Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:28, курс лекций
1 .Педагогика как наука о воспитании. Основные категории педагогики.
2.Возникновение и развитие педагогики.
3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Подготовка к семинарскому занятию.
План
проведения семинарских (практических)
занятий по курсу
«Педагогика», раздел
«Общие основы педагогики».
Тема №1.
Педагогика как наука. Система педагогических наук.
Вопросы для обсуждения:
1
.Педагогика как наука о
2.Возникновение и развитие педагогики.
3.
Система педагогических наук. Связь
педагогики с другими науками.
Подготовка к семинарскому
Проверь себя, ответив на вопросы:
1. Что определило возникновение педагогики как науки?
-
объективная потребность в
- забота родителей о счастье детей;
-
биологический закон
- прогресс науки и техники;
-
Ваш вариант ответа.
ВОПРОСЫ
СРСП:
1. Установите иерархию следующих определений педагогики, начиная самого общего и кончая самым частным. Поставьте соответствующие цифры напротив определений:
1)
педагогика - искусство воспитателя
воздействовать на
2) педагогика - наука о воспитании;
3) педагогика - часть общественной культуры;
4) педагогика - наука о воспитании и обучении детей;
5) педагогика - наука о проблемах образования и обучения людей.
2. В какую группу включены основные категории педагогики?
1) среда, наследственность, воспитание;
2) знания, умения, навыки;
3) воспитание, обучение, образование;
4) созревание, система, социализация;
3. Назовите отрасли педагогики, составляющие систему педагогических наук.
4. Назовите науки, с которыми педагогика имеет наиболее существенные связи.
5.
Как вы думаете, значение,
каких наук о человеке возрастёт в ближайшее
время и почему? Какие новые научные дисциплины
могут появиться? Внесите это в таблицу.
Возрастёт значение... | Появятся науки... |
6. Заполните
следующую таблицу с целью анализа основных
категорий педагогики. Для сравнения воспользуйтесь
различными источниками.
Определение понятии | Признаки понятия | Совпадающие | Несовпадающие |
ВОПРОСЫ СРС:
№1.
Напишите 7-10 библиографических карточек
по литературе данной темы, составьте
свои аннотации к выбранным
Форма
отчёта: соответствующая карточка.
№2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предложенных тем.
- Педагогика в современном мире.
-Традиции
и преемственность в
- Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, и прогностическая.
-
Связь педагогики с философией,
социологией, медициной,
Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.).
Форма отчёта: фрагмент хрестоматии.
№3. Подготовьте сообщение, мини - доклад, реферат (на выбор) на одну из следующих тем:
-
«Педагогика как область
гуманитарного,
-
«Педагогика: наука или
- « Система педагогических наук. Место педагогики в системе наук о человеке».
-
«Связь педагогики с
Форма
отчёта: текст реферата, мини - доклада,
сообщения (в соответствии с выбором).
Литература.
1. Журавлёв И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М.,1990.
2. Педагогика. /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
3. Подласый И. П. Педагогика. М., 2000.
4.
Сластёнин В. А. и др. Педагогика. М.,2003.
Тема №2.
Методология
и методы педагогических исследований.
Вопросы для обсуждения.
1
Понятие методологии
2.
Основные методологические
3.Общенаучный
уровень методологии
4.
Организация педагогического
5. Система методов и методика педагогического исследования. Подготовка к семинарскому занятию.
Проверь себя, ответив на вопросы:
1 .Что понимается под методологией педагогики?
2.Методы педагогических
4.Дайте определение логике
5.Какие направления научно - педагогического
исследования являются
ВОПРОСЫ СРСП:
1.Что из перечисленного относится к задачам педагогической науки:
1) воспитание;
2) обнаружение закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными процессами и воспитательными системами;
3) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
4) внедрение результатов исследования в практику;
5) образование школьников;
6) прогнозирование развития образования.
2. В чём заключаются ошибки в данной формулировке объекта и предмета исследования?
1)
Объект - процесс совершенствования
познавательной деятельности
2)
Объект - учебник для 10 - го класса
средней общеобразовательной
3. Выберите одну из представленных тем педагогического исследования и создайте для неё методологический аппарат.
1) Влияние межличностных отношений на качество знаний учащихся.
2) Влияние внеклассной работы по литературе на уровень сплочённости класса.
3)
Ваш вариант - по согласованию с преподавателем.
ВОПРОСЫ СРС:
№1. Как вы считаете, по каким критериям можно определить уровень методологической культуры учителя? Выделите эти критерии и подберите методы, позволяющие их измерить.
Форма отчёта: текст исследования.
№2. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной
темы; составьте свои аннотации к выбранным изданиям.
Форма отчёта: карточка.
№3. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.
-
Методологическая культура
- Связь педагогической науки и практики.
- Методы и логика научно - педагогического исследования.
- Методологический аппарат научно - педагогического исследования.
— Ваш вариант - по согласованию с преподавателем.
Форма
отчёта: фрагмент хрестоматии.
Тема №3.
Целеполагание в педагогике.
Вопросы для обсуждения.
1. Проблема цели воспитания в истории педагогической мысли.
2. Многообразие целей воспитания.
2. Цель
воспитания и задачи
4. Цель
воспитания в современной
Подготовка к семинарскому занятию.
Проверь себя, ответив на вопросы.
1 .Перечислите вопросы, которые включают в себя педагогическое целеполагание.
2.Что понимается под определением «целеполагание»?
3.Какие факторы влияют на постановку цели воспитания?
4. Какую
цель воспитания ставит
ВОПРОСЫ
СРСП:
Тема
«Приоритеты
воспитания». Проанализируйте
три блока проблем:
1)
Приоритеты в целях воспитания:
а) зависимость цели
2)
Приоритеты в задачах