Методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка.
Задачи:
- изучить историю методики развития речи учащихся;
- ознакомиться с методикой развития речи учащихся на современном этапе;
- проанализировать действующую программу по русскому языку для начальной школы (на примере традиционной программы Т.Г. Рамзавой и программы «Школа 2100»);
- выявить основные пути совершенствования речеведческих знаний на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речеведческих знаний
у младших школьников……………………………………………………..6
Связная речь и особенности ее развития в младшем школьном возрасте……………………………….…………………………….....6
Речеведческие знания как средство развития связной речи………………………………………………………...…………11
Методика развития связной речи на уроках русского
языка в начальной школе…………….………………………………17
Глава 2. Особенности развития связной речи на основе расширения
знаний по речеведению……………………………………….....……….….…26
2.1. Анализ программы и учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения использования их для развития связной речи…………………………....26
2.2. Особенности уроков развития речи в Образовательной системе
«Школа 2100»…………………………………………………………....…32
2.3 Пути повышения эффективности развития связной речи………………...36
Заключение………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………….…..43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ за 4 курс.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Уральский  государственный педагогический университет»

Институт  педагогики и психологии детства

Кафедра русского языка и методики его  преподавания в начальных классах 
 
 
 
 

Методические  основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка

Курсовая  работа 
 
 

Исполнитель: Лебедева М.Е.,                 

студентка 502 гр. дневного отделения

Руководитель: Шуритенкова В.А.,

кандидат  педагогических наук,

доцент 
 
 
 

Екатеринбург 2009

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования речеведческих знаний

у младших школьников……………………………………………………..6

    1. Связная речь и особенности ее развития в младшем школьном возрасте……………………………….…………………………….....6
    2.   Речеведческие знания как средство развития связной речи………………………………………………………...…………11
    3.   Методика развития связной речи на уроках русского

        языка в начальной школе…………….………………………………17

Глава 2. Особенности развития связной речи на основе расширения

знаний по речеведению……………………………………….....……….….…26

2.1. Анализ программы и учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения                  использования их для развития связной речи…………………………....26

2.2. Особенности уроков развития речи в Образовательной системе   

       «Школа 2100»…………………………………………………………....…32

2.3 Пути повышения эффективности развития связной речи………………...36

Заключение………………………………………………………………....41

Список литературы…………………………………………………….…..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Важнейшей задачей школы на современном  этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в  соответствии с познавательными  установками.

     Поскольку средством обучения и источником необходимой информации прежде всего является речь, то основной перечень общеучебных (то есть таких, которые, будучи выработанными в одном виде, могут использоваться при выполнении других видов) умений непосредственно соотноситься с формированием у учащихся навыков речи.

     Усвоение  языка играет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может  успешно обучаться по всем предметам  без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку - речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.

     Речь  – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и  проявляются также в речевой  действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития.

     В основу начального курса русского языка  положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение всех разделов науки о языке.

     В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении русского языка: «развития речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, пониманием связной (контекстной) речью над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков в начальных классах.» [19, с. 15-16].

     Проблема  речевого развития учащихся не нова, но в последнее время она стала особенно актуальной. Необходимость формирования речеведческих знаний как основы развития связной речи объясняется тем, что без специальной работы школьники не овладевают ими в должной мере. Как показывают проведенные исследования, типичными недостатками устных и письменных высказываний учащихся являются:

     - расширение или сужение темы  высказывания, "уход" от предложенной  темы; перегрузка высказывания подробностями,  не имеющими значения для раскрытия  темы;

     - отсутствие замысла, основной  мысли высказывания или неумение  ее в полной мере раскрыть;

     - неумение отобрать нужный для  высказывания материал и систематизировать  его, нарушение последовательности  в изложении мысли, повторы; 

     - отсутствие связи между частями высказывания, несоразмерность отдельных его частей;

     - несоответствие содержания, композиционной  формы и отобранных языковых  средств задаче и адресату  высказывания, условиям общения;  неоправданное нарушение стилевого  единства текста.

     Все вышесказанное и определяет актуальность данного исследования

     Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка.

     Задачи:

      - изучить историю методики развития  речи учащихся;

     - ознакомиться с методикой развития  речи учащихся на современном  этапе;

     - проанализировать действующую программу  по русскому языку для начальной  школы (на примере  традиционной программы Т.Г. Рамзавой и программы «Школа 2100»);

     - выявить основные пути совершенствования речеведческих знаний на уроках русского языка.

     Важнейшими  источниками исследования являются:

     - литература по вопросам теории и методики проблемы;

     - школьная программа 1-4 Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»;

     -         программа «Школа 2100» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,

     О.В. Пронина

     - учебники по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и Р.Н. Бунеева,

     Е.В.   Бунеевой, О.В. Прониной и методические рекомендации к ним.

     Курсовая  работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования речеведческих знаний у младших  школьников 

1.1 Связная речь  и особенности ее развития  в младшем школьном возрасте 

     Под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. При этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений, коммуникативных способностей человека. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

     При определении содержания работы по развитию связной речи школьников учитывается, с какими коммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу. Для определения уровня развития связной речи школьников используются такие показатели, как объем высказывания (он характеризуется, как правило, путем подсчета лексем и предложений); количество подтем (микротем), их соответствие теме и замыслу высказывания, степень развернутости (устанавливается путем выделения смысловых компонентов высказывания и определения их объема); наличие определенных языковых средств (например, выражающих причинно-следственные отношения, сравнения и т.д.); разнообразие словаря, синтаксических конструкций и т.д.; среднее число слов в предложении; количество смысловых, лексических, синтаксических и других ошибок и недочетов; темп высказывания; количество случаев прерывистости устной речи, их характер и некоторые другие. Выбор необходимых критериев определяют конкретные задачи исследования. Эти критерии дополняют друг друга и позволяют на основе количественных данных получить объективную характеристику речи учащихся, сформированности у них коммуникативных умений.

     Ребенок с самого рождения слышит звучащую речь, а затем овладевает устной формой речи, связанной с определенной жизненной ситуацией и понятной только в этой ситуации. Это реплики  диалогической разновидности речи, которые представляют собой побудительные предложения, выражающие просьбу, требование, призыв: вопросительные предложения, слова-предложения типа да, нет и т.д. Уже в 2-3 года встречаются элементы монологической речи. Одновременно развивается и диалог, например в разговоре о том, что и как делать, чтобы согласовать действия во время игры. К 6-7 годам наряду с диалогической дети пользуются в зависимости от задач и условий общения и монологической устной речью.

     Письменной  речью, как и чтением, дети, как правило, овладевают в школе; при этом используется их практическое владение устной речью, знание общеупотребительной лексики, основ грамматики родного языка. В школе обе формы (устная и письменная) и обе разновидности речи (диалог - монолог) получают дальнейшее развитие. При этом не только устная речь влияет на письменную, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка. Ученики овладевают умением вести беседы (диалог) по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с обучением в школе. Специальное, хотя и недостаточное, внимание уделяется обучению монологической речи и в значительно меньшей степени - культуре бытового общения, словесной вежливости в процессе устной диалогической речи.

     В развитии письменной речи учащихся наблюдаются  следующие тенденции: рост объема и  структурное усложнение синтаксических конструкций; расширение сферы использования  слов, имеющих сложный морфологический  состав; рост разнообразия используемых языковых средств. Обе эти тенденции отражают процесс обогащения речи учащихся. При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется графическим. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухоречевого и речедвигательного анализаторов постепенно вплетается деятельность речезрительного анализатора. Деятельность последнего выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при посредстве особо организованных для этого движений глаз. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки.[18; 279-280]

     Письменная  речь — это особый способ общения  и становления мысли. Д. Б. Эльконин выделяет несколько специфических  особенностей письменной речи по сравнению с устной. Во-первых — это большая произвольность. Умение расчленить слово на составляющие его звуки — первая произвольная операция, которой должен овладеть ребенок при письме. Затем следует умение придать мысли синтаксически развитую форму, что требует расчленения самой мысли, представляющей в момент своего возникновения нерасчлененное смысловое целое. Приучая ребенка к расчленению потока мысли, к ее оформлению и развернутому выражению, письменная речь тем самым дисциплинирует мышление. Письменные структуры ребенок воспринимает и запоминает главным образом благодаря чтению. Чтение является тем предметом школьного обучения, который пробивает дорогу самостоятельному овладению письменной речью. Запоминаемые при чтении структуры письменной речи постепенно становятся структурными формами собственной мысли ребенка и ее оформления. Однако это возможно только в том случае, если у ребенка формируется способность ориентироваться на общение с воображаемым читателем, способного понять его авторскую точку зрения.

Информация о работе Методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка