Методика обучения пейзажной живописи в системе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка рекомендаций по преподаванию живописи в школе.
Объект – изобразительная деятельность школьников.
Предмет – процесс обучения живописи на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
- изучение литературы по проблемам преподавания изобразительного искусства;
- раскрытие особенностей техник живописи, используемых при выполнении творческой работы;
- разработка методических рекомендаций на основе анализа литературных источников для проведения занятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ШКОЛЕ
1.1. Эстетическое значение пейзажной живописи для учащихся…………….6
1.2. Цели и задачи обучения пейзажной живописи…………………………….8
1.3. Методы обучения пейзажной живописи…………………………………..10
1.4. Влияние особенностей пейзажной живописи на развитие учащихся…14
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЖИВОПИСИ
2.1. Оборудование уроков живописи……………………………………………17
2.2. Учебно-наглядные пособия…………………………………………………17
2.3. Требования к уроку…………………………………………………………..18
2.4. План-конспект урока………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТМО.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

Основные  учебно-воспитательные задачи:

  • Эстетически воспитывать учащихся, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников.
  • Формирование умения эстетически, переживать и оценивать  произведения искусства и понимать образный язык живописи.
  • Развитие эстетического восприятия предметов и явлений природы, формирование понимания ее красоты и богатства.
  • Развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии.
  • Развитие образного мышления и воображения.
  • Обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи; углубление знаний по перспективе, цветоведению, передачи формы и объема.
  • Формирование осознанного выбора  художественно-выразительных средств при создании художественных образов; формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности.
  • Приобщение к наследию пейзажной живописи выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью цвета в их творчестве.

 

1.3. Методы обучения  пейзажной живописи

  Выбор наиболее  интересной и доступной понимания формы изложения, подачи учебного материала, показа и анализа произведений изобразительного искусства способствует активизации внимания, мышления и осознания своей деятельности учащимися.

  Для реализации нового содержания  обучения и для успешного овладения основами пейзажной живописи необходимо в обучении применять те методы, которые бы способствовали развитию и формированию знаний, умений и навыков  в развитии творческих способностей учащихся.

  Живопись с натуры как метод предполагает целенаправленное наблюдение, и изучение натуры дает возможность лучше понять и изобразить предметы, объекты окружающего мира, а также правдоподобно передать их форму и цвет. В процессе наблюдения и изучения натуры – «созерцательно-эмоциональные» задачи следует связывать с аналитическими, эта связь должна быть органичной. Например, при работе на пленэре задача педагога помочь учащимся определиться в выборе мотива, организовать впечатления согласно предлагаемому, но не воплощенному в материале художественному образу, чтобы ученик мог почувствовать творческое превосходство и власть над хаосом внешних впечатлений.

   На занятиях  живописью по памяти и представлению  педагог может раскрыть тему  в неожиданных и интересных  для ученика аспектах, чтобы разнообразить  и обогатить его представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным. Границы даже, казалось бы, самой простой темы очень широки, и подростку бывает трудно войти в нее. Для этого можно привлечь художественное слово, которое разнообразно по смысловым оттенкам, эмоциональному звучанию. Подбирая литературный материал, необходимо учитывать не только тему, но и стиль подачи образа; оценивать не только реально-образную сторону отрывка, но и эмоционально-поэтическую.  

    Данный метод стимулирования образного мышления не должен быть единственным  в подаче художественного материала. Необходимо создать условия для погружения в собственные мысли, для отстранения от объекта изображения, так как это активизирует ассоциативно-образное мышление и воображение.

Метод развития художественного восприятия основывается на восприятии детьми творчества различных художников и помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус.

  Художественное восприятие невозможно без развитого сопереживания, то есть способности соотносить произведения с собственным опытом, отзывчивости на содержание и форму произведения. Но чтобы учащиеся поняли и оценили произведение искусства, педагогу следует выбрать метод рисования по принципу работы художника произведения, которого в последующем будут изучаться. Но главная задача такого метода не только в принятии именно пейзажей одного художника, а в том, чтобы подвести детей к пониманию субъективно-объективной сущности искусства.

  Метод воспитания эстетического вкуса осуществляется при помощи интересной мотива в природе, передачи состояния в природе сопоставляя при этом собственное отношение к ней.

  Метод взаимодействия  уроков рисования с другими  общеобразовательными предметами. Так, чтобы наглядно показать, какие чувства и мысли вызывает, например золотая осень, на помощь изобразительному искусству приходят такие предметы как – природоведение, литература, музыка.

  Метод анализа и синтеза. Чем раньше в обучении будет анализироваться натура, тем качественнее будут работы учащихся. При таком условии школьники значительно раньше смогут перейти к новому этапу изобразительной деятельности научаться эмоционально, откликаться на красоту родной природы, показывать в живописи эмоциональное состояние природы, видеть выразительность цветовых состояний и передавать это в своих работах.

  Цветовые отношения определяются  в натуре методом сравнений по трем свойствам цвета: цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Эти три признака являются основными для полной характеристики всякого цвета. Чтобы правильно определить цветовые и тоновые отношения в пейзаже необходимо выработать специальную постановку глаза – уметь на все предметы одновременно, цельно. Метод сравнений используется так же и в формирование эстетической оценки при ознакомлении учащихся с произведениями изобразительного искусства.

 Метод от  общего к частному предполагает вести работу цельно. Умения видеть свою работу целиком детям не хватает. Поэтому зачастую предметы в их рисунках сливаются с фоном, окрашенным без учета предмета. Ребенок каждый предмет рисует отдельно, не принимая во внимание остальные. Когда цвет осмысливается предметно, он воспринимается не так как в простом наборе.

   Практический метод – тренировочные упражнения. Главный их смысл – не только выработать технические навыки в работе с различными художественными материалами, но и стимул к дальнейшей творческой деятельности, подготовительный этап в создании художественного образа. 

  1. передача впечатления от весенней и осенней листвы – составление соответствующей цветовой гаммы (теплой и холодной).
  2. пластикой цвета (характером живописного мазка) создать образ цветущей яблони, при этом, не вдаваясь в конкретику и детализацию.
  3. упражнения в получении различных тональных отношений в пределах одного цвета путем постепенного разбавления краски водой или повторных перекрытий одним цветом. Задача этих упражнений научить находить и применять в работе нужную тоновую насыщенность.

   Для успешной  и плодотворной деятельности необходимо чтобы метод педагога согласовывался с личностным пониманием учащимися цели и учебно-воспитательных задач предмета, выражая тем самым позицию учителя.

   Роль учителя искусства  в формировании внутреннего мира  учащегося тем более велика, что духовные ценности передаются именно в процессе общения, при котором учитель и ученик выступают на правах равных субъектов.

   Разнообразие педагогических  приемов поможет создать на  уроке атмосферу творческого общения, в которой учащийся обретает возможность самопознания и свободного самовыражения. В качестве более подробного рассмотрения методики проведения занятий предлагается рассмотреть методические разработки уроков.(пр.2).

1.4. Влияние особенностей пейзажной живописи на развитие учащихся

 Задача  пейзажной живописи заключается не в формальном знакомстве с отличиями чисто внешнего свойства одного вида искусства от другого, а в осмыслении этих особенностей через своеобразие образного языка.

  Общение с живописными  средствами – цветом через образы помогает развитию такой особенности эстетического восприятия, как «ассоциативность, способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым». Цвет в данном случае играет роль фактора, влияющего на развитие духовных сил и регуляцию настроения учащихся.

Цветовое пятно, составленное различными мазками, – «кирпичик », «вальс», «точка», «запятая», «дождь» – рождает множество ассоциаций. Средствами для создания художественного образа могут быть и живописная фактура, и сочетание цветовых пятен.

  Серьезной творческой  задачей является передача эмоционально образного звучания пейзажа. Например, цветом нужно передать в пейзаже торжественность, грусть, нежность, или тревогу. Задания на ассоциативность цветовосприятия, при параллельном изучении основ цветоведения способствуют развитию ассоциативного цветовосприятия, это позволяет творчески мыслить учащимся – в каждом цветовом пятне видеть образ.

     Развитию  познавательно-творческой активности  и наблюдательности способствует пейзажная живопись.  Выполнение заданий с ограничением изобразительных средств не только активизирует творческий процесс, но и приучает детей ценить и понимать возможности цвета. Так как достоинства произведения не обуславливаются обилием и яркостью красок, что без гармонии и красоты оттенков, без знания законов цвета и умения использовать их для выражения замыслов трудно рассчитывать на успех.

  Развитие познавательно-творческой  активности у школьников определяется из потребности непрерывно познавать мир природы и творчески использовать полученные знания в своей деятельности.

   Важным элементом  в развитии  познавательно-творческой  активности является самостоятельность при решении художественно-образных задач. А решение художественно-образных задач это постановка проблемы,  составление логической связи  и решение которой способствует развитию образного мышления, умению логически  и творчески мыслить.

 Развитие художественно-образного  мышления, художественного переживания осуществляется отказом от выполнения заданий по схемам, образцам. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

  • наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
  • фантазии – способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

  Большую роль в  развитии живописного восприятия  играет пейзаж, выразительный по  предметному содержанию, состоянию природы и освещения.

  Пейзаж требует  решительного отхода от рассматривания  и изображения локальных цветов. Здесь в первую очередь ставиться задача, воспроизводить отношения цвета по яркости, отвлекать и обобщать цвет в данных пространственных обстоятельствах (расстояние, освещенность, состояние и т. д.), понимать и изображать не физический облик предмета (дерева, строения и т. д.), а возникающий в воображении образ предмета (независимо от техники). И, наконец, он требует изобретательности в применении технических средств, чтобы достигнуть правдоподобия (не абсолютного сходства, а всего лишь подобия) живописно-технического образа природы.

  Наиболее ответственная часть работы, – передача цвета, освещения, состояния погоды, времени дня, времени года. Нельзя рассматривать пейзаж вне этих условий. В каждом отдельном случае в зависимости от погоды, освещения, времени дня и целого ряда других условий, (состояний природы) один и тот же пейзаж будет выглядеть совсем иначе, что особенно ценно для реализации образа в творческой деятельности.

  Предмет или природа  не имеют постоянного одного  и того же вида. Главным образом эта ошибка распространяется на цвет. Цвет предмета всецело зависит от освещения, от состояния той световоздушной среды, в которой предмет находится.

  Цвет неба, травы,  деревьев и других предметов  будет изменяться в зависимости от того, как они освещены – погружены ли в тень, освещаются ли потоками солнечных лучей или рассеянным светом облачного неба. Вечером ли мы их видим, когда солнце на закате светит более красным светом, чем днем, или рано утром, когда все кажется легким и прозрачным. Об этом надо помнить, так как, часто начиная работу, учащиеся упускают из виду, что впечатление складывается из многих моментов.

Поэтому в процессе обучения следует вести работу таким образом, чтобы учащиеся осознано подходили к заданию. Направлять их внимание на анализ цвета в природе или в произведениях художников, все это зависит от целей и задач урока в разных возрастных группах.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ЖИВОПИСИ

2.1. Оборудование уроков живописи

Организация  кабинета для занятий по изобразительному искусству начинается с подбора и оборудования помещения для занятий.

Помещение для уроков живописи должно быть достаточно просторным, с хорошим дневным освещением, водопроводом (теплой и холодной водой).

Информация о работе Методика обучения пейзажной живописи в системе общего образования