Методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка.
Задачи:
- изучить историю методики развития речи учащихся;
- ознакомиться с методикой развития речи учащихся на современном этапе;
- проанализировать действующую программу по русскому языку для начальной школы (на примере традиционной программы Т.Г. Рамзавой и программы «Школа 2100»);
- выявить основные пути совершенствования речеведческих знаний на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речеведческих знаний
у младших школьников……………………………………………………..6
Связная речь и особенности ее развития в младшем школьном возрасте……………………………….…………………………….....6
Речеведческие знания как средство развития связной речи………………………………………………………...…………11
Методика развития связной речи на уроках русского
языка в начальной школе…………….………………………………17
Глава 2. Особенности развития связной речи на основе расширения
знаний по речеведению……………………………………….....……….….…26
2.1. Анализ программы и учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения использования их для развития связной речи…………………………....26
2.2. Особенности уроков развития речи в Образовательной системе
«Школа 2100»…………………………………………………………....…32
2.3 Пути повышения эффективности развития связной речи………………...36
Заключение………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………….…..43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ за 4 курс.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

           5. Умение использовать средства  языка  в  соответствии  с   литературными  нормами  и  задачами высказывания, т. е. умение  правильно выражать свои мысли.

           Для того чтобы успешно работать  над  связным  высказыванием,  нужна  подготовленная языковая  база: необходимо иметь достаточный  запас лексики,  синтаксических   умений.   Этому   служат   системы   упражнений   со  словом, словосочетанием и предложением, а также  усвоение  образцовых  текстов  (т.е. языковая среда). Наряду  с  постоянной  языковой  работой,  которая  проводится  на  всех  уроках независимо от предстоящего изложения или сочинения, предполагается и конкретная  языковая подготовка каждого отдельного связного текста, сочинения, изложения и т. п.

           6. Умение писать  сочинение,    составлять   устный  или   письменный  текст, т.е. подводить  итог всей подготовительной  работы.  Синтезировать  весь  материал  —  важнейшее умение, вершина  умений в развитии речи. Умение начать, не упустить  важное, использовать материал, подготовленный к  сочинению,  подобранные  слова,  все  записать  с  соблюдением полей, красной строки, каллиграфически правильно,  по  ходу  записи  выверять  орфографию. Умение завершить, закончить сочинение. Очень важно научить детей работать над текстом достаточно быстро, выработать  умение укладываться в сроки, отведенные на рассказ, изложение или сочинение.

           7.  Умение  совершенствовать  написанное,   редактировать   собственный   текст (в элементарных формах) также доступно младшим школьникам  и поэтому включается в список обязательных умений. Школьников постепенно приучают замечать недостатки, ошибки в отборе материала, в его расположении, в полноте или правильности раскрытия темы, в отборе  слов, в построении словосочетаний и предложений.

                 Каждое упражнение в связном  тексте предполагает использование  всех этих умений в той или  иной степени. Но учить всем  умениям сразу в одинаковой  степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где составляется учащимися какой-то текст, будь то изложение или сочинение, рассказ или пересказ, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко  определена лавная учебная задача.

           Готовя учеников к очередному  сочинению, рассказу, учитель ясно представляет себе, во-первых, какова педагогическая цель этого упражнения, чему оно научит детей и как обогатит их мышление и речь, и, во-вторых, какое место оно займет  в ряду  других  упражнений.

     Учитель может определить  и  иные  задачи  данного  рассказа, например, составление сюжетного рассказа на основе воображения.

           Школьники овладевают умениями, последовательно продвигаясь   от  простейших  к  более  сложным, устанавливая связи между  ними. Осознание связей  и  зависимости  между  фактами, событиями, явлениями развивает мышление школьников. Успех дела будет обеспечен  тогда, когда  каждое  упражнение,  каждое  новое  умение,  которым  овладевают  учащиеся,  будет представлять собой  необходимое  звено  в  цепи  упражнений,  в  их  системе.  Необходимо предусмотреть постепенное расширение, обогащение всех тех умений, о которых было  сказано выше.

           Поэтому планировать развитие  связной речи учащихся рекомендуется  на длительный срок, например  на год. При этом  условии   в  плане  могут  быть  предусмотрены  различные  виды упражнений, различные темы, формирование различных умений.  План  должен  охватывать  все доступные возрасту учащихся виды сочинений, изложений, рассказов, других упражнений.  Это позволит разносторонне развивать связную речь учащихся.

           Очень  важно  определить  примерные  соотношения  видов   упражнений.   Так,   устные  упражнения  проводятся  чаще,  чем  письменные.  Это  преобладание  достигается  за  счет пересказов  прочитанного и (что очень   важно) рассказов по наблюдениям, драматизации, импровизации, словесного рисования и т. п.

           Такие письменные упражнения, как  сочинения и изложения продолжительностью   в    один    урок,  —   иногда    несколько    более,—      проводятся  сравнительно  редко,  2  раза  в   месяц,   но   письменные  речевые   упражнения    малых форм   проводятся   почти  на    каждом  уроке,  3—5  раз  в  неделю;  дневниковые  записи ведутся ежедневно 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности развития связной речи на основе расширения

     знаний по речеведению

2.1. Анализ  программы и учебников Т.Г.  Рамзаевой с точки зрения                  использования их для развития  связной речи

     Основной базой для решения задач развития связной речи являются уроки русского языка и литературы.

     Рассмотрим  возможности реализации задач развития связной речи на уроках русского языка, а конкретно – роль учебника как ведущего средства обучения.

     В объяснительной записке программы  по русскому языку для начальной  школы подчёркивается, что развитие речевой деятельности является одним из главных направлений работы в начальных классах. «Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие». Программа по русскому языку для начальной школы определяет и круг речевых умений и навыков учащихся, которые должны формироваться на протяжении 4-х лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики, правописания и развития речевой деятельности.

