Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:28, курс лекций
1 .Педагогика как наука о воспитании. Основные категории педагогики.
2.Возникновение и развитие педагогики.
3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Подготовка к семинарскому занятию.
ж) комплексный подход к формированию личности школьника как закономерность и принцип воспитания.
з)
Приоритеты в средствах реализации цели
и задач воспитания учащихся: а)
значимость социальных условий
для разностороннего воспитания
учащихся в школе; б) реализация цели воспитания
в узком понимании этой проблемы; в) роль
учителя в целенаправленном воспитании
школьников. Вывод. Оценка.
ВОПРОСЫ
СРС:
№1.Напишите
7-10 библиографических карточек по литературе
данной темы, составьте свои аннотации
к выбранным изданиям.
Форма отчёта: соответствующая карточка.
№2. Подготовьте доклад, мини - реферат на одну из следующих тем:
- Проблема целей воспитания в истории.
- Реализация цели воспитания в современной школе
-
Ваш вариант темы (по согласованию
с преподавателем). Форма отчёта:
доклад, мини - реферат.
№3.
Заполните таблицу.
Цели воспитания | Педагогическая концепция |
Подготовка к жизни, развитие свойств и способностей, активности. | |
Формирование интеллектуальной личности | |
Воспитание богобоязненной личности, формирование христианских добродетелей. | |
Формирование нравственных добродетелей. | |
Формирование «управляемого индивида» |
Контрольный тест.
1. Что такое цель воспитания?
2. Что такое задачи воспитания?
3. Почему существует многообразие целей воспитания?
4. Какова цель воспитания в современной школе?
5. Какие составные части выделяются в цели воспитания?
6. В чём сущность педагогической концепции прагматизма?
7. В чём сущность неопозитивизма?
8. Выделите
основные положения
9. Какие
цели воспитания ставит
10. Какие
цели воспитания преследуют
11.В
чём отличие целей воспитания
в педагогике неотомизма, неопозитивизма
и необихевиоризма?
Тема №4. Развитие, воспитание и формирование личности.
Вопросы семинара.
1
.Развитие личности как
2Соотношение «человек» - «личность» - «индивидуальность».
3.Воспитание и формирование личности.
4.Движущие силы развития, воспитания и формирования личности.
5.Факторы
развития, воспитания и формирования
личности.
ВОПРОСЫ
СРСП:
№1. Как вы понимаете высказывание А. Г. Асмолова и А. В. Петровского:
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?
№2. Внутренние и внешние факторы развития личности.
№3. В чём сущность развития личности?
№4. Каковы движущие силы развития личности?
№5. Почему деятельность личности является ведущим фактором её формирования?
№6.
В чём проявляется внутренняя
активность личности в педагогическом
процессе?
ВОПРОСЫ
СРС:
№1. Проверьте себя, внимательно изучив следующую таблицу. Заполните её.
Понятие | Общее | Различие |
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов. | ||
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности. | ||
Воспитание процесс и результат целенаправленного формирования личности в условиях специально организованного взаимодействия воспитателя и воспитуемого | ||
Социализация - усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта. |
№2. Подготовьте доклад на тему: «Особенности процесса развития и формирования человеческой личности».
№3.
Напишите 7-10 библиографических карточек
по литературе данной темы, составьте
свои аннотации к выбранным
Форма отчёта: соответствующая карточка.
№4. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предложенных тем:
-
Общее понятие о
- Внутренние и внешние факторы развития ребёнка.
-
Трудные дети, одарённые дети: в
чём проблемы их развития? Форма
отчёта: фрагмент педагогической
хрестоматии (с указанием
№5.
Напишите сочинение «Я как индивид,
личность, индивидуальность».
Тема№5. Возрастные и индивидуальные особенности развития школьников.
Вопросы для обсуждения.
1. Возрастная периодизация.
2. Психолого - педагогические особенности младшего школьника.
3. Подростковый возраст и его особенности.
4.
Характеристика старшего
5.
Учёт индивидуальных особенностей
личности в педагогическом
процессе.
Подготовка к семинарскому занятию.
Проверь себя, ответив на вопросы.
№1.Что такое возрастная периодизация?
№2. Что составляет основу возрастной периодизации?
№3. Что такое возрастные особенности?
№4. Что такое акселерация?
№5. Какие периоды называются синзетивными?
№6.
Что такое индивидуальные особенности
и какие взгляды существуют на их учёт
в учебно - воспитательной работе?
ВОПРОСЫ
СРС:
№1 Разные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу, сравните результаты, сделайте выводы.
В возрастной физиологии | В медицине | В педагогике | Ведущий тип деятельности |
Новорождённость (первые 10 дней) | Новорождённость (первые 3-4 недели) |
Грудной возраст (10 дней- 1 год) |
Грудной
(младший ясельный) возраст
(4 недели - 1 год) |
||
Раннее
детство
(1 - 3 года) |
Предшкольный (старший ясельный) возраст(1-3 года) | ||
Первое
детство
(4- 7 лет) |
Дошкольный
возраст
(3 -7 лет) |
||
Второе
детство
(8 - 12 лет) |
Младший школьный возраст (7-12 лет) | ||
Подростковый
возраст
(13 - 15 лет) |
Подростковый
возраст
(13 - 15 лет) |
||
Юношеский
возраст
(17 - 21 год) |
Старший школьный
возраст
(16 - 18лет) |
Выводы...
№2.
Напишите 7-10 библиографических карточек
по литературе данной темы, составьте
свои аннотации к выбранным
Форма отчёта: карточка.
№3. Проведите своё исследование и напишите отчёт на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников?»
Форма отчёта: соответствующий текст.
№4. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.
- Акселерация и её последствия.
- Парадоксы возраста.
- Ребёнок как объект и субъект воспитания.
- Среда и ребёнок.
- Ваш вариант - по согласованию с преподавателем.
Форма
отчёта: фрагмент хрестоматии.
Тема №6.
Процесс социализации личности и институты социализации. Вопросы семинара.
1 Понятие социализации.
2.Социализация
личности — воспитание
3. Стадии социализации.
4. Институты социализации, их роль в развитии личности.
Подготовка
к семинарскому занятию.
ВОПРОСЫ
СРСП:
№1. Назовите процессы социализации.
№2. Что такое «интеграция»?
№3. Что включает в себя понятие «адаптация»?
№4. Как рассматривается понятие «социализация» в гуманистической психологии
№5. Как соотносится социализация, воспитание и развитие личности?
№6.
Каковы стадии социализации и как
они соотносятся со стадиями социального
развития личности?
ВОПРОСЫ
СРС:
№1. составьте 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.
Форма отчёта: соответствующая карточка и аннотация.
№2. Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.
- Роль семьи в социализации личности ребёнка.
- Родители как воспитатели.
- Народная педагогика.
- Учитель, родители, дети в процессе социализации: отношения, взаимодействие, взаимопонимание.
- Ваш вариант - по согласованию с преподавателем. Форма отчёта: фрагмент хрестоматии.
№3
.Напишите рецензию на
статью по данной проблеме.
Статью согласуйте с преподавателем.
Используйте для этого