – высокий» уточняются посредством строительства ворот: широких - для грузовой машины, а узких - для легковой; высоких - для большой матрёшки и низких - для маленькой.

По освоении одного способа (изменение одной и той же постройки - ворот - путем замены одних деталей  другими), детей знакомят с другим способом изменения постройки - надстройкой  в высоту и в длину. В ходе нескольких занятий детям в строгой системе  дают новую конструкцию домика. Причём воспитатель каждый раз сравнивает новую конструкцию с предыдущей и устанавливает разницу и сходство между ними.

Чтобы проверить, научились  ли дети воспроизводить заданную конструкцию  домика по образцу, перед ними ставят задачу - самостоятельно преобразовать  этот образец, например, построить такой  же домик (т. е. сохранять саму конструкцию), но только высокий или длинный  и т. д. Предварительно воспитатель  объясняет принцип удлинения  или увеличения постройки в высоту, используя первую конструкцию домика.

Постановка такого рода задач (преобразование образца) способствует повышению умственной активности детей.

 

Средняя группа.

 

Задачи обучения.

- Наряду с закреплением  знакомых названий деталей (кубик,  кирпичик, пластина) в средней группе  нужно научить различать, называть  и правильно использовать новые  детали (призма, брусок) с учетом  их основных конструктивных свойств  (размер, устойчивость, форма).

-  Научить детей самостоятельно  анализировать постройки: выделять ее основные части, различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в автомобиле выделять мотор, кабину, кузов и т.д.), их функциональное назначение.

- Если в младших группах  детей учили строить в основном  по образцу и показу воспитателя,  то в средней группе необходимо  обучить строить по названной  теме (знакомой им), по условиям  и по собственному замыслу.  При этом особое внимание воспитатель должен уделять обучению планировать последовательность сооружения, заранее подбирать детали по форме, размеру и устойчивости в соответствии с содержанием.

Примечание: В средней группе детей нужно научить выделять в конструируемых предметах их свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формируют обобщенные представления о различных предметах, практическом назначении получившихся построек и возможности играть с ними.

- Сооружая простейшие  постройки, дети должны овладеть  техническими навыками конструирования: умением ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкая пространство, умением соразмерять между собой предметы и т. д.

 

Содержание обучения.

В начале года проводят два-три  занятия, повторяющие тематику второй младшей группы с некоторым усложнением программы, например, постройка ворот (широких, узких, высоких), мебели, гаража для различных по форме и величине игрушек. Показывая, как строить, например, гараж, воспитатель подчеркивает, что его размер зависит от того, какие машины туда будут ставить: если грузовые, то гараж должен быть большой, если легковые — поменьше. Прежде чем начинать строительство, нужно знать, для какой машины оно предназначено.

На последующих занятиях дети по образцу и показу педагога строят мост, трамвай, автобус, троллейбус, грузовик несложных конструкций. Дети знакомятся при этом с цилиндром, учатся правильно называть его и использовать в постройках в соответствии с его свойствами.

На усвоение каждой конструкции  отводят несколько занятий. На первом дети учатся строить по образцу, а  на дальнейших — самостоятельно преобразовывать этот образец в соответствии с заданными условиями, т. е. решать некоторые конструктивные задачи. Например, после того, как дети научатся строить мост по образцу (узнают, как делать опоры и мостовое перекрытие, спуск для машины, какие детали можно для этого использовать и т. д.), им предлагают построить мост высокий или широкий, не показывая при этом способов преобразования. Далее дети придумывают свою конструкцию моста, ориентируясь на строительный материал, имеющийся в их распоряжении.

Любая тема может быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями. Каждую из них дети осваивают  под руководством воспитателя, а  различные ее варианты (высокий, длинный, широкий) выполняют самостоятельно. Это способствует формированию не только обобщенных способов действия, но и обобщенных представлений о конструируемых объектах и развитию самостоятельности мышления.

Примечание: Начиная со второго полугодия наряду с выполнением заданий, детям предлагают конструирование по замыслу, основная задача которого — закрепление полученных навыков, развитие инициативы и самостоятельности, формирование умения творчески воплощать свои замыслы в постройках.

 

Конструирование из бумаги и природного материала.

 

Задачи обучения

Начиная со II квартала детей знакомят с новым конструктивным материалом — бумагой, ее особенностями, учат складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линии сгиба, приклеивать к основной части детали (к домику — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса).

Воспитанников средней возрастной группы начинают приобщать к изготовлению поделок из природного материала  — коры, веток, листьев, шишек, ореховой скорлупы, используя для скрепления частей пластилин. При этом воспитатель старается раскрыть перед детьми богатые возможности природного материала и целесообразность его использования в различных поделках.

Примечание: У детей формируют общие умения и навыки: умения обследовать предмет, планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца, также развивают глазомер, четкость движения рук и т.д.

 

Содержание обучения.

На первом занятии воспитатель  показывает несколько предметов, игрушек, сделанных им из бумаги (домик, корзиночка, альбом и т. д.), рассказывает о том, что путем складывания и склеивания бумаги  можно сделать  разнообразные  интересные  игрушки для украшения елки, игры, подарка маме и т. д.

