Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа
В принятой концепции формирования технологической культуры молодежи определяется совокупность параметров и характеристик школьников, предусмотрены принципиальные пути развития и способы формирования этих параметров. Но в значительной степени они зависят от региональной, национальной и местной базы, условий и особенностей.
Введение
Глава 1. Методические основы изучения раздела
1.1 Место, роль и значение темы «Сервировка стола к завтраку»
1.2 Календарно-тематический план на раздел: «Кулинария» (5 класс)
1.3 Развернутый план-конспект по теме: «Сервировка стола к завтраку» (5 классы).
Глава 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела
«Кулинария»
2.1 Выбор объекта труда. Обоснование выбора
2.2 Разработка дидактических материалов технических документов
и карточек заданий для контроля и повторения изучаемого материала.
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО.
Глава 3. Учебно-материальная база преподавания раздела
«Кулинария»
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Кулинария»
3.2 Планировка кабинета преподавания технологии.
3.3 Примеры организаций рабочих мест учащихся и преподавателя.
Глава 4. Методические рекомендации для учителей технологии
по изучению темы «Методика преподавания кулинарии».
Заключение.
Список литературы.
С сервировкой стола и правилами этикета за столом дети познакомились еще в дошкольных учреждениях или домах. Как показывает практика, учащиеся имеют очень поверхностное представление о разновидностях сервировки столов, не знают, как правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. Эти задачи призвана решить данная тема. Гораздо легче этот материал усваивается на практике. Рекомендуется провести занятие в форме беседы, построенной на доступных ученикам примерах.
Занятие можно начать с демонстрации различных изделий или столовой посуды и предметов. Затем объяснить учащимся, каким образом сервировка стола связана с ее назначением. Учащиеся лучше воспринимают и запоминают в сочетании демонстрации на таблице и на примере. Можно предложить кому-либо из учащихся продемонстрировать приемы сервировки стола и этикета за столом, в ходе, которой необходимо обсудить наглядные ошибки, неправильные приемы работы.
В ходе изложения материала необходимо отметить, что в современной технике применяются различные способы сервирования стола. Учитель демонстрирует свои приемы, комментируя свои действия. Демонстрация завершается проверкой качества изделия. Затем учитель задает вопросы. Такая беседа активизирует мышление учащихся, заставляет их искать правильный ответ.
Затем проводится самостоятельная
работа. Желательно организовать работу
так, чтобы все учащиеся имели
возможность практически
Наряду с анализом ошибок и подведением итогов в ходе заключительного
инструктажа можно
указать на ошибки, допущенные
учащимися, которые работали
Оборудование урока на 1 учащегося:
Технологическая карта.
№ п/п |
Содержание и |
Эскизы переходов (технические рисунки) |
Инструмент |
Примечание |
1 |
Стол покрывают белой или цветной скатертью |
Стол, скатерть |
При накрывании стола скатертью ее нельзя мять, тянуть за углы и прищипывать пальцами. Углы скатерти должны опускаться против ножек стола, закрывая их | |
2 |
Устанавливают тарелки на стол |
Стол, столовая посуда |
||
3 |
Раскладываются столовые приборы на стол |
Стол, столовая посуда и приборы |
Столовые приборы расположены таким образом, чтобы не запутаться в их применении: Столовые приборы размещают справа и слева от центральной тарелки: ножи кладут справа, лезвием к тарелке, вилки – слева, зубцами вверх. | |
4 |
Размещают рюмки |
Стол, рюмки |
Рюмки устанавливают в последнюю очередь, держа их за ножку или за нижний край. | |
5 |
Размещают салфетки на стол |
Стол, салфетки |
Для завтрака на стол ставят вазочку с бумажными салфетками (или кладут льняные), | |
6 |
Размещают приборы для специй (менаж) |
Приборы для специй |
На столе размещают соль, специи и приправы, перец. Специи должны быть сухими и хорошо высыпаться из солонок и перечниц. | |
7 |
Расстановка вазы с цветами |
Ваза, цветы, сервировочный стол |
Цветы ставят в центр стола в невысокой вазе. |
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО
Оборудовать кабинет технологии для эффективной организации учебного процесса поможет школьная мебель, ТСО и учебно - наглядные пособия. Современные учебно-наглядные пособия позволяют укомплектовать кабинет технологии так, чтобы максимально повысить эффективность работы учителя.
Технолого-дидактическое
обеспечение урока технологии включает
технологические или
- ТСО, таблицам, диафильмам, диапозитивам;
- инструктивным и
- разработкам проектов;
- самостоятельным и контрольным работам;
- разработкам внеклассной
- транспарантам (кодограммам);
- объектам труда по темам и классам.
Все виды карточек выполняются из плотной бумаги и размещаются в каталожных ящиках в удобном для использования порядке. Размеры карточек разумно делать одинаковыми. Учитель должен постоянно следить за новыми поступлениями литературы в библиотеку и работать с картотекой, готовя различные дидактические материалы.
Для повышения активности учащихся и лучшего освоения материала можно предложить им самостоятельную работу.
Глава 3. Учебно-материальная база преподавания раздела «Кулинария»
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Кулинария»
Материальная база — один из известных факторов, определяющих уровень трудового воспитания и обучения в школе.
Школьные учебные мастерские должны отвечать ряду современных требований: санитарно-гигиенических, техники безопасности, организации учебного процесса.
Существуют
различные типовые проекты
При размещении мастерских в отдельном здании достигаются некоторые преимущества: возникающий в мастерских производственный шум не мешает проведению занятий в классах; здесь, как правило, выделяется достаточное место для хранения материалов и готовой продукции; сосредоточивается в одном месте вся материальная база трудового обучения - помещения для технического труда в IV-VIII классах, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудовых политехнических практикумов в старших классах.
Содержание учебного предмета «Технология» значительно шире предмета «Трудовое обучение». В связи с этим необходимо расширить учебно-материальную базу мастерских современным оборудованием по станкам, электротехнике, радиоэлектронике, автоматике, художественной обработке материалов, ремонтно-строительным работам.
Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе устанавливаются в зависимости от количества наполняемости классов-комплектов.
Число мастерских определяется по формуле:
К=N/20
где К - число мастерских, N - общее число учебных часов по предмету в неделю в одну смену, 30 - оптимальная недельная нагрузка мастерских в смену.
Шестые
часы оставляются в мастерской свободными
для проведения индивидуальной работы
по выполнению проектов и внеклассных
занятий. В небольших школах, как
правило, оборудуются совмещенные
мастерские. Мастерские представляют
собой одно из учебных подразделений
заведения, которые позволяют создать
оптимальную организацию
Данные
мастерские должны быть обеспечены оборудованием
в соответствии с «типовым перечнем
учебно-наглядных пособий и
Всю работу, которая проводится в
мастерских, необходимо учитывать. Необходимо
также учитывать и все
3.3 Примеры организаций
рабочих мест учащихся и
Успех в работе во многом зависит от организации рабочих мест учителя и учащихся.
Рабочее место - зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления какими-то процессами или выполнения работ.
В учебных мастерских
оборудуются рабочие места
На занятиях
обслуживающего труда учащиеся учатся
творчески мыслить, искать новые
нестандартные решения. Без этих качеств
невозможна трудовая деятельность в современном
технологическом, быстро развивающемся
производстве и сфере сервиса. Наиболее
эффективный путь решения этой педагогической
проблемы – обеспечение потребности обучения
путём постановки творческих конструкторских,
экономических, экологических задач, организация
проектной деятельности учащихся.
Ведущую роль в обучении технологии играет
учебно-практическая деятельность учащихся,
которая осуществляется в учебных мастерских.
Рабочее место учащихся:
Площадь кабинета 54м². кабинет разделён на две смежные комнаты -первая оборудована для теоретического обучения, вторая для обработки пищевых продуктов - кухню.
В кабинете естественное освещение обеспечивается большими окнами, фрамуги для проветривания открываются с пола. Парты в кабинете расставлены таким образом, чтобы свет на рабочую зону учащихся падал с левой стороны. Окна кабинета выходят на северную сторону предусмотрены для них прозрачные тюли с нежным цветочным орнаментом. Стены окрашены масляной краской нежного цвета. Для общего освещения используются люминесцентные лампы, и имеются локальные лампы.
Оборудование рабочего место ученика.
1. Электрическая печь «Мечта-8» - двух конфорочная с жаровочным шкафом, стоит на тумбе с выдвижной полкой, в которой хранятся сковородки, формы для выпечки.
2. Мойка с горячей и холодной водой. Над мойкой расположен сушильный шкаф с посудой на десять персон.
3. Дальше располагается разделочный стол, внутри которого стоят миски, разделочные доски, данный стол оборудован тремя выдвижными полками для хранения столовых приборов.
В кабинете имеются инструкции по охране труда на все виды работ, огнетушитель и аптечка.
Следующая стена оформлена
зеркальными полками под
Выше на стене расположены таблицы, плакаты
справочного содержания по кулинарии.
Для работы на кухне предусмотрены столы
Кабинет очень светлый, уютный, оформлен
с учётом современных технологических
требований.
Для рациональной организации рабочего места и эффективного воспитания культуры труда учащихся необходимо: