Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:25, контрольная работа

Описание

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.

Содержание

Теоретическая часть:
1.Значение конструирования в формировании личности ребенка.
2.Особенности конструктивной деятельности дошкольников.
3.Задачи, содержание обучения конструированию в младшей и средней группах.
4.Методы и приемы обучения конструированию в младшей и средней группах.
Практическая часть:
1.Составьте 2 конспекта занятия по обучению конструированию из бумаги в средней группе.
2.Приложите 10 детских работ с анализом усвоения технических умений и навыков.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по конструированию.docx

— 779.10 Кб (Скачать документ)

Предварительная подготовка материалов для занятий по конструированию  из бумаги и природного материала (бумага разной формы, цвета и размера, картонные  кружочки, нитки и т.д.) занимает у  педагога достаточно много временя, использует этот момент в воспитательных целях. Например, подготавливая материал к занятию по изготовлению записной книжки, педагог с детьми решает, какого размера будут эти книжки, предлагает самим детям выбрать цвет ленточки, соответствующий цвету обложки и т. д. В результате у детей формируется осознанное отношение к предстоящей деятельности.

При совместной подготовке материалов для поделок из природного материала педагог воспитывает  у детей бережное отношение к  природе (подчеркивает, что ветки  деревьев и кустарников ломать нельзя, что листья можно собирать, когда  они падают, запасы следует делать во время подрезания деревьев и т.д.). Он использует также этот момент для установления сходства («На что это похоже?»), что способствует формированию замысла, творчества, фантазии.

 

4.   Методы и приемы обучения  конструированию в младшей и  средней группах.

 

Младшие группы.

Для обучения в первой и  второй младших группах используют наборы кубиков, кирпичиков, пластин  и трехгранных призм, а также  строительные наборы. В начале года в первой младшей группе на занятиях воспитатель составляет группы по 4-6 детей. Постепенно количество в группах  увеличивается, а 90 второй половины года занятия проводятся со всей группой.

В обучении детей младших  групп конструированию воспитатель  использует разнообразные методы. Но основное место занимают информационно-рецептивный и репродуктивный. Детей знакомят с тем, что и как надо построить, т. е. демонстрируют образец, выполненный воспитателем, показывают и подробно объясняют процесс возведения постройки.

Прежде чем начать обучение, воспитатель знакомит детей с  самим изображаемым предметом, как  в целом, так и с частями, объясняя их фактическое назначение. Целенаправленное рассматривание предметов даёт возможность  детям успешно воспроизводить их в своих постройках. Например, рассматривая во время прогулки горку, воспитатель  обращает внимание детей на её конструкцию  и назначение отдельных деталей: по лесенке дети взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают. В начале каждого  занятия образец рассматривается  в целом. Дело в том, что дошкольникам свойственно воспринимать какие-то отдельные части, чем-то заинтересовавшие их, а не весь предмет в целом, что, естественно, затрудняет воспроизведение  предмета. Затем выделяются части, из которых состоит образец (у домика - стены, перекрытия, крыша и т. д.), определяются форма этих частей и их пространственное рас положение по отношению друг к другу (крыша расположена на перекрытиях). Далее выделяются отдельные детали этих частей и их пространственное расположение (крыша состоят из призм, поставленных в ряд). Такой порядок обследования образца соответствует последовательности возведения постройки и тем самым облегчает детям её конструирование.

Анализируя образец, воспитатель  ставит задачу не только научить детей  отдельным техническим приемам  и точно следовать образцу. Суть в следующем: полученные знания дети должны свободно использовать в самостоятельных  постройках. Для этого им показывают различные варианты одной и той  же постройки и различные способы  её выполнения. В этом случае можно  говорить о репродуктивном методе в  сочетании с эвристическим.

В конце каждого занятия  воспитатель показывает детям, как  игра ют с данной постройкой и предоставляет  им эту возможность (2-3 минуты). Тем  самым формируется интерес к  созидательной деятельности. И хотя игрушки первоначально отвлекают  детей от самого конструктивного  процесса, именно в обучении младших  дошкольников их используют особенно часто. Врождённая потребность играть побуждает ребёнка строить себе игрушку. Поскольку младшие не могут  учитывать при конструировании  размеры, игрушка должна соответствовать  размерам деталей.

Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель использует не только занятия, но и процесс уборки материала  после занятий и игр (разбирают  постройку, детали группируют на столе: кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем убирают со стола), а  также дидактические игры: «Чего  не стало», «Чудесный мешочек» и  др.

Конструктивная деятельность становится более интересной, если в работе с детьми воспитатель  использует, стихотворения, потешки, сюжеты знакомых сказок (например, постройка мебели для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя»),

В процессе выполнения постройки  воспитатель следит за тем, чтобы  дети точно следовали образцу, правильно  отбирали материал и правильно его  использовали, помогает некоторым (не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машина в эти  ворота?»), иногда и практическим действием. Если же воспитатель видит, что многие дети «не могут выполнить задание, или замечает общие ошибки, он использует повторное объяснение и показ, акцентируя при этом внимание на моментах, вызывающих затруднения.

Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает не толь ко ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс; как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.

После занятий со строительным материалом педагог систематически показывает детям, как разбирают  постройки и укладывают мате риал на место.

 

Средняя группа.

Задачам обучения детей средней  группы наиболее соответствует набор  калужского материала М.П. Агаповой, дополненный квадратными пластинами, цилиндрами, брусками, арками. Со второго  полугодия используется и тематический набор «Городок», состоящий из трехгранных  призм, кубиков (с изображением окон и дверей), дополненный силуэтами  деревьев.

В средней группе, прежде всего, используют информационный рецептивный  метод. Обучая детей сооружать какую-то новую конструкцию (мост, машина, трамвай  и т. д.), воспитатель посредствам  рассматривания окружающих объектов, иллюстраций знакомит ребят с  самим объектом или его изображением, помогает выделить основные части и  определить их практическое назначение.

На занятии при обследовании образца постройки используется опыт детей, воспитатель помогает установить соответствие между предметом и  его изображением в постройке. При этом воспитатель привлекает детей, спрашивая, из каких частей состоит постройка (например, мост - из проезжей части, спусков и т. д.), каково их практическое назначение, из каких деталей сделаны эти части (из кубиков, пластин, кирпичиков), направляет, если кто-то затрудняется.

Давая детям задание придумать  конструкцию моста, ориентируясь на строительный материал, имеющийся в  их распоряжении, воспитатель организует предварительную короткую беседу: напоминает названия основных частей моста (опоры, мостовая, перила, спуск), подчеркивает, что каждая часть может иметь  свою конструкцию в зависимости от строительных деталей и от их расположения. Затем предлагает посмотреть имеющийся материал и решить, из каких деталей будут строить.

На занятиях по конструированию  по замыслу знакомый материал раскладывается на столах по формам, а рядом —  различные мелкие игрушки: куклы, животные, транспорт. В начале занятия воспитатель выясняет, что дети хотят строить, для кого, и предлагает некоторым из них рассказать, что они будут строить, из какого материала, в какой последовательности. Для начала дети должны отобрать необходимый материал и после этого приступить к строительству. Такое проговаривание предстоящей работы и отбор необходимого материала приучают детей к предварительному обдумыванию конструкций своих построек и процесса реализации замысла. Воспитатель следит за ходом работы, помогает детям, поощряет тех, кто проявляет инициативу. Анализируя готовые постройки, особенно отмечает те, которые придумали сами дети.

Обучая детей конструированию  по условиям (когда не дают готового образца постройки, а называют только тему и условия, которым она должна соответствовать), воспитатель предоставляет каждому возможность самостоятельно решить свою задачу.

 

 

 

 

 

В процессе создания поделок у детей  закрепляются знания эталонов формы  и цвета, формируются четкие и  достаточно полные представления о  предметах и явлениях окружающей жизни. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, если они  удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В работе с  бумагой в технике "оригами" у детей развиваются трудовые умения и навыки: пользование клеем  и кисточкой, различные способы  вырезания, приемы соединения деталей  и поделок.

 

Практическая часть:

    1. Конспект занятия по оригами "Зонтик"

Программное содержание:

- научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких  модулей;

- закрепить умение складывать  базовую форму "воздушный змей", составлять аппликацию, аккуратно  работать с клеем;

- развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: лист картона, заготовка ручки зонтика, по 4 цветных квадрата (6*6), клей, кисточка, клеёнка, салфетка.

Ход занятия.

       Организационный момент.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати подушки

Уже навострили ушки...

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски...

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка...

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? А кто вам дома рассказывает сказки? Назовите свои любимые сказки?

Вот сколько сказок вы знаете, но никто на свете не знает столько  сказок, сколько знает их Оле-Лукойе. Вот мастер-то рассказывать!

"Вечером, когда дети  преспокойно сидят за столом  или на своих скамеечках, является  Оле-Лукойе. Он тихонько приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Тогда глазки у детей закрываются, и они не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылок. Это совсем не больно - у Оле-Лукойе нет ведь злого умысла; он хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! А потом уж начинает рассказывать сказки. У Оле-Лукойе есть два зонтика: один разноцветный с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, черный, который он раскрывает над нехорошими детьми; ну, они и спят всю ночь как чурбаны, и по утру оказывается, что они ничего не видели во сне!"

- Я знаю, вы у меня  хорошие ребята, и над вами  Оле-Лукойе раскрывает только вот такой разноцветный зонтик (показ образца) и вам всю ночь снятся чудесные сны. Давайте на некоторое время станем маленькими волшебниками и превратим разноцветные бумажные квадратики в волшебный зонтик. Крибле-крабле-бумс! Итак, мои маленькие волшебники за работу!

Пальчиковая гимнастика.

1-2-3-4-5 - удары по столу  пальчиками обеих рук: левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца

Вышел дождик погулять - беспорядочные  удары по столу пальчиками обеих  рук

Шел неслышно, по привычке, - "шагают" средний и указательный пальцы обеих рук

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: - ритмично ударяют то ладонями, то кулачками  по столу

"По газону не ходить!"

Дождь вздохнул тихонько: - часто  и ритмично бьют в ладоши

-Ох! - один хлопок

И ушел. Газон засох. - ритмичные хлопки по столу.

       Поэтапное складывание поделки  (каждый этап показ складывания  воспитателем - повтор детьми):

а) сложите все квадраты, используя базовую форму "воздушный  змей";

б) две базовые формы "воздушный  змей" сложите пополам по линии  сгиба


 

 Физкультминутка.

Капля раз, - прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два. - прыжок

Очень медленно, сперва. - 4 прыжка

А потом, потом, потом - 8 прыжков

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, - руки развести в стороны

От дождя себя укрыли. - руки полукругом над головой.

 

Составление аппликации, наклеивание деталей.

 

    

 

 Анализ детских работ.

 

 

 

 

 

2. Конспект занятия  по оригами "Бабочка, давай  играть!"

Программное содержание:

Цель: повысить интерес к изготовлению поделок в стиле оригами: продолжать закреплять умение складывать квадрат по диагонали, умение соотносить по цвету; упражнять в аккуратном наклеивании, развивать фантазию.

Материал: сюжетные картинки, "бабочки", разноцветные квадраты размером 10*10 см, клей, кисточки, салфетки, цветок из картона.

Ход занятия: звучит тихая музыка.

Воспитатель:

- Ребята, давайте поприветствуем  друг друга

        Давайте  порадуемся солнцу и птицам,

        А  также порадуемся улыбчивым лицам

        И  всем, кто живёт на этой планете,

       "Доброе  утро" скажем мы вместе.

        "Доброе  утро!" взрослые и дети.

- Ребята, кто из вас  видел бабочек? Какие они? (рассматривание  картинок), дети "Бабочки" похожи  на маленькие цветы. Смотреть  на них одно удовольствие. У  бабочек есть голова, грудь, брюшко  и конечно, два легких, хрупких  крылышка, с помощью которых бабочка  порхает с цветка на цветок.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"