Методика обучения учащихся 7 класса рукоделию на примере темы «Вышивка простым крестом» раздела «Вышивка» вариативной части программы «Т

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Сейчас появились и такие наборы для начинающих, где на ткани уже нанесен красками рисунок, нужно только отобразить его нитью. В специализированных магазинах продают готовые наборы для вышивания, куда входит необходимый отрезок канвы, все используемые цвета ниток мулине, схема. В наше время, для того, чтобы вышивать достаточно иметь только трудолюбие, усидчивость и терпение.

Содержание

Введение 4
РАЗДЕЛ 1. Методические основы изучения раздела «Вышивка» 5
1.1 Роль и значение, место темы 5
1.2 Календарно-тематический план раздела «Вышивка» 7
1.3 Разработка планов-конспектов по теме «Вышивка простым крестом» 8
РАЗДЕЛ 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела «Вышивка» 9
2.1 Выбор объекта труда. Обоснования выбора. 9
2.2 Разработка дидактических материалов, задания для контроля и повторения изученного материала. 9
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО. 11
РАЗДЕЛ 3. Учебно-материальная база преподавания раздела «Вышивка». 12
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Вышивка». 12
3.2 Планировка учебных мастерских. 13
3.3 Примеры организации учебных мест учащихся и преподавателей. 14
РАЗДЕЛ 4. Методические рекомендации для учителей трудового обучения по изучению темы «Вышивание простым крестом». 16
Заключение 17
Список литературы 18
Приложения А 19
Приложение Б 29
Приложение В 35

Работа состоит из  1 файл

основная часть.docx

— 2.47 Мб (Скачать документ)

Y. Подведение итогов, выставление отметок

YI. Уборка рабочих мест.

Урок №4

Тема урока: «Простейшие  вышивальные работы по эскизу одной  нитью: орнамент»

Цели:

Развивающая: - развивать  наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.

Обучающая: - расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного  вида прикладного творчества, научить  применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Воспитывающая: - продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической  дисциплины, взаимоконтроля.

Тип урока: практическая работа

Ход урока:

1.Организационный момент

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка готовности  учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока.  «Простейшие вышивальные работы  по эскизу одной нитью: орнамент»

3. Повторение материала  прошлого урока. 

3.1 Вспомнить виды вышивки. Чем они отличаются

4. Изучение нового  материала.

Просмотр видео-уроков: Идеальная  изнанка и В помощь начинающим (Приложение В)

5. Практическая работа  (Приложение В)

Слайд 2: Упражнения

Вперёд: закрепите нитку  и проложите первые стежки рисунка, следуя нумерации по схеме; закончите, выйдя иголкой в отверстие 67, которое  соответствует номеру 1 возвратных рядов


Слайд 3: Упражнения

  Назад: проложите возвратный  ряд и завершите крестики, следуя  нумерации на схеме. Чтобы сделать  возвратные косые стежки, прокладывая  иглу под уже выполненными  стежками.


Слайд 4: Упражнения

 

Для получения этого мотива повторите несколько раз предложенную схему.


6. Рефлексия. Анализ и оценка  работы.

На данном уроке учащиеся познакомились  с историей возникновения вышивки  крестом. Посмотрели творческие работы школы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом. Самостоятельно используя  основу полученных знаний на уроке  и знакомства с различными видами швов вышивки крестом ,приступили к  выполнению творческой работы.

-С какой вышивкой вы познакомились?

- Как давно зародилась вышивка  крестом?

- Где можно применять этот  вид творчества?

- Какие виды швов вы узнали?

8. Подведение итогов работы.

1. Выставка работ  учащихся.

2. Заключительное  слово учителя.

  1. Выставление оценок.

9. Уборка кабинета.

 

Урок №5.

Тема урока: Начало изготовления более сложной работы по образцу «Теленок»

Цели работы:

Обучающая:- расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности;

Развивающая: - развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук;

Воспитательная: - продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.

Тип урока:комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.
    1. Проверка присутствия учащихся
    2. Сообщение темы урока
  2. Изложение нового материала.

Расположение вышивки. Вышивка должна располагаться в центре канвы – это аксиома. Чтобы найти центр канвы, надо сложить ее пополам, затем еще раз пополам. Место пересечения сгибов – это и есть центр канвы. Нужно отметить найденный центр карандашом или каким-либо другим, удобным для вас способом. Хотя сама вышивка должна быть в центре, место начала вышивки зависит только от ваших навыков, предпочтений и удобства. Т.е. если вам удобно начинать снизу – начинайте снизу, если нравится сверху – начинайте сверху. Процесс вышивки должен приносить удовольствие и не напрягать, поэтому наши предпочтения стоят на первом месте.  Но для людей, которые только-только начинают знакомиться с вышивкой крестиком и не знают еще своих предпочтений, есть несколько советов по выбору места начала вышивки.

Начало в середине. Начинайте вышивать от центра вышивки (пересечение сгибов), во-первых вы будете уверены, что вышивка находится точно по центру и никуда не «уехала», во-вторых центральная часть вышивки обычно и самая значимая – вышивать ее намного интереснее чем все остальное.

Начало – верхний угол. Можно начинать вышивку с одного из верхних углов. Из какого именно зависит от того, как вы делаете крестики: если вы начинаете делать крестик слева-направо, то и угол выбирайте левый, если наоборот крестик ведете справа-налево, то выбирайте правый угол.

Третий способ, на мой взгляд, самый удобный. Надо взять специальный маркер для ткани и отступив от краев канвы по 5 см с каждой стороны, расчертить ее как на схеме вышивки квадратами 10 на 10  клеточек. При такой разметке канвы, вы сможете начинать вышивку в любом месте, которое вам нравится и при этом не путаться.

Просмотр  видео: В помощь для начинающих (Приложение В)

  1. Практическая работа

Дети подбирают нити необходимого цвета для вышивки, определяют место расположения работы на материале. Начинают вышивать с левого верхнего угла голову теленка

  1. Подведение итогов урока, выставеление оценок
  2. Уборка рабочего места

 

Шестой, седьмой, восьмой уроки  дети продолжают вышивать работу (1 урок – туловище, 1 урок – колокольчик  и копыта теленка, 1 урок – хвост, трава и бабочка). Учитель по необходимости  делает целевые обходы. В конце  каждого занятия обязательно  подводятся итоги урока, проверяется  качество выполнения изделия.

 

Урок №9

Тема: "Уход за вышитыми изделиями".

Цели урока:

Обучающая: - повторить технику вышивки крестом, правила закрепления нити в начале и конце работы, последовательность вышивки разных частей картины;

Развивающая: познакомить учащихся с правилами ухода за вышитыми изделиями, развивать память, мышление, воспитывать внимательность, усидчивость;

Воспитательная: учить стирать и утюжить вышитые изделия.

Тип урока: комбинированый

Ход урока

 

1.Организационный момент.

1.1 проверка готовности учащихся к занятию, подготовить учащихся к работе на занятии, положительно настроить  на работу. (Я очень рада видеть вас на нашем занятии. С каким настроением вы пришли на занятие? Слайд №1.)

1.2 Сообщение темы занятия. Формулирование целей занятия.

Вопросы: Что  вы делали на прошлом занятии?Закончили  вы вышивать свою работу? Сегодня на занятии мы продолжим вышивать картины  и узнаем, как ухаживать за вышитыми картинами. Сформулируйте тему занятия. Слайд №2. Формулирование целей занятия.  

 Вышивали  картины по схемам. Нет. Уход  за вышитыми изделиями. Учиться  ухаживать за вышитыми картинами,  продолжить работу по вышивке картин.

2. Актуализация знаний.

Разгадаем кроссворд. Слайд №3-4. Какое из этих слов является конечным результатом вашего труда?Показывает готовые  картины (не оформленные).Можно  ли картины в таком виде помещать в рамочки или оформлять как-то иначе?Почему? Как вы думаете, что  же нужно сделать с вышитой  картиной, чтобы она  имела опрятный, привлекательный вид?  

Разгадывают кроссворд. Готовая работа – картина. Нет. Они имеют неопрятный вид, на канве видна разметка, от длительной работы картина испачкалась, помялась, на ней видны следы от пялец. Ее нужно постирать и погладить.

3. Изложение нового материала

Уход за вышитыми изделиями. Сообщение новых знаний в ходе беседы.Слайд №5. Показ  учителем, как закатать выстиранное  изделие  в полотенце, как утюжить  изделие.  

Отвечают  на вопросы. Наблюдают за действиями учителя.

Физминутка. Цель: предупредить утомляемость учащихся  на занятии, развивать  координацию движений, чувство ритма.

Комплекс  упражнений гимнастики  в течение 3 - 5 минут. Он включает в себя 6 - 8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для мышц шеи, мышц плечевого пояса  и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание. Слайд №6. Песня "Дорогою  добра".  

 Выполняют  упражнения.

Инструктаж  по ТБ. Цель: повторить правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.  

Какие инструменты  и какое оборудование потребуются  сегодня для работы? Вспомним правила  безопасной работы с этими инструментами?  

 Утюг, иголки, ножницы. 

  1. Выполнение практической работы. Цель: формировать умение ухаживать за вышитыми изделиями, вырабатывать умение и навык вышивки крестом.  

Утюжка изделий. Вышивка картин. Наблюдает за работой  учащихся, оказывает помощь. Индивидуальная работа с Морозовой Олей, Чугуновой  Дашей – закрепление нити в  начале и конце работы. Слайд №7-11.  

Утюжат по очереди по одному изделию. Вышивают картины.

Физминутка  для глаз. Цель:  предупредить зрительное утомление у учащихся, способствовать оздоровительному эффекту в процессе исполь зования предлагаемых упражнений.  

 По окончании  физминутки: "Встаньте прямо, подтянетесь  и друг другу улыбнитесь.Молодцы!  Садитесь".Слайд №12-20.  

 Выполняют  физминутку для глаз. Выполняют  4-5 упражнений на расслабление, коррекцию  осанки.

Выполнение  практической работы. Цель: вырабатывать умение и навык вышивки крестом.  

Вышивка картин. Индивидуальная работа с Подопригоровой Катей,  Игнатовой Ирой  – вышивание  горизонтальными рядами, вышивание  вертикальными рядами. Слайд №21-23. Индивидуальная работа с Атакурбановым Русланом – вышивание диагональных рядов. Слайд №24.  

Вышивают  картины. Отвечают на вопросы.

5.Подведение итогов занятия. Цель – сделать вывод и подвести итог, как работали учащиеся, соблюдали ли правила ТБ, выяснить достигнута ли поставленная цель занятия.  

Подходит  к концу наше занятие. Что нового вы узнали? Ребята! Как вы думаете, достигли мы поставленную в начале урока цель?

Отвечают  на вопросы учителя.

6.Рефлексия. Цель: оценить активность каждого ученика на занятии, выяснить насколько комфортно было учащимся на занятии, уточнить их психологическое состояние.  

Оцените свою работу на занятии сами. Вам понравилось  занятие? Слайд №25. Что будем делать на следующем занятии? На следующем  занятии мы приступим к оформлению вышитых и отутюженных работ. Какое настроение у вас в конце  занятия? Слайд №1. Молодцы все! Спасибо  за работу!  

Ответы учащихся.

7.Уборка рабочих мест.

 

Приложение  Б

Идеальная изнанка. Прямоугольник.

Выполните первый ряд слева направо: острие иглы направлено вниз.

Выполните второй ряд справа налево: игла меняет направление, ее острие направлено вверх.

При выполнении последнего стежка второго  ряда поверните иглу для выполнения следующего ряда.

Продолжите таким же образом до заполнения желаемого участка, после  чего верхними диагональными стежками покройте справа налево последний из выполненных рядов.

При выполнении последнего стежка ряда поверните иглу для выполнения следующего ряда.

Продолжите таким же образом до покрытия всех рядов верхними диагональными  стежками.


Идеальная изнанка. Замена нити


Идеальная изнанка. Закрепление конца нити

По завершении вышивки выведите иглу на лицевую сторону работы и проведите  ее под последними вышитыми крестиками (рис. 1). Отрежьте оставшуюся часть нити (рис. 2)


Идеальная изнанка. Вышивка по диагонали.

Первая половина. Выполните нижний диагональный стежок в первом квадрате, указанном на схеме

Верхний диагональный стежок выполните  во втором квадрате (игла расположена  острием вверх).

Нижний диагональный стежок выполните  в третьем квадрате схемы (третий ряд)

Выполните верхний диагональный стежок в четвертом ряду.

Продолжайте чередовать нижние и верхние  диагональные стежки до последнего обозначенного квадрата.

Проконтролируйте теперь изнаночную сторону работы: стежки должны быть вертикальными.

Вторая половина. Пропустив иглу под  последним стежком, выполните нижний диагональный стежок, закончив крестик

Направьте иглу в два отверстия  следующего квадрата: игла расположена  острием вниз

Выполните верхний диагональный стежок, чтобы закончить крестик, и продолжите выполнение пункта 7.

Продолжите работу, чередуя нижний диагональный стежок, пропуская его  под стежком первой половины, и  верхний стежок, который пройдет  поверх предыдущего.

Проконтролируйте теперь изнаночную сторону работы: все стежки вертикальные, а линии параллельные.

Окончание работы. Пропустите иглу горизонтально  слева направо под последним  выполненным стежком.

Направив иглу вверх, пропустите нить под предпоследним выполненным стежком.

Вновь пропустите иглу горизонтально  под третьим от конца выполненным стежком. Натяните нить, чтобы она стала не видна, а затем отрежьте.

Информация о работе Методика обучения учащихся 7 класса рукоделию на примере темы «Вышивка простым крестом» раздела «Вышивка» вариативной части программы «Т