Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:59, курсовая работа
Сейчас появились и такие наборы для начинающих, где на ткани уже нанесен красками рисунок, нужно только отобразить его нитью. В специализированных магазинах продают готовые наборы для вышивания, куда входит необходимый отрезок канвы, все используемые цвета ниток мулине, схема. В наше время, для того, чтобы вышивать достаточно иметь только трудолюбие, усидчивость и терпение.
Введение 4
РАЗДЕЛ 1. Методические основы изучения раздела «Вышивка» 5
1.1 Роль и значение, место темы 5
1.2 Календарно-тематический план раздела «Вышивка» 7
1.3 Разработка планов-конспектов по теме «Вышивка простым крестом» 8
РАЗДЕЛ 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела «Вышивка» 9
2.1 Выбор объекта труда. Обоснования выбора. 9
2.2 Разработка дидактических материалов, задания для контроля и повторения изученного материала. 9
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО. 11
РАЗДЕЛ 3. Учебно-материальная база преподавания раздела «Вышивка». 12
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Вышивка». 12
3.2 Планировка учебных мастерских. 13
3.3 Примеры организации учебных мест учащихся и преподавателей. 14
РАЗДЕЛ 4. Методические рекомендации для учителей трудового обучения по изучению темы «Вышивание простым крестом». 16
Заключение 17
Список литературы 18
Приложения А 19
Приложение Б 29
Приложение В 35
Y. Подведение итогов, выставление отметок
YI. Уборка рабочих мест.
Урок №4
Тема урока: «Простейшие вышивальные работы по эскизу одной нитью: орнамент»
Цели:
Развивающая: - развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
Обучающая: - расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая: - продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.
Тип урока: практическая работа
Ход урока:
1.Организационный момент
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока.
«Простейшие вышивальные
3. Повторение материала прошлого урока.
3.1 Вспомнить виды вышивки. Чем они отличаются
4. Изучение нового материала.
Просмотр видео-уроков: Идеальная изнанка и В помощь начинающим (Приложение В)
5. Практическая работа (Приложение В)
Слайд 2: Упражнения
|
Вперёд: закрепите нитку и проложите первые стежки рисунка, следуя нумерации по схеме; закончите, выйдя иголкой в отверстие 67, которое соответствует номеру 1 возвратных рядов |
Слайд 3: Упражнения
|
Назад: проложите возвратный
ряд и завершите крестики, следуя
нумерации на схеме. Чтобы |
Слайд 4: Упражнения
|
Для получения этого мотива
повторите несколько раз |
6. Рефлексия. Анализ и оценка работы.
На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки крестом. Посмотрели творческие работы школы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки крестом ,приступили к выполнению творческой работы.
-С какой вышивкой вы
- Как давно зародилась вышивка крестом?
- Где можно применять этот вид творчества?
- Какие виды швов вы узнали?
8. Подведение итогов работы.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
9. Уборка кабинета.
Урок №5.
Тема урока: Начало изготовления более сложной работы по образцу «Теленок»
Цели работы:
Обучающая:- расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности;
Развивающая: - развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук;
Воспитательная: - продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.
Тип урока:комбинированный
Ход урока.
Расположение вышивки. Вышивка должна располагаться в центре канвы – это аксиома. Чтобы найти центр канвы, надо сложить ее пополам, затем еще раз пополам. Место пересечения сгибов – это и есть центр канвы. Нужно отметить найденный центр карандашом или каким-либо другим, удобным для вас способом. Хотя сама вышивка должна быть в центре, место начала вышивки зависит только от ваших навыков, предпочтений и удобства. Т.е. если вам удобно начинать снизу – начинайте снизу, если нравится сверху – начинайте сверху. Процесс вышивки должен приносить удовольствие и не напрягать, поэтому наши предпочтения стоят на первом месте. Но для людей, которые только-только начинают знакомиться с вышивкой крестиком и не знают еще своих предпочтений, есть несколько советов по выбору места начала вышивки.
Начало в середине. Начинайте вышивать от центра вышивки (пересечение сгибов), во-первых вы будете уверены, что вышивка находится точно по центру и никуда не «уехала», во-вторых центральная часть вышивки обычно и самая значимая – вышивать ее намного интереснее чем все остальное.
Начало – верхний угол. Можно начинать вышивку с одного из верхних углов. Из какого именно зависит от того, как вы делаете крестики: если вы начинаете делать крестик слева-направо, то и угол выбирайте левый, если наоборот крестик ведете справа-налево, то выбирайте правый угол.
Третий способ, на мой взгляд, самый удобный. Надо взять специальный маркер для ткани и отступив от краев канвы по 5 см с каждой стороны, расчертить ее как на схеме вышивки квадратами 10 на 10 клеточек. При такой разметке канвы, вы сможете начинать вышивку в любом месте, которое вам нравится и при этом не путаться.
Просмотр видео: В помощь для начинающих (Приложение В)
Дети подбирают нити необходимого цвета для вышивки, определяют место расположения работы на материале. Начинают вышивать с левого верхнего угла голову теленка
Шестой, седьмой, восьмой уроки дети продолжают вышивать работу (1 урок – туловище, 1 урок – колокольчик и копыта теленка, 1 урок – хвост, трава и бабочка). Учитель по необходимости делает целевые обходы. В конце каждого занятия обязательно подводятся итоги урока, проверяется качество выполнения изделия.
Урок №9
Тема: "Уход за вышитыми изделиями".
Цели урока:
Обучающая: - повторить технику вышивки крестом, правила закрепления нити в начале и конце работы, последовательность вышивки разных частей картины;
Развивающая: познакомить учащихся с правилами ухода за вышитыми изделиями, развивать память, мышление, воспитывать внимательность, усидчивость;
Воспитательная: учить стирать и утюжить вышитые изделия.
Тип урока: комбинированый
Ход урока
1.Организационный момент.
1.1 проверка готовности учащихся к занятию, подготовить учащихся к работе на занятии, положительно настроить на работу. (Я очень рада видеть вас на нашем занятии. С каким настроением вы пришли на занятие? Слайд №1.)
1.2 Сообщение темы занятия. Формулирование целей занятия.
Вопросы: Что вы делали на прошлом занятии?Закончили вы вышивать свою работу? Сегодня на занятии мы продолжим вышивать картины и узнаем, как ухаживать за вышитыми картинами. Сформулируйте тему занятия. Слайд №2. Формулирование целей занятия.
Вышивали
картины по схемам. Нет. Уход
за вышитыми изделиями.
2. Актуализация знаний.
Разгадаем кроссворд. Слайд №3-4. Какое из этих слов является конечным результатом вашего труда?Показывает готовые картины (не оформленные).Можно ли картины в таком виде помещать в рамочки или оформлять как-то иначе?Почему? Как вы думаете, что же нужно сделать с вышитой картиной, чтобы она имела опрятный, привлекательный вид?
Разгадывают кроссворд. Готовая работа – картина. Нет. Они имеют неопрятный вид, на канве видна разметка, от длительной работы картина испачкалась, помялась, на ней видны следы от пялец. Ее нужно постирать и погладить.
3. Изложение нового материала
Уход за вышитыми изделиями. Сообщение новых знаний в ходе беседы.Слайд №5. Показ учителем, как закатать выстиранное изделие в полотенце, как утюжить изделие.
Отвечают на вопросы. Наблюдают за действиями учителя.
Физминутка. Цель: предупредить утомляемость учащихся на занятии, развивать координацию движений, чувство ритма.
Комплекс
упражнений гимнастики в течение
3 - 5 минут. Он включает в себя 6 - 8 упражнений,
выполняемых в такой
Выполняют упражнения.
Инструктаж
по ТБ. Цель: повторить правила безопасной
работы с инструментами и
Какие инструменты и какое оборудование потребуются сегодня для работы? Вспомним правила безопасной работы с этими инструментами?
Утюг, иголки, ножницы.
Утюжка изделий. Вышивка картин. Наблюдает за работой учащихся, оказывает помощь. Индивидуальная работа с Морозовой Олей, Чугуновой Дашей – закрепление нити в начале и конце работы. Слайд №7-11.
