Методика обучения учащихся 7 класса рукоделию на примере темы «Вышивка простым крестом» раздела «Вышивка» вариативной части программы «Т

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Сейчас появились и такие наборы для начинающих, где на ткани уже нанесен красками рисунок, нужно только отобразить его нитью. В специализированных магазинах продают готовые наборы для вышивания, куда входит необходимый отрезок канвы, все используемые цвета ниток мулине, схема. В наше время, для того, чтобы вышивать достаточно иметь только трудолюбие, усидчивость и терпение.

Содержание

Введение 4
РАЗДЕЛ 1. Методические основы изучения раздела «Вышивка» 5
1.1 Роль и значение, место темы 5
1.2 Календарно-тематический план раздела «Вышивка» 7
1.3 Разработка планов-конспектов по теме «Вышивка простым крестом» 8
РАЗДЕЛ 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела «Вышивка» 9
2.1 Выбор объекта труда. Обоснования выбора. 9
2.2 Разработка дидактических материалов, задания для контроля и повторения изученного материала. 9
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО. 11
РАЗДЕЛ 3. Учебно-материальная база преподавания раздела «Вышивка». 12
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Вышивка». 12
3.2 Планировка учебных мастерских. 13
3.3 Примеры организации учебных мест учащихся и преподавателей. 14
РАЗДЕЛ 4. Методические рекомендации для учителей трудового обучения по изучению темы «Вышивание простым крестом». 16
Заключение 17
Список литературы 18
Приложения А 19
Приложение Б 29
Приложение В 35

Работа состоит из  1 файл

основная часть.docx

— 2.47 Мб (Скачать документ)

3.2 Планировка учебных мастерских.

Кабинет трудового обучения размещен в отдельно стоящем здании школьной мастерской. Площадь кабинета 60 м.кв.

Естественно освещение 3 окна, искусственное 20x2 люминесцентные лампы. Отопление водяное 3 батареи. Вентиляция естественная. В кабинете имеется аптечка, 1 мойка для рук, 2 мойки для мытья посуды и противопожарная проводка.

В мастерской имеется 14 рабочих мест, 7 столов и 16 стульев. Швейные машины размещены вдоль окна и вдоль  задней стены. Проход между столами  и машинами составляет 500 мм. Вдоль  боковой стены установлено 5 секционных шкафов. В шкафах хранятся учебники, наглядные пособия, учебно–техническая документация и лучшие работы учеников. Также мастерская оснащена телевизором, компьютером, музыкальным центром.

Рабочее место учителя состоит  из демонстрационного стола.

На передней стене размещены  классная доска, таблицы, плакаты.

Вдоль боковой стены с 3-мя окнами установлены: швейные машины – 8 штук, с ручным приводом – 1 шт., с электроприводом  – 3 шт., оверлок – 1 шт. Имеется шкаф для хранения необходимых заготовок и образцов работ.

К кабинету трудового обучения примыкает  кухня. Естественное освещение 1 окно, искусственное 4х2 люминесцентные лампы. Отопление водяное 1 батарея. Вентиляция естественная. В кухне имеется  сервировочный стол, чайный сервиз, 5 кастрюль, 2 сковородки, 1 набор столовых приборов на 12 персон.

Значительное внимание уделено  соблюдению правил техники безопасности труда. На видном месте в рамке  вывешены плакаты об общих правилах безопасности в школьных мастерских и правила внутреннего распорядка. Вывешены также плакаты по противопожарной  безопасности. Электрические рубильники имеют таблички «Опасно для жизни!»

Оснащение мастерских инструментами  и материалами приближается к  норме. Инструменты находятся в  хорошем состоянии. За порядком в  мастерских следят сами учащиеся и  учитель по технологии.

Мастерская  оснащена стендами лучших изделий, изготовленными самими учащимися. В целом помещение  мастерской отвечает установленным  нормам проектирования, что, в свою очередь, не приводит к нарушению  санитарно – гигиенических норм мастерских.

3.3 Примеры организации учебных  мест учащихся и преподавателей.

Рабочее место имеет большое значение при вышивании. Прежде всего оно  должно быть светлым. Сидеть девочке  следует ровно, причем спина должна иметь упор. Нельзя нагибаться и  подносить вышивку близко к глазам. Вышивать удобно за столом и около  окна, когда работа освещена с левой  стороны. Лучше вышивать при дневном  свете, а если приходится вечером, то нужно садиться ближе к источнику  света, так, чтобы пяльцы с узором были хорошо освещены и рисунок ясно виден.

Вышивать  можно не только в комнате, но и  на воздухе, сидя на скамейке или на траве.

Если  вышивание ведется разными тонами цветных ниток, то их следует подбирать  днем, так как при искусственном  освещении цвета ниток выглядят иначе. При этом нитки должны быть разложены на открытом месте (столе, окне и т. д.), чтобы было удобно подбирать  тона.

Нельзя  садиться за вышивание с грязными и жирными руками. Перед вышиванием их нужно хорошо вымыть с мылом.

Для лучшего сохранения узора работу в пяльцах нужно закрывать  чистым лоскутом материи или бумагой  и оставлять открытым только вышиваемое место узора.

Во  время вышивания нужно следить  за чистотой рабочего места. Нельзя бросать  на пол обрезаемые нитки. Их следует  аккуратно складывать в одно место  и после окончания работы убирать.

Нитки, которыми ведется вышивание, также  должны убираться в особое место.

Иголки  для вышивания следует хранить  в определенном месте. Для этого  имеются закрытые цилиндрики (иголкохранители). Если же таких нет, то каждая девочка может сама сделать специальную подушечку и в нее вкалывать иголки. Не заколотая в определенном месте или брошенная на пол иголка может нанести вред человеку.

Откусывать  нитку зубами вредно, ее нужно отрезать ножницами.

Протягивать нитку через рот (если она во время  вышивания разлохматилась) также  нельзя. Для того чтобы «нитка до конца оставалась гладкой, ее следует завязать около ушка иголки один раз. В таком положении нитка не двигается и не мешает проходу иголки в ткань. Это особенно нужно при вышивании шелковыми нитками, так как они, проходя по ушку иголки, часто лохматятся.

Если  шелковая нитка в ушке иголки очень  рвется, нужно в него продеть тоненькую  проволочку или простую катушечную нитку, завязать один конец за какой-нибудь предмет, другой конец сильно натянуть левой рукой, а правой взять иголку, быстрым движением поводить ее по натянутой проволочке или нитке. Ушко при этом станет гладким. 

РАЗДЕЛ 4. Методические рекомендации для учителей трудового обучения по изучению темы «Вышивание простым крестом».

При обучении детей вышиванию простым  крестом необходимо использовать технологические  карты, примеры готовых работ. При  объяснении нового материала использовать как можно больше технических  средств обучения и учебно-наглядных  пособий. При выполнении практических работ не делать работу за детей, а  только указывать на ошибки. При  возникновении сложностей у одного ребенка объяснять теорию повторно не только индивидуально, но и всему  классу. 

Заключение

Вышивание крестом – несложное  рукоделие, которым, тем не менее, можно  «заболеть» на всю жизнь. Этот вид  вышивки прекрасно подходит для  проработки мелких деталей с многочисленными  цветовыми переходами, а издалека смотрится почти как живопись. Можно стать обладателем уникальной копии полотна знаменитого художника, овладев искусством превращения  бесценного шедевра мировой живописи в вышитую крестом картину.

Вышивка крестом – это один из древнейших видов рукоделия, которым  увлечено множество мужчин и женщин по всему миру. И это не удивительно, ведь, всё, что надо для вышивания  – это терпение, терпение и еще  раз терпение.

Вышивке, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна! Ей требуется уделять много свободного времени, необходимо настроить себя на хорошее настроение и воспринимать свою работу как полезный и изысканный труд.

Выходит, что вышивание крестом  – это в какой-то мере роскошь.…  Но, стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и  будет! Тот, кто увлечен вышиванием, знает, почему он так любит это  занятие – всё дело в процессе созидания, когда на глазах происходит рождение красоты, и в чувстве  удовлетворения и радости, происходящем с окончание работы. Ведь вышивание  – это тот вид рукоделия, который  создается на многие годы, делая  теплым и уютным ваш дом, радуя  и привлекая интерес окружающих.

 

Список  литературы

  1. Е.А. Каминская. Вышивка крестом. Издательство: Рипол Классик, Серия Школа рукоделия, 2012, 264 ст.
  2. Ручная вышивка: А. А. Иванова — Санкт-Петербург, Академия, 2007 г.- 64 с.
  3. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2010. – 288 с. (Профессиональное образование)
  4. Анцыгина, А. А. Учимся вышивать : метод. рекомендации в помощь любит. об-ниям по нац. вышивке и рук. кружков по нар. искусству / А. А. Анцыгина ; Минкультуры Чуваш. Респ. - Чебоксары, 1992. - 77 с.
  5. Примерное календарно-тематическое планирование. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 2012/2013 учебный год
  6. Джен Итон. Вышивка крестом. Шедевры мировой живописи. – М.: КОНТЭНТ, 2009г.
  7. Т.В.Миронова, С.О.Ермакова. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. – М.: Мир книги, 2009г. 

Приложения  А

1-ый урок

Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее виды. Инструменты и материалы. Цвет и его свойства

Цели урока:

Образовательная: - ознакомить учащихся с историей вышивки, ее видами;

Воспитательная: - прививать интерес к культуре и искусству

Развивающая: - развивать познавательный интерес к  получению опыта применения компьютерных технологий.

Тип урока: теоретический

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся.

Подготовка рабочих тетрадей, учебников, инструментов. Приветствие учителя

II.Актуализация знаний

1. Скажите, что вы знаете о  вышивке?

2. Где в повседневной жизни  вы встречали вышивку?

3. Имеются ли у вас изделия  с вышивкой?

4. Умеете ли вы вышивать?

5. Для какой цели вышиваются  изделия?

6. Какую роль играет вышивка   сегодня?

Учащиеся  озвучивают свои ответы (которые  они написали на онлайн – доске  заранее)

Предполагаемые ответы:

1) Вышивка это древнее искусство  и сейчас оно в моде и  т.п. 

Вышивать можно крестиком, гладью, простейшими швами;

2) В интерьере дома, на одежде, обуви, сумках, картинах, панно, салфетках и т.п.

3) да имеются (платье, юбка, туфли,  скатерть и т.п.)

4) умею хорошо, не умею, хочу научиться,  имею первоначальные навыки

5) для декора, украшения

6) декоративную, прикладную

III.Сообщение темы урока.

Вышивка как вид декоративно-прикладного  искусства и ее виды. Инструменты и материалы. Цвет и его свойства

 

IY.Изучение нового материала

(слайд № 2-4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 5)

 

 

(слайд № 6-14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 15)

 

 

 

 

 

(слайд № 16-18)

Рассказ учителя – работа с презентацией

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды.  На Руси крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое (скатерти, полотенца, головные уборы, подарки). Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли,  хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. В далекие времена каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке.

Из поколения в поколение орабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки.

Формирование понятий  орнамент, раппорт

 

В наше время существуют разные виды вышивки. Это вышивка ручная и машинная.

Более подробно мы остановимся на ручной вышивке. Виды  вышивки (работа с презентацией)

Вышивки делятся на счётные (вышиваются по счету нитей) и свободные (вышиваются по контуру)

Счетные – мережки, строчка-перевить, штопка, «вологодское стекло», роспись, набор, крест.

Свободные – гладь.

 

Рассмотрим картину В.А. Тропинина «Золотошвейка»

Вопрос к учащимся:

Как вы думаете, какие  черты характера человека можно  выработать, занимаясь вышиванием?

Правильно, все эти черты  характера свойственны вышивальщице.

Материалы, инструменты  и приспособления, необходимые для  вышивания (их демонстрация учащимся): ткань, канва, нити мулине, иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, карандаш, а также копировальная бумага, калька.

Рабочее место, техника безопасности, цветовой круг

Рассматривают презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-учащиеся рассматривают презентацию,  записывают основные понятия

 

 

 

 

 

-учащиеся рассматривают презентацию,  записывают основные виды вышивки

 

 

 

 

Ответ: усидчивость, аккуратность, терпение, внимательность, точность

 

Работа с презентацией

Рассматривают  материалы, инструменты и приспособления

YIII.  Закрепление материала

(слайд № 19-20)

Вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

 

 

Ответ: мы узнали о видах вышивки, о способах закрепления нити на ткани.

IX.Подведение итогов урока

Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок

 

X.Уборка рабочих мест и выставление отметок

 

уборка рабочих мест


 

Урок №2-3

Тема урока: Идеальная изнанка (вышивка крестом): прямоугольник, вышивка по диагонали, одинарный крест, способ безузелкового закрепления рабочей нити

Цели урока:

Образовательные – обучить выполнять задания по образцу; формировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации:  учить самостоятельно, оценивать результаты                                  работ;

Воспитательные –   вызвать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности   личности;

Развивающие - улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся; ознакомить  их с образцом самых популярных видов вышивки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1.1 Проверка готовности учащихся  к уроку

1.2 Сообщение темы

  1. Изложение нового материала

Просмотр видео-урока «Идеальная изнанка» (Приложение В).

В первом уроке  говорится о том, с чего собственно и начинается вышивание крестом. Вы найдете ответы на вопросы: какой  бывает структура ткани для вышивания; как правильно располагать иглу, как правильно выполнять одинарный  крест.

(слайд 2) Структура ткани. Особая выделка полотна Аида образует четкие квадраты, позволяет с легкостью просчитывать нити, а небольшие отверстия в углах квадрата облегчают введение иглы.

 Льняное  или хлопчатобумажное полотно  с равномерным переплетением  нитей также используется для  вышивания крестом. Как видно  на рисунке слева, довольно  разреженная структура ткани  позволяет без труда просчитывать  нити.

Положение иглы. При вышивании крестом стежки одного крестика выполняются исключительно в одном квадрате. Игла при этом находится в вертикальном положении по отношению к полотну (острие обращено вверх или вниз).

  1. Практическая работа.

Каждому ученику  дается технологическая карта, по которой  они должны выполнить все образцы (пункт 2.2)

Идеальная изнанка: Прямоугольник, Замена нити, Закрепление конца нити, Вышивка по диагонали, Двойная диагональ (слева направо), Двойная диагональ (справа налево), Уменьшения, Увеличения, Вышивание по вертикали, Одинарный крестик

IY. Закрепление изученного материала.

Контрольные вопросы (слайд 12)

Вместе с  учителем ученики разбирают технологию выполнения образцов, по которым возникали  вопросы. Исправляют ошибки.

Информация о работе Методика обучения учащихся 7 класса рукоделию на примере темы «Вышивка простым крестом» раздела «Вышивка» вариативной части программы «Т