Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 15:48, курсовая работа
Описание
Цель исследования: Выявить условия эффективного влияния метода проектов на процесс формирования социальной компетенции старших школьников.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………….…………………………………………….... 3 ГЛАВА I. Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников…………………………………………… 6 1. Основные пути развития социальной компетентности школьников…… 6 2. Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников…………………………………………...…………………….. 13 Выводы по I главе………………………………………………………….…… 17 ГЛАВА II Экспериментальное изучение эффективности влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников………..……….18 2.1 Обобщение опыта работы учителей, использующих метод проектов в своей деятельности. ……………………………………………...…………….. 18 2.2. Условия эффективности метода проектов. ……………………...………. 24 Выводы по II главе ……………………………………………………….……. 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……30 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….32
Среди различных
способов развития социальной компетентности,
характеризуемых практической направленностью,
ориентацией на групповую работу школьников,
субъектно-субъектным характером взаимодействия,
с опорой на самостоятельную деятельность
ученика, можно выделить метод проектов,
как современную педагогическую технологию,
наиболее гармонично сочетающую в себе
все преимущества изученных способов
и отвечающую требованиям современного
образования.
Анализа опыта
применения метода проектов в педагогической
деятельности иллюстрирует неисчерпаемый
потенциал данного метода в развитии социальных
способностей учеников, познавательного
интереса и творческих способностей учеников,
являясь незаменимой формой организации
как обучения, так и внеклассной деятельности
в школе. Согласно опыту педагогов, метод
проектов должен быть органично включает
в методологический арсенал преподавателей,
реализующий личностно-ориентирвоанный
подход в обучении.
С целью
повышения эффективности использования
метода проектов как способа формирования
социальной компетентности должен быть
учтен комплекс условий, включающих
в себя: учет особенностей коллектива
участников проекта, грамотное формирование
групп учеников в работе над проектом,
социальная направленность тем проектов
и ряд других.
Дальнейшее
изучение данной научной проблемы может
быть продолжено в следующих направлениях:
Исследование
особенностей и условий эффективности
других методов развития социальной компетентности;
Изучение
потенциала метода проектов в развитии
других ключевых компетентностей школьника;
Рассмотрение
и анализ комплексного применения различных
методов развития социальной компетенции,
создание методического пособия для педагогов-практиков.
БИБЛИОГРАФИЯ
Аласова,
С.В. Воспитательная работа в учреждении
дополнительного образования в условиях
реализации профильного обучения /
С.В. Аласова. // php.mitme.ru/conf/2006/01/06_01_1_6.php
Альтернативные
модели воспитания в сравнительной педагогике:
Учебно-методический комплекс для студентов
педагогических вузов [Текст] / Под ред.
М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. – Новгород,
1994. – С. 172-183
Березина,
Т.В. Использование
метода проектов на уроках английского
языка как средства формирования положительного
интереса к иноязычной культуре. / Т.В. Березина // collection.edu.ru/attach/17/11175.doc
Бехтенова,
Е.Ф. Педагогические условия формирования
проектной деятельности учащихся: на материале
национально-регионального компонента
школьного исторического образования
: дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова.
- Новосибирск, 2006. – 276 c.
Беляева,
Т.Б., Сидоренкова, Л.И. Динамика социальной
компетентности студентов в процесс подготовки
к инновационной деятельности в системе
образования. [Текст]/ Т.Б. Беляева, Л.И.
Сидоренкова
Бурцева,
И.В. Применение проектного метода в
процессе профессиональной подготовки
специалистов социальной работы к реализации
управленческих функций в практической
деятельности./ И.В. Бурцева. // http://t21.rgups.ru/s4.php
Гребенкин,
А. – Театральная педагогика вчера
и сегодня. / А. Гребенкин // http://www.theater111.ru/stg-4.htm
Гребенникова,
О.А. Проектная деятельность как средство
развития познавательных интересов старшеклассников:
Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова.
– Великий Новгород, 2005. – 181с.
Гребенникова,
О.А. Проектная деятельность старшеклассников:
предпочтения, мотивы, формы организации
[Текст]/О.А. Гребенникова // Ученые записки
института непрерывного педагогического
образования. – Вып.6 – Великий Новгород:
НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – Кн.2.
– С.37-41
Зимняя,
И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентсностного подхода в
образовании / И.Я. Зимняя // http://rc.edu.ru/rc/bologna/works/zimnaya_l_sod.pdf
Зимняя,
И.А., Сахарова, Т.Е. Проектная методика
обучения английскому языку [Текст] / И.Я
Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки
в школе. – 1991. – №3 – С.9-15
Ибрагимов,
Г.И. Компетентностный подход в профессиональном
образовании. / Г. И. Ибрагимов // http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/pdf/3_Ibragimov.pdf
Иванова,
Л. Проектирование в обучении: дидактические
принципы [Текст] / Л.Иванова // Учитель.
– 2004. - №6. – С. 11-15
Кагаров,
Е.Г. Метод проектов в трудовой школе
[Текст] / Е.Г. Кагаров. – Л.: «Брокгауз-Ефрон»
- 1926. – 88с.
Калинина,
Н.В. Психологическое сопровождение
развития социальной компетентности школьников:
Автореферат дисс. … канд. пед. наук. [Электрон.
версия печ. публикации]/ Н.В.Калинина.
– Самара,2006 // vak.ed.gov.ru/announcements/psiholog/KalininaNV.doc
Лебедев,
О.Е. Компетентностный подход в образовании
[Текст]/ О.Е. Лебедев // Школьные технологии.
– 2004. - №5.- С.3-12.
Лернер,
И.Я. Дидактическая система методов
обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Знание,1976.
– 64с.
Маркова,
А.К. Психология профессионализма [Текст]
/ А.К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.
Мачехина,
О.Н. Формирование социальной компетентности
старших подростков в проектной работе
[Электронный ресурс] / О.Н. Мачехина // www.archive.civitas-russia.ru/upload/publication/113319588426.doc
Метод
проектов в школьном образовании // method.vladimir.rcde.ru/getblob.asp?id=1100002960
Пахомова,
Н.Ю. Что такое метод проектов? [Текст]
/ Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии,
2004. - №4. – С.93-96
Педагогическое
образование в университете: контекстно-биографический
подход/ Под ред. А.л. Гаврикова, М.Н. Певзнера
[Текст]. – НовГУ им. Ярослава Мдрого. –
Великий Новгород, 2001. – 300с.
Педагогические
технологии: Учебное пособие для студентов
педагогических специальностей / Под общей
ред. В.С. Кукушина. [Текст] – Серия «Педагогическое
образование». – М. ИКЦ «МарТ»; Ростов
н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336с.
Педагогическая
энциклопедия. Т.1/ под ред. А.Г. Калашникова.
[Текст] – М.: Работник просвещения, 1929.-
193с
Педагогический
Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М.
Бим-Бад [Текст] – М.: Большая Российская
энциклопедия, 2002. – 528с.
Полат,
Е.С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования [Текст]
/ Е.С.Полат. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003. – 272с.
Разумова,
Н.П. Развитие социальной компетентности
школьников в образовательном процессе
учреждения дополнительного образования./
Н.П. Разумова // www.omsk.edu.ru/_august/2007/razumova.doc
Рылова,
Г.В Влияние компетентностного подхода
на повышение качества подготовки будущих
специалистов. / Г.В. Рылова // www.t21.rgups.ru/doc/11/24.doc
Трубанева,
Н.Н. Использование метода преоктов
[Текст] / Н.Н. Трубанева // Обучение английскому
языку в российских школах: Материалы
IV Всероссийского семинара / Доклады и
выступления. – Обнинск: Титул, 2001.
– С. 68-76
Учурова,
С.А. Групповая работа как способ развития
социальной компетентности учащихся:
Автореферат дисс. … канд.пед. наук. [Текст]
/ С.А. Учурова. – Екатеринбург, 2007. – 24с.
Фрумин,
И.Д. Компетентностный подход как естественный
этап обновления содержания образования./
И.Д. Фрумон // old.ippd.ru/bibl/pedagog_razvitie/p10_k005.doc
Цветков,
В. В. Формирование социальной компетентности
сельских школьников: Дис. … канд. пед.
наук [Текст] / В.В. Цветков.– Великий Новгород,
2002. – 155с.