Логика лагерной смены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:40, доклад

Описание

В практике организации и проведения оздоровительно-образовательных программ в детских загородных центров сложилась традиционная схема построения смены, состоящая из трех периодов: организационного, основного и заключительного. Обозначим, что среди задач организационного периода на первое место выходят задачи адаптации воспитанника к новым условиям. Основной период предполагает реализацию целей и

Работа состоит из  1 файл

3 Логика лагерной смены.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)


Миновская О.В., доцент кафедры

социальной педагогики КГУ имени Н.А. Некрасова

Логика лагерной смены: событийность и повседневность[1]

 

В практике организации и проведения оздоровительно-образовательных программ в детских загородных центров сложилась традиционная схема построения смены, состоящая из трех периодов: организационного, основного и заключительного. Обозначим, что среди задач организационного периода на первое место выходят задачи адаптации воспитанника к новым условиям. Основной период предполагает реализацию целей и содержания оздоровительно-образовательной программы. Заключительный период является временем для осмысления ребенком полученного опыта, подготовки воспитанника к возвращению домой. Также существует ряд форм, традиционных для каждого периода (например, огонек знакомств в организационном периоде, праздник песни и танца в основном периоде и т.д.). Охарактеризуем каждый период более подробно.

Организационный период составляет первые три дня смены. В это время перед педагогами-организаторами стоят следующие педагогические задачи:

                 содействие адаптации участников в условиях детского загородного центра и временного детского объединения;

                 управление процессами коллективообразования во временных детских объединениях;

                 информирование участников о содержании летней смены, существующих возможностях отдыха, оздоровления, личностного развития.

Процесс адаптации затрагивает целый ряд аспектов. Во-первых, ребенку необходимо сориентироваться в территории лагеря – корпусе, где он проживает, постройках (столовая, спортзал/стадион, душевые и т.д.), границах этой территории. Особенно важно, чтобы участник мог самостоятельно добраться до медпункта и в любое время суток найти взрослого, к которому можно обратиться за помощью (либо знал, где живет педагог-организатор, воспитатель его объединения, либо знал месторасположение ночного сторожа, охранника). Во-вторых, ребенок привыкает к определенному режиму дня. В-третьих, участник знакомится, выстраивает отношения с ответственным за него взрослым – педагогом-организатором, воспитателем. В-четвертых, он адаптируется к новому для него детскому коллективу, устанавливает отношения с другими участниками, занимает среди них свое место. И, наконец, в-пятых, воспитаннику необходимо принять нормы и правила жизнедеятельности, общения, поведения, принятые в данной воспитательной организации. Решению задачи адаптации участников служат такие мероприятия как расселение и благоустройство комнат, экскурсии, оргсборы и хозсборы, «отрядные круги» и «огоньки».

В оргпериод активно идут процессы коллективообразования, в группе выделяются лидеры, предпочитаемые, аутсайдеры. Также формируются нормы общения, поведения, совместной деятельности. Конечно, каждый воспитатель желает, чтобы его объединение стало сплоченным коллективом (здесь понятие «коллектив» приводится как высший уровень развития группы). Однако часто это нереалистично в силу тех или иных причин, порой не зависящих от педагога. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы создать в объединении доброжелательную атмосферу, позитивные отношения, где каждый участник чувствует себя комфортно и безопасно, принят другими. Педагогу необходимо искусно сочетать приемы и формы работы с коллективом с индивидуальным подходом. Управление коллективообразованием может осуществляться с помощью игровых программ, оргсбора, вечерних «огоньков», вечера «Здравствуйте!», коллективной подготовки и участия в конкурсных программах. Для диагностики сложившейся структуры и характера межличностных отношений в группе рекомендуется использовать на 3-4 день методику социометрии.

Личностно-ориентированный подход в деятельности воспитателя требует отношения к ребенку как субъекту собственной жизнедеятельности, способному делать выбор и осуществлять его. Следовательно, помимо тех моментов оздоровления и организации досуга, которые заложены педагогами лагеря, воспитанник может определить собственную цель и смысл участия в летней смене. Поэтому информирование участников о содержании программы смены необходимо не только для их адаптации, формирования образа предстоящей деятельности, событий. Это информирование о существующих возможностях отдыха, оздоровления, развития должно носить личностно-ориентированный характер. Информация должна быть достаточна для того, чтобы воспитанник определил собственные интересы и цели, а также увидел конкретные возможности их реализации. Для решения задачи информирования педагоги могут использовать игры-путешествия, беседы в объединениях и индивидуальные беседы, презентации, информационные стенды и отрядные уголки, линейку открытия.

Эмоциональная линия организационного периода развивается по нарастающей от первого к третьему дню. Обычно первый день бывает полон организационными моментами, бытовыми мероприятиями, проходит суетливо, несмотря на наличие у педагога-организатора подробного плана. Второй день имеет большую содержательную нагрузку и рисует участнику всю картину предстоящей смены. В течение второго и третьего дня воспитанники интенсивно взаимодействуют в рамках своего объединения, знакомятся друг с другом. Вечер третьего дня становится эмоциональной кульминацией этого взаимодействия.

Основные мероприятия организационного периода.

Самым первым и очень важным мероприятием является заезд участников в лагерь. Его масштабность и сложность напрямую зависит от масштабов базы детского загородного центра. Заезд смены от 100 до 600 человек - жителей одного города, района, области обычно проходит одновременно. Если в смене участвуют представители разных регионов, то заезд может длиться в течение дня, а в случае всероссийских центров детского отдыха (как, например ВДЦ «Орленок») – и в течение нескольких дней. Поскольку для большинства детских загородных центров характерен первый вариант, то остановимся подробнее на его организации.

Мероприятие проводится на территории какого-либо административного здания – представительства загородного центра в городе, комитета по делам молодежи, вблизи управления предприятия, под ведомством которого находится детский центр и т.д. На заезде обычно работают все или большая часть педагогического коллектива. Для встречи и организации детей предусмотрена группа игротехников, которая в кругу играет с участниками, исполняет песни под гитару. Группа регистрации размещается отдельно за столами, принимает документы участников, распределяет детей по объединениям, фиксирует пожелания и рекомендации родителей. Встреча каждого участника с медицинским работником может быть предусмотрена как во время заезда, так и в первый-второй дни пребывания в лагере. Техническая группа отвечает за погрузку вещей и размещение детей в автобусе. Каждый воспитатель находится в автобусе с участниками своего объединения, инструктирует их о правилах техники безопасности при движении автобуса, обеспечивает их безопасность во время движения. Если позволяет ситуация, то педагог может знакомиться и общаться с участниками, играть, разучивать и петь хором песни. Однако, если в автобусе шумно от работы мотора, вентиляции или дети приехали из других регионов и устали, то более целесообразно предоставить им возможность немного отдохнуть. По прибытии в лагерь необходимо кратко проинструктировать участников, где можно разместить свои чемоданы, где расположен корпус, в котором они будут жить, и туалеты.

Расселение и благоустройство комнат проходит быстро и просто, если педагог хорошо подготовился к этому моменту: проверил, что всего в комнатах хватает для каждого ребенка (постельное белье, вешалки и т.д.), спланировал, как они могут разместить свои вещи, достаточно ли мест в соответствии с количеством мальчиков и девочек. Поэтому расселение предваряется кратким инструктажем как удобнее разместиться в комнате. Участникам предлагается сформировать группы (по количеству мест в комнате) и расселиться. Важно, чтобы воспитанники пришли к соглашению и ни один не был обижен, поэтому в сложных ситуациях педагог выступает в качестве посредника. Необходимо дать воспитанникам время, чтобы «обжить» комнату - разобрать вещи, а потом украсить помещение по своему желанию, для чего могут потребоваться канцелярские принадлежности.

Также в первый день проходит организационный сбор в объединении, который включает следующие моменты.

1.                 Знакомство участников друг с другом. Важно, чтобы за первые дни дети запомнили имена друг друга. Знакомство может быть организовано в игровой или деловой форме.

2.                 Обсуждение правил проживания в лагере. Педагог представляет правила, которые дети обязаны выполнять, организует обсуждение, зачем это необходимо делать. Возможно подписание каждым участником правил в письменном виде как декларация готовности их соблюдать. Также воспитанники вместе с педагогом могут договориться о дополнительных правилах общения и поведения (например, что при принятии решения выслушивается мнение каждого или что каждый ответственен за свои высказывания и не допускает грубости).

3.                 Знакомство с распорядком дня, правилами гигиены (уборка комнат и территории, личная гигиена). Также участники договариваются о наиболее удобной схеме дежурства по комнатам, в столовой, составляют соответствующие графики

4.                 Инструктаж по технике безопасности. По его завершению участники расписываются в журнале по технике безопасности. Он может проводиться в игровом варианте, в форме беседы, лекции с демонстрацией.

5.                 Представление программы смены в общем виде. Педагог рассказывает об идее и содержании смены, основных предстоящих событиях.

6.                 Выбор участниками названия своего объединения, схемы самоорганизации и самоуправления, а также распределения соответствующих поручений. Выбора «командира отряда» могут стать и отдельным мероприятием.

Все указанные моменты могут быть включены в один сбор или разделены на несколько мероприятий. Для младших школьников и младших подростков более целесообразно проводить сбор в несколько этапов и использовать игровые формы.

Знакомство с территорией и персоналом загородного центра может проходить в форме экскурсии или игры. Если загородный центр обладает обширной территорией, интересными сооружениями, красивым ландшафтом, то оптимальной формой будет прогулка-экскурсия. Вести ее может как сам педагог, так и участники, которые уже отдыхали в этом лагере. Для экскурсии может быть выбран деловой стиль (четко рассказать, что и кто где находится), шутливый стиль (примером является «Закоулочная экскурсия», придуманная С.П. Афанасьевым и С.В. Комориным), сказочно-легендарный стиль (если с разными местами лагеря связаны какие-либо истории, как, например, в ВДЦ «Орленок», где есть легенды о многих деревьях, скульптурах и местах). Также можно использовать более активные игровые формы, такие как «разведка». Участники объединения делятся на разведывательные группы, получают задание и отправляются на разведку. Задание представляет собой перечень вопросов (Например, как зовут врача? Какого цвета глаза у старшего воспитателя? Где находятся душевые кабины?). Через определенное время группы собираются, каждая группа проводит свою часть экскурсии и представляет ответы на вопросы.

Также в первый день проводится общий организационный сбор лагеря (также его иногда называют хозсбором). Это массовое мероприятие, где педагоги представляются сами, знакомят участников с сотрудниками различных служб лагеря, предлагают художественную презентацию программы смены, а также с приветственным словом выступает директор лагеря.

Вечером первого или второго дня проводится традиционное мероприятие – вечер «Здравствуйте!» Здесь впервые на сцену выходят участники детских временных объединений. Это мероприятие требует коллективной подготовки и участия максимального числа детей во временном объединении. В итоге каждое объединение представляет свое название и визитную карточку. Вечер «Здравствуйте!» не предполагает конкурсной основы, хотя атмосфера отличается азартом и ощущением конкуренции, ведь участники каждого объединения стремятся представить свое выступление лучше всех.

Также традиционной для оргпериода формой является «огонек знакомств». Изначально данная форма огонька использовалась педагогами ВДЦ «Орленок» в контексте коллективно-творческой деятельности, а затем получила широкое распространение. В ее основе лежит доверительное общение педагога и воспитанников. Предметом обсуждения являются поступки, совместная деятельность, актуальные проблемы коллектива, а также чувства и мысли участников огонька.

Что касается огонька знакомств, то здесь участники получают возможность познакомиться друг с другом не только по именам, но и как с интересными и разными людьми. Здесь педагог может использовать следующие простые и эффективные приемы:

                 «Представление соседа». В течение 5 минут каждый участник узнает, как можно больше о своем соседе справа или слева. Затем каждый участник поочередно представляет своего соседа и рассказывает, чем интересен этот человек.

                 «Конверт откровений». Педагог готовит конверт (шкатулку, сундучок) с вопросами по числу участников огонька. Вопросы могут касаться увлечений, предпочтений, взглядов воспитанников. Педагог первым вытаскивает вопрос, озвучивает и отвечает на него. Затем передает конверт следующему участнику по кругу и процедура продолжается.

                 «Нити дружбы». Педагог берется за кончик нитки, передает клубок ниток любому воспитаннику и говорит, что, на его взгляд, между ними общего, схожего или взаимно интересного. Участник удерживает нитку и так же передает клубок другому человеку. В итоге, когда все будут объединены ниткой, получится паутинка. Завершение может быть разным. Например, нитка разрезается на части и каждый получает ее часть и красивую бусину как символ единства и принадлежности к объединению. Или клубок свертывается в обратном порядке, участники сообщают друг другу пожелания на смену, а клубок как символ взаимопонимания и единства передается на хранение одному из детей или педагогу.

Информация о работе Логика лагерной смены