Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:46, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по преподаванию живописи в школе.
Объект – изобразительная деятельность школьников.
Предмет – процесс обучения живописи на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
- изучение литературы по проблемам преподавания изобразительного искусства;
- раскрытие особенностей техник живописи, используемых при выполнении творческой работы;
- разработка методических рекомендаций на основе анализа литературных источников для проведения занятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ШКОЛЕ
1.1. Эстетическое значение пейзажной живописи для учащихся…………….6
1.2. Цели и задачи обучения пейзажной живописи…………………………….8
1.3. Методы обучения пейзажной живописи…………………………………..10
1.4. Влияние особенностей пейзажной живописи на развитие учащихся…14
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЖИВОПИСИ
2.1. Оборудование уроков живописи……………………………………………17
2.2. Учебно-наглядные пособия…………………………………………………17
2.3. Требования к уроку…………………………………………………………..18
2.4. План-конспект урока………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29
Оборудование кабинета изобразительного искусства, обязательно включает классную доску (обычная или магнитная), приспособление для натурной постановки, шкафы для хранения наглядностей, мебель для учащихся и учителя. Желательно, чтобы в кабинете были стилажи для просушивания рисунков хранения репродукций и таблиц.
Рисунок с натуры включает в себя рисование по памяти, по представлению и с натуры. Во время рисования с натуры в классе должно быть 3-4 натурных постановки, которые находятся ниже уровня горизонта учащихся. В зависимости от характера постановки подбирать цвет драпировки, фон должен соответствовать цветовым отношениям предметов натуры.
Основными инструментами в живописи являются кисти. Кисти для живописи гуашевыми красками преимущественно используют как жесткие, так и мягкие, круглые и плоские по форме, разных номеров – от № 2 до 12. Выбор кистей зависит от выбора техники исполнения живописной работы на ее разных этапах. Начиная от общей цветовой прокладки кистями большего размера и заканчивая проработкой деталей изображения тонкими и мягкими кистями. Так же для работы с гуашевыми красками используется баночка с водой. В качестве палитры применяют пластины или тарелки фарфора или фаянса, белые кафельные плитки, а также пластмассовые палитры белого цвета.
2.2. Учебно-наглядные пособия
При овладении конкретными знаниями понятиями пейзажной живописи на уроке изобразительного искусства большую роль играют наглядные пособия. От правильного их использования во многом зависит успех.
Наглядное пособие служит ученику (с учетом его возрастных возможностей) объектом для подражания. Первыми наглядными пособиями могут быть, скажем, лучшие живописные работы, выполненные в аналогичном задании старшими учащимися. Это не исключает, однако, постоянного приобщения учеников к произведениям профессиональных художников – пейзажистов. Для такой цели можно использовать диапозитивы, кинофильмы, богатый иллюстрированный материал. Причем важно показать ученикам не только образцы мастерства, но и нелегкий путь к совершенным результатам сам процесс творчества.
Наглядные пособия должны отражать отдельные ключевые моменты в поэтапном выполнении пейзажа и создания образа. И отвечать основным требованиям методики преподавания в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Наглядные пособия надо использовать только во время выполнения того или иного задания. Постоянная экспозиция наглядных пособий может превратить их в привычный фон, не вызывающий активного внимания, чтобы этого избежать, пособия следует периодически обновлять или менять местами.
2.3. Требования к уроку
Существуют определенные требования к уроку, они включают в себя:
2.4. План-конспект урока
Вид занятия: рисование природы по памяти в 2А классе.
Тема урока: «Пейзаж – настроение». Природа в разных состояниях
Цели и задачи урока: изображение природы в различных состояниях; освоение художественных материалов; совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной памяти; воспитание аккуратности; укрепление межпредметных связей (литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы; формирование чувства неразрывной связи человека с природой; развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан и другие).
Оборудование урока:
Для учителя: план-конспект урока, репродукции картин художников: И. Левитан «После дождя. Плес», «Золотая осень», «Март»; А. Саврасов «Проселок», «Грачи прилетели»; А. Куинджи «Закат», «Вечер на Украине»; И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Рожь».
Для учащихся: гуашь, альбом, кисти, простые карандаши, банка с водой, тряпка, большие листы бумаги (А3).
Оформление классной доски:
Ход урока
I. Организация класса
Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим на тему природы в разных состояниях, которая называется «Пейзаж – настроение» и изобразим ее.
III. Вводная беседа по теме урока
Все, что делают художники, – все обращено к душе человека, все говорит о человеческих чувствах. Не только люди и звери, но и сама природа имеет всегда свой характер и свое настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. Пейзаж может быть для нас грозным, радостным, спокойным, грустным, бурным и нежным. Особенно удобно это увидеть на примере цветовых решений при изображении моря (сравним репродукции).
Стихотворение:
РИСУНОК
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят,
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я черным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул –
И яблок больше нету.
Еще я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался…
С. Михалков
– Ребята, давайте вспомним времена года и состояния природы в каждом времени года. А также посмотрим на репродукции картин.
– Какая погода бывает осенью? Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые» или «холодные» цвета?
– А какие цвета преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?
Многие художники стремились показать природу в разное время суток, передать настроение утра, вечера, ночи. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин (Учитель, показывая репродукцию картины, называя вслух автора, кратко рассказывает о творчестве художника, о картине.)
Настроение природы в картине и свое настроение можно передать по-разному, например, с помощью цвета.
Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться густыми, выпуклыми, бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи и на точки, полосочки, волны, запятые.
Красоту природы, ее состояний в разное время года и дня с любовью и мастерством передают русские пейзажисты XIX – XX вв. Когда внимательно смотришь на эти изумительные по красоте полотна, возникает ощущение, что ты это видел уже, что ты находишься рядом с художником и чувствовал то, что стремился передать живописец. Реалистический пейзаж правдиво передает характер местности и выражает эмоциональное отношение человека к природе. Русские художники XIX – XX вв. славились своей реалистической школой. Тревожное настроение в природе перед грозой и ливнем, во время дождя или, наоборот, покой, умиротворение после грозы мастерски, со знанием различных состояний природы переданы в следующих картинах художников (показ имеющихся репродукций (рис. 2))
И. Куинджи «Вечер на Украине»
И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу»
Рис. 2
(Освещение.)
IV. Творческая практическая деятельность учащихся
Изобразить контрастные
состояния природы в
Стволы деревьев по-особому нежны, их никак нельзя изображать грубыми, жесткими цветами (черным, темно-коричневым). Для сравнения – смотрим в окно на деревья. Поможет всем цветам стать нежными, певучими белая гуашь. А черная – для «утяжеления» цвета, большей его мрачности и напряженности.
Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия примерно так:
Рис. 3
2) Рисуем деревья, солнце, тучи и т.д. (Рис. 4)
Рис. 4
3) Сначала выполняется в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалевок) – деревья. Живопись выполняется в технике мазка. Направление мазков (в одну сторону: слева-вниз или справа-вверх) может задать движение живописи, придать рисунку воздушность.
V. Итог урока
Экспресс-просмотр выполненных работ. Анализ и оценка творческой работы учащихся.
Требования к работам:
Уборка рабочих мест.
Информация о работе Методика обучения пейзажной живописи в системе общего образования