Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:40, доклад
В практике организации и проведения оздоровительно-образовательных программ в детских загородных центров сложилась традиционная схема построения смены, состоящая из трех периодов: организационного, основного и заключительного. Обозначим, что среди задач организационного периода на первое место выходят задачи адаптации воспитанника к новым условиям. Основной период предполагает реализацию целей и
Предложенные мысли могут быть обоснованы и уточнены примером опытной работы педагогического коллектива лагеря ролевых игр «Кентавр». В основе тематической смены лежит ситуационно-ролевая игра-эпопея. Соответственно, основной деятельностью участника смены становится игровая деятельность.
Одним из важных результатов оргпериода является наличие у воспитанника позитивных ожиданий по отношению к игре, собственному участию и участию в ней других. Поэтому наряду с традиционными для любой смены мероприятиями, в эти дни проходят события, погружающие участника в игровой мир (например, ритуалы игровых центров, творческое дело «Око мира», предполагающее знакомство с географией и культурой игрового мира). В первый и второй день смены в детских объединениях проходят малые ролевые игры. Это позволяет участникам представить специфику программы и с первого дня приступить к практическому освоению способов игрового взаимодействия.
Далее следует этап включения в игру (3-5 дни), когда подросток активно участвует в игре. Необходимо, чтобы за эти дни он запомнил правила игры, расположение игровых площадок и основные режимы деятельности в течение игрового дня, научился решать игровые задачи, имел представление об общей картине игры. Поэтому основные мероприятия связаны с освоением игровых функций, а также позволяют разобраться в предстоящей игре-эпопее (например, обсуждение правил игры во временных объединениях). Для того, чтобы начало игры было ярким и динамичным, мастерами организуется несколько игровых событий, запускающих игру в центрах (например, организация президентских выборов, продажа корпорациями своих акций на аукционе и т.д.).
Основной смысл 6-7-го дней – оформление индивидуальных проектов участия в программе. На основе позитивного опыта участия в игре у ребят возникает желание проявить себя в игре, вслед за этим появляется индивидуальная цель и план ее достижения. Важно, чтобы участник видел собственные проблемы в игре и знал, где получить помощь (кто и в чем может помочь). Для этого в каждом центре разработана методика, которая соответствовует легенде центра и разворачивается в такой логике: 1) определение участником своих особенностей, достоинств и ограничений, 2) определение желаемых вариантов ролей, статусов, достижений, 3) разработка плана достижения своего индивидуального успеха.
Основной период интенсивной игры приходится на 8-12 дни, когда участник имеет свое место и роль в игре, испытывает эмоциональный подъем, самостоятельно формулирует себе игровые задачи и творчески их решает, активно реализует план достижения своей цели. Основное место занимают игровые события, поэтому игра длится практически весь день. Перед началом игрового времени и по его окончании объединения планируют свою дальнейшую игру.
Кроме того, в первой половине дня предусмотрены спортивные мероприятия, а вечером – мероприятия по центрам (творческие конкурсы, интеллектуальные игры), огоньки и дискотеки. Завершение игры предполагает проведение мирной конференции между представителями игровых государств, церемонию подписания мирных договоров и яркое ритуальное завершение игры-эпопеи.
Заключительный период после интенсивной и длительной игры-эпопеи тоже приобретает свои особенности. Он требует наличия форм, позволяющих воспитанникам а) отдохнуть, б) проявить собственную индивидуальность, в) интенсивно общаться друг с другом. В эти дни уделяется внимание активному отдыху и спорту. Для участников детского актива предоставляется возможность реализации собственных творческих проектов, организации вместе со сверстниками интересных для них дел. Переход к самоорганизации обеспечивается договором между взрослыми и подростками. Проводятся традиционные мероприятия рыцарский турнир, турнир менестрелей, спектакль вожатых, игра на местности, представление педагогического коллектива «Снимаем маски», церемония вручения премии «Кентана» участникам, оставившим наиболее яркий след в жизни лагеря в смене.
[1] Материалы опубликованы: Логика лагерной смены: событийность и повседневность // Народное образование. - 2009. - №3. -С.206-213.; Логика лагерной смены: событийность и повседневность // Народна Освiта. – 2009. - №2. – С. 111 - 119.