Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:02, контрольная работа
Цель контрольной работы: изучить теоретические аспекты проблемы в работе по предупреждению специфических ошибок чтения и письма у школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи контрольной работы:
Проанализировать теоретические источники по проблеме коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ТНР;
Изучить и определить наиболее оптимальные средства устранения аграмматической дисграфии у младших школьников, имеющих тяжелые нарушения речи.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 5
1.1 Характеристика грамматического строя детей с общим недоразвитием речи 5
1.2 Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи 7
1.3 Нарушения чтения и письма - дислексия и дисграфия 9
Глава 2. Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 13
2.1 Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма 13
2.2 Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 15
2.3 Направления работы по предупреждению нарушений речи 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: "большая белая пятно", "по дорожках сада", "играю из девочкой Леной".
Существует еще и ложная дисграфия, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму.
Признаками незрелого письма могут быть:
Эти ошибки не являются дисграфией в том случае, если они единичны и нестойки. Однако при наличии таких ошибок рекомендуется проводить логопедические занятия.
Дети, страдающие дисграфией,
нуждаются в специальной
Важно знать, что ребенок с дислексией:
Коррекционная работа по устранению нарушений письма и чтения основывается на несколько принципов:
1) Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма).
2) Патогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушения чтения и письма. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения и письма обусловлены различными причинами.
3) Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма. Нарушения чтения и письма различаются не только по своим механизмам, но и по симптоматике. Характер ошибок в процессе чтения и письма зависит также от этапа овладения этими навыками. Так например на синтетическом этапе наиболее распространенными будут аграмматизмы в процессе чтения и письма. Работа по коррекции нарушений чтения и письма будет различной в зависимости от степени выраженности нарушения.
4) Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути). В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем.
5) Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (А.Н. Леонтьев, В.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) отмечается, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно переводится в умственный план, то есть интериоризируется. Значимость поэтапного формирования умственных действий при коррекции нарушений чтения и письма обусловлена и тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане.
6) Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учетом психологических особенностей школьников с тяжелыми нарушениями речи. Новые, более сложные задания первоначально даются на более простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано, автоматизировано то или иное умственное действие, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале. [12]
7) Принцип системности. Методика устранения каждого вида дислексии и дисграфии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом, использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
8) Онтогенетический принцип. Этот принцип предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Так при устранении аграмматической дислексии и дисграфии необходимо иметь ввиду последовательность овладения словоизменением и словообразованием, а также синтаксической структурой предложения.
При коррекции нарушений
чтения и письма учитываются также
общедидактические принципы: доступности,
сознательности, конкретности, наглядности,
индивидуального подхода и
Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку учащихся младших классов школы V вида особенно актуальна.
Аграмматическая дисграфия
связывается с недоразвитием
у детей лексико-
Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа [Приложение 1].
При коррекции аграмматической дисграфии широко используется альбом и рабочая тетрадь Е.В. Мазановой. В альбоме предложены задания для тренировки в узнавании существенных признаков различных частей речи, для рассмотрения изменения слов и согласования их между собой (прилагательные с существительными, числительные с существительными). В данном пособии большое внимание уделяется теме «Предлоги», столь трудной для восприятия младшими школьниками и вызывающей наибольшее количество ошибок. Е.В. Мазанова рекомендует коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи строить на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально-волевой сферы.
Предлагаемая Е.В. Мазановой система коррекционной работы по преодолению дисграфии строится на основе комплексного логопедического обследования с учетом особенностей психофизической деятельности младших школьников: обучение органически связано с развитием у них внимания памяти, основных мыслительных операций.
Накопление фонетических
и морфологических обобщений
и упорядочение на этой основе имеющихся
у детей средств языка
Дети тренируются
Одним из продуктивных приемов, способствующих развитию коммуникативной деятельности, является формирование у детей контрольно-оценочных действий (т.е. умение проверять). На первых порах это осуществляется при максимальной помощи педагога, а в дальнейшем дети учатся выполнять эти действия все более самостоятельно. Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе над текстом. [35]
В данной тетради представлено множество заданий по распространению и сокращению текста, воссозданию текста по его плану. Очень полезны данные здесь задания по конструированию повествовательного сообщения. Здесь же предлагается работа по анализу текста: составить текст по плану; составить рассказ по его началу; составить текст по опорным словам ; составить текст по данному концу; передать содержание какого-либо стихотворения своими словами.
Данная тетрадь может быть предложена для преодоления аграмматической дисграфии и как дополнительный материал для развития языкового анализа и синтеза. Может осуществляться как индивидуальная, так и групповая формы работы.
Овладение грамматическим строем языка реализуется с помощью системы постепенно усложняющихся упражнений, причем каждое задание включает в себя образец его выполнения, а речевой материал, предлагаемый детям, подобран с учетом принципа доступности. Дети начинают понимать языковые закономерности, у них формируется способность делать определенные грамматические обобщения. [39]
В процессе формирования навыка
словообразования у школьников с
аграмматической формой дисграфии
основное внимание уделяется формированию
у детей навыков
Итак, в ходе коррекционной работы у учащихся:
В целях предупреждения специфических
ошибок на письме и при чтении необходимо
еще с первых дней развивать речь
ребенка. Важную роль в развитии речи
при речевых нарушениях играют анатомо-физиологические
возможности, участвующих в формировании
и протекании речевого акта; внешняя
среда с которой
Преодоление того или иного нарушения речи диктуется социальным значением ее, а возможность коррекции или развития зависит от механизма нарушения, симптоматики, структуры дефекта, психологических особенностей. Предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, и в частности его мозга.
При нормальном развитии речи, от простого к сложному ребенок осваивает речевые навыки: гуление, лепет, лепетный монолог, отдельные слова, фразы. И все эти этапы должны быть пройдены в определенном возрасте. Другие варианты, как то отсутствие гуления или лепета, лепетные отрывки вместо слов, позднее формирование фразовой речи - это сигнал тревоги! В учебнике М.Е. Хватцева "Логопедия" предложено примерное время появления разных по артикуляционной сложности групп звуков в ходе нормального становления звукопроизношения и схема системного развития нормальной детской речи. Критерии соответствуют норме развития малыша. Их должны знать не только педагоги, но и родители.
Профилактическая работа
с детьми, имеющими проблемы в речевом
развитии, начинается с рождения и
продолжается до исчезновения проблемы.
А если быть еще более конкретным,
то очень многое зависит от здоровья
и образа жизни родителей ребенка
на тот момент, когда они еще
только планируют его рождение, от
всевозможных факторов в пренатальный,
натальный и постнатальный