Утюжат по очереди по одному изделию. Вышивают картины.
Физминутка для глаз. Цель: предупредить зрительное утомление у учащихся, способствовать оздоровительному эффекту в процессе исполь зования предлагаемых упражнений.
По окончании
физминутки: "Встаньте прямо, подтянетесь
и друг другу улыбнитесь.
Выполняют физминутку для глаз. Выполняют 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки.
Выполнение практической работы. Цель: вырабатывать умение и навык вышивки крестом.
Вышивка картин. Индивидуальная работа с Подопригоровой Катей, Игнатовой Ирой – вышивание горизонтальными рядами, вышивание вертикальными рядами. Слайд №21-23. Индивидуальная работа с Атакурбановым Русланом – вышивание диагональных рядов. Слайд №24.
Вышивают картины. Отвечают на вопросы.
5.Подведение итогов занятия. Цель – сделать вывод и подвести итог, как работали учащиеся, соблюдали ли правила ТБ, выяснить достигнута ли поставленная цель занятия.
Подходит к концу наше занятие. Что нового вы узнали? Ребята! Как вы думаете, достигли мы поставленную в начале урока цель?
Отвечают на вопросы учителя.
6.Рефлексия. Цель: оценить активность каждого ученика на занятии, выяснить насколько комфортно было учащимся на занятии, уточнить их психологическое состояние.
Оцените свою работу на занятии сами. Вам понравилось занятие? Слайд №25. Что будем делать на следующем занятии? На следующем занятии мы приступим к оформлению вышитых и отутюженных работ. Какое настроение у вас в конце занятия? Слайд №1. Молодцы все! Спасибо за работу!
Ответы учащихся.
7.Уборка рабочих мест.
Идеальная изнанка. Прямоугольник.
Выполните первый ряд слева направо: острие иглы направлено вниз. |
Выполните второй ряд справа налево: игла меняет направление, ее острие направлено вверх. |
При выполнении последнего стежка второго ряда поверните иглу для выполнения следующего ряда. |
Продолжите таким же образом до заполнения желаемого участка, после чего верхними диагональными стежками покройте справа налево последний из выполненных рядов. |
При выполнении последнего стежка ряда поверните иглу для выполнения следующего ряда. |
Продолжите таким же образом до покрытия всех рядов верхними диагональными стежками. |
Идеальная изнанка. Замена нити
|
|
Идеальная изнанка. Закрепление конца нити
По завершении вышивки выведите иглу на лицевую сторону работы и проведите ее под последними вышитыми крестиками (рис. 1). Отрежьте оставшуюся часть нити (рис. 2) |
Идеальная изнанка. Вышивка по диагонали.
Первая половина. Выполните нижний диагональный стежок в первом квадрате, указанном на схеме |
Верхний диагональный стежок выполните во втором квадрате (игла расположена острием вверх). |
Нижний диагональный стежок выполните в третьем квадрате схемы (третий ряд) | |
Выполните верхний диагональный стежок в четвертом ряду. |
Продолжайте чередовать нижние и верхние диагональные стежки до последнего обозначенного квадрата. |
Проконтролируйте теперь изнаночную сторону работы: стежки должны быть вертикальными. | |
Вторая половина. Пропустив иглу под последним стежком, выполните нижний диагональный стежок, закончив крестик |
Направьте иглу в два отверстия следующего квадрата: игла расположена острием вниз |
Выполните верхний диагональный стежок, чтобы закончить крестик, и продолжите выполнение пункта 7. | |
Продолжите работу, чередуя нижний диагональный стежок, пропуская его под стежком первой половины, и верхний стежок, который пройдет поверх предыдущего. |
Проконтролируйте теперь изнаночную сторону работы: все стежки вертикальные, а линии параллельные. |
Окончание работы. Пропустите иглу горизонтально слева направо под последним выполненным стежком. | |
Направив иглу вверх, пропустите нить под предпоследним выполненным стежком. |
Вновь пропустите иглу горизонтально под третьим от конца выполненным стежком. Натяните нить, чтобы она стала не видна, а затем отрежьте. |