Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 15:48, курсовая работа
Цель исследования:
Выявить условия эффективного влияния метода проектов на процесс формирования социальной компетенции старших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………….…………………………………………….... 3
ГЛАВА I. Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников…………………………………………… 6
1. Основные пути развития социальной компетентности школьников…… 6
2. Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников…………………………………………...…………………….. 13
Выводы по I главе………………………………………………………….…… 17
ГЛАВА II Экспериментальное изучение эффективности влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников………..……….18
2.1 Обобщение опыта работы учителей, использующих метод проектов в своей деятельности. ……………………………………………...…………….. 18
2.2. Условия эффективности метода проектов. ……………………...………. 24
Выводы по II главе ……………………………………………………….……. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……30
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….32
В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов [8,24,25] выделим его характерные черты:
Даже при первом ознакомлении с характерными особенностями (активность и самостоятельность учеников, практическая направленность, соответствие тем проектов интересам учащихся) метода проектов становится очевидным его направленность на социализацию личности и, как следствие, развитие социальной компетентности. Это позволяет нам сделать вывод, что метод проектов должен быть более полно использован в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной компетентности и получить максимально широкое применение в современной школе.
Как справедливо отмечает С.В. Аласова, «Развитие социальной компетентности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, её противоречиям и тенденциям, которая и происходит в работе над проектом». Необходимо синтезировать личный опыт и научную информацию и на их основе эффективно развивать социальную компетентность школьников.»
Таким
образом, для результативного внедрения
метода проектов в современный образовательный
процесс в дальнейшем становится необходимым
выявление условий эффективности использования
данного метода в деятельности педагогов.
Выводы
по I главе
Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сделать следующие выводы:
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение эффективности влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников
Во второй главе нашего исследования проведен анализ опыта работы учителей применяющих метод проектов в педагогической деятельности, а также выявлены наиболее важные, на наш взгляд, условия эффективного применения метода проектов в процессе развития социальной компетентности.
Содержание главы определяется следующими исследовательскими задачами:
2.1 Обобщение опыта работы учителей, использующих метод проектов в своей деятельности.
С целью опровержения или подтверждения выдвинутой нами гипотезы, а также реализации поставленных задач нами был проведен ряд исследований, включающий в себя:
В ходе бесед со многими педагогами средней образовательной школы №10 Великого Новгорода удалось проследить позитивное отношение учителей к данному виду деятельности учеников. Среди причин положительного отношения можно назвать развитие познавательных интересов школьников, возможность во время самостоятельно работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении, а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности.
Помимо этого, методу проектов отдается предпочтение при выборе методов обучения ввиду того, что он обладает огромным воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо знакомых с данной технологией, метод проектов развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.
Преимущество метода проектов, как показывает практика, состоит в том, что он, помимо приобщения учеников к культуре общества, создания условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации, помогает в более полной мере реализовывать такую функцию школы, как воспитательного учреждения, в процессе социализации, как автономизация подрастающих поколений от взрослых.
Еще одним пунктом в защиту метода проектов педагоги считают, что в рамках создания проектов появляется возможность реализовать целый арсенал различных методов обучения и воспитания, таких как дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.
Более подробно мы решили остановиться на использовании метода проектов в системе обучения иностранному языку, так как именно иностранный язык, согласно опросу 96 учителей, координирующих проекты старшеклассников, находится на втором месте (19%) по необходимости включения проектной деятельности в дидактическую систему преподавания. [9] Более того, анализ учебных программ преподавания иностранных языков позволяет с уверенностью заявить, что сами разработчики уверены в гармоничном использовании метода проектов в рамках обучения иностранному языку. В этом нас убеждают многочисленные проекты, предлагаемые ученикам на всех этапах работы над различными темами.
Изучение проектов и методические рекомендации к ним, данные к курсу «Happy English» и «Enjoy English» [30] а также опросы учеников позволяют сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями школьников. Таким образом, мы видим, что в своей работе педагоги реализуют основные принципы организации проектной деятельности, такие как: принцип детоцентризма, учета индивидуальности учащихся и принцип кооперации [13], который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта.
Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темы позволяет также реализовывать принцип свободного выбора и принцип опоры на субъектный опыт учащихся, так как ученики часто определяются с темой проекта, исходя из накопленных знаний и умений. Согласно наблюдениям педагогов это позволяет существенно повысить мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации развития негативного отношения школьников к обучению.
Что касается роли учителя в проектной деятельности учеников, прежде всего, сами педагоги отмечают, что метод проектов требует очень гибкого подхода и не всегда легко реализуем в педагогической деятельности, так как предполагает развитое умение адаптироваться и, бесспорно, умение вовремя принять точку зрения ученика, если она оказывается более корректной. Это порой вызывает трудности, ввиду неосознаваемого желания педагогов навязать ученикам свою точку зрения, продиктованного в некоторой степени педагогической деформацией. Во время проекта педагоги стараются «отойти в тень», играя роль фасилитатора и консультанта во время самостоятельной активной деятельности школьников. Нужно заметить, что педагоги СОШ №10 грамотно корректируют свою деятельность в зависимости от особенностей конкретного коллектива, чередуя проекты с явной и скрытой коммуникацией, или меняя характер координации на различных этапах проектной деятельности. Так, например, координация чаще всего является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе.
Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение исследовательские, игровые проекты. Однако, на наш взгляд, предпочтение отдается ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз story projects (проекты по рассказам) и hand projects (ручные или конструктивные проекты)) [2]. Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации.
Также преподаватели отмечают ценность творческих проектов, которые находят широкое применение в организации различных внеурочных мероприятий и праздников. Творческая атмосфера на протяжении всей работы играет роль сплачивающего фактора, помогая ученикам развить умение работать в команде и уважительное отношение ко всем участникам проекта.
Исходя из собранных данных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты по английскому языку, изначально являясь моно-проектами, имеют многочисленные межпредметные связи, так как иностранный язык в данном случае выступает лишь средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.
В основном для опыта работы педагогов СОШ №10 характерны групповые или парные проекты, с четкой детерминацией всех этапов организации проектной деятельности (подготовка и организация, работа над проектом, защита и презентация проектов). Однако, судя по информации, полученной в ходе интервью, можно судить о необходимости уделять больше внимания этапу презентации и оценки результатов, на котором происходит их защита, оппонирование, рефлексивный анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов. Так как это позволит ученикам более осознанно подойти к работе над проектами, в полной мере понять их практическую значимость, а также повысить самооценку от осознания важности и практической значимости результатов своей деятельности.
Что касается возрастной обусловленности использования метода проектов, то, хотя в учебных программах представлены элементы проектной деятельности в обучении начиная с младших классов, педагоги склоняются к мнению, что метод проектов является наиболее эффективным методом обучения и воспитания в более старшем возрасте, особенно для учеников 9-11 классов. Их уровень знаний и умений позволяет реализовывать крупномасштабные проекты с привлечением знаний из совершенно различных сфер деятельности, также играет свою роль уровень владения иностранным языком, который у старшеклассников несоизмеримо выше. Помимо вышесказанного, необходимо отметить, что метод проектов, применяемый в системе обучения, играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.
Анализируя
проектную деятельность учащихся, мы попытались
установить влияние каждого этапа работы
над проектом на развитие социальных компетенций,
важнейших психологических характеристик
личности и других компонентов социальной
компетентности.
Информация о работе Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников