Методика преподавания раздела «Кулинария учащимся 5-х классов общеобразовательной школы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание

В принятой концепции формирования технологической культуры молодежи определяется совокупность параметров и характеристик школьников, предусмотрены принципиальные пути развития и способы формирования этих параметров. Но в значительной степени они зависят от региональной, национальной и местной базы, условий и особенностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Методические основы изучения раздела
1.1 Место, роль и значение темы «Сервировка стола к завтраку»
1.2 Календарно-тематический план на раздел: «Кулинария» (5 класс)
1.3 Развернутый план-конспект по теме: «Сервировка стола к завтраку» (5 классы).
Глава 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела
«Кулинария»
2.1 Выбор объекта труда. Обоснование выбора
2.2 Разработка дидактических материалов технических документов
и карточек заданий для контроля и повторения изучаемого материала.
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО.
Глава 3. Учебно-материальная база преподавания раздела
«Кулинария»
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Кулинария»
3.2 Планировка кабинета преподавания технологии.
3.3 Примеры организаций рабочих мест учащихся и преподавателя.
Глава 4. Методические рекомендации для учителей технологии
по изучению темы «Методика преподавания кулинарии».
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.96 Кб (Скачать документ)

- рабочее место оборудовать тем, что требуется для выполнения задач, определенных учебным процессом;

- правильно спланировать рабочее место, чтобы имеющаяся площадь использовалась наиболее полно и эффективно;

- осуществлять механизацию некоторых видов работ, использовать приспособления и технические средства в период обучения, устраняя ненужные операции;

- рабочее место учителя должно быть образцом для учащихся. Необходимо воспитывать техническую культуру труда и рациональные приемы при выполнении работы. В НОТ выработаны правила для всякого труда, с которыми желательно ознакомить учащихся.

Рабочее место  учителя.

Оно расположено в самом  доступном для обозрения учащихся месте. Рабочий стол учителя выступает  ещё, как демонстрационный. На стене  размещена доска зелёного  цвета, она удобна тем, что является и магнитной доской. В низу доски расположены чертёжные инструменты: циркуль, треугольники, метр деревянный, транспортир. Данные инструменты применяются при изучении конструирования, моделирования швейных изделий.  
Перемещаясь в смежный кабинет мы попадаем на кухню для обработки пищевых продуктов. Слева стоит холодильник с морозильной камерой. Удобен холодильник тем, что во время урока можно охлаждать тесто если это необходимо, хранить длительное время продукты с ограниченным сроком хранения.

На правой стене расположено  кухонная мебель: разделочные столы, мойки, электрические печи, настенные шкафы, сушильные шкафы, внутри разделочный стол служит для хранения посуды. Всё оборудование разделено на зоны для двух групп. Каждая группа отвечает за порядок и безопасность на своем рабочем месте.

Рабочее место учителя  в мастерской рекомендуется располагать  на возвышении — подиуме с примерными размерами 3600х 2000х 200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя технологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволяют площади и возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Методические рекомендации для учителей технологии по изучению темы «Методика преподавания кулинарии».

При проведении урока по теме «Сервировка стола к завтраку»  в 5-х классах, учитель должен систематизировать имеющиеся знания из предыдущих классов, углубляя и расширяя их на последующих занятиях. Планируя работу занятий, учитель должен учитывать возможности мастерской и возможностей учеников. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут изменяться в зависимости от заготовленного материала, умений и навыков учеников, а также неисправности и наладки инструмента. Необходимо помнить, что учащиеся активнее воспринимают материал, если наглядные пособия по мере объяснения темы меняются, при одновременном показе различного вида наглядного материала внимание ученика рассеивается, что создает неблагоприятные условия для усвоения задания.

В работе учителя  применяются практические методы. Этими  методами формируется практические умения и навыки, трудовой деятельности. Одно из применений практического метода находим в упражнениях, лабораторных и практических работах. Под упражнениями понимают повторение, многократные выполнения, практические действия, с целью овладения  им повышения качества. Выполнение заданий в группе обычно происходит неравномерно, одни выполняют работу быстрее, другие медленнее. Поэтому  необходимо проводить и индивидуальную работу, дополнительно объясняя задание.

 Наблюдая  за группой, руководитель всегда  видит, как учащиеся выполняют  работу и в случаи возникновения  каких-либо трудностей показать, всем как надо правильно выполнить  ту или иную операцию. Учитель  технологии должен обращать внимание  на выработку у учащихся правильной  работы, поддержания ими чистоты  и аккуратности, на всей этапах  практической работы.

 

Изучить тему «Сервировку стола к завтраку» в разделе «Кулинария»

2. Выбрать изделие для самостоятельного приготовления на уроке технология.

3. Предложить для его изготовления:

а) перечень необходимого оборудования, инструментов, инвентаря

б) технологию выбора заготовок и последовательность их обработки;

в) особенности подготовительных операций;

г) способы определения качества.

4. Подготовить материал для записей в рабочие тетради школьников.

5. Подобрать учебно-дидактические материалы к уроку «Сервировка стола к завтраку».

6. Выделить безопасные приемы труда или возможные ошибки, о которых должны быть проинформированы учащиеся.

       7. Составит план — конспект по  теме « Сервировка стола к завтраку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе было определено место темы «Кулинария». При составлении календарно-тематического плана темы распределены в таком порядке, в каком указаны в программе.

Выбор объекта  труда  соответствует изучаемой  теме и может заинтересовать учащихся, что повлечёт их более серьезному отношению к работе.

В ходе проведенной работы цель, которая была поставлена в начале курсовой, достигнута, а, т.е. была разработана методика преподавания раздела «Кулинария» на примере темы: «Сервировка стола к завтраку».

Задачи, которые поставленные в курсовой, были решены:

• разработан  календарно – тематический план;

• разработан  план –  конспект урока;

• разработаны  карточки – задания для контроля и повторения материала;

• учебно-наглядные пособия.

На занятиях по образовательной  области «Технология» в разделе  «Кулинария» имеется целый ряд  важных вопросов для изложения учащимся, но тема «Сервировка стола к завтраку»  является основной, в будущем формировании трудовых знаний, умений и навыков, а также трудового и творческого  воспитания.

На протяжении сотен лет  люди изменяли и совершенствовали приёмы обработки продуктов, создавали  тысячи сложных кулинарных рецептов, приспосабливали способы приготовления  пищи к экономическим, климатическим  условиям жизни и вкусовым требованиям.

Главное, чем мы должны руководствоваться  при сервировке и оформлении стола, это определенный альянс всех деталей, которые размещаются на столе, обязательное сочетание их друг с другом. Тема сервировки может быть подсказана самой  кухней, и во всех деталях общей  нитью должен проходить выбранный  мотив. Но тема может быть продиктована каким-то событием: Рождеством, Пасхой, Новым Годом, Хэллоуином и всеми  другими жизненными случаями, которые дают нам возможность создать роскошный праздник.

При сервировке стола рекомендуется  соблюдать определенную последовательность:  
• вначале накрывают стол скатертью;

• расставляют тарелки;

• раскладывают столовые приборы;

• ставят стеклянную (хрустальную) посуду;

• раскладывают салфетки;

• расставляют приборы со специями, вазы с цