Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа
Цель: поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов и видов работ для обучения детей сочинению-описанию.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда исследовательских задач:
1. Изучить и проанализировать научную и научно-методическую литературу по данной теме, имеющиеся учебные программы и пособия.
2. Изучить и проанализировать методические приемы и подходы к обучению сочинению-описанию
3. Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков русского
языка, по написанию сочинения-описания
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения сочинения-описания 5
1.1 Специфика обучения сочинению 5
1.2 Типы текста, цель изучения, виды сочинений 13
1.3 Анализ педагогического опыта 26
Вывод 30
Список литературы 31
Методика написания сочинения-описания.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения сочинения-описания 5
1.1 Специфика обучения сочинению 5
1.2 Типы текста, цель изучения, виды сочинений 13
1.3 Анализ педагогического опыта 26
Вывод 30
Список литературы 31
Введение
Важным компонентом процесса обучения в современной школе является всестороннее развитие речевых навыков учащихся. Сочинение - это основное упражнение по развитию речи.
«Сочинение вплотную подводит ребенка осуществления собственно речевой деятельности. Это тот вид упражнения, на котором как бы смыкаются два направления работы: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. Если изложение предполагает понимание учеником задач, решаемых автором, темы текста, его основной мысли, состава микротем, их последовательности, особенностей использования языковых средств и т.д., а затем воспроизведение авторского замысла, то при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому»1.
Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
Актуальность исследования методики написания сочинения-описания обусловлена, в первую очередь тем, что детей необходимо учить формулировать и выражать мысли грамотно, четко и понятно, используя при этом доступные средства выразительности.
Тема данной работы: «Методика написания сочинения-описания».
Цель: поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов и видов работ для обучения детей сочинению-описанию.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда исследовательских задач:
1. Изучить и проанализировать научную и научно-методическую литературу по данной теме, имеющиеся учебные программы и пособия.
2. Изучить и проанализировать методические приемы и подходы к обучению сочинению-описанию
3. Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков русского
языка, по написанию сочинения-описания
4. Определить формы, методы, содержание уроков русского языка по
написанию сочинения-описания.
Логика и последовательность решения поставленной цели и задач обусловили содержание и структуру данной работы.
Глава 1. Теоретические основы обучения сочинения-описания
1. 1 Специфика обучения сочинению
Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания учитель может только используя сочинения. Нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои мысли самостоятельно. К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность, но если бы не было самостоятельной деятельности, то некому было бы и подражать»2.
Такого же мнения придерживался и Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»3.
Сочинения в школе занимают особое место - им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в 1 классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем.
Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя.
Сочинение - творческая работа. Оно требует самостоятельности, активности, увлеченности, внесение чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции текста, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии - весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.
Готовясь к письменному сочинению, школьники учатся:
- понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, ее границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа;
- подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения собственную точку зрения на волнующие вопросы;
- накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное - то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, передавать свои знания, чувства;
- располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;
- отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;
- орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;
- обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное4.
Тема сочинения - это предмет сочинения, то, о чем говориться в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в тексте. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.
И первым по времени и значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период - определение тематики сочинений и изложений.
Тема и заглавие не всегда совпадают. В теории литературы понятие «тема» всегда неразрывно связано с идейным содержанием, замыслом произведения. Идея художественного произведения - это мысль автора, писателя, выраженная в художественных образах, т.е. в картинах жизни, поведении действующих лиц, их переживаниях. В школьных сочинениях отражается внутренний мир детей, иногда даются элементарные оценки жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов, где отражается позиция автора.
План сочинения - это «проект», каркас предстоящей работы. Обдумывая свою речь (монолог), человек всегда мысленно намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть связной речи и вопрос состоит в том: когда и как, в какой форме этот план составляется.
План обязателен особенно на начальном этапе обучения. Он имеет не только служебное, но и самостоятельное значение. Поэтому можно иногда доводить работу над темой сочинения не до полного текста, а лишь до подробного плана. Текст рассказа в этом случае не составляется. Этот прием поможет школьникам понять, насколько важен план: если составлен хороший план, то полный текст не обязателен.
Давать детям готовый план - это значит лишить школьников самостоятельности и творчества, создавать видимость благополучия и успеха, в то же время воспитывать у школьников неверие в свои силы, стремление опереться на чужую мысль5.
Также очень важен процесс подготовки учащихся к сочинению. Она начинается за один или несколько уроков до написания сочинения.
Таким образом, сочинение как вид школьной работы занимает в педагогической практике особое место. Чем полнее условия работы над сочинением отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность школьника, тем самостоятельнее и совершеннее становится его мышление, тем оригинальнее получается сочинение.
Для учителя сочинение начинается с выбора темы. У детей часто возникают проблемы при написании сочинений. Перед учителем становится проблема: дети не умеют и не любят писать сочинения. А в средних и старших классах им еще труднее дается такая работа.
По мнению Н.Н. Нурулиной, учитель должен давать такие темы сочинений, которые были бы им интересны. Например, сочинения по картине проводится так: на доске вывешивается любая картина. Например, нарисована ромашка. Сначала дети дают внешнее описание цветку, а затем им предлагается дать внутреннее описание (Какое настроение у этого цветка? Может ли ромашка думать?) Так можно описывать и другие неживые предметы. Или еще: детям приходит письмо из леса (например, от медведя). А учащиеся пишут письма-ответы, кому хотят (зайцу, лисичке, синичке).
Можно дать такие темы сочинений: «Опиши пустоту», «Жизнь на моей звезде», «Как появились полезные ископаемые». Дети живут в мире сказок фантазий, поэтому им интересно писать такие сочинения.
А. Никитина считает необходимым знакомить учащихся с возможностью вариативного раскрытия темы сочинения, что позволит школьникам с одной стороны понимать собственную речевую деятельность, с другой - формировать гибкость мышления, раскрепощенность фантазии.
«Вариант, - по мнению С.И. Ожегова, - разночтение в тексте». Вариант в раскрытии темы сочинения - это совокупность микротем, обусловленных адресатом, коммуникативной задачей, которые, в свою очередь определяют отбор содержания, выбор типа, жанра, стиля создаваемого текста. Вариативность в раскрытии темы сочинения - это умение учащихся выделять микротемы в развитии общей темы, ориентируясь на возможный адресат и задачу предстоящего высказывания.
Обучение младших школьников вариативности в раскрытии темы сочинения требует, с одной стороны, готовности самого учителя создавать варианты высказываний на одну тему, с другой - организации работы по накоплению ими опыта в выделении микротем. Для тренировочных упражнений у каждого есть своя тетрадь, в которой выполняются упражнения (сочинения-описания предмета). Эта работа может проводиться во внеурочное время6.
После выбора темы начинается совместная работа учителя и учащихся, результатом которой и будет готовое проанализированное сочинение, а также развитие мышления и речи учащихся.
Выделяются основные черты уроков написания сочинений:
1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.
2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе наблюдений, или для его накопления.
3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений, фрагментов связного текста.
5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.
7. Самопроверка.
Каждому сочинению должна предшествовать подготовка. Подготовка может быть разной, в зависимости от сочинения, уровня подготовки класса и т.д. Но есть общие этапы:
1.Накопление материала: наблюдение, экскурсия, чтение литературных произведений и т.п.
2. Отбор материала в соответствии с темой, систематизация материала в соответствии с темой, его расположение: беседы, обсуждения, составления плана и т.д.
3. Словесное, речевое оформление, т.е. составление текста.
Подготовка - это создание такой ситуации, которая вызвала потребность рассказать о чем-либо, накопление материала, выбор языковых средств.
Речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения7. Но учитель не обеспечивает ученику должной ситуации общения. Из вышесказанной психологической характеристики речевой деятельности вытекают два методических вывода:
1.Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности вступать в речевое общение;
2. Предлагая детям создать текст, обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.
Для совершенствования речевой деятельности необходимо создание речевых ситуаций. Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:
1. Создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе; организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации.
2. Предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, ни и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств.
3. Написание сочинения8.
При проведении сочинений некоторые методисты рекомендуют использовать учебное взаимодействие. Учебное взаимодействие - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение учебных задач. Эту форму обучения все чаще используют: дети в парах обсуждают проблемные вопросы, совместно решают какие-либо задачи, проверяют друг друга, рецензируют устные ответы и т.д. При этом ученики учатся работать вместе, в совместном обсуждении находят верное решение, учатся понимать друг друга, прислушиваться к мнению другого человека и высказывать свое мнение, приобретая опыт работы со сверстниками, учатся точнее оценивать свои возможности и лучше себя контролировать.
Прежде всего, взаимодействие детей можно применить на первом этапе при создании речевой ситуации. На вопрос «Для кого бы ты хотел написать сказку, рассказ?» большинство учеников отвечают: «Для своих друзей». Это естественное желание ребенка нужно использовать в учебных целях. Ученик хорошо знает своих товарищей, следовательно, ему легче представить себе их в качестве читателей своего будущего сочинения и легче учесть при написании сочинения ситуацию, в которой происходит его общение с друзьями. Предоставляя ученикам возможность писать рассказы конкретным знакомым, учитель выполняет условия речевой деятельности и преодолевает характерную для письменной речи абстрагированность от ситуации общения собеседника.