Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 15:48, курсовая работа
Цель исследования:
Выявить условия эффективного влияния метода проектов на процесс формирования социальной компетенции старших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………….…………………………………………….... 3
ГЛАВА I. Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников…………………………………………… 6
1. Основные пути развития социальной компетентности школьников…… 6
2. Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников…………………………………………...…………………….. 13
Выводы по I главе………………………………………………………….…… 17
ГЛАВА II Экспериментальное изучение эффективности влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников………..……….18
2.1 Обобщение опыта работы учителей, использующих метод проектов в своей деятельности. ……………………………………………...…………….. 18
2.2. Условия эффективности метода проектов. ……………………...………. 24
Выводы по II главе ……………………………………………………….……. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……30
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….32
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Новгородский
государственный университет
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра
билингвального обучения
МЕТОД
ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа по дисциплине «Теория обучения»
по специальности 050303 Иностранный язык
с дополнительной
специальностью Педагогика и психология
Руководитель:
к.п.н., доцент
Ёлкин
С.М.
Выполнила:
студентка группы 6263
Кукушкина
А.Г.
Великий Новгород
2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………….………………………………
ГЛАВА
I. Теоретические основы влияния метода
проектов на развитие социальной компетентности
школьников……………………………………………
6
Выводы
по I главе………………………………………………………….……
17
ГЛАВА
II Экспериментальное изучение эффективности
влияния метода проектов на развитие социальной
компетентности школьников………..……….18
2.1 Обобщение опыта работы учителей, использующих метод проектов в своей деятельности. ……………………………………………...…………….. 18
2.2. Условия
эффективности метода проектов. ……………………...……….
24
Выводы
по II главе ……………………………………………………….…….
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
В свете стремительного изменения и развития социально-экономической ситуации в России компетентностный подход к образованию приобретает все большую актуальность, как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира (И. Д. Фрумин). Качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, инструментальная, исследовательская, социальная, информационная и ряда других. Модернизация образования отныне направлена на подготовку не только высокопрофессионального специалиста, востребованного на рынке труда, но и человека, готового в различных ситуациях стремительно изменяющегося окружающего мира принять единственно верное решение, применить полученные знания на практике.
Среди выдвинутых компетентностей особое значение, на наш взгляд, приобретает социальная компетенция, ибо такие тенденции модернизации российского образования, как стремление к открытости, гуманитаризация, профильность обучения, интернационализация и другие находят наиболее яркое отражение в развитии социальной компетенции школьника.
Изменяя содержание образования, компетентностный подход накладывает тем самым отпечаток и на выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным методам обучения и воспитания. Примером может служить метод проектов.
Приобретая все большую популярность, метод проектов получил широкое применение в педагогике двадцатого века, был и продолжает оставаться предметом исследований многих ученых и научных деятелей, освещающих различные аспекты этого метода. Так Бехтенова Е. Ф. рассматривает в своем исследовании условия формирования проектной деятельности учащихся; влиянию метода проектов на формирование мотивации к учению и повышение познавательного интереса школьников посвящены работы Е. Евдокимовой, Т.В. Березиной, О.А. Гребенниковой. В исследованиях Е. С. Полат большое внимание уделено использованию информационных технологий в реализации метода проектов. Романовская М. Б. рассматривает вышеуказанный метод в контексте профильного обучения. Малая В. В. исследует метод проектов как средство развития творческих способностей.
Тем не менее, эти работы не придают должного значения потенциалу использования метода проектов в качестве способа формирования социальной компетенции и факторам эффективности влияния этого метода на процесс развития основных социально-значимых знаний, умений и навыков. Данное обстоятельство послужило решающим фактором в выборе темы исследования.
Объектом исследования является процесс формирования социальной компетенции старших школьников.
Предмет исследования – влияние метода проектов на процесс формирования социальной компетенции.
Цель исследования:
Выявить
условия эффективного влияния метода
проектов на процесс формирования социальной
компетенции старших школьников.
Гипотеза исследования: метод проектов как способ формирования социальной компетенции старших школьников является наиболее эффективным при следующих условиях:
Задачи исследования:
В
качестве методов
исследования были выбраны такие, как
теоретический анализ психолого-педагогической
и тематической литературы по исследуемой
проблеме, беседа, интервьюирование, наблюдение,
анализ продуктов деятельности и др.
База
исследования: средняя общеобразовательная
школа Великого Новгорода №10, 7-10 классы.
ГЛАВА I. Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников
В данной главе представлена попытка анализа теоретических аспектов процесса развития социальной компетентности школьников, выявлены характерные особенности влияния метода проектов на развитие социальной компетентности.
Задачами главы являются:
Теоретическое исследование развития такого социально-педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш взгляд, обойтись без рассмотрения сущности понятий «компетентность» и «компетенция», и, прежде всего, без определения роли компетентностного подхода в современном образовании.
Анализируя
работы отечественных педагогов (И.Я. Лернер,
В.В. Краевский, В.В. Давыдов), мы приходим
к выводу, что компетентностный подход
в определении целей и содержания образования
не является чуждым для российской школы.[23,с.110]
Однако заложенные в компетентностно-
Тем не менее нынешняя ситуация коренным образом поменяла отношение к компетентностному подходу, который явился решением целого ряда проблем современного образования: оторванность учебного заведения от жизни, не сформированность личностных характеристик выпускника учебного заведения и др. Мы полностью разделяем точку зрения И.Д. Фрумина, рассматривающего компетентностный подход «не как революцию, а как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира». [32]
Значение
компетентностного подхода
Однако, даже возросшее внимание к компетентностному подходу и появление огромного количества научных исследований посвященных этой проблеме оставляют открытыми вопросы категориальной базы подхода, систематизации и структуры выделяемых компонентов.
И. Д. Фрумин справедливо отмечает, что «разговоры о ключевых компетентностях и о компетентностной ориентации образования, споры о правильности использования термина «компетентность» или «компетенция» приобрели в последнее время угрожающе массовый характер»[31], тем самым, побуждая нас к четкому определению таких базовых для рассмотренного нами подхода понятий, как «компетенция» и «компетентность» в целях отсутствия неясности и недоразумений в дальнейшей логике исследования.
Существует, как минимум два различных подхода к трактовке выше упомянутых понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.
Первый подход поддерживают такие ученые как Л.Н. Болтов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков. Эта же позиция неразграничения понятий характерна для большинства зарубежных исследователей проблемы. [10] Несмотря на данное обстоятельство, анализ различных источников по исследуемой проблеме (Т.Б. Беляева, Л.И. Сидоренкова, В.В. Цветков, И.Я. Зимняя, Г.В. Рылова, А.К. Маркова и др.) позволяет нам выделить существенные различия между понятиями. Раскрывая эти различия, мы попытались на основе синтеза найденных определений создать собственные дефиниции.
Таким образом, «компетенция» понимается нами как система знаний, умений и навыков, органично связанных с усвоенными личностью универсальными способами их реализации в конкретных ситуациях профессиональной или учебной деятельности.
Руководствуясь гуманистическим подходом к отбору содержания образования, можно определить понятие «компетентность» как интегративную личностную характеристику, сочетающую в себе комплекс ключевых компетенций, необходимых для решения различных практических проблем, а также мотивационно-волевой, эстетический, социальный и поведенческий компоненты. В дальнейшем нами будет использован термин «компетентность» как более широкий, включающий в себя понятие «компетенции» и отражающий гуманистическую направленность образовательного процесса.
Информация о работе Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников