Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка.
Задачи:
- изучить историю методики развития речи учащихся;
- ознакомиться с методикой развития речи учащихся на современном этапе;
- проанализировать действующую программу по русскому языку для начальной школы (на примере традиционной программы Т.Г. Рамзавой и программы «Школа 2100»);
- выявить основные пути совершенствования речеведческих знаний на уроках русского языка.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речеведческих знаний
у младших школьников……………………………………………………..6
Связная речь и особенности ее развития в младшем школьном возрасте……………………………….…………………………….....6
Речеведческие знания как средство развития связной речи………………………………………………………...…………11
Методика развития связной речи на уроках русского
языка в начальной школе…………….………………………………17
Глава 2. Особенности развития связной речи на основе расширения
знаний по речеведению……………………………………….....……….….…26
2.1. Анализ программы и учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения использования их для развития связной речи…………………………....26
2.2. Особенности уроков развития речи в Образовательной системе
«Школа 2100»…………………………………………………………....…32
2.3 Пути повышения эффективности развития связной речи………………...36
Заключение………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………….…..43
Так упражнения № 41, 47, 56 (3-й класс) формируют умение определять тему и главную мысль текста, упражнения требуют от учащихся подбора заголовка или соотнесения заголовка с текстом, в упражнениях № 32, 40, 45 (3-й класс) дети проводят наблюдения над структурой текста (вводная, основная, заключительная часть), развивается умение выделять эти части, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте. При выполнении упражнений № 65, 67, 72 (4-й класс) у учащихся формируется общее представление о типах текста, умение различать эти тексты.
В
учебниках много упражнений, предлагающих
создание собственных речевых
Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения строить связные тексты
Положительным является то, что в учебнике представлено большое количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны, помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой – используются для обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. Помощь в работе учителю оказывают помещённые в конце учебника словари. При изучении любой темы внимание учащихся может быть привлечено к работе со словарём.
Таким
образом, учебный комплект по русскому
языку (автор Т.Г. Рамзаева) способствует
развитию связной речи младших школьников.
2.2 Особенности уроков развития речи в Образовательной системе
«Школа 2100»
Формирование навыков, необходимых для успешной практической деятельности учащихся (умение изложить содержание прочитанного или услышанного, законспектировать лекцию, статью, написать отчет, четко сформулировать свои мысли, составить план и тезисы доклада и пр.), может быть осуществлено только на основе развития их мышления и речи в процессе обучения. Именно поэтому необходимо систематически развивать у школьников речевые умения. В программе по русскому языку для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), рекомендованной Министерством образования РФ, отмечено, что «развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка». Авторы программы ставят перед педагогами следующие цели: «Обогащение словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работа с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, сочинений по картинкам и опорным словам)…»
Эти требования соответствуют стандарту начального общего образования по русскому языку, который указывает на необходимость формирования умения излагать тексты разных типов, а также создавать небольшие тексты по интересной детям тематике; составлять поздравления, письма (в том числе с использованием компьютера).
При этом в стандарте обозначено, что сочинения в начальной школе могут быть только обучающими, они не должны использоваться как итоговая форма контроля. Работа по развитию речи не должна сводиться к проверке письменных творческих работ и включать в себя систему упражнений, необходимых для формирования навыков и умений пользоваться своей речью, умения слушать, реагировать на вопросы, рассуждать, высказывать и записывать свои мысли, и вследствие чего становиться на практике уроками контроля.
Урок контроля знаний, умений и навыков предназначается для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса. Цель уроков развития речи – создание коммуникативной потребности ребенка взять в руки бумагу и ручку и решить для себя, что именно он хочет сказать или получить, помочь ему развернуть свою мысль или «добраться» до нее у автора и в конце проанализировать результат своей работы. Решая задачу совершенствования речевого развития младших школьников, следует учитывать существование четырех видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) и направлять усилия на обучение каждому из них. Но при этом следует объективно признать, что увидеть результаты обучения в аудировании (восприятии речи на слух, ее понимании) и говорении очень сложно по сравнению с умениями, обеспечивающими навыки чтения, каллиграфии, орфографии.
Почему авторы Образовательной системы "Школа 2100" во 2-м, 3-м классах в конце изученных разделов сразу после урока развития речи включают проверочную работу или контрольный диктант, а в 4-м классе уроки развития речи часто следуют друг за другом?
Свободные диктанты, изложения и сочинения – это обычные речевые упражнения, и их включение в программу не может противоречить принципу комфортности, если учитель соблюдает строго выдержанную систему обучения, мотивирует школьников, выступает в роли внимательного и тактичного слушателя, читателя. Авторы как раз и позаботились о создании системы упражнений по развитию связной речи учащихся, подтверждением чего являются речевые упражнения, в содержании которых присутствуют изученные синтаксические конструкции. Важно и то, что сочинения, изложения и свободные диктанты не только развивают связную письменную речь, но и дают возможность повысить грамотность учеников. В зависимости от особенностей изучаемого вида орфограммы и этапа ее включения в соответствующий раздел учебника проводится отбор необходимого комплекса неспециальных упражнений (сочинений, изложений, свободных диктантов), последовательно формирующих орфографические умения. Следовательно, урок развития речи является подготовительным к последующей проверочной работе, а также выполняет свою основную функцию.
Образовательная система «Школа 2100» предлагает начинать работу по развитию речи с момента изучения «Моей любимой азбуки», когда первоклассники знакомятся с широким полем лексики. Расширение и обогащение словарного запаса – одна из первых ступенек в системе развития речи. Поэтому не стоит отказываться от столбиков слов в Азбуке, считая их сложными, нужно отобрать те из них, которые внесут в словарь детей новый
«строительный материал». Уже во 2-м классе вводятся сочинение по рисунку, творческий диктант с подготовкой, составление предложений с заданными словами на изученную орфограмму. Учитывая трудности, с которыми сталкивается ученик при написании изложения и сочинения, авторы предлагают начинать работу над ними с давно известного, но мало используемого учителями упражнения – свободного диктанта, который подводит школьников к написанию изложений поэтапно и целенаправленно. Задача учителя – постепенно, пошагово развивать память учащихся, умение видеть главное. Иногда учителя используют свободный диктант как один из видов проверочного диктанта. В этом случае на первое место выступает орфография.
Изобрел переходную форму от диктанта к письменному изложению – так называемую «свободную диктовку» и назвал ее «диктовкой не слов, а мыслей» методист В.А. Флеров. Свободный диктант – это когда учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное.
Предполагается, что ученик, слушая текст, предназначенный для письма, должен усвоить заключенную в нем мысль и передать ее своими словами.
В записи свободного диктанта должна звучать живая речь школьника. С помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции. В этом отношении свободные диктанты более эффективны, чем изложения, так как при воспроизведении по частям авторский текст больше воздействует на речь учащихся. В то же время свободные диктанты являются средством формирования у школьников навыков правописания.
Подготовку к свободному диктанту О.В. Пронина рекомендует начинать
уже в прописях, когда детям предлагается выбрасывать из списываемого текста некоторые предложения, которые не влияют на главную мысль текста. При подготовке к списыванию дети читают текст и анализируют, какие из предложений легко можно убрать. Предложения, выражающие главную мысль текста, списывают, т.е. проводят ту же самую работу, что во время свободного диктанта, только текст находится у них перед глазами, и работать с ним гораздо
проще, чем при восприятии на слух. Систематическое проведение свободных диктантов вырабатывает у школьников важное в жизни умение отбирать в процессе прослушивания основное, отсеивать второстепенное. Умение выделить главное, установить логические связи и передать своими словами содержание прослушанных отрывков (объем которых постепенно увеличивается) – вот фундамент, который закладывается свободными диктантами для изложений. Опыт показывает, что учащиеся, овладевшие умением писать свободные диктанты, значительно лучше пишут и обычные, дословные диктанты. Натренированные внимание и память позволяют школьникам запоминать с первого же чтения диктуемые учителем предложения, что в свою очередь дает возможность направить их усилия на разрешение орфографических задач. Употребление различных по жанру и стилю текстов свободных диктантов позволяет связать эту работу с обучением написанию сочинения. Роль учителя заключается в том, чтобы управлять степенью влияния образца, т.е. он следит за употреблением новых для ученика слов или фразеологизмов, за тем, чтобы сохранился стиль и жанр образца. Важно постоянно показывать школьникам, как можно рассчитать время, чтобы успеть все сделать и в то же время не «скомкать» задуманное; как использовать план и придерживаться его; как применять все, что накоплено в содержании и в лексике.
Чтобы совершенствование речевой деятельности младших школьников проходило успешно, параллельно нужно проводить аналогичную целенаправленную работу на других уроках, в том числе на уроках литературного чтения и риторики.
Основной задачей тетрадей по литературному чтению является развитие умений понимания текста, творческих способностей, связной письменной речи. Система работы по обучению составлению плана содержится в тетрадях для 1-го класса. Долгое время школьники работают с готовым планом, переставляют его пункты и только потом приступают к самостоятельному составлению плана. Серия упражнений способствует развитию объема памяти учащихся. В пособие включены уроки написания сочинений разных жанров, описаны все шаги, которые должны сделать дети на уроке.
Уроки риторики – это специальная система обучения коммуникативным умениям, которые составляют основу коммуникативной компетенции. Программа школьной риторики включает в себя: речеведческие понятия, инструментальные знания о способах коммуникативной деятельности (например, предлагается кратко пересказать текст, написать поздравительное или благодарственное письмо), нравственно-риторические идеи. Следует особо отметить наличие в программе речевых жанров, которые служат основой формирования общеучебных умений (доклад, тезисы, реферат, конспект и т.д.).
Таким
образом, средствами русского языка, литературного
чтения, риторики «Школа 2100» интегрирует
в единую систему все направления по развитию
речи учащихся. Конечно, работа по развитию
связной речи учащихся – одна из самых
сложных для учителя. Именно поэтому авторы
направляют педагога, показывают единый
путь к обогащению интеллекта, разума,
внутреннего мира ребенка.[11]
2.3 Пути повышения эффективности развития связной речи
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.
В чём же пути повышения эффективности развития связной речи учащихся. Этому способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык). Планируя урок, следует четко представлять себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.
1. Цель планируется как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться).
2. Продуманность отбора материала:
- Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».
- Обучение построению свободных высказываний:
а) составление описательных или сравнительных высказываний по демонстрируемым предметам;
б) проведение игры «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»;