Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:59, курсовая работа
Сейчас появились и такие наборы для начинающих, где на ткани уже нанесен красками рисунок, нужно только отобразить его нитью. В специализированных магазинах продают готовые наборы для вышивания, куда входит необходимый отрезок канвы, все используемые цвета ниток мулине, схема. В наше время, для того, чтобы вышивать достаточно иметь только трудолюбие, усидчивость и терпение.
Введение 4
РАЗДЕЛ 1. Методические основы изучения раздела «Вышивка» 5
1.1 Роль и значение, место темы 5
1.2 Календарно-тематический план раздела «Вышивка» 7
1.3 Разработка планов-конспектов по теме «Вышивка простым крестом» 8
РАЗДЕЛ 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела «Вышивка» 9
2.1 Выбор объекта труда. Обоснования выбора. 9
2.2 Разработка дидактических материалов, задания для контроля и повторения изученного материала. 9
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО. 11
РАЗДЕЛ 3. Учебно-материальная база преподавания раздела «Вышивка». 12
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Вышивка». 12
3.2 Планировка учебных мастерских. 13
3.3 Примеры организации учебных мест учащихся и преподавателей. 14
РАЗДЕЛ 4. Методические рекомендации для учителей трудового обучения по изучению темы «Вышивание простым крестом». 16
Заключение 17
Список литературы 18
Приложения А 19
Приложение Б 29
Приложение В 35
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Инженерно-педагогический факультет
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«Методика обучения учащихся 7 класса рукоделию на примере темы «Вышивка простым крестом» раздела «Вышивка» вариативной части программы «Трудовое обучение»
Руководитель:
Исполнитель:
Минск 2013
Оглавление
Введение 4
РАЗДЕЛ 1. Методические основы изучения раздела «Вышивка» 5
1.1 Роль и значение, место темы 5
1.2 Календарно-тематический план раздела «Вышивка» 7
1.3 Разработка планов-конспектов по теме «Вышивка простым крестом» 8
РАЗДЕЛ 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела «Вышивка» 9
2.1 Выбор объекта труда. Обоснования выбора. 9
2.2 Разработка дидактических материалов, задания для контроля и повторения изученного материала. 9
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО. 11
РАЗДЕЛ 3. Учебно-материальная база преподавания раздела «Вышивка». 12
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Вышивка». 12
3.2 Планировка учебных мастерских. 13
3.3 Примеры организации учебных мест учащихся и преподавателей. 14
РАЗДЕЛ 4. Методические рекомендации для учителей трудового обучения по изучению темы «Вышивание простым крестом». 16
Заключение 17
Список литературы 18
Приложения А 19
Приложение Б 29
Приложение В 35
Если вышивки были аккуратными, значит, девушка хозяйственная и будет хорошей женой, если же вышивки были неопрятными, значит, мужу не повезет. По сделанным девушкой работам можно было судить о ее трудолюбии, аккуратности, бережливости, женственности, хозяйственности.
В настоящее время существуют различные виды вышивания. Это вышивание крестом, гладью, петельным швом и т.д. Одного только вида вышивания крестом существует различное множество. Это и простой русский крест, и болгарский крест, и диагональный. В основном сейчас рукодельницы вышивают простым русским крестом.
Для вышивания используется специальная ткань – канва, и нитки – мулине. Они так же бывают разных видов и марок. Вышивают рукодельницы по схемам. Они могут быть самыми различными цветными и черно-белыми, схемы для начинающих, любителей и уже профессионалов, просто цветные схемы или схемы с условными обозначениями. Такая вышивка еще называется счетным крестом, то есть вышивают с помощью счета крестиков на схеме, отображаю точную копию нитками на канве.
Сейчас
появились и такие наборы для
начинающих, где на ткани уже нанесен
красками рисунок, нужно только отобразить
его нитью. В специализированных
магазинах продают готовые
Вышивание
– это достаточно кропотливая
и ювелирная работа. Ведь стоит
ошибиться на один крестик и все
пойдет насмарку, придется распускать
и переделывать. Можно покупать готовые
схемы для вышивания крестом,
а можно создавать их при помощи
программ. В специальную программу
загружается простая картинка, которая
преобразовывается в схему, с
приложением используемых в ней
цветов. Таким образом, для вышивания
у современных девушек есть все
удобства.
Вышивка имеет длинную историю, истоки вышивки крестом идут из далеких веков, но точной даты появления узнать невозможно. Во времена появления данной техники иглы еще изготавливались не из металла, материалом для них служили тогда кость, дерево и жесткая щетина.
Разные
народности имеют собственные особенности
вышивки крестом. Технологии вышивки
копились несколькими столетиями, каждая
из них отражала свое видение мира,
свойственное отдельному государству.
Разновидности стиля узора
Западные
европейцы вышивали узоры и изображения
библейской тематики. Различные методы
наложения крестика позволяли изобретать
особенные стежки. С некоторого времени
стал наиболее популярен один способ,
который стал распространяться повсюду
и по сей день считается классическим.
Узор со временем становился разнообразнее,
добавлялись изображения
Вышивка
с Востока отличается сложным
орнаментом и пестрыми нитками, что
свойственно быту и одежде этих народов.
Изобилие шелка придает восточной
вышивке особенный шарм, по таким
деталям восточную вышивку
Вышивка славян отличается самобытностью. Рисунки растительной тематики в сочетании с геометрическим узором, придают вышивке гармоничность. Деревенское и городское вышивание крестом отличается тематикой узора. В городе на вышивке прослеживались западные веяния, а крестьяне передавали на вышивке свой быт, жизнь и различные обряды.
Российские народы суеверно относились к узорам, большую роль в вышивке играло значение цвета нити и место расположения ее на вещи. Украшение вышивкой полотенец занимало особое место, расшитые полотенца применяли в важных обрядах. Каждой части орнамента придавалось глубокое значение, изменение в технике и расцветке не допускалось.
Люди вышивают с очень давних времен. Сейчас этим занимаются в основном бабушки. А раньше учили вышивать девочек с раннего возраста. Каждая должна была уметь вышивать белье, салфетки, скатерти.
В современных условиях, мы проводим очень много времени за компьютером, за просмотром телевизора, за играми на сотовых телефонах. Большинство девочек ничего не знают о вышивке, не интересуются ею. А на самом деле занятия вышивкой приносят очень много пользы человеку.
Актуальность: Вышивка – очень интересный и полезный вид рукоделия. Она имеет большое значение для развития творческих способностей, фантазии, мелкой моторики, вычислительных способностей, внимания, усидчивости, терпения. Все эти качества очень нужны и для хорошей учебы. Поэтому занятия вышивкой особенно нужны в школе.
Объектом труда данной работы является картинка «Бычок» (рис. 1). Работа подходит для ученика седьмого класса. Она содержит достаточное количество цветов (восемь), маленькие сложные детали, интересное содержание. Сложные элементы позволяют изучить на практике все нюансы вышивки крестом (прямоугольник, замена нити, закрепление конца нити, вышивка по диагонали,
Рис. 1 вышивание по вертикали, одинарный крестик и т.д.). Выбранный мной объект труда является до воли сложной, но посильной работой для ученика седьмого класса. Не смотря на трудности, которые могут возникнуть у детей при работе, благодаря интересному, красочному, эстетически привлекательному содержанию работы у школьников все равно будет желание ее закончить.
Дидактический материал — особый тип наглядного учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом.
Дидактический материал весьма прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.
Дидактические материалы нацелены на помощь в решении Ваших профессиональных педагогических задач, которые могут быть:
образовательными:
-расширять понятийный аппарат;
-формировать знания;
-формировать умения;
воспитательными;
развивающими:
-развивать навыки самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;
-развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
-формировать навыки коллективной работы;
-развивать логическое мышление, формировать умения обобщать и делать выводы.
Для достижения хороших результатов обучения нужно стараться, чтобы разрабатываемые дидактические материалы обладали следующими качествами:
Вариативность - когда учебный материал и виды деятельности разнообразны, интересны учащимся, процесс обучения проходит увлекательно и эффективно.
Обучение с опережением -по мнению Л. С. Выготского "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой". Учебный материал должен быть сложнее того, которым ученик может легко овладеть. Задания выполняются учениками самостоятельно, учитель может сориентировать, объяснить, показать.
Обучение с удовольствием - качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения. Задания выполняются не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно.
Развитие мыслительных способностей - учителю следует обращать внимание и на развитие таких мыслительных операций, который делают учащихся более успешными и в изучении предметов математического цикла: анализ, синтез, умение выделять более и менее существенное, классифицировать полученные данные. Развивать исследовательские способности, умение решать проблемы, анализируя разные варианты и выбирая из них оптимальный вариант.
Технические средства обучения прочно вошли в творческую педагогическую жизнь и деятельность педагогики и педагогической профессии в целом. Достижения научно-технического прогресса отражены во многих течениях жизни общества. В традиционных методах обучения они также нашли свое отражение.
Этот вид обучения на сегодняшний момент становится все популярнее. Даже невозможно представить себе педагога, который в целостном педагогическом процессе не будет использовать ни наглядные, ни словесные, ни технические средства обучения в индивидуальном или совокупном приеме.
Традиционные
методы обучения па практике используются
с применением всех существующих
на сегодняшний момент технических
средств обучения. Но так называемые
традиционные методы обучения в сочетании
с новыми техническими средствами обучения
позволяют более ярко, точно и
с интересом объяснить новый
материал, преподносить предметы, в
общем их виде и в разделе на
составные части в более понятной,
запоминающей форме (Приложение В).
Помещение для занятий должно отвечает санитарно-гигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек. Большое значение придаётся его художественному оформлению. Кроме рабочих столов имеются: раскройный стол, гладильная доска и утюг, доска для показа наглядных пособий, рисунков, а также для организованного просмотра групповых работ, экран и фильмоскоп с коллекцией диафильмов по теме.
Учебно-наглядные пособия.
Для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия, схемы вышивок, подборки рисунков
Оборудование и инструменты:
Пяльцы деревянные и пластмассовые различных диаметров. Нитки мулине различных цветов, нитки катушечные для шитья № 40-50, ножницы, иглы вышивальные и швейные, иглы машинные № 90-100, напёрстки. Калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши.
Ткань
для вышивки рекомендуется
Выполнение изделий связано с работой на швейной машине, иглой, ножницами, электроутюгом, поэтому на первых занятиях необходимо проводить инструктаж по правилам безопасности труда и в дальнейшем следить за их выполнением.
Подведение итогов годовой работы кружка проводится на отчётной выставке, на которую представляются лучшие работы учащихся. При отборе и оценке детских работ учитывается возраст кружковцев, содержание, трудоёмкость, качество, художественную ценность вышивки. Особое внимание уделяется изделиям национальных мотивов и отражение тем современной действительности. Оценку детских работ осуществляет жюри, состоящее из специалистов, родителей. Участники получают свидетельства и дипломы, лучшие награждаются грамотами.