Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:40, доклад
В практике организации и проведения оздоровительно-образовательных программ в детских загородных центров сложилась традиционная схема построения смены, состоящая из трех периодов: организационного, основного и заключительного. Обозначим, что среди задач организационного периода на первое место выходят задачи адаптации воспитанника к новым условиям. Основной период предполагает реализацию целей и
С точки зрения содержания программы смены не стоит планировать ключевые мероприятия на родительские дни, поскольку дети будут постоянно покидать объединение на несколько часов или, возможно, на сутки. Поэтому педагоги детских объединений должны обеспечить занятость детей и организацию таких мероприятий, где численность детей не имеет значения. Кроме того, дети должны находиться в зоне досягаемости для службы встречи, а педагогу в такие дни особенно важно знать, где находится каждый ребенок из его объединения. Нередко родители интересуются занятиями и достижениями детей в лагере. Поэтому целесообразно, как минимум, обеспечить возможность встречи и небольшого разговора родителей с педагогом объединения, где находится ребенок, а как максимум – организовать мероприятия, где родители смогут своими глазами увидеть достижения детей (выставку, небольшой концерт, открытое занятие и т.д.).
Если говорить о состоянии ребенка в ходе и по окончании основного периода, то оно может быть охарактеризовано следующим образом:
воспитанник чувствует себя в лагере комфортно, не испытывает трудностей в связи со своим здоровьем;
позитивно относится к программе смены и предлагаемой деятельности;
имеет свое место в объединении и в лагере (деятельностную нишу, референтную группу);
имеет цель и план участия в программе смены, реализует его;
знает, где получить помощь (кто и в чем может помочь);
желает проявить себя и быть отмеченным.
Заключительный период. Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребёнок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем, он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены требуется обеспечить позитивную эмоциональную окрашенность заключительных дней смены. Необходимо обратить внимание на профилактику экспрессивных эмоциональных состояний (истерику, слёзы) у детей младшего школьного возраста и подростков с высокой эмоциональной возбудимостью.
В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость чётко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива отбирать содержание, соответствующее потребностям и стремлениям детей, использовать оригинальные, интересные формы работы.
В заключительный период смены можно сделать опору на работу с детским активом как в объединении, так и в лагере. Предоставление участникам свободы для творчества и самовыражения через организацию самоуправления в объединении и лагере позволяет возложить ответственность за их действия на самих участников. Создание творческих групп и их совместная работа с педагогами наполняют заключительные дни смены различными делами. При этом организация части мероприятий остается полностью в компетенции педагогов для того, чтобы обеспечить интенсивность происходящих событий, чёткость и слаженность осуществляемых действий, яркий и запоминающийся финал программы.
В содержательно-смысловом плане требуется обеспечить подведение итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов. Для этого ребёнку необходима помощь со стороны педагога в анализе и рефлексии смены. Такая работа организуется во временных детских объединениях в форме огоньков и других диалоговых форм.
Каждая программа лагерной смены имеет свои ценностные ориентиры – активность и успех, творчество и самореализация, познание и образованность и т.д. Задача итогового осмысления и закрепления этих ориентиров решается с помощью организации традиционных массовых мероприятий.
Заключительный период можно считать успешным, если в ходе него и по окончании смены участник
испытывает положительные эмоции, удовлетворен своим участием в смене;
имеет план собственных действий на заключительный период смены и реализует его;
имеет полученный опыт деятельности и взаимодействия в оформленном виде;
представляет способы использования полученного опыта в жизни.
В заключительный период может быть проведен ряд массовых и отрядных мероприятий. Представленные здесь мероприятия обрисовывают варианты традиционных мероприятий в финале смены.
Если говорить о мероприятиях в детских объединениях, то необходимым моментом является оргсбор в объединении. Здесь педагог возвращается к правилам проживания в лагере и технике безопасности, обсуждая с детьми необходимость их соблюдения на этом этапе смены. Кроме того, участникам предлагается выразить свои ожидания и желания по поводу последних дней смены. Затем организуется обсуждение, что необходимо сделать, чтобы ожидания оправдались. Педагог более подробно представляет воспитанникам план последних дней смены, после чего участники объединения планируют свое участие в предстоящих мероприятиях, а также желаемые отрядные дела, их самостоятельную подготовку и реализацию.
Традиционным для многих загородных центров является мероприятие «Отряд в гостях у отряда». Оно имеет коллективно-творческий характер. Предполагается, что одно объединение выступает в качестве принимающих хозяев. Соответственно, дети разрабатывают и репетируют программу приема гостей, готовят место проведения, где они будут принимать «гостей». Другое объединение является гостем. Соответственно, участники объединения готовят подарки для «хозяев», свое приветствие, возможно, небольшую развлекательную программу. По завершении дела участники обмениваются какими-либо сюрпризами, открытками, пожеланиями.
В последние дни смены возможно проведение двух разных огоньков. Один представляет собой содержательное подведение итогов, осознание и оформление каждым результатов участия в смене. В рамках такого заключительного огонька возможно использовать следующие приемы:
1. Метод незаконченных предложений.
В этой смене я попробовал…
Я благодарен, что …
Я был горд тем, что…
Если бы смена началась заново, я…
2. Прием «Чемодан полезных вещей». Педагог говорит о том, что, уезжая со смены, каждый может увезти не только чемодан с вещами, но и необыкновенный чемодан полезных вещей, которые он приобрел в ходе программы. Воображая этот предмет, участники могут искать ответы на вопросы, поставленные педагогом. Например: чем я наполнил чемодан? Что наиболее ценного и полезного я приобрел? Что я теперь могу делать с этим чемоданом?
5. Прием «Два портрета» предполагает образное рисование портретов себя до и после смены и дальнейшего их сравнения. Могут быть использованы две рамки разных цветов, которые участник будет поочередно держать перед лицом, описывая свои портреты. Портреты могут быть нарисованы и на бумаге при помощи аллегорий и символов.
Второй огонек можно назвать «огоньком прощания». Он проводится в последний вечер смены и является эмоциональной точкой жизни временного детского объединения. Здесь участники обмениваются впечатлениями о смене, благодарят друг друга, выражают свои добрые пожелания. На огоньке прощания педагог может использовать следующие приемы.
1. «Подарок другу». Скорее это можно назвать творческим делом. Оно требует подготовки. За несколько часов или за день до огонька на отрядном сборе каждый воспитанник по жребию вытаскивает имя того, кому он будет делать подарок. Подарок делается своими руками. Затем на огоньке он вручается с добрыми словами.
2. «Песня в подарок». Этим приемом легко сможет воспользоваться педагог, владеющий гитарой. При подготовке к огоньку ему необходимо подобрать песни для детей из его объединения – для каждого или объединив в группы по какому-либо основанию. Песня может быть представлена как пожелание человеку, а может как рассказ о нем, видение его характера и образа глазами педагога.
3. Письмо будущим участникам смены. Воспитанники могут написать на отдельных красиво выстриженных листах свои краткие пожелания детям, которые приедут на следующую смену, а затем оформить их в альбоме или положить конверт. Могут написать каждый свое пожелание на красивой открытке или большом стилизованном свитке.
Кроме мероприятий и коллективных дел в детском объединении есть и ряд традиционных массовых мероприятий. Первое из них касается вручения подарков на память. Поскольку сегодня многие загородные центры имеют свою символику, они предлагают участникам различные презентационные материалы на память о смене: футболки, кепки, банданы с эмблемами и логотипами. Разумеется, самый простой способ вручения символики возможен на отрядном круге, где педагог передает подарок от смены каждому участнику, говоря о нем добрые слова и выражая пожелания. Другой вариант проведения – торжественное собрание, где на сцену приглашаются представители каждого детского временного объединения и им передаются подарки для всех участников объединения. Наконец, возможен вариант игры-путешествия, когда воспитанникам предстоит пройти испытания (наиболее яркий телевизионный аналог – Форт Байярд) и заполучить приз.
В финале смены возможно коллективно-творческое дело, где представляются творческие зарисовки о наиболее ярких событиях смены. Назовем его условно «Устный борт-журнал смены». Педагоги выбирают перечень ключевых событий смены, представители объединений по жребию получают одно из названий мероприятий. Затем каждое детское объединение придумывает и репетирует творческое выступление. В нем отражаются самые яркие моменты мероприятия, ключевые герои, возможно забавные ситуации и курьезы.
Концерт вожатых может проводиться как в заключительный, так и в основной период. Во втором случае концерт решает задачи самопрезентации педагогов, требует их индивидуальной презентации. Если же концерт вожатых проводится в заключительный период, то он может стать средством предъявления идей и ценностных ориентиров, которые реализовывались в ходе смены. Такой концерт должен отличаться целостностью, важны не яркие и красивые номера, а тот смысл, фабула, которые они раскрывают. Наиболее оптимальным для этого вариантом будет спектакль вожатых как завершенное, подчиненное единой идее представление.
Совершенно особым событием является Праздник Алого Паруса. Это праздник тех детей, кто уже становится взрослым и приехал в лагерь в последний раз. Он может быть проведен по-разному, но должен быть особенным, отличаться оригинальностью форм. Наиболее традиционными элементами этого праздника бывают литературно-музыкальные композиции о юности, организация общего вечернего костра для старших подростков, а также различные романтические моменты как, например, пускание горящих плавающих свечей по реке или озеру.
Смена начинается с линейки открытия, а заканчивается линейкой закрытия. На линейке закрытия опускается флаг лагеря, в последний раз исполняется гимн. Здесь происходит вручение наград и грамот наиболее отличившимся в чем-либо воспитанникам. Однако, такое награждение может проходить и в форме торжественного собрания-концерта.
Наконец, традиционным моментом каждой смены является финальная танцевальная программа. Во время этого мероприятия важно обеспечить безопасность детей, так как ощущение, что смена уже завершилась, порой вызывает у них очень разные эмоции и поступки – слезы, необдуманные действия, желание вообще не ложиться спать. Немалый вред здоровью участников могут принести и такие стихийно складывающиеся в лагере ожидания, а порой и традиции как «Королевская ночь». В этом случае педагогу важно быть терпеливым и внимательным, находиться рядом с детьми и при необходимости останавливать такие эмоциональные порывы, разговаривать с ними. Целесообразной формой будет организация «вечернего клуба по интересам», где участники по завершению танцевальной программы могут побеседовать, успокоиться, настроиться на отдых. Такой клуб может начать действовать и во время танцевальной программы для тех воспитанников, которые не хотят в ней участвовать.
Последний день посвящен сборам и отъезду. Перед участниками и педагогом стоит ряд важных задач: сбор вещей, уборка помещений и территории, снятие оформления жилых помещений и отрядного уголка. Посадка в автобусы предваряется смотром готовности объединений к отправлению. При встрече с родителями педагогам важно не только передать им ребенка, необходимые документы, но и, по возможности, кратко проинформировать родителей о состоянии здоровья и особенностях участия ребенка в программе смены – подчеркнуть достижения и обратить внимание на возникшие трудности, при необходимости предложить какие-либо рекомендации.
Особенности и вариативность логики профильной смены. Существующий опыт проведения тематических и профильных смен различных лагерей убеждает в том, что возможна некоторая вариативность логики построения смены в зависимости от содержательного наполнения программы. Эта вариативность выражается в нескольких позициях:
1) в рамках любого из периодов смены могут быть поставлены нехарактерные для него, дополнительные педагогические задачи в соответствии со спецификой программы;
2) наряду с тремя основными периодами могут быть выделены другие периоды, предназначенные для решения своих особых задач;
3) педагогические задачи, решаемые с помощью традиционных форм, могут быть решены другими путями.