На первом же занятии дети учатся складывать бумагу пополам, делают это по показу и объяснению воспитателя. На следующих занятиях, когда дети работают над поделкой елочных гирлянд, записных книжек для подарков маме к 8 Марта, это умение закрепляется.

Изготавливая домик, автобус, грузовик на последующих занятиях дети учатся делать игрушки из готовых элементов, приклеивать к основным  частям  отдельные детали:  к домику — дверь,  окна, трубу; к автобусу — окна, колеса и т. д.

Примечание: Выполнение таких заданий не только способствует формированию технических навыков (складывание бумаги, склеивание и т.д.), но и стимулирует умственную деятельность   детей,  самостоятельный   поиск способов работы. Прежде чем начать делать игрушку (домик, автобус, грузовик), дети обдумывают, как соединить части между собой, какую часть намазать клеем и т. п.

В летний период детей начинают приобщать к изготовлению поделок  из природного материала. Прежде всего, воспитатель знакомит ребят с этим материалом и на заранее изготовленных простых поделках (например, шапочка из листьев и лодочка из скорлупы грецкого ореха, птичка из шишек и т. п.) демонстрирует, как его можно использовать, учит находить сходство между отдельными предметами (еловая шишка — туловище рыбы, скорлупа грецкого ореха — лодочка и т. д.) и добиваться его в своих поделках; рекомендует для скрепления частей подбирать цвет пластилина, соответствующий цвету материала.

Примечание: Занятия по конструированию из бумаги и природного материала обычно чередуются с занятиями по конструированию из строительного материала, хотя иногда, исходя из конкретных образовательных задач, воспитатель может этого чередования не придерживаться.

Основной прием обучения — использование образца с  показом и объяснением, которые  в начале обучения, когда у детей  нет еще навыков работы с бумагой  и природным материалом, бывают подробными (т.е. воспитатель объясняет и показывает весь процесс выполнения поделки) и предшествуют деятельности детей.

Примечание: Объяснение должно быть четким и кратким: чем яснее и образнее пояснит воспитатель, тем успешнее справятся дети с выполнением полученного задания.

Постепенно, по мере овладения  детьми приемами складывания бумаги пополам, воспитатель использует образец  с менее подробным объяснением, привлекая имеющийся у детей опыт. Например, при поделке домика из бумаги, воспитатель показывает готовый домик (плотный лист бумаги, сложенный пополам, а на нем крыша из сложенного пополам прямоугольника с трубой), обследует его с детьми и предлагает подумать, из каких деталей, что нужно делать (из самого листа — дом, из прямоугольника цветной бумаги — крышу, из полоски — трубу, окна, двери).

Опираясь на предыдущий опыт (складывание бумаги пополам), воспитатель  вместе с детьми обговаривает последовательность изготовления домика. Аналогичным образом организуется занятие по поделке автобуса и т.п. Когда детям дают достаточно сложную конструкцию, требующую от них целого ряда действий (складывание, склеивание, разрезание, например, поделка грузовика), то, учитывая их небольшой еще опыт, воспитатель подробно объясняет и показывает последовательность выполнения.

Если же поделка сама по себе проста и дети могут воспользоваться имеющимися навыками, то воспитатель показывает образец как примерный, обследует его и совсем не объясняет хода выполнения. Например, на занятии по изготовлению записных книжек воспитатель показывает несколько книжек, украшенных аппликацией, предлагает детям вспомнить способ изготовления альбомов и самостоятельно сделать такие книжки, а потом украсить их.

В конце года, когда у  детей накопится уже достаточный  опыт работы с бумагой, воспитатель  организует занятие конструированием по замыслу. За день-два до занятия он подготавливает небольшую выставку поделок из бумаги, уже знакомых, и вспоминает вместе с детьми, как их делают. Предлагает отобрать нужные части (прямоугольники, квадраты, полоски, кружки из мягкого картона и т. д.), заготовленные заранее и разложенные на столе.

Примечание: В ходе занятия воспитатель руководит деятельностью детей (советом, вопросом, иногда практическим действием), проверяет, чтобы каждый точно следовал своему замыслу.

Анализируя готовые поделки, воспитатель отмечает те, в которых  проявилось творчество, а также те, которые аккуратно и правильно  выполнены. Поскольку обучение конструированию  из природного материала начинается только в конце года, у детей  еще нет никакого опыта, то немногочисленные поделки дети учатся делать только по показу и объяснению воспитателя. Например, обучая изготавливать ежика из скорлупы грецкого ореха, воспитатель, прежде всего, знакомит детей или с живым ежом, или с его изображением на картинке и помогает выделить форму его тела, покрытого колючками, вытянутую мордочку и т. д. Затем, показывая готовую игрушку-поделку, подчеркивает ее сходство с настоящим ежом и подробно объясняет, как надо такую делать: тело — из половины скорлупы грецкого ореха, колючки — из пластилина того же цвета, что скорлупа. Воспитатель показывает, как примазать пластилин к скорлупе, сделать вытянутую мордочку, как закрепить на спине и т.п., в процессе выполнения поделки помогает им советом, объяснением,  показом и т. д.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"