Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:40, доклад
В практике организации и проведения оздоровительно-образовательных программ в детских загородных центров сложилась традиционная схема построения смены, состоящая из трех периодов: организационного, основного и заключительного. Обозначим, что среди задач организационного периода на первое место выходят задачи адаптации воспитанника к новым условиям. Основной период предполагает реализацию целей и
Начиная со второго дня, ежедневным моментом становится сбор объединения, традиционно называемый отрядным кругом. Утренний отрядный сбор предполагает знакомство с планом дня, обсуждение организационных моментов дня, в том числе по обеспечению жизнедеятельности (дежурство, уборка). Вечерний отрядный круг предусматривает содержательное подведение итогов дня и его эмоциональное завершение, обмен впечатлениями. Отрядный круг выполняет не только аналитическую и информационную функцию, но и объединяющую. Для этого педагог использует различные ритуалы и символы: исполнение отрядной утренней / вечерней песни, пожелания на другой день, передаваемые по кругу, передача особенной игрушки или предмета (колокольчик, шляпу, амулет) герою дня и так далее.
Важным коллективным делом является оформление отрядного уголка. Конечно, существует вариант, когда педагог сам оформляет уголок и к прибытию детей размещает там необходимые информационные материалы. Но все-таки в большинстве лагерей уголок создается силами детей и педагога. Существует опасность, что работа затянется и превратится в бессмысленные попытки доделать уголок до конца. Поэтому следует придать завершенность данному мероприятию. Возможно выстроить его как продуктивную игру, где участники объединятся в проектные группы, разработают варианты уголка. Затем организовать защиту проектов и за ограниченное время воплотить проект в реальности. Завершением будет презентация уголка другим объединениям. Следует учесть, что отрядный уголок должен быть «рабочим», а не раз и навсегда оформленной картинкой. Поэтому воспитанникам и педагогу необходимо решить, как будут вноситься изменения и определить ответственных для выполнения этой задачи.
Как было указано выше, для информирования участников о содержании смены могут быть использованы игры-путешествия и презентации. Эти массовые мероприятия проводятся для всех участников лагеря силами педагогического коллектива. Игра-путешествие (или игра по станциям) предполагает, что актуальная информация будет разделена на части и представлена в содержании станций. Работу на станциях рекомендуется организовывать в активных формах, избегать монологичности педагогов. Оптимально, если на станциях участники получат возможность попробовать себя в том или ином виде деятельности, занятии. Тогда в итоге они будут не только обладать представлениями о том, что им будет предложено в ходе смены, но и сориентируются, что для них наиболее привлекательно и полезно.
Нередко программа смены предполагает организацию дополнительных образовательных услуг, которые реализуются в ходе работы кружков, мастер-классов. Соответственно, для знакомства воспитанников с предлагаемыми услугами могут быть организованы презентации. Презентации могут иметь публичный характер и проводиться в виде пресс-конференции или яркого представления-концерта самих специалистов. Также возможна организация демонстрационных версий мастер-классов и кружков в режиме площадок, где участники могут свободно перемещаться и попробовать себя в разных видах деятельности, занятий.
Также во второй-третий дни проводится линейка открытия смены. Это ритуальное массовое мероприятие, главной целью которого является эмоциональный запуск смены. Здесь впервые поднимается флаг лагеря, исполняется гимн. Чтобы подчеркнуть значимость события, могут использоваться визуальные эффекты, такие как фейерверк.
Вечером третьего дня проводится объединяющее массовое мероприятие как эмоциональная кульминация организационного периода. Наиболее часто им становится тематическая танцевальная программа. Используется яркое художественное оформление. Важное значение имеет эффектная работа ведущих мероприятия. В такой программе воспитанники участвуют не каждый сам по себе, а объединениями. Программа предусматривает определенную фабулу или стиль, а также ряд творческих коллективных заданий для детских объединений.
Оргпериод как важный этап работы характеризуется определенными результатами. Он прошел успешно, если по его завершению ребенок:
ориентируется в территории лагеря, сотрудниках, которые здесь работают;
относится к нормам жизни в лагере положительно, выполняет распорядок дня;
состоит в позитивных отношениях с участниками своего временного детского объединения;
позитивно относится к участникам смены – детям и взрослым, к программе смены;
имеет целостное и ясное представление о программе смены.
Основной период смены непосредственно направлен на реализацию образовательных и развивающих потенциалов смены. Организационный период в данном случае является подготовительным, поскольку у воспитанника возникает целостное представление о программе смены, он определяет свои приоритеты, некие ожидания по поводу предстоящей совместной деятельности и общения. А заключительный период выполняет роль своеобразной «упаковки» для полученного ребенком социального опыта.
В основной период перед педагогическим коллективом лагеря стоит целый комплекс задач. Разумеется, на всех этапах смены наиболее важным является обеспечение безопасности жизни и здоровья, организация оздоровления ребенка, а также обеспечение в детских объединениях и в лагере в целом позитивных межличностных отношений между воспитанниками, открытой и радостной атмосферы. Другие важнейшие задачи - это качественная организация программных мероприятий смены; организация интенсивного взаимодействия и продуктивной совместной деятельности участников смены, обеспечение вариантов и возможностей для самореализации и развития каждого участника, оказание индивидуальной педагогической помощи в ситуации затруднения, проблемы. Особенности решения каждой из указанных задач определяются особенностями смены и лагеря. Поэтому далее рассмотрим те формы и элементы работы, которые обнаруживаются в каждой смене.
Формы организации двигательной активности и оздоровления становятся составляющей любой смены, поскольку она, в том числе, направлена на развитие здоровья детей. Они могут носить запрограммированный характер и занимать особое место в программах, где оздоровление является приоритетным направлением работы (например, в ВДЦ «Орленок»). Тогда прогулки, спортивные игры, воздушные ванны и купание занимают большую часть дня и внесены в расписание каждого дня как обязательные мероприятия.
В другом случае формы организации двигательной активности и оздоровления могут реализовываться как ключевые комплексные мероприятия смены. Примером в данном случае является олимпиада. Она предполагает целую серию спортивных мероприятий соревновательного характера как командных, так и индивидуальных. Тогда подготовки к спортивным встречам и сами встречи могут быть равномерно распределены по дням основного периода.
Следующий вариант наиболее актуален для тематических смен (игровых, образовательных и т.д.), где программные мероприятия запланированы плотно и для активного отдыха и оздоровления остается мало времени, при этом дети устают вследствие интенсивности программы. Данный вариант состоит в том, чтобы определить возможные варианты активного отдыха и оздоровления и их место в течение дня. Например, в часы отдыха после обеда старшие подростки зачастую не ложатся спать, нередко не знают, чем себя занять. В это время могут быть предложены своеобразные «клубы по интересам», где каждый педагог предлагает участникам какое-то активное занятие. Это может быть прогулка по лесу и к водоему; возможность полежать в тени на траве на ковриках и просто посмотреть на небо; подвижные игры в тени; танцевальное занятие (например, занятие бальными танцами), спортивные игры с небольшими нагрузками (бадминтон, игра с пляжным мячом) и т.д.
Особое место в программе смены занимают танцевальные программы (дискотеки). Практика проведения танцевальных программ каждый день делает их менее яркими и эмоциональными для детей. С другой стороны, крайне редкое проведение танцевальных программ (особенно в сменах для подростков) также необоснованно, так как они обеспечивают возможности для активного отдыха и общения воспитанников, соответствуют их возрастным потребностям. Оптимальной частотой проведения танцевальных программ будет раз в три дня.
Для вовлечения в танцевальную программу максимального числа участников необходима определенная тематика дискотеки, своеобразная игровая форма. Например, путешествие по разным странам, где каждое детское объединение изображает определенную страну и приветствует других своим национальным танцем. Танцевальная программа может соединяться с ролевой игрой, тогда каждое детское объединение получает яркий образ и небольшую командную задачу.
Однако, даже тематическая танцевальная программа может быть интересна не для всех участников. Особенно часто не жалеют участвовать в танцевальной программе мальчики младшего подросткового возраста, что происходит в силу разных причин. Тогда задача педагогов состоит в том, чтобы предложить воспитанникам небольшие площадки альтернативных занятий: игру в шахматы, коммуникативные игры, просто беседа на интересную для ребят тему, настольная ролевая игра и т.д.
Еще одна эффективная форма работы в основной период – это «огонек». С ее помощью педагог может решить следующие задачи:
организация анализа и рефлексии совместной и индивидуальной деятельности и взаимодействия в группе и в лагере;
оптимизация межличностных отношений в группе (предполагает создание и поддержание ситуации взаимопонимания и доверия в рамках огонька с ее переносом на остальные моменты жизни коллектива, принятие группой каждого ее члена, решение проблем в межличностном взаимодействии);
обеспечение эмоциональной поддержки отдельных детей, при необходимости организация психотерапевтической помощи;
ценностное ориентирование (несмотря на то, что возникающие в ходе обсуждения переживания и отношения достаточно кратковременны, они могут стать этапом в формировании ценностных отношений воспитанников).
Огоньки также как и танцевальные программы должны проводиться в определенной логике. Эта логика исходит из определения ключевых моментов смены с точки зрения ее целей и содержания, а также с учетом динамики межличностных отношений в группе. Огоньки могут быть разделены на программные и экстренные. Программные огоньки, исходя из логики развития смены, планируются и разрабатываются педагогами заранее. Экстренные огоньки проводятся в случае необходимости решения актуальных педагогических ситуаций, которые не были спрогнозированы.
Мы предлагаем на примере опыта лагеря ролевых игр «Кентавр» для старшеклассников (Костромская область) рассмотреть программу огоньков. Тематическая игровая смена лагеря предполагала, что в ходе игры каждый участник исходя из своих особенностей и интересов реализует собственный проект, достигнет успеха в большой ролевой игре. Поэтому огоньки распределились в основной период в следующей логике:
o огонек самопознания (4 день) обеспечивал осознание и оформление участниками собственных индивидуальных особенностей и возможностей во взаимодействии;
o огонек входа в большую игру (6 день) помогал воспитанникам оформить собственный цели и планы участия в большой ролевой игре;
o огонек оптимизации межличностных отношений (9 день) позволял разрешить накопившееся недовольство и напряжение в отношениях внутри детского объединения;
o огонек - откровенный разговор (12 день) проводился после спектакля вожатых и позволял каждому участнику определить и выразить собственное отношение к тем проблемам, которые демонстрировались в спектакле (традиционно, педагогический коллектив лагеря предлагал к обсуждению идеи самопознания, саморазвития, субъектности по отношению к собственной жизни, предназначения и поиска личностных смыслов);
o огонек выхода из большой игры (14-15 день) предоставлял старшеклассникам возможность оформить свои индивидуальные достижения, успехи в ходе большой ролевой игры, осмыслить произошедшие в себе изменения.
Особенное место в основном периоде занимают родительские дни, приходящиеся, как правило, на середину смены. В связи с появлением в лагере родителей эти дни требуют от педагогов дополнительных организационных усилий. Во-первых, необходимо обеспечить удобство встречи родителей с ребенком. Для этого требуется «служба встречи», которая встречает у входа на территорию лагеря родителей, а затем с помощью списков детских объединений и курьеров из числа детей быстро находит ребенка, к которому приехали. Во-вторых, должно быть организовано место, где родители и дети могут с удобством разместиться или прогуливаться. При этом присутствие родителей в комнатах, где проживают дети, недопустимо по гигиеническим нормам. Также в пригородных лагерях достаточно частой является ситуация, когда родители забирают ребенка домой на сутки или на несколько часов под расписку. В этом случае должно быть организовано место, где с представителем педагогического коллектива или администрации лагеря согласовывается отсутствие участника и родители пишут соответствующую расписку. В-третьих, не все дети могут самостоятельно подготовиться к встрече с родителями: подготовить одежду и те вещи, которые они намерены передать родителям для чистки и стирки, а также аккуратно одеться и причесаться. Разумеется, помощь таким детям в обретении аккуратного и чистого внешнего вида должна оказываться ежедневно и своевременно, но в родительские дни она наиболее важна. В-четвертых, родители привозят детям гостинцы, среди которых могут оказаться и продукты с ограниченным сроком годности, что может нанести вред здоровью ребенка. Поэтому при посещении родителей педагоги должны внимательно проверить, какие пищевые продукты, в том числе напитки, остались у воспитанника.
Поскольку родительские дни приходятся на середину смены, то в это же время нередко происходит большая уборка и смена постельного белья в лагере. Поэтому перед каждым педагогом детского объединения возникает ряд организационных задач. Это и подготовка детей к встрече с родителями, и организация уборки и смены постельного белья в комнатах, и организация совместной деятельности и общения в группе.