Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:46, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по преподаванию живописи в школе.
Объект – изобразительная деятельность школьников.
Предмет – процесс обучения живописи на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
- изучение литературы по проблемам преподавания изобразительного искусства;
- раскрытие особенностей техник живописи, используемых при выполнении творческой работы;
- разработка методических рекомендаций на основе анализа литературных источников для проведения занятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ШКОЛЕ
1.1. Эстетическое значение пейзажной живописи для учащихся…………….6
1.2. Цели и задачи обучения пейзажной живописи…………………………….8
1.3. Методы обучения пейзажной живописи…………………………………..10
1.4. Влияние особенностей пейзажной живописи на развитие учащихся…14
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЖИВОПИСИ
2.1. Оборудование уроков живописи……………………………………………17
2.2. Учебно-наглядные пособия…………………………………………………17
2.3. Требования к уроку…………………………………………………………..18
2.4. План-конспект урока………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29
Основные учебно-воспитательные задачи:
1.3. Методы обучения пейзажной живописи
Выбор наиболее
интересной и доступной
Живопись с натуры как метод предполагает целенаправленное наблюдение, и изучение натуры дает возможность лучше понять и изобразить предметы, объекты окружающего мира, а также правдоподобно передать их форму и цвет. В процессе наблюдения и изучения натуры – «созерцательно-эмоциональные» задачи следует связывать с аналитическими, эта связь должна быть органичной. Например, при работе на пленэре задача педагога помочь учащимся определиться в выборе мотива, организовать впечатления согласно предлагаемому, но не воплощенному в материале художественному образу, чтобы ученик мог почувствовать творческое превосходство и власть над хаосом внешних впечатлений.
На занятиях
живописью по памяти и
Данный метод стимулирования образного мышления не должен быть единственным в подаче художественного материала. Необходимо создать условия для погружения в собственные мысли, для отстранения от объекта изображения, так как это активизирует ассоциативно-образное мышление и воображение.
Метод развития художественного восприятия основывается на восприятии детьми творчества различных художников и помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус.
Художественное восприятие невозможно без развитого сопереживания, то есть способности соотносить произведения с собственным опытом, отзывчивости на содержание и форму произведения. Но чтобы учащиеся поняли и оценили произведение искусства, педагогу следует выбрать метод рисования по принципу работы художника произведения, которого в последующем будут изучаться. Но главная задача такого метода не только в принятии именно пейзажей одного художника, а в том, чтобы подвести детей к пониманию субъективно-объективной сущности искусства.
Метод воспитания эстетического вкуса осуществляется при помощи интересной мотива в природе, передачи состояния в природе сопоставляя при этом собственное отношение к ней.
Метод взаимодействия уроков рисования с другими общеобразовательными предметами. Так, чтобы наглядно показать, какие чувства и мысли вызывает, например золотая осень, на помощь изобразительному искусству приходят такие предметы как – природоведение, литература, музыка.
Метод анализа и синтеза. Чем раньше в обучении будет анализироваться натура, тем качественнее будут работы учащихся. При таком условии школьники значительно раньше смогут перейти к новому этапу изобразительной деятельности научаться эмоционально, откликаться на красоту родной природы, показывать в живописи эмоциональное состояние природы, видеть выразительность цветовых состояний и передавать это в своих работах.
Цветовые отношения
Метод от общего к частному предполагает вести работу цельно. Умения видеть свою работу целиком детям не хватает. Поэтому зачастую предметы в их рисунках сливаются с фоном, окрашенным без учета предмета. Ребенок каждый предмет рисует отдельно, не принимая во внимание остальные. Когда цвет осмысливается предметно, он воспринимается не так как в простом наборе.
Практический метод – тренировочные упражнения. Главный их смысл – не только выработать технические навыки в работе с различными художественными материалами, но и стимул к дальнейшей творческой деятельности, подготовительный этап в создании художественного образа.
Для успешной и плодотворной деятельности необходимо чтобы метод педагога согласовывался с личностным пониманием учащимися цели и учебно-воспитательных задач предмета, выражая тем самым позицию учителя.
Роль учителя искусства
в формировании внутреннего
Разнообразие педагогических приемов поможет создать на уроке атмосферу творческого общения, в которой учащийся обретает возможность самопознания и свободного самовыражения. В качестве более подробного рассмотрения методики проведения занятий предлагается рассмотреть методические разработки уроков.(пр.2).
1.4. Влияние особенностей пейзажной живописи на развитие учащихся
Задача пейзажной живописи заключается не в формальном знакомстве с отличиями чисто внешнего свойства одного вида искусства от другого, а в осмыслении этих особенностей через своеобразие образного языка.
Общение с живописными средствами – цветом через образы помогает развитию такой особенности эстетического восприятия, как «ассоциативность, способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым». Цвет в данном случае играет роль фактора, влияющего на развитие духовных сил и регуляцию настроения учащихся.
Цветовое пятно, составленное различными мазками, – «кирпичик », «вальс», «точка», «запятая», «дождь» – рождает множество ассоциаций. Средствами для создания художественного образа могут быть и живописная фактура, и сочетание цветовых пятен.
Серьезной творческой
задачей является передача эмоц
Развитию
познавательно-творческой
Развитие познавательно-
Важным элементом в развитии познавательно-творческой активности является самостоятельность при решении художественно-образных задач. А решение художественно-образных задач это постановка проблемы, составление логической связи и решение которой способствует развитию образного мышления, умению логически и творчески мыслить.
Развитие художественно-
Большую роль в
развитии живописного
Пейзаж требует
решительного отхода от
Наиболее ответственная часть работы, – передача цвета, освещения, состояния погоды, времени дня, времени года. Нельзя рассматривать пейзаж вне этих условий. В каждом отдельном случае в зависимости от погоды, освещения, времени дня и целого ряда других условий, (состояний природы) один и тот же пейзаж будет выглядеть совсем иначе, что особенно ценно для реализации образа в творческой деятельности.
Предмет или природа не имеют постоянного одного и того же вида. Главным образом эта ошибка распространяется на цвет. Цвет предмета всецело зависит от освещения, от состояния той световоздушной среды, в которой предмет находится.
Цвет неба, травы, деревьев и других предметов будет изменяться в зависимости от того, как они освещены – погружены ли в тень, освещаются ли потоками солнечных лучей или рассеянным светом облачного неба. Вечером ли мы их видим, когда солнце на закате светит более красным светом, чем днем, или рано утром, когда все кажется легким и прозрачным. Об этом надо помнить, так как, часто начиная работу, учащиеся упускают из виду, что впечатление складывается из многих моментов.
Поэтому в процессе обучения следует вести работу таким образом, чтобы учащиеся осознано подходили к заданию. Направлять их внимание на анализ цвета в природе или в произведениях художников, все это зависит от целей и задач урока в разных возрастных группах.
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЖИВОПИСИ
2.1. Оборудование уроков живописи
Организация кабинета для занятий по изобразительному искусству начинается с подбора и оборудования помещения для занятий.
Помещение для уроков живописи должно быть достаточно просторным, с хорошим дневным освещением, водопроводом (теплой и холодной водой).
Информация о работе Методика обучения пейзажной живописи в системе общего образования