Мария Монтессори. Педагогические взгляды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:23, реферат

Описание

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году года в маленьком итальянском городе Кьярвалле в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского pода

Содержание

Биография и истоки формирования мировоззрения педагога. . . . . . . . . . . . . . . 3-5
Педагогические взгляды педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-13
Значение педагогической деятельности педагога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Резюме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список использованной литературы . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

реферат Мария Монтессори.docx

— 47.69 Кб (Скачать документ)

В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу  после войны. В начале 50-х она  пишет свои главные труды, много  выступает, ведет учебные курсы.

Последние годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую  премию.

В 1951 году состоялся 9-й международный  Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском  городе Инсбрук [http://www.montessori-press.ru/history/idea.php].

6 мая 1952 года ее не  стало. Она умерла в голландском  городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком  католическом кладбище.

С 1952 года AMI – Международную  Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много  для популяризации Монтессори-педагогики.

После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее  время.

 

-5-

 

  1. Педагогические взгляды педагога

Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит  в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все  окружающее как губка. Образование  ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом. Прежде всего, подлинный гуманизм ((от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек)) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения) воспитательной и образовательной систем, обращенность к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма.

В 1900 г. на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Это было громом среди ясного неба. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. "Настоящим чудом" назвал это событие английский посланник в докладе британскому Министерству иностранных дел.

Еще большее смятение это  событие внесло в жизнь М. Монтессори. Она оставляет работу с аномальными  детьми и посвящает свою деятельность обычным детям, которые находились в школах в положении намного  худшем, чем ее воспитанники, страдавшие отклонением в развитии.

Стремясь опереться на современные научные знания, она  вновь поступает в университет  — на философский факультет, где  изучает экспериментальную психологию и одновременно преподает педагогическую антропологию. Позднее сама М. Монтессори вспоминала, что ее воодушевляла великая  вера, хотя она и не знала, будет  ли когда-нибудь возможность проверить  правильность отстаиваемой ею идеи.

Монтессори хотела строить  свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании  его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся  личность в глазах взрослых. С этой целью М. Монтессори посещает множество  начальных школ, внимательно приглядываясь  к методам обучения, и все больше испытывает чувство горечи и разочарования. Как можно наблюдать ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем. Дети не имеют возможности проявлять  себя, и поэтому совершенно невозможно познать истинную природу их успешного  обучения.

Так, постепенно, у М. Монтессори кристаллизуется ее первое педагогическое кредо: гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется  свобода действий, а сдерживают его  лишь в особых случаях. Отсюда она  делает закономерный вывод: если нельзя изучать ученика, связанного по рукам  и ногам школьной дисциплиной, то как же его можно образовывать и воспитывать. Вместо того чтобы  содействовать физическому развитию ребенка, школа задерживает его  и почти не дает проявляться свободной  инициативе. М. Монтессори приходит к  выводу, по ее выражению, "глубокому, как наитие", что методы, которые  применялись ею столь эффективно для обучения аномальных воспитанников, могут быть продуктивно использованы и для развития нормальных детей.

В 1907г. ей представилась возможность  широко применить на практике результаты своих первых наблюдений и опытов, проверить правильность сделанных 

выводов. Эдуард Таламо - итальянский  миллионер и талантливый инженер, директор "Общества дешевых квартир" - решился на социальный эксперимент. Он предложил М. Монтессори создать в 58 переоборудованных этим обществом зданиях новый тип дошкольного заведения - дневной приют, школу для детей, получившую название "Дом ребенка".

На этой своеобразной "экспериментальной  площадке" педагог-гуманист разработала  специальную среду, окружающую ребенка, стимулирующую его естественное развитие. Дети в "Доме ребенка" находились с 9 ч утра до 16 ч и совмещали  свободные игры с молитвами, а  разнообразную познавательную деятельность - с пением. Здесь все было приспособлено  к тому, чтобы приучить ребенка  к самостоятельности и содействовать  его разностороннему совершенствованию.

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую  предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся  ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии  на ребенка, а ставила проблему организации  среды, наиболее соответствующей его  потребностям. Монтессори требовала  одного - предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его  выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и  предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы  стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Поэтому Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной  деятельностью детей и предпочитала использовать термин "руководительница" вместо "учитель".

Убежденный противник  классно-урочной системы, М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она  шутила, что нашла к уже имеющимся  двумстам шестидесяти проектам школьных парт двести шестьдесят первый - все  их выбросить. В "Доме ребенка" были установлены легкие переносные столики, маленькие стулья и кресла, так  что даже трехлетний ребенок мог  их легко переставлять в соответствии со своими потребностями. Тогда же появились  и маленькие коврики, которые  дети расстилали на полу и, лежа или  сидя на них, занимались с дидактическим  материалом.

Широкое применение дидактических  средств, созданных Монтессори, - так  называемых материалов - достаточно быстро дало поразительные результаты. Непрерывно экспериментируя - не над детьми, а  только над материалами, - она все  более и более совершенствовала их. Монтессори-материал - важнейший  составной элемент разработанного ею метода развития детей. Продолжая  линию И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори создала дидактические  материалы, которые, будучи важнейшей  частью "педагогической среды", становились  органичной частью жизнедеятельности  ребенка. Они служили важнейшим  средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой  обучения ребенка в дошкольном и  младшем школьном возрасте.

 

-7-

Монтессори-материалы, привлекательные  и простые в применении, соответствовали  возрастным особенностям ребенка. Они  позволили М. Монтессори реализовать  принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал  воспитатель, оперируя предложенными  им "клавишными досками", "числовыми  станками", "рамками с застежками", фигурами-вкладышами и т.п. Эти материалы  были устроены таким образом, что  ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную  активность. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и  их самоуважение не ущемлялось. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи  между ними, дети вступали в мир  человеческой культуры, воспринимали опыт предшествующих поколений.

Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести  лет. Ребенок учился работать один или  вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делал сам, следуя "основным правилам" класса и напоминая  другим детям о необходимости  соблюдать их. Когда ребенок впервые  начинал учиться, ему помогали старшие, более опытные дети. Позже он сам  помогал другим, имея сформированные учебные навыки. Благодаря всему  этому ребенок также учился вести  себя в обществе различных людей, т. е. приобретал навыки социального  поведения.

Уже к 1909г. стало ясно, что  замысленный и осуществленный Монтессори социально-педагогический эксперимент  оказался успешным. С этого времени  ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне.

Постепенно слава педагога-гуманиста  преодолевает границы Италии, и одна за другой в Рим, в "Дом ребенка", из Испании и Голландии, Англии и  Швеции начинают приезжать учительницы  начальных классов и воспитатели  детских заведений, желающие познакомиться  с ее методикой.

М. Монтессори тоже начинает свои поездки по различным странам  мира. Ее лекции пользуются феноменальным  успехом. Достаточно привести такой  факт: в 1913 г. во время выступления в США на ее сообщения и демонстрационные занятия приходили тысячи человек, причем некоторые специально приезжали за многие сотни километров, чтобы послушать нового "педагогического мессию". Стремясь донести свое слово до большого числа слушателей, М. Монтессори в 1910 г. прерывает личную практику в "Доме ребенка" и целиком переключается на экспериментально-педагогическую и пропагандистскую деятельность.

Интерес к системе Монтессори в XX в. пережил две кульминации. Первая - в 10-40-х гг. - была связана с деятельностью  М.Монтессори. В это время она  много ездила по Европе, выступала  в США, в Южной Америке, в Азии, и, куда бы она ни приезжала, всюду  возникали детские учреждения, работавшие по системе Монтессори. Они возникали  десятками в различных странах. Педагогика Монтессори не знала государственных, национальных и религиозных границ. В короткий срок она распространилась по всему миру, найдя горячих и  преданных сторонников.

Информация о работе Мария Монтессори. Педагогические взгляды