Методика обучения пейзажной живописи в системе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка рекомендаций по преподаванию живописи в школе.
Объект – изобразительная деятельность школьников.
Предмет – процесс обучения живописи на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
- изучение литературы по проблемам преподавания изобразительного искусства;
- раскрытие особенностей техник живописи, используемых при выполнении творческой работы;
- разработка методических рекомендаций на основе анализа литературных источников для проведения занятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ШКОЛЕ
1.1. Эстетическое значение пейзажной живописи для учащихся…………….6
1.2. Цели и задачи обучения пейзажной живописи…………………………….8
1.3. Методы обучения пейзажной живописи…………………………………..10
1.4. Влияние особенностей пейзажной живописи на развитие учащихся…14
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЖИВОПИСИ
2.1. Оборудование уроков живописи……………………………………………17
2.2. Учебно-наглядные пособия…………………………………………………17
2.3. Требования к уроку…………………………………………………………..18
2.4. План-конспект урока………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТМО.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ М. А. ШОЛОХОВА

ФИЛИАЛ  В Г. УФЕ

Кафедра дизайна и изобразительного искусства

Курсовая работа

по  дисциплине: «теория и методика обучения изобразительному искусству»

Тема: Методика обучения пейзажной живописи в системе общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

 ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ШКОЛЕ

1.1. Эстетическое значение  пейзажной живописи для учащихся…………….6

1.2. Цели и задачи обучения  пейзажной живописи…………………………….8

1.3. Методы обучения  пейзажной живописи…………………………………..10

1.4. Влияние  особенностей пейзажной живописи на развитие учащихся…14

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЖИВОПИСИ

2.1. Оборудование уроков живописи……………………………………………17

2.2. Учебно-наглядные пособия…………………………………………………17

2.3. Требования к уроку…………………………………………………………..18

2.4. План-конспект урока………………………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы системой образования начала осознаваться роль искусства, художественной культуры в воспитании человека и в сохранении культуры, а значит и человечества в целом. Б.М. Неменский утверждает, что искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании. Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно представляет собственно его суть. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство». В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы.

История живописи начинается с наскальных изображений, созданных  рукой первобытного человека. С тех  пор накоплены огромные духовные сокровища, неизмеримое количество замечательных произведений искусства. Художники веками создавали неповторимый мир, который удивляет и радует зрителя, заставляет переживать и дает пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество. Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические 
явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение 
любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником. Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач. Задачи преподавания изобразительного искусства включают: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Таким образом, главная  цель изобразительного искусства в школе –  
духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность 
произведения искусства.

Актуальность  исследуемой темы в том, что средствами изобразительного искусства осуществляется формирование интересов, потребностей личности школьника. Искусство как предмет, преподаваемый в общеобразовательной школе, должен стать стимулом для творчества и умственных способностей, учащихся независимо от выбора будущей профессии.

Проблема исследования заключается в том, как средствами изобразительного искусства оптимизировать процесс эстетического и нравственного воспитания школьников.

Целью исследования является разработка рекомендаций по преподаванию живописи в школе.

Объект – изобразительная деятельность школьников.

Предмет – процесс обучения живописи на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

- изучение литературы  по проблемам преподавания изобразительного  искусства;

- раскрытие особенностей техник живописи, используемых при выполнении творческой работы;

- разработка методических рекомендаций на основе анализа литературных источников для проведения занятий.

Методы исследования:

- теоретический анализ  литературных источников по данной  проблеме;

- методы накопления  научных данных;

- экспериментальные методы: опытно-экспериментальная работа, анализ и систематизация продуктов изобразительной деятельности учащихся.

Методологическую  основу составляет классическая и современная литература по педагогике, психологии, действующие программы по дисциплине «Изобразительное искусство».

Базой исследования является татарская гимназия № 65.

Практическая  значимость – рекомендации по методике преподавания живописи на основе анализа существующих программ могут использоваться в качестве пособия для проведения занятий в общеобразовательной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Эстетическое  значение пейзажной живописи  для учащихся

Занятия изобразительным  искусством, как средство, нравственного  и эстетического воспитания в  школе имеет особенный подход к формированию у детей духовных ценностей, духовных потребностей, образного мышления эмоционального переживания, эстетического восприятия мира. У ребенка всегда есть свой взгляд на искусство, которое определяется целой системой образов, представлений идей, свое понимание искусства. Оно может быть широким или ограниченным – близким к быту, реальной жизни. В любом случае эта система взглядов на красоту принадлежит ребенку и с этим надо считаться, обогащая при этом его представления, развивая образную сторону восприятия произведения искусства, поддерживая интерес к искусству и культуре. Эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон воспитания школьника. Она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Безусловно, важным средством эстетического  воспитания является изобразительное искусство. Именно через нее можно передать гармонию, красоту. Составляющей этого процесса является художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

Как правило, у человека склонности и способности к одному и тому же виду деятельности часто совпадают. Ребенку большую радость доставляет та деятельность, к которой он более способен. Одни любят больше лепить, другие рисовать, а кого-то привлекают декоративные работы.

Рисовать пейзажи дети любят с самого раннего детства к семи - восьми годам дети передают не только мельчайшие подробности, связанные с конкретным образом, но и настроение, характер, любимые занятия.

Младшие школьники  хорошо ориентируются в цветах и  оттенках, в основном предпочитая контрастные цвета тепловой части спектра. Понятие «добра и красоты» в этом возрасте являются синонимами и часто связаны с восприятием цвета.

Занятия изобразительным  искусством и включение в программу  темы пейзажной живописи имеют глубокое значение в воспитании у ребенка эстетического идеала, художественного вкуса, умения любоваться красотой окружающего, умение передать эмоционального состояния, переживания, любви к Родине, формирует эстетическое суждение, и, в конце концов, художественно-эстетическое творчество. В конечном итоге эта тема помогает в развитии нравственного характера и сознания, прилежания, аккуратности, трудолюбия, активной деятельности в восприятии и преображении окружающей действительности.

Также средством  эстетического воспитания является и художественная деятельность школьников, как организованная учителем, так и самостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно - прикладная практика, дизайн. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств.

Методы эстетического  воспитания: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Задача средней общеобразовательной  школы – различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека.

Чтобы развить  у детей эстетический вкус, учитель  должен, прежде всего обратить их внимание на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей. Вкус – это не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его должен, в первую очередь, учитель рисования.

Учитель показывает детям, как богата природа цветовыми  оттенками, многообразием форм. Надолго остаются у детей воспоминания о красотах природы, о тех днях, которые они провели на воздухе, о тех неописуемых сочетаниях цветов, которые они наблюдали в жизни, которые им доставили много радостных волнений. Рисуя с натуры пейзаж, ветки деревьев, листья, цветы, изучая характер их формы, учащиеся начинают больше интересоваться природой, богатством и разнообразием ее форм и красок. Рисование в школе помогает человеку шире и разностороннее видеть мир.

В процессе эстетического  воспитания формируются взгляды, чувства, вкусы и идеалы человека. Эстетическое воспитание побуждает человека к благородным, красивым и гуманным поступкам.

Научиться понимать и любить прекрасное во всем многообразии его проявлений необходимо каждому человеку не только для духовного обогащения, но и для успешной работы.

 

1.2. Цели и  задачи обучения пейзажной живописи

  Главная цель – формирование  позиции педагога, как способа  общения с ребенком, общий   подход к предмету на занятиях  по живописи. Без  этого любая  методика  мертва, бездушна.

  Сегодня задача искусства, состоит, прежде всего, в развитии в каждом способности к пониманию, сопереживанию, сочувствию в воспитании подлинного гуманизма. В этой многотрудной работе оно незаменимо, ибо обладает огромной силой внушения, играет большую воспитательную роль.

  Сила воздействия искусства  на человека во многом зависит от того, в какой мере человек способен глубоко чувствовать и понимать искусство. Формирование такой способности – обязательное условие полноценного использования воспитательных возможностей искусства. Но – условие, а не цель. Художественные потребности составляют лишь часть духовных потребностей человека, часть, которая зависит от целого и влияет на это целое. Незнание закономерностей формирования личности средствами искусства делает весьма приблизительным и руководство данным процессом.

  К сожалению, все увеличивающийся  груз информации на душу ребенка,  подростка часто ложится мертвым  грузом, и тогда при обилии  знаний рождается скудость чувств  и интересов. А неразвитость  их порождает примитивность духовной жизни. Но эта скудность также ищет самовыражения, проявляясь в погоне за грубыми ощущениями и примитивными радостями. Такой человек не только не способен сопереживать, но может получать наслаждение от боли, унижении другого, т. е. не в состоянии дать нравственной оценки своему поведению. Это происходит потому что, опираясь только на познание без переживания этого познания, без единства мысли и чувства,  нет и оценки самого познания, нет  обратной связи формирующей отношение человека к миру, что особенно важно в развитии и становлении каждого человека.

    Искусство помогает растущему  человеку постигать мир, дает  пищу молодому уму, учит мыслить  широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народов, воспитывая чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность. И в результате способствует гармоническому развитию личности, необходимому для развитого общества.

 Итак, целью обучения является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности о доброте и культурной полноценности в восприятии мира, формирование этих качеств невозможно без художественного осмысления мира, которое может быть осмысленно только через процесс создания художественного образа.

Информация о работе Методика обучения пейзажной живописи в системе общего образования