Личностные качества педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 12:09, реферат

Описание

В данной работе рассмотрена тема педагогических способностей и личностных качеств педагога, требования общества к личности педагога, его субъектные свойства, способности преподавателя и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями, общие и профессионально-педагогические качества личности учителя. Изучены педагогические способности и личностные качества педагога, структура субъектных свойств учителя, а так же соответствие личностных качеств (индивидных, врожденных и собственно личностных, приобретенных в течение жизни) человека педагогической деятельности.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………..………3
Глава 1.Требования к личностным качествам педагога.………………..…….5
1.1. Профессиональная компетентность. ………………………………….....7
1.2. Педагогическая центрация. ………………………………………….…...7
1.3. Анализ результатов диагностического исследования. ………….………8
Глава 2. Требования общества по отношению к личности и деятельности учителя……………………………………………………………………………16
2.1. Субъектные свойства педагога…………………………………………..21
2.2. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога…………………………………………………………...26
Заключение.………………………………………………………………………29
Список литературы.……………………………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

требования ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Стиль руководства учителя формируется под влиянием различных субъективных и объективных факторов. Под субъективными в данном случае можно понимать характерологические особенности личности учителя (темперамент, волевые качества, эмоциональность, терпимость и т.д.) и такие показатели, как широта общей культуры, уровень притязаний, особенности самооценки, уровень самоуважения, социальные установки. К объективным можно отнести стиль руководства администрации школы, характер взаимоотношений в учительском коллективе и ряд других факторов.

 


1.2 Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки)

деятельности педагога

 

Подход к проблеме.

Рассмотрение психофизиологического компонента структуры субъекта педагогической деятельности сразу же сталкивается с двумя трудностями. Первая состоит в том, что, как отмечал В.Д. Небылицын, "строить сколько нибудъ детализированные гипотезы относительно связи между свойствами нервной системы и способностями или даже их элементами, видимо, еще преждевременно; для этого нужно знать больше и о свойствах нервной системы, и о самих способностях".

Вторая трудность состоит в том, что в то же время невозможно не замечать эмпирически выявляемой зависимости между определенными психофизиологическими показателями индивида и поведением, характером его деятельности.

Вероятно, преодоление этих затруднений состоит в установлении самой общей связи между некоторым комплексным психо-физиологическим показателем типа высшей нервной деятельности человека и наиболее вероятным его проявлением в поведении, деятельности.

При этом функционально-поведенческая проблема, как она может быть названа вслед за В.Д. Небылицыным, переводится в план оперативной надежности. Это предполагает, по В.Д. Небылицыну, "устойчивое сохранение оптимальных рабочих параметров" и в течение определенных временных периодов, и в усложняющейся и изменяющейся обстановке. Очевидно, что педагогическая деятельность характеризуется именно этим показателем.

Психофизиологический компонент субъектной структуры педагога.

Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога, может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В.С. Мерлина. В качестве таких свойств, как известно, выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия. Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы - слабости, уравновешенности - неуравновешенности, скорости уравновешивание процессов возбуждения и торможения. При этом отметим, что в трактовке В.С. Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют, прежде всего на стиль деятельности, в частности на индивидуальный стиль педагога. Все последующие влияния опосредствованы.

Правомерность установления таких функционально-поведенческих связей подтверждается высказываниями К. Юнга о непосредственной связи интроверсии вообще, интроверсии мыслительного типа в частности, и субъектных особенностей учителя, педагога. "Конечно, - пишет К. Юнг, - иррациональные интровертированные типы как учителя не являются совершенными людьми. Им не хватает разума и этики разума.", и далее продолжает: "Лично, как учитель, он имеет мало влияния, так как ему неизвестен строй ума его учеников. Учение в своем основании даже не интересует его, если толъко оно случайно не является для него теоретической проблемой. Он плохой учитель, так как во время учения он обдумывает предмет учения, а не довольствуется изложением его".

Из сказанного следует, что, хотя психофизиологический компонент недостаточно исследован и определен, он должен быть зафиксирован как реально существующий и в перспективе интересный для дальнейшего изучения. На основании проведенных исследований (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминов, С.К. Кондратьева, Л.М. Митина и др.) можно полагать, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивают: оптимальный (по возрастным показателям) уровень интеллектуального развития по всем входящим в структуру функциям - мнемической, логической, сенсорно-перцептивной и атенционной (в терминах Б.Г. Ананьева); синтетический, целостный, поленезависимый когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации (Г.А. Берулава); гибкость и конвергентность мышления; активность, высокий темп реакции, лабильность, амбивертность; эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции.

Эти показатели выступают в качестве задатков, предпосылок, но они являются самостоятельным компонентом структуры субъекта и более того, могут быть объектом диагностирования для определения профпригодности человека.


Заключение

 

В данной работе нами были рассмотрена тема педагогических способностей и личностных качеств педагога. Мы рассмотрели требования общества к личности педагога, его субъектные свойства, способности преподавателя и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями, общие и профессионально-педагогические качества личности учителя. Нами изучены педагогические способности и личностные качества педагога, структура субъектных свойств учителя, а так же соответствие личностных качеств (индивидных, врожденных и собственно личностных, приобретенных в течение жизни) человека педагогической деятельности.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.

Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культу­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ром нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать  учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.

Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только лю­бовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учите­ля, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

 

 

 

 

 


Список литературы

 

  1. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. Высшее образование в России. - 2004. - -№4
  2. Голубева Э.А. Способность и индивидуальность. М., 2003.
  3. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., Просвещение, 1965, Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей Изд-во ЛГУ 1961.

4.                  Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

5.                  Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 2009.

6.                  Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 2002.

7.                  Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 2006.

8.                  Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2006.

  1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 2005.
  2. Коллектив авторов под руководством академика М.К. Тутушкиной Практическая психология для преподавателей - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2007. - 328 с.
  3. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием, Мн., Выш. шк., 2006
  4. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Изд-во ЛГУ, 1967. Психология труда и личности учителя/ Под ред.А.И. Щербакова. Л., 2006.
  5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 2000.
  6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.; Высшая школа, 2000
  7. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с. - (Психол. наука - школе).
  8. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001
  9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 2004.
  10. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 2008.
  11. Москаленко О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности. Астрахань. 2006
  12. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание, М. Просвещение, 2007 Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Составитель А.А. Радугин. М., Издательство "Центр", 2007
  13. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., Просвещение, 2006.
  14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. - М.; Аспект-пресс; 2005
  15. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. Саратов, 2002.
  16. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 2006.

 

 

2



Информация о работе Личностные качества педагога