     Учебники  «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева) на практике подтверждают все основные положения, изложенные в программе. В них отражены все современные подходы в обучении младших школьников русскому языку, в том числе и обучению связной речи.

     Одним из достоинств данной системы является учебник-тетрадь для 1-го класса. Обучение по учебнику-тетради начинается во втором полугодии 1-го класса. При определении содержания учебника исходным является положение о том, что обучение русскому языку в 1-м классе – это пропедевтический этап в системе начального курса обучения.

     В 1-м классе в процессе обучения по учебнику-тетради «Русский язык» предусматривается проведение целенаправленных наблюдений над словом, предложением, текстом, как единицами речи и языка, их функциями в общении. Теоретический материал в определённой системе в учебник для 1-го класса не включается. Языковые и речеведческие сведения используются учащимися практически в учебно-познавательной деятельности: в процессе речевого оформления результатов своих наблюдений, анализа учебных мини-текстов, ответы на вопросы, включённые в учебник, сравнений и сопоставлений, предусмотренных заданиями упражнений.

     Пропедевтический  этап системы ставит целью подготовить  первоклассников к усвоению во 2-м  – 4-м классах теории языка на речевой основе, то есть создать  условия для осуществления коммуникативно-речевой направленности обучения. Этим в значительной степени обусловлено то, что в учебнике-тетради для 1-го класса центральное место занимают упражнения, нацеленные на осознание в перспективе взаимосвязи функций слова, предложения, текста, их своеобразия и оформления в устной и письменной речи. Слово называет, предложение сообщает или содержит вопрос, текст сообщает, но более подробно. Он состоит из двух или нескольких предложений. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, между словами в предложении, роль текстовых синонимов. Слово как единица языка не представлено в 1-м классе на уровне части речи. Проводятся элементарные наблюдения над такой особенностью слова как вопрос, на который оно отвечает и предварительные накопления сведений о том, что слова – это названия предметов. Учебник нацелен на то, чтобы в структуре простого двусоставного предложения первоклассники выделяли его смысловую и грамматическую основу – главные члены (без знания терминов), учились распространять предложения, опираясь на потребность речевого общения (первоначальные наблюдения), обращали внимание на связь слов в предложении в процессе создания своих предложений или восстановления – деформированных.

     Обучение  русскому языку в 1-м классе представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка. Системно-концентрический  принцип обучения русскому языку  реализуется во 2-м – 4-м классах. Проследим, как усложняется материал при изучении интересующих нас разделов.

     Преемственность и перспективные связи реализованы  в разделе «Предложение». Начинается изучение предложения во 2-м классе с наблюдений за употреблением предложений  в речи. Первоначальное представление  о предложении как единице  речи формируется у учащихся в процессе создания собственных высказываний, то есть в условиях функционирования предложения в тексте.

     Опираясь  на вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что усложнение учебного материала  от класса к классу происходит путём  включения в систему курса новых признаков понятий, то есть путём их дальнейшего развития.

     В разделе «Связная речь» центральное  место отводится работе с текстом, овладению учащимися совокупностью  речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создания собственных высказываний. В каждом классе работа с текстом также как и с предложением проводится в течение всего 4-го года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной и письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается. В разделе «Связная речь» определены основные компоненты работы с текстом:

     - понятие текст; формирование умения  различать текст и отдельные предложения, не объединённые общей темой;

     - тема текста, умение определять  тему текста;

     - основная мысль текста, умение  её определять;

     - заголовок текста, умение озаглавливать  текст, опираясь на его тему  или основную мысль;

     - построение текста, умение разделять на части текст-повествование;

     - связь между частями текста  с помощью слов: вдруг, однажды,  потом и др. Умение найти слово,  с помощью которого связаны  основная часть и начало или  основная часть и концовка, умение  устанавливать связь между частями создаваемого текста;

     - изобразительные средства в тексте, умение выделять в тексте сравнения,  метафоры, красочные определения,  олицетворения, умение пользоваться  изобразительными средствами в  своих высказываниях;

     - виды текстов: повествование,  описание, рассуждение;

     - понятие об изложении, умение  письменно воспроизводить чужой  текст повествовательного характера  по готовому коллективному или  самостоятельно составленному плану;

     - понятие о сочинении (устно и письменно), умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту, умение записывать свой текст с предварительной коллективной подготовкой.

     Теперь  проанализируем характер материала  учебников. Неоценимым достоинством учебников  являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты не только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают определённое воздействие на душу ребёнка, заставляют его улыбнуться, погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни. Это создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими конструкциями образцовых текстов.

     В учебниках данного автора присутствует система заданий и специальных  упражнений, позволяющих развивать  все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различных ситуациях общения.

     Большое значение автор учебников уделяет  правильности речи младших школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с  правильным произношением слов («что», «скучно»), с нормами ударения в  словах и формах слов, наиболее употребительных  в речи («магазин», «свёкла», «шофёр», «поняла»), учатся правильному употреблению в речи слов «одел», «надел», «оделся» и других.

     Особое  место в системе работы по развитию речевой деятельности учащихся занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевого общения. Так выполняя упражнения № 41, 75, дети задумываются над вопросами, какие слова можно употребить, прощаясь со своими товарищами, и с какими можно обратиться к учителю или другому взрослому. Таким образом, на примере типичных ситуаций учащимся показано как следует пользоваться различными средствами речевого этикета при приветствии, прощании, просьбе, извинении и так далее, а также как нужно вести себя в подобных ситуациях.

     В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело использовать их в речи.

Информация о работе Методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка