Методика написания сочинения-описания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание

Цель: поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов и видов работ для обучения детей сочинению-описанию.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда исследовательских задач:
1. Изучить и проанализировать научную и научно-методическую литературу по данной теме, имеющиеся учебные программы и пособия.
2. Изучить и проанализировать методические приемы и подходы к обучению сочинению-описанию
3. Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков русского
языка, по написанию сочинения-описания

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения сочинения-описания 5
1.1 Специфика обучения сочинению 5
1.2 Типы текста, цель изучения, виды сочинений 13
1.3 Анализ педагогического опыта 26
Вывод 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Metodika_napisania_sochinenia-opisania.docx

— 75.92 Кб (Скачать документ)

Второй этап - предварительная подготовка к сочинению. За 2 - 3 недели до написания сочинения учитель организует с детьми работу по накоплению языковых средств. Прием совместного с товарищами отбора содержания и языковых средств помогает сформировать у учеников умения в дальнейшем действовать самостоятельно. Например, младший школьник захотел написать рассказ, подбирая слова и выражения для будущего высказывания, но не смог последовательно изложить свои мысли. Ребенку трудно планировать свою письменную речь, потому что психологическая основа планирования - внутренняя речь у него только формируется. Поэтому можно использовать прием планирования вслух. Ученик, проговаривая, намечает ход развития основной мысли, придерживаясь единой темы и не отвлекаясь на второстепенные вопросы. Он рассказывает план будущего высказывания слушателю - соседу по парте, который контролирует его и даже может посоветовать внести какие-либо изменения в будущее высказывание. Ученики планируют вслух свои высказывания по очереди, поэтому в процессе такого взаимодействия у них развивается умение не только обдумывать свое высказывание, но и вставать на точку зрения другого человека, понимать его, формируется важное речевое умение - слушать собеседника. Взаимное проговаривание рассказа на этом этапе - третий момент, когда полезно сотрудничество учащихся.

Также этот прием можно использовать на этапе проверки сочинений. Ученик первый должен проверить свое сочинение перед учителем. Но часто авторы своих работ не могут найти сами ошибки, т.к. критичность у младших школьников только развивается. Поэтому можно использовать прием взаимной проверки, которая поможет сформировать у младшего школьника умение контролировать собственное письменное высказывание, а также поможет становлению критичности как важному качеству личности9.

Наше время требует, чтобы школа учила питомцев мыслить нестандартно, нестереотипно. А. Г. Калюкина много лет работала в школе по традиционной программе. Но на курсах в Москве она узнала, что сочинения надо писать хотя бы раз в две недели без подготовки. Она решила проверить это на практике, и эта методика оправдала себя.

Советы учителю по подготовке к сочинению:

1. Экскурсии на уроках естествознания в лес, поле, на луг, водоем, в краеведческий музей, на станцию юннатов.

2.Подготовка и посещение школьных утренников, праздников и выставок.

3. Устные журналы, заочные путешествия по литературным местам, обмен мнениями о прочитанных книгах на уроке чтения.

4.Оформление и выпуск классной стенгазеты «Пробуем перо».

5. Помогать каждому ученику в выборе какого-либо внешкольного учреждения.

6. Учить детей видеть необычное в обычном.

Темы сочинений должны быть интересны, понятны и близки детям. Возможно написание сочинений и по стихотворению. (36, с.44-47)

В сочинении-описании может даваться описание предмета («Моя любимая игрушка», «Осенний листок»), места («Любимый уголок природы», «Весенний  сад»), человека (Мая мама», «Мой друг»), животного (« Кот Пушок»), интерьера (« Наш класс», « Мой дом») и  т.д.

 

1. 2 Типы текста, цель изучения, виды сочинения

 

Современный подход в преподавании русского языка  и литературы в школе гласит, что  человек в процессе речевой деятельности создает тексты – завершенные речевые произведения, каждый из которых отличается жанром, структурой, целью создания и т.д. Придерживаясь этого мнения, следует характеризовать сочинение как текст.

Саломатина Л.С. отмечает, что работа по обучению детей созданию текстов разных типов в программе по русскому языку занимает особое место. При этом реализуется ряд познавательных и социокультурных целей, решаются практические задачи, а «овладение умением составлять письменные тексты-описания и тексты-повествования входит в группу важнейших образовательных задач изучения русского языка»10.

В программе  по изучению русского языка в начальной  школе большое внимание уделяется  изучение текста (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста и т.д.).

Чаще всего  текстом называют записанную, напечатанную речь, но термин «текст» можно применить и к устной, и даже к мысленной, внутренней речи.

Текст как  продукт речевой деятельности изучается  в лингвистике текста. Понятие «текст» введено и в школьные учебники и программы для начальных классов. Следовательно, владение данным понятием обязательно для учителя начальных классов11.

В лингвистике  нет общепринятого определения  понятия «текст».

Приведем  несколько определений:

1. Связный текст понимается обычно как некоторая (законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла (Т.М. Николаева).

2. Текст – это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное (Н.Д. Бурвикова).

3. Текст – это связь, по меньшей мере, двух высказываний, в которых может завершаться минимальный акт общения – передача информации или обмен мыслями между партнёрами (Г.В. Колшанский).

4. Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку (И.Р. Гальперин).

Как уже было сказано выше, общепринятого определения  понятия «текст» в лингвистике нет. Однако большинство лингвистов выделяют единые признаки текста. Рассмотрим их подробнее.

Членимость текста. Текст состоит из нескольких предложений. Первое, что узнают дети в начальной школе, – что текст состоит из двух или нескольких предложений.

Смысловая цельность  текста. Тема и основная мысль текста придают ему смысловую цельность. Со смысловой цельностью текста тесно связано понятие завершённости высказывания. Из сущностной характеристики текста – смысловой цельности – вытекают следующие признаки текста: текст – это высказывание на определённую тему; в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль); текст любого размера – это относительно автономное (законченное) высказывание; к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания; правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Структурная связность текста. Основу связанности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. С точки зрения коммуникативного синтаксиса (теории актуального членения) предложения делятся на две части: относительно известную (тема) и новую (рема). В теме повторяется часть информации из предыдущего предложения, и это повторение выполняет функцию связующего звена. В реме содержится новая информация, которая развивает, обогащает смысл высказывания, движет мысль вперёд.

Такие характеристики текста, как членимость, смысловая цельность и структурная связность, признаются всеми исследователями. Данные признаки считаются необходимыми и достаточными для раскрытия понятия «текст» в школе12.

В наших высказываниях  обнаруживаются группы предложений (фрагменты текста) с определённым значением, которые принято называть типами речи. Среди типов речи (текста) выделяют повествование, описание, рассуждение. Знания о типах речи (текста), о построении типов текста, об особенностях употребления языковых средств позволяют учителю начальных классов более целенаправленно развивать речь учащихся.

Повествование – функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами. Повествование динамично, так как выражает развёртывающиеся действия или состояния. Повествование может быть развёрнутым (состоять из целой протяжённой цепочки предложений со значением развивающихся действий) и неразвёрнутым (состоять из одного повествовательного предложения).

В повествовании действительность воспринимается в процессе изменения и развития. Динамичность создаётся с помощью различных средств языка, таких как:

1) семантика  глаголов, обозначающих как действие, так и состояние;

2) глаголы  разных временных планов (прошедшее,  настоящее, будущее) (глаголы в форме настоящего времени употребляются в повествовании на фоне прошедшего времени с целью оживления в рассказе напряжённого момента).

3) видовые  формы глаголов, особенно со значением  возникновения, мгновенности и завершённости действия;

4) модальность  (в повествовании модальность  может быть не только реальной, как в описании, но и нереальной);

5) обстоятельственные  слова со значением времени  (изредка, потом, иногда, вдруг  и т.д.);

6) союзы;

7) порядок  слов в предложении (обычно при наличии в предложении обстоятельственных слов порядок слов для главных членов оказывается обратным; подмечено, что вынесение глагольного сказуемого на первое место в предложении подчёркивает повествовательный характер речи;

8) повествование  автора и рассказчика (авторское повествование имеет более спокойную и стилистически ограниченную форму изложения и в лексическом и в грамматическом отношении, повествование рассказчика экспрессивно-эмоциональнее, а отсюда и стилистически разнообразнее: используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы; повествование рассказчика живее, образнее, чем повествование автора).

Повествование – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Для выражения динамики действия повествование обладает многообразной системой лексических и грамматических средств.

Описание  – функционально-смысловой тип  речи, являющийся её типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую структуру. В описательном типе текста объект носит опредмеченный характер: это картина природы, какая-то обстановка, или это человек, животное; может быть и какой-нибудь неодушевлённый предмет. При описании этот объект речи раскрывается: уточняется форма, состав, структура, свойства, качества, назначение и т.д. путём перечисления признаков, характерных для данного момента обстановки, картины или предмета.

Признаки  описания могут обозначать как временные  явления, так и постоянные свойства, качества, состояния. Постоянные признаки в объекте могут обозначать как внешние черты (размеры, цвет и т.д.), так и внутренние его качества (характер человека, его увлечения, повадки животного и т.д.).

Описание  может быть развёрнутым, подробным  и сжатым, кратким.

Модальность в описании. В описании передаётся значение реальности явлений, иначе – прямое отношение действия к действительности, что выражается формами изъявительного наклонения. Описанию не свойственна косвенная модальность. Ограниченное использование в описании вводных слов, как и наклонений глагола, объясняется констатирующей сущностью описательной речи.

Категория времени  в описании. Описание может быть в форме настоящего, прошедшего или будущего времени, причём художественное описание чаще бывает в прошедшем времени, а научное или деловое – в настоящем. В описании невозможно сочетание в одной микротеме настоящего, прошедшего и будущего времени в их абсолютном значении. Этим описание, прежде всего, отличается от повествования. Таким образом, описание требует единого временного плана.

Образные  средства описания. Средством образности в описании является лексика, в связи с тем, что грамматические формы в описании лишены эмоциональности и экспрессии. Глаголы в описании часто отсутствуют. Однако в художественном описании при выражении действия или состояния глагол нередко отличается лексической образностью и экспрессией. Например, глагольная метафоричность: «Украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь». (И.С. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»).

Среди экспрессивных  описательных средств часто используются эпитеты, сравнения, олицетворения: «Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз». (И.С. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»)

Таким образом, описание противопоставлено повествованию  и отличается статичностью.

Рассуждение. В речевом общении люди не только повествуют о чём-то или описывают что-то, не только спрашивают или побуждают к действию, но и рассуждают, доказывая что-либо. Доказательства используются в научной, публицистической, художественной речи и в разговорном бытовом общении.

«В логическом плане рассуждение своеобразно и отличается от повествования и описания тем, что выражает собою умозаключение», –

пишет О.А. Нечаева.

Рассуждение – такой тип речи, который характеризуется  особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения. В бытовой разговорной речи, в художественном стиле полные умозаключения крайне редки, видимо, потому, что рассуждения такого типа опираются на общежитейскую мудрость, положения которой стали аксиомами.

В научной  речи полные доказательства бывают более  необходимы, особенно в том случае, когда в рассуждении приходится опираться на какие-то научные формулировки положений, правил, законов. Это встречается в математических доказательствах, в аргументации различных явлений лингвистического характера. Рассуждения такого плана распространены в обучении.

Информация о работе Методика написания сочинения-описания