Методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка.
Задачи:
- изучить историю методики развития речи учащихся;
- ознакомиться с методикой развития речи учащихся на современном этапе;
- проанализировать действующую программу по русскому языку для начальной школы (на примере традиционной программы Т.Г. Рамзавой и программы «Школа 2100»);
- выявить основные пути совершенствования речеведческих знаний на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речеведческих знаний
у младших школьников……………………………………………………..6
Связная речь и особенности ее развития в младшем школьном возрасте……………………………….…………………………….....6
Речеведческие знания как средство развития связной речи………………………………………………………...…………11
Методика развития связной речи на уроках русского
языка в начальной школе…………….………………………………17
Глава 2. Особенности развития связной речи на основе расширения
знаний по речеведению……………………………………….....……….….…26
2.1. Анализ программы и учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения использования их для развития связной речи…………………………....26
2.2. Особенности уроков развития речи в Образовательной системе
«Школа 2100»…………………………………………………………....…32
2.3 Пути повышения эффективности развития связной речи………………...36
Заключение………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………….…..43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ за 4 курс.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Методика развития связной речи на уроках русского языка в начальной школе

     В методике начальной школы приняты следующие виды упражнений в связной речи:

  • развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);
  • различные текстовые упражнения, связанные с  анализом  прочитанных  произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и  лексики, если высказывания  учащихся  (устные  или  письменные) в основном  отвечают  указанным  выше требованиям;
  • записи по наблюдениям (если они не единичны, а ведутся  систематически), ведение дневников природы и погоды;
  • устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;
  • устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям,  по данному началу или концу, по данному плану или сюжету и т. п.;
  • рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись  таких  текстов по памяти;
  • импровизация сказок (обычно устно), начатки литературно-
  • художественного творчества — сочинение стихов, небольших рассказов;
  • письменные изложения образцовых текстов (художественных,  публицистических,  научно-популярных);
  • перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и  изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.) как устно, так и письменно;
  • различные виды драматизации, устного (словесного) рисования,   иллюстрирование прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или  собственных рассказов;
  • письменные сочинения разнообразных типов;
  • отзывы   о   прочитанных   книгах,   о   спектаклях,   кинофильмах,
  • дружеские письма;
  • «деловые» бумаги: объявления, телеграммы и т. п.

           В приведенном списке представлена  речь и устная, и письменная;  преобладает  речь монологическая, однако есть и диалоги; материал самый разнообразный: от наблюдений, почти документальных записей в дневнике по наблюдениям самих учащихся  до  живого,  творческого воображения  в  рассказах  и  импровизируемых  сказках;  широко   представлен   материал,

почерпнутый из книг; язык: от поэтического текста, заученного  наизусть,  до  лаконичного  языка телеграммы; жанры: от простого повествования о происшедшем, о  наблюдаемых  событиях до драматизированного рассказа.  Некоторые  упражнения  выполняются  в  строгих  условиях урока, иные —  дома.  Различна  и  степень  самостоятельности  учащихся  при  составлении текстов:  от  подражания   данным   образцам   до   творческого   сочинения,   свободного рассказывания.

           Все это разнообразие дается учащимся почти без  теории,  практическими  способами. Естественно, что только четкое планирование речевых упражнений на  длительный  срок  (так называемое  перспективное  планирование)  позволит,  с  одной  стороны,  избежать  частых повторений одних и тех же видов работы, с другой — не пропустить чего-либо важного.

           В последние годы уделяется  существенное внимание работе  над текстом.  Напомним,  что  термин «речь» имеет два значения: речь как процесс и  речь  как  результат.  В  последнем случае это текст, который может быть устным, письменным и мысленным. Можно сказать «текст рассказа», «текст сочинения», «я написал текст», «разберем этот  текст»  и  т.  п.  Иными словами, текст — это языковая ткань  произведения:  рассказа,  доклада,  статьи,  письма, устного диалога и прочее. Школьники учатся составлять текст как письменный, так и устный.

           Разнообразие текстовых упражнений (т. е. упражнений в связной  речи) соблюдается, во-первых, в   источниках  материала,  в  тематике,  во-вторых,  в типах текста  (описание, повествование,  рассуждение)  и в жанрах, в-третьих, в особенностях языка (язык художественный или «деловой»), в-четвертых, в типах упражнений — изложение,  сочинение и пр.

           По степени самостоятельности  и  творческой  активности  упражнения  в связной речи делятся на упражнения  по  образцу,  конструктивные  упражнения, творческие упражнения. Последние занимают здесь преобладающее место: большинство перечисленных выше  упражнений выполняется без образца и без конструктивного задания.

        Типичные  упражнения  по  образцу   —  это  пересказы  и   изложения.

       Изложение (пересказ) - вид работы, в основе которого лежит воспроизведение  содержания высказывания, создание  текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное изложение - пересказ).

     Изложение занимает большое место в учебной  деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя - одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение - одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся. Основные характеристики изложения связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т. д.

     По  отношению к объему исходного  текста различаются подробные и  сжатые (краткие) изложения. Задача подробного изложения - воспроизвести как можно  более подробно, полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения - передать это содержание кратко, обобщенно. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может быть различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т.д. Если при подробном изложении сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом изложении это необязательно. Так, сжатое изложение публицистического текста в аннотации может быть написано в деловом стиле.

     По  отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные изложения, а также изложения с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного текста передается полностью (даже если это сжатое изложение). В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исходного текста (например, описание наступления ночи, если это описание "рассыпано" и соответствующий материал надо выбирать).

     В изложениях с дополнительным заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным текстом, создаваемым автором изложения. В результате содержание изложения не совпадает с содержанием исходного текста. Можно выделить две группы заданий к таким изложениям:

     Предлагается  ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст  собственно не вносится никаких изменений - автор создает свой текст, как  правило, после изложения.

     Предлагается  дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту, или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т.д., или изложить текст от имени другого лица, другого литературного героя. В этих случаях изложение по содержанию отличается от исходного текста.

     По  восприятию исходного текста различаются: а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста; б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста; в) изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста. Эти виды изложений учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста, так как в жизни мы встречаемся с необходимостью воспроизводить содержание и прочитанного, и услышанного.

     Форма речи (устный пересказ, письменное изложение), устные изложения (пересказы) являются предметом специального обучения в начальной школе. Эта работа получает свое дальнейшее развитие в средней школе, где используются тексты более разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника). [18; 284-285]

       К конструктивным относятся: перестройка или сжатие прочитанного текста, расширение или сужение собственного  текста, совершенствование, редактирование  написанного.

          Творческие  работы  предполагают  высшую самостоятельность учащихся, внесение чего-то своего, нового, оригинального. К числу творческих работ обычно относят  устные  рассказы  и  письменные сочинения, импровизацию, литературно-художественное творчество, драматизацию,  творческие  изложения, устное рисование, иллюстрирование прочитанного, отзывы о прочитанном, дружеские  письма  и тому подобные работы.

           Организуя  систему  упражнений  по  связной  речи  учащихся,  необходимо   учитывать источники  материала.

          Материал  непосредственного,  живого  опыта  учащихся  дают  организованные школой наблюдения на уроках или во время прогулок,  походов,  экскурсий,  а  также  личный  опыт учащихся, их трудовая, учебная и игровая деятельность.

           Книги и другие печатные издания,  слово  учителя  или  кого-либо  другого  из  числа взрослых (рассказы участников Великой  Отечественной  войны,  героев  труда),  кинофильмы, произведения  живописи,  радиопередачи  и  т.  п  могут  быть  определены  как   источники

     опосредствованного  опыта,  т.  е.  материал,  собранный  другими  людьми   и   переданный школьниками через слово или рисунок.

           Очень  важно,  чтобы  учащиеся  опирались  на  материал  живого  опыта,  чтобы   они пользовались  также и книжным материалом, чтобы  учились, наконец, объединять тот и  другой материал, например, в таких темах, как «Мой  родной  город»,  «Птицы  нашего  края»,  «На совхозных полях» и т. п.

             Развивать связную речь школьников  — это значит прививать им  ряд конкретных  умений.  Общий  вопрос методики «чему учить?» в области связной речи  решается  путем  определения,  каким именно умениям    нужно учить школьников. Школьники  овладевают  следующими умениями,  которые  в  полном  объеме    находят    воплощение     в     сочинении     как самостоятельном упражнении по развитию связной речи:

           1. Умение понять тему, вдуматься  в нее, осмыслить ее границы,  умение с относительной полнотой  раскрывать тему сочинения. Работа  над любым связным текстом   начинается  с  вопроса  «о  чем?».  Подготовка  к пониманию  темы  проводится  при  пересказе,  в  изложении,  при   анализе   образцов,   а самостоятельное раскрытие  темы  осуществляется  в  сочинении.  Готовясь  к  рассказу  или сочинению, школьники отбирают материал, который соответствует теме сочинения.

           2. Умение подчинить свое сочинение  определенной (основной) мысли. Конечно,  в детском сочинении  трудно  передать  идею,  подобно  тому  как  ее  передает  писатель  в   своем художественном произведении. Но и детские работы всегда  несут в себе определенную  мысль: это радостное восприятие прекрасных картин природы, это уважение к труду и людям труда.

     Эти  идеи  выражаются  всем   ходом   повествования,   отбором   фактов,   использованием изобразительных средств  языка.

           3. И первая,  и вторая  задачи  требуют умения  собирать  материал  для рассказа, сочинения или другого связного текста. Необходимо отбирать то, что относится к теме,  что существенно для ее раскрытия, и отбрасывать второстепенное, то, что не относится к теме и не отвечает замыслу.

       Сбор материала иногда продолжается  длительное время:  например,  к  рассказу  «Какая погода  в феврале нынешнего года»  материал накапливается в течение  всего  февраля  месяца.

     Сбор  материала требует систематических  наблюдений, а иногда — и записей.

     Сбор  материала важен не только в сочинении,  но  и  в  других  упражнениях:  так,  в изложении,  казалось  бы,  материал  дается  в  готовом  виде,  но   его   надо   глубоко проанализировать, правильно  понять,  выделить  главное,  отобрать  детали,  не  исказить содержания.

           4. Следующее умение —  это   систематизация  материала,  расположение  его  в  нужной последовательности,  умение  составлять  план  предстоящего  связного  текста  и  писать, придерживаясь намеченной последовательности и составленного плана. Школьники сами решают, о чем нужно сказать сначала, о чем — после, как будет закончен рассказ.

Информация о работе Методические основы формирования речеведческих знаний у младших школьников в курсе русского языка