Лекции и семинары по педагогике в ЕАГИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:28, курс лекций

Описание

1 .Педагогика как наука о воспитании. Основные категории педагогики.
2.Возникновение и развитие педагогики.
3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Подготовка к семинарскому занятию.

Работа состоит из  1 файл

семинары, СРСП, СРС педагогика.docx

— 41.77 Кб (Скачать документ)

   План  проведения семинарских (практических) занятий по курсу  «Педагогика», раздел «Общие основы педагогики». 

   Тема  №1.

     Педагогика как наука. Система педагогических наук.

   Вопросы для обсуждения:

   1 .Педагогика как наука о воспитании. Основные категории педагогики.

   2.Возникновение  и развитие педагогики.

   3. Система педагогических наук. Связь  педагогики с другими науками.  Подготовка к семинарскому занятию. 

   Проверь себя, ответив на вопросы:

     1. Что определило возникновение педагогики как науки?

   -  объективная потребность в подготовке  человека к жизни и труду;

   - забота родителей о счастье  детей;

   - биологический закон сохранения  рода;

   - прогресс науки и техники;

   - Ваш вариант ответа. 

   ВОПРОСЫ СРСП: 

1. Установите иерархию следующих определений педагогики, начиная самого общего и кончая самым частным. Поставьте соответствующие цифры напротив определений:

   1)   педагогика - искусство воспитателя  воздействовать на воспитанника  с целью формирования его мировоззрения;

   2)   педагогика - наука о воспитании;

   3)   педагогика - часть общественной  культуры;

   4)   педагогика - наука о воспитании  и обучении детей;

   5)     педагогика - наука о проблемах  образования и обучения людей.

2. В какую группу включены основные категории педагогики?

             1) среда, наследственность, воспитание;

             2) знания, умения, навыки;

             3) воспитание, обучение, образование;

             4) созревание, система,  социализация;

   3.  Назовите отрасли педагогики, составляющие систему педагогических наук.

   4. Назовите науки, с которыми педагогика имеет наиболее существенные связи.

   5.  Как вы думаете,    значение,    каких наук о человеке возрастёт в ближайшее время и почему? Какие новые научные дисциплины могут появиться? Внесите это в таблицу. 
 

   Возрастёт значение...    Появятся  науки...
         
         
 

   6. Заполните следующую таблицу с целью анализа основных категорий педагогики. Для сравнения воспользуйтесь различными источниками. 

Определение понятии    Признаки  понятия Совпадающие    Несовпадающие
                   
                   
 
 

   ВОПРОСЫ СРС:

   №1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте  свои аннотации к выбранным изданиям.

   Форма отчёта: соответствующая карточка. 

   №2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной  из предложенных тем.

   - Педагогика в современном мире.

   -Традиции  и  преемственность  в развитии  идей  гуманной педагогики.

   - Функции      педагогической      науки:      теоретическая,  практическая, и прогностическая.

   - Связь педагогики с философией, социологией, медициной, информатикой  и др. науками

   Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием    автора, названия книги, издания, страницы и т. д.).

   Форма отчёта: фрагмент хрестоматии.

   №3. Подготовьте сообщение, мини - доклад, реферат (на выбор) на одну из следующих  тем:

   -   «Педагогика  как   область  гуманитарного, антропологического  знания»

   - «Педагогика: наука или искусство?»

   - « Система педагогических наук. Место педагогики в системе  наук о человеке».

   - «Связь педагогики с гуманитарными  науками».

   Форма отчёта: текст реферата, мини - доклада, сообщения (в соответствии с выбором). 

   Литература.

   1. Журавлёв И.К. Педагогика в  системе наук о человеке. М.,1990.

   2. Педагогика. /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.

   3. Подласый И. П. Педагогика. М., 2000.

   4. Сластёнин В. А. и др. Педагогика. М.,2003. 

   Тема  №2.

   Методология и методы педагогических   исследований. 

     Вопросы для обсуждения.

   1  Понятие методологии педагогической  науки.

   2. Основные методологические подходы  в педагогике.

   3.Общенаучный  уровень методологии педагогики.

   4. Организация педагогического исследования.

   5. Система методов и методика  педагогического исследования. Подготовка  к семинарскому занятию.

   Проверь себя, ответив на вопросы:

     1 .Что понимается под методологией педагогики?

    2.Методы педагогических исследований  это...?

    4.Дайте определение логике педагогического  исследования.

    5.Какие направления научно - педагогического  исследования являются наиболее  актуальными в современной школе?  Почему?  

   ВОПРОСЫ СРСП:

   1.Что из перечисленного относится к задачам педагогической науки:

               1)   воспитание;

        2) обнаружение закономерностей в  области воспитания, образования,  обучения, управления   образовательными   процессами   и воспитательными  системами;

      3) изучение   и   обобщение   практики,   опыта   педагогической деятельности;

               4)  внедрение результатов  исследования в практику;

               5)  образование  школьников;

               6)  прогнозирование  развития образования.

   2.  В чём заключаются ошибки в данной формулировке объекта и предмета исследования?

   1) Объект - процесс совершенствования  познавательной деятельности старшеклассников. Предмет - применение заданий  развивающего характера в ходе  познавательной деятельности старшеклассников.

   2) Объект - учебник для 10 - го класса  средней общеобразовательной школы.  Предмет - способы организации  и управления познавательной  деятельностью учащихся 10-го класса  средствами такого учебника.

   3.  Выберите одну из представленных тем педагогического исследования и создайте для неё методологический аппарат.

   1)   Влияние   межличностных   отношений   на  качество   знаний учащихся.

   2)  Влияние внеклассной работы по литературе на уровень сплочённости класса.

   3) Ваш вариант - по согласованию с преподавателем. 
 

   ВОПРОСЫ СРС:

   №1. Как вы считаете, по каким критериям  можно определить уровень методологической культуры учителя? Выделите эти критерии и подберите методы, позволяющие  их измерить.

   Форма отчёта: текст исследования.

   №2. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной

   темы; составьте свои аннотации к выбранным  изданиям.

   Форма отчёта: карточка.

   №3. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной  из предлагаемых тем.

   -  Методологическая культура педагога.

   -   Связь педагогической науки и  практики.

   -   Методы и логика научно - педагогического  исследования.

   -   Методологический    аппарат    научно    -    педагогического  исследования.

   —  Ваш вариант - по согласованию с преподавателем.

   Форма отчёта: фрагмент хрестоматии. 

     

   Тема  №3.

   Целеполагание в педагогике.

     Вопросы для обсуждения.

   1. Проблема  цели воспитания в истории  педагогической мысли.

   2. Многообразие  целей воспитания.

   2. Цель  воспитания и задачи воспитания.

   4. Цель  воспитания в современной школе.

   Подготовка  к семинарскому занятию.

   Проверь себя, ответив на вопросы.

   1 .Перечислите   вопросы,   которые   включают   в   себя   педагогическое  целеполагание.

   2.Что  понимается под определением  «целеполагание»?

   3.Какие  факторы влияют на постановку  цели воспитания?

   4. Какую  цель воспитания ставит современная  школа? 

   ВОПРОСЫ СРСП: 

   Тема     «Приоритеты   воспитания».   Проанализируйте три   блока проблем:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

   1) Приоритеты в целях воспитания: а) зависимость цели воспитания  от социально   -   экономических   условий   развития   общества;    б)   цель воспитания    в    педагогической    литературе;    в)    цель    воспитания    в современных  условиях; г) взаимосвязь целей  воспитания в широком и узком  смысле слова.

   2) Приоритеты в задачах воспитания: а) сравнительная характеристика  задач в учебниках по  педагогике;  б)  структура задач в  современной  педагогике и их интерпретация;  в) задачи интеллектуального развития  учащихся  и  их  пути реализации;  г)  задачи  социализации     личности школьника и пути  их реализации; д) задачи эмоционального развития и пути их реализации; е) задачи физического развития и пути их реализации;

Информация о работе Лекции и семинары по педагогике в ЕАГИ