Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы: изучить теоретические аспекты проблемы в работе по предупреждению специфических ошибок чтения и письма у школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи контрольной работы:
Проанализировать теоретические источники по проблеме коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ТНР;
Изучить и определить наиболее оптимальные средства устранения аграмматической дисграфии у младших школьников, имеющих тяжелые нарушения речи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 5
1.1 Характеристика грамматического строя детей с общим недоразвитием речи 5
1.2 Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи 7
1.3 Нарушения чтения и письма - дислексия и дисграфия 9
Глава 2. Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 13
2.1 Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма 13
2.2 Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 15
2.3 Направления работы по предупреждению нарушений речи 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Система работы по предупреждению специфических ошибок чтения и письма в специальной (к%D (1).docx

— 66.51 Кб (Скачать документ)

Не обозначаются границы  предложений в виде заглавных  букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно  выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры  ошибок: "большая белая пятно", "по дорожках сада", "играю из девочкой Леной".

Существует еще и ложная дисграфия, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму.

Признаками незрелого  письма могут быть:

  • отсутствие обозначения границ предложений;
  • слитное написание слов;
  • нетвердое знание (забывание) букв;
  • зеркальное написание букв;
  • трудности усвоения обозначения мягкости согласных на письме ("йолка", "мое брат поемал заеку", "Вана взал конки").

Эти ошибки не являются дисграфией в том случае, если они единичны и нестойки. Однако при наличии  таких ошибок рекомендуется проводить  логопедические занятия.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические  ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Важно знать, что ребенок с дислексией:

  • Считается, что во всей своей полноте трудности чтения проявляются в 3-4-х классах, когда возрастает объем чтения по всем предметам.
  • Такой ребенок обычно имеет трудности в пространственной ориентировке, что вызывает затруднения на уроках чтения, письма, ручного труда, географии, геометрии, рисования и черчения. При изучении иностранного языка также возникают сложности: ребенок начинает путать одинаковые по написанию буквы двух алфавитов - иностранного и родного. Следствием нарушения чтения являются трудности решения текстовых задач по математике, в геометрии - трудности запоминания и различения конфигураций. Это не дефекты мышления, а пробелы в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны быть базой для мышления.
  • Неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация "хронического неуспеха" - все это может привести к так называемой школьной дезадаптации. У ребенка нарастает утомление, может появиться протест на любые трудные ситуации, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще посещать школу.
  • Для ребенка важно понимание и тактичное отношение со стороны учителей и родителей. Ведь ошибки происходят не потому, что он глупый или ленивый, а из-за несформированности "почвы" для овладения такими сложными навыками, как чтение и письмо.
  • Неуместны дисциплинарные меры и авторитарный стиль общения. Исправлению дисграфии это не поможет, а желание учиться отобьет раз и навсегда.
  • Нельзя пытаться ускорить темпы овладения чтением. Если повышать учебные нагрузки, то этого будет недостаточно для того, чтобы ребенок начал лучше и быстрее читать. Чтобы повысить качество чтения, придется терпеливо провести специальную коррекционную работу.
  • В случае возникновения школьных трудностей необходимо проведение диагностики и коррекционной логопедической работы. Если у ребенка уже нарушен весь процесс обучения, появился протест или асоциальное поведение, то ему и его семье рекомендуем обратиться к психологу или психотерапевту.

 

Глава 2. Логопедическая работа по устранению аграмматической  дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

2.1 Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма

 

Коррекционная работа по устранению нарушений письма и чтения основывается на несколько принципов:

1) Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма).

2) Патогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушения чтения и письма. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения и письма обусловлены различными причинами.

3) Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма. Нарушения чтения и письма различаются не только по своим механизмам, но и по симптоматике. Характер ошибок в процессе чтения и письма зависит также от этапа овладения этими навыками. Так например на синтетическом этапе наиболее распространенными будут аграмматизмы в процессе чтения и письма. Работа по коррекции нарушений чтения и письма будет различной в зависимости от степени выраженности нарушения.

4) Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути). В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем.

5) Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (А.Н. Леонтьев, В.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) отмечается, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно переводится в умственный план, то есть интериоризируется. Значимость поэтапного формирования умственных действий при коррекции нарушений чтения и письма обусловлена и тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане.

6) Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учетом психологических особенностей школьников с тяжелыми нарушениями речи. Новые, более сложные задания первоначально даются на более простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано, автоматизировано то или иное умственное действие, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале. [12]

7) Принцип системности. Методика устранения каждого вида дислексии и дисграфии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом, использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

8) Онтогенетический принцип. Этот принцип предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Так при устранении аграмматической дислексии и дисграфии необходимо иметь ввиду последовательность овладения словоизменением и словообразованием, а также синтаксической структурой предложения.

При коррекции нарушений  чтения и письма учитываются также  общедидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и другие.

2.2 Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

 

Проблема диагностики  и коррекции причин трудностей в  обучении русскому языку учащихся младших  классов школы V вида особенно актуальна.

Аграмматическая дисграфия  связывается с недоразвитием  у детей лексико-грамматического  строя речи, несформированностью  морфологических и синтаксических обобщений. Ошибки при этой дисграфии  могут проявляться на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов - нарушение смысловых и грамматических связей между предложениями, искажение  морфологической структуры слов, нарушения согласования слов; искажение  предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложений и другие. Наиболее ярко аграмматическая дисграфия  проявляется к окончанию обучения в начальной школе, т.е. когда морфологический  принцип письма становится более  значимым. Следовательно, при устранении ошибок на письме основной задачей  является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений. Логопедическая работа проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слов, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи.

Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа [Приложение 1].

При коррекции аграмматической  дисграфии широко используется альбом и рабочая тетрадь Е.В. Мазановой. В альбоме предложены задания  для тренировки в узнавании существенных признаков различных частей речи, для рассмотрения изменения слов и согласования их между собой (прилагательные с существительными, числительные с  существительными). В данном пособии  большое внимание уделяется теме «Предлоги», столь трудной для  восприятия младшими школьниками и  вызывающей наибольшее количество ошибок. Е.В. Мазанова рекомендует коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи строить на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально-волевой сферы.

Предлагаемая Е.В. Мазановой  система коррекционной работы по преодолению дисграфии строится на основе комплексного логопедического  обследования с учетом особенностей психофизической деятельности младших школьников: обучение органически связано с развитием у них внимания памяти, основных мыслительных операций.

Накопление фонетических и морфологических обобщений  и упорядочение на этой основе имеющихся  у детей средств языка позволяет  приступить к работе по совершенствованию  связной речи. Поскольку у данной группы детей имеются пробелы  в речевом развитии, возникает  необходимость в особой организации  их учебной деятельности. Большое  внимание уделяем работе над предложением и текстом. В работе с данной тетрадью имеется возможность формировать  практические представления у детей  о словосочетании, предложении, тексте. Развивать умения и навыки узнавать существенные признаки связного текста путем сравнения его с набором слов, предложений, различных вариантов его искажений. [35]

Дети тренируются анализировать  текст: определять тему, основную мысль  рассказа; определять последовательность и связность предложений в  тексте; составлять план связного высказывания; устанавливать смысловую зависимость  между предложениями.

Одним из продуктивных приемов, способствующих развитию коммуникативной деятельности, является формирование у детей контрольно-оценочных действий (т.е. умение проверять). На первых порах это осуществляется при максимальной помощи педагога, а в дальнейшем дети учатся выполнять эти действия все более самостоятельно. Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе над текстом. [35]

В данной тетради представлено множество заданий по распространению  и сокращению текста, воссозданию  текста по его плану. Очень полезны  данные здесь задания по конструированию повествовательного сообщения. Здесь же предлагается работа по анализу текста: составить текст по плану; составить рассказ по его началу; составить текст по опорным словам ; составить текст по данному концу; передать содержание какого-либо стихотворения своими словами.

Данная тетрадь может  быть предложена для преодоления  аграмматической дисграфии и  как дополнительный материал для  развития языкового анализа и  синтеза. Может осуществляться как  индивидуальная, так и групповая  формы работы.

Овладение грамматическим строем языка реализуется с помощью  системы постепенно усложняющихся  упражнений, причем каждое задание включает в себя образец его выполнения, а речевой материал, предлагаемый детям, подобран с учетом принципа доступности. Дети начинают понимать языковые закономерности, у них формируется способность делать определенные грамматические обобщения. [39]

В процессе формирования навыка словообразования у школьников с  аграмматической формой дисграфии  основное внимание уделяется формированию у детей навыков словообразования. Детей учат образовывать новые слова от заданных, разбирать слова по составу, определять, какой частью речи они являются. Также проводится работа по пополнению словарного запаса детей различными частями речи. Педагог уделяет особое внимание правильному пониманию детьми семантики слов.

Итак, в ходе коррекционной работы у учащихся:

  • формируются навыки словообразования и словотворчества;
  • появляется навык работы с различными частями речи;
  • расширяется словарный запас;
  • развивается так называемое языковое чутье;
  • появляется навык составления предложений различных типов и связных текстов. [35]

2.3 Направления  работы по предупреждению нарушений  речи

 

В целях предупреждения специфических  ошибок на письме и при чтении необходимо еще с первых дней развивать речь ребенка. Важную роль в развитии речи при речевых нарушениях играют анатомо-физиологические  возможности, участвующих в формировании и протекании речевого акта; внешняя  среда с которой взаимодействует  ребенок; социальное окружение, несущее  определенное содержание.

Преодоление того или иного  нарушения речи диктуется социальным значением ее, а возможность коррекции  или развития зависит от механизма  нарушения, симптоматики, структуры  дефекта, психологических особенностей. Предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, и в частности его мозга.

При нормальном развитии речи, от простого к сложному ребенок осваивает речевые навыки: гуление, лепет, лепетный монолог, отдельные слова, фразы. И все эти этапы должны быть пройдены в определенном возрасте. Другие варианты, как то отсутствие гуления или лепета, лепетные отрывки вместо слов, позднее формирование фразовой речи - это сигнал тревоги! В учебнике М.Е. Хватцева "Логопедия" предложено примерное время появления разных по артикуляционной сложности групп звуков в ходе нормального становления звукопроизношения и схема системного развития нормальной детской речи. Критерии соответствуют норме развития малыша. Их должны знать не только педагоги, но и родители.

Профилактическая работа с детьми, имеющими проблемы в речевом  развитии, начинается с рождения и  продолжается до исчезновения проблемы. А если быть еще более конкретным, то очень многое зависит от здоровья и образа жизни родителей ребенка  на тот момент, когда они еще  только планируют его рождение, от всевозможных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается  с воздействием биологических и  социальных факторов.

Информация о работе Логопедическая работа по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи