Лекции и семинары по педагогике в ЕАГИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:28, курс лекций

Описание

1 .Педагогика как наука о воспитании. Основные категории педагогики.
2.Возникновение и развитие педагогики.
3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Подготовка к семинарскому занятию.

Работа состоит из  1 файл

семинары, СРСП, СРС педагогика.docx

— 41.77 Кб (Скачать документ)

   ж)   комплексный   подход   к   формированию   личности   школьника   как закономерность и принцип  воспитания.

   з) Приоритеты в средствах реализации цели и задач воспитания учащихся: а)   значимость   социальных   условий   для   разностороннего   воспитания учащихся в школе; б) реализация цели воспитания в узком понимании этой проблемы; в) роль учителя в целенаправленном воспитании школьников. Вывод. Оценка. 
 

   ВОПРОСЫ СРС: 

   №1.Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации  к выбранным изданиям. 

   Форма отчёта: соответствующая карточка.

   №2. Подготовьте доклад, мини - реферат  на одну из следующих тем:

   - Проблема целей воспитания в  истории.

   -  Реализация цели воспитания в  современной школе

   -  Ваш вариант темы (по согласованию  с преподавателем). Форма отчёта: доклад, мини - реферат. 
 

   №3. Заполните таблицу. 

   Цели  воспитания    Педагогическая  концепция
Подготовка  к жизни, развитие свойств и способностей, активности.     
Формирование  интеллектуальной личности     
Воспитание  богобоязненной личности, формирование христианских добродетелей.     
Формирование  нравственных добродетелей.     
Формирование  «управляемого индивида»     
 

   Контрольный тест.

   1. Что  такое цель воспитания?

   2. Что  такое задачи воспитания?

   3. Почему  существует многообразие целей  воспитания?

   4. Какова  цель воспитания в современной  школе?

   5. Какие  составные части выделяются в  цели воспитания?

   6. В  чём сущность педагогической  концепции прагматизма?

   7. В  чём сущность неопозитивизма?

   8. Выделите  основные положения бихевиоризма.

   9. Какие  цели воспитания ставит педагогика  прагматизма?

   10. Какие  цели воспитания преследуют педагоги - экзистенциалисты?

   11.В  чём отличие целей воспитания  в педагогике неотомизма, неопозитивизма  и необихевиоризма? 

   Тема  №4. Развитие, воспитание и формирование личности.

     Вопросы семинара.

   1 .Развитие личности как педагогическая  проблема.

   2Соотношение  «человек» - «личность» - «индивидуальность».  

   3.Воспитание  и формирование личности.

   4.Движущие  силы развития, воспитания и формирования личности.

   5.Факторы  развития, воспитания и формирования  личности.  

   ВОПРОСЫ СРСП: 

   №1. Как вы понимаете высказывание А. Г. Асмолова и А. В. Петровского:

   «Индивидом    рождаются.    Личностью    становятся.    Индивидуальность отстаивают»?

   №2. Внутренние и внешние факторы  развития личности.

   №3. В чём сущность развития личности?

   №4. Каковы движущие силы развития личности?

   №5.   Почему  деятельность   личности   является   ведущим   фактором  её формирования?

   №6. В чём проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе? 

   ВОПРОСЫ СРС: 

   №1. Проверьте  себя, внимательно изучив следующую  таблицу. Заполните её.

   Понятие    Общее    Различие
Развитие  -  процесс количественных   и качественных  изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием  внешних   и внутренних факторов.          
Формирование  -  процесс становления личности человека в результате  объективного влияния        наследственности, среды, целенаправленного воспитания     и     собственной активности.          
Воспитание  процесс  и результат целенаправленного  формирования     личности     в условиях  специально организованного  взаимодействия воспитателя и воспитуемого          
   Социализация     -     усвоение личностью   ценностей,   норм, установок, образцов поведения, присущих    в    данное    время данному  обществу,  группе,  и воспроизводство  ею социальных  связей          и социального опыта.          
 

   №2. Подготовьте    доклад на тему: «Особенности процесса развития и формирования человеческой личности».

   №3. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте  свои аннотации к выбранным изданиям.

   Форма отчёта: соответствующая карточка.

   №4. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной  из предложенных тем:

   - Общее понятие о педагогической  антропологии.

   - Внутренние и внешние факторы  развития ребёнка.

   - Трудные дети, одарённые дети: в  чём проблемы их развития? Форма  отчёта: фрагмент педагогической  хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы  и т.д.).

   №5. Напишите сочинение «Я как индивид, личность, индивидуальность». 
 

   Тема№5.     Возрастные  и  индивидуальные  особенности  развития школьников.

   Вопросы для обсуждения.

   1. Возрастная периодизация.

   2. Психолого - педагогические особенности младшего школьника.

   3. Подростковый возраст и его  особенности.

   4. Характеристика старшего школьного  возраста.

   5.   Учёт   индивидуальных   особенностей   личности   в   педагогическом процессе. 

   Подготовка  к семинарскому занятию.

   Проверь себя, ответив на вопросы.

   №1.Что  такое возрастная периодизация?

   №2. Что составляет основу возрастной периодизации?

   №3. Что такое возрастные особенности?

   №4. Что такое акселерация?

   №5. Какие периоды называются синзетивными? 

   №6. Что такое индивидуальные особенности и какие взгляды существуют на их учёт в учебно - воспитательной работе? 
 

   ВОПРОСЫ СРС: 

   №1 Разные науки опираются на различную  возрастную периодизацию. Заполните  таблицу, сравните результаты, сделайте выводы.

В возрастной физиологии    В медицине В педагогике Ведущий  тип  деятельности
Новорождённость (первые 10 дней) Новорождённость (первые 3-4 недели)          
 
 
Грудной возраст 

(10 дней- 1 год)

   Грудной (младший ясельный) возраст

    (4 недели - 1 год)

         
   Раннее  детство

    (1 - 3 года)

   Предшкольный (старший ясельный) возраст(1-3 года)          
   Первое  детство

    (4- 7 лет)

   Дошкольный  возраст

    (3 -7 лет)

         
   Второе  детство 

   (8 - 12 лет)

   Младший школьный возраст   (7-12 лет)          
Подростковый  возраст

(13 - 15 лет)

   Подростковый  возраст

    (13 - 15 лет)

         
   Юношеский возраст 

     (17 - 21 год)

Старший школьный возраст

    (16 - 18лет)

         
 

   Выводы...

   №2. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте  свои аннотации к выбранным изданиям.

   Форма отчёта: карточка.

   №3.  Проведите своё исследование и напишите отчёт на тему «Как школа учитывает  индивидуальность и возрастные особенности  учеников?»

   Форма отчёта: соответствующий текст.

   №4.  Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной  из предлагаемых тем.

   - Акселерация и её последствия.

   -  Парадоксы возраста.

   -  Ребёнок как объект и субъект  воспитания.

   -  Среда и ребёнок.

   -  Ваш вариант - по согласованию  с преподавателем.

   Форма отчёта: фрагмент хрестоматии. 

   Тема  №6.

     Процесс социализации личности и институты социализации. Вопросы семинара.

   1  Понятие социализации.

   2.Социализация  личности — воспитание человека  — развитие личности — развитие  и формирование личности.

   3. Стадии социализации.

   4. Институты социализации, их роль  в развитии личности.

   Подготовка  к семинарскому занятию. 

   ВОПРОСЫ СРСП: 

   №1. Назовите процессы социализации.

   №2. Что такое «интеграция»?

   №3. Что включает в себя понятие «адаптация»?

   №4.  Как рассматривается понятие  «социализация»  в гуманистической психологии

   №5. Как соотносится социализация, воспитание и развитие личности?

   №6. Каковы стадии социализации и как  они соотносятся со стадиями социального  развития личности? 

   ВОПРОСЫ СРС: 

   №1. составьте 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

   Форма отчёта: соответствующая карточка и аннотация.

   №2. Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одной  из предлагаемых тем.

   - Роль семьи в социализации  личности ребёнка.

   -  Родители как воспитатели.

   -  Народная педагогика.

   -  Учитель, родители, дети в процессе  социализации: отношения, взаимодействие, взаимопонимание.

   -  Ваш вариант - по согласованию  с преподавателем. Форма отчёта: фрагмент хрестоматии.

   №3 .Напишите   рецензию   на   статью   по   данной   проблеме.   Статью согласуйте с преподавателем. Используйте для этого следующие  журналы «Педагогика»,    «Семья    и    школа»,    «Образование»    «Педагогический вестник» и др. Форма отчёта: текст рецензии. 

Информация о работе Лекции и семинары по педагогике в ЕАГИ