Методика написания сочинения-описания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание

Цель: поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов и видов работ для обучения детей сочинению-описанию.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда исследовательских задач:
1. Изучить и проанализировать научную и научно-методическую литературу по данной теме, имеющиеся учебные программы и пособия.
2. Изучить и проанализировать методические приемы и подходы к обучению сочинению-описанию
3. Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков русского
языка, по написанию сочинения-описания

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения сочинения-описания 5
1.1 Специфика обучения сочинению 5
1.2 Типы текста, цель изучения, виды сочинений 13
1.3 Анализ педагогического опыта 26
Вывод 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Metodika_napisania_sochinenia-opisania.docx

— 75.92 Кб (Скачать документ)

Рассуждение как тип речи в полной форме  выражается совокупностью специфически объединённых предложений, опирающихся в логическом плане на умозаключение как высшую форму мышления. Эта логическая основа во многом определяет структуру рассуждения: количество предложений в рассуждении и структурно-смысловую связь.

Главной частью рассуждения является тезис, или  выводное суждение: рассуждение ведётся с целью достижения этого вывода. В рассуждении всегда решается какой-то вопрос. Общий смысл рассуждения зависит от смысла выводного суждения, смысл же вывода опирается на цель всего высказывания.

Рассуждение ведётся с разными целями: дать оценку предмету по наличию у него какого-то признака; дать обоснование действиям или состоянию; выявить причинную связь обусловленных явлений; обоснованно что-то утверждать или отрицать в категорической форме.

В рассуждении  логические причинно-следственные отношения синтаксически оформляются как с помощью союзов, так и без союзов. Иногда части рассуждения являются совершенно самостоятельными предложениями, и логические отношения выражаются только порядком следования предложений.

Таким образом, рассуждение как функционально-смысловой  тип речи является типизированной, структурно оформленной в языковом плане её разновидностью13.

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).

В зависимости  от источников материала ученые выделяют:

    • сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, то есть сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;
    • сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;
    • сочинения, где используется материал разных источников.

Особо ученые отмечают сочинения на основе творческого  воображения - по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок. В сочинениях этого типа реализуются различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения14.

В связи с  тем, что более пристальное внимание в данной работе уделяется сочинению-описанию, следует охарактеризовать данный тип  текста.

Описать - значит указать, раскрыть те признаки предмета или явления, которые в данную минуту для данной цели являются наиболее важными. Что такое признак? Это  характерная черта, особенность, по которым мы узнаем предмет. В описании нет сюжета и, как правило, нет действующего лица. Чтобы избежать недочетов при описании предмета, во- первых, рассмотрите предмет внимательно, выделите в нем те детали, части, из описания которых сложится общая картина; во- вторых, отберите наиболее интересные и яркие признаки предмета с учетом требования стиля (их не должно быть много); в- третьих, выберите соответствующие средства языка (образные сравнения, эпитеты и др.)

Описание  животного - один из любимых видов  школьных сочинений. Они обычно пишутся  по личным впечатлениям и наблюдениям. В описание животного могут включаться и элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, нельзя не говорить о его повадках, о веселых историях в его жизни. Тем не менее, в таких сочинениях главное - описать внешний вид животного или дать его характеристику, а не рассказать о каком-нибудь случае из жизни. В описании животного уместно использовать слова: порода, когти (а не ногти), клюв (а не нос), туловище, морда, лапы, грива, масть и т.д. Описывая животное нужно увидеть что-то особенное в их внешнем виде и повадках.

Описание  помещения (интерьера) - перечень признаков  этого помещения и находящихся  в нем предметов. Опыт создания таких  текстов мал, поэтому нужно научить  отбирать детали для описания интерьера. При написании сочинения можно  использовать «переходные мостики»: а) в комнате тесно от обилия вещей...; б) комната просторна...; в) мебели в  комнате немного...; г) придают комнате  уют...; д) очень украшают комнату. Чтобы  часто не повторять глагол «стоит», «висит», воспользуйтесь моделями: а) большая часть комнаты занята...; б) слева от двери находится...; в) в углу помещается...; в) бросается в глаза...; г) нельзя не заметить...; д) место в углу занимает... и т.д. Можно воспользоваться такими словосочетаниями: светлое, просторное помещение, в нем много воздуха и солнца; стены оклеены обоями, покрашены краской, противоположная сторона; окно высокое трехстворчатое, выходит на юг, с широким подоконником, тюлевые занавески, гардины, цветы на подоконнике; дверь деревянная, массивная; пол паркетный, натертый до блеска и т.д. Начинать сочинение нужно с общего впечатления, с выражения основной мысли, замысла сочинения.

Описание  местности. Под этим понимается любая местность, где живет человек: деревня, поселок, город, улица, двор, площадь. Основа описания -перечисление предметов, характерных для данного места, и описание этих предметов. При описании местности нужно уметь находить «исходную точку зрения». Например, когда смотришь с пригорка вниз на город и его окрестности.

Можно использовать словосочетания и слова: недалеко, в  нескольких шагах, чуть поодаль, недалеко, вблизи, напротив, комплекс многоэтажных домов, новая планировка, ажурные  арки мостов, живописные уголки и т.д. глаголы лучше употреблять в  одном времени, они должны помогать рисовать предмет: раскинулся, вытянулся, тянется, возвышается, прячется. Глагол можно и опустить: рядом лес, вдали купол церкви.

Описание  внешности человека. Это описание лица, его фигуры, жестов, манеры, характерной  позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и  суметь передать их словами. Они могут  быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Описание  действий. Описание действий может  быть деловым и художественным. В  деловом описании - главное точность и логическая последовательность, достаточно полное описание всех элементов процесса. В художественном описании главное  воздействовать на чувства читателя, создание определенного настроения. Тексты, описывающие трудовую деятельность человека, включает в себя части: подготовка к работе; ход работы; результат  работы.

Описание  природы. Выбирать нужно тему, о которой  хочется рассказать. Для начала нужно  прочитать описания природы, взятые из художественных произведений. Затем  можно попробовать написать о своих наблюдениях. (На что похож описываемый предмет? Что он напоминает? Какие мысли и чувства он вызывает?). Описания должны быть небольшими, но яркими.

Описание  картины. Это особый вид творческой работы, который не только обогащает лексический запас, но и приобщает к прекрасному, учит понимать и ценить искусство, расширяет кругозор, развивает наблюдательность и воображение. Мир живописи богат и сложен, он подразделяется на жанры: натюрморт, портрет, пейзаж. Главное отличие живописи — цвет. Он играет основную роль, донося все красочное богатство мира.

Алгоритм  анализа картины:

    1. Жанр картины.
    2. Кто и что изображены.
    3. Настроение, вызываемое этим произведением.
    4. Основные микротемы картины.
    5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автордля создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
    6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

На первых этапах анализ может быть такой последовательности: низ картины (земля, вода, фон), средняя  часть (основная, где, как правило, находится  композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

 

Подготовительные  упражнения:

1. Рассмотрите картину, определите тему. Составьте предложения на эту тему этой картины.

2. Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с ними словосочетания и предложения, а

потом объедините в текст.

3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

4. Опишите ситуацию, изображенную на картине.

5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду,

состояние и т.д.

6. Вырази свое отношение к герою.

7. Опиши чувства, которые вызывает у вас картина.

8. Составьте план описания картины.

9. Соберите материал по картине, в соответствии с планом.

10. Анализируя содержание картины, помните о композиции и колорите. Композиция в живописи - это группировка фигур на полотне, высота горизонта, расположение световых пятен, применение контраста. Колорит картины - специальное средство живописи. С помощью его художник передает физические качества предмета, психологическое настроение. Большую роль в живописи играет свет. Освещая одни фигуры и оставляя в тени другие, художник как бы укрепляет отдельные элементы и тем самым направляет на них внимание зрителя15.

Богатство жанровых разновидностей, выразительных средств, используемых при создании описательных текстов, а так же огромный воспитательный и образовательный потенциал  сочинения-описания обуславливают  их многократное использование в  учебно-методической практике современного педагога-словесника.

 

1. 3 Анализ пед.опыта ( статьи из журналов; 2-3 статьи о методике написания сочинений)

 

В настоящее  время существует большое количество подходов к обучению написания сочинений младших школьников. Именно в частной педагогической практике реализуются обще- и частнометодические принципы обучения русскому языку.

Так, Зайцева  О.П.16 в статье «Сочинение в начальной школе», анализируя примеры текстов, созданных детьми в начальной школе, раскрывает выработанный алгоритм по работе над сочинением: «Уже с первого класса учитель заранее готовит детей к написанию сочинения: учит рисовать иллюстрации к рассказу в последовательности, делить текст на части, выделять главное, задавать вопросы, составлять план и т.д.»17. Педагог приводит примеры, какими приемами можно пользоваться при подготовке детей к написанию сочинений (задания постепенно усложняются):

    • Что изображено на картинке?
    • Отгадай загадку
    • Допиши подходящие по смыслу
    • слова.
    • Какое слово лишнее и почему?
    • Вставь подходящие по смыслу предлоги и слова и запиши предложение.
    • Составь четыре предложения, используя данные словосочетания и т.д.

Проведение  подготовительных упражнений может (и  должно) стать систематической работой, предваряющей написание сочинения.

Автор статьи предлагает начинать с выбора темы. При этом, «Если учащимся предлагается слишком общая, широкая тема, то они не в состоянии раскрыть ее глубоко, отдельные детали ее будут слабо связаны между собой»18. Зайцева О.П. отмечает, что зачастую дети понимают тему гораздо шире (или, наоборот, уже), чем это запланировал учитель.

«Выразительное чтение стихотворений, инсценировка рассказов, сопоставление прочитанного с другими произведениями, работа по иллюстрациям, вопросы и задания – все это повышает культуру речи детей, способствует улучшению качества сочинений»19.

Автор статьи советует: «Каждому учителю необходимо иметь специальную методическую копилку с детскими сочинениями. Она может выглядеть как книга, где на каждой странице – сочинение ученика и его имя как автора. Книга эта может вывешиваться в уголке для внеклассного чтения, быть доступной каждому ребенку. Это вызовет у учащихся интерес и желание быть такими же соавторами, так как никакой другой вид упражнений по развитию речи не может сравниться с сочинением по своим воспитательным возможностям, поскольку позволяет объединить процесс обучения и воспитания»20.

В своей статье Зайцева акцентирует внимание на работе по подготовке и написанию сочинений-рассуждений, отзыве о прочитанной книге и сочинению по картине.

Статья Песняевой Н.А. «Знакомство с описанием как типом текста»21 не описывает механизм работы учителя над жанром сочинения-описания. Однако, дает достаточно полное методическое руководство (три урока) по формированию у младших школьников представление о заявленном типе текста.

Особенностью  предложенной учебной модели является то, что «уроки желательно проводить в предлагаемой последовательности, поскольку каждый следующий строится на логике предыдущего. Год обучения намеренно не указывается, это может быть и первый, и второй»22.

Первый урок автор предлагает посвятить изучению нового материала на основании ранее пройденного (о типах текст – повествовании, рассуждении и описании). Анализируя предложенный учителем текст про собаку, ученики постепенно составляют схему, план описания (главные признаки – подробности – свое отношение). Закрепление плана описания происходит через:

1. сопоставление звучащего описания с визуальными образами (картины);

2. составление  описания по картине (групповая  работа).

Второй из трех уроков под названием «Слова, помогающие построить описание»  посвящен обогащению лексического запаса учащихся (слова, обозначающие признаки; сравнения). Для этого педагог  использует анализ текстов-образцов.

Закрепление изученного материала происходит через  составление детьми загадок-описаний.

Завершающий урок помогает учащимся познакомиться  со структурообразующими признаками текста-описания. Для этого используется текст  с описанием синицы. Учитель задает вопросы: «С чего автор начинает описание птицы? Что указывает потом? Чем еще могут отличаться птицы друг от друга? Почему могут быть разные клювы? лапки? коготки?» и делает вывод: «Итак, не только птиц, но и других животных описывают, начиная с головы, затем переходят к туловищу, т.е. сверху вниз».

 Следует  отметить, что статья Н.А.Песняевой носит практический, прикладной характер, что позволяет использовать данный материал практически без переработки.

 

Заключение

 

Работа по развитию речи, обогащению лексического запаса, а так же формированию всесторонне  развитой, коммуникабельной личности ребенка ведется непрерывно, и  урокам русского языка отводится  немалая роль.

Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли  в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме  этого обогащает язык и учит грамотности.

Работу по изучению сочинения в начальной  школе следует начинать изучения текста – основных понятий, структуры, типов. И после того, как ученики  усвоят признаки описания, рассуждения, повествования, можно приступить к  написанию текстов.

Информация о работе Методика написания сочинения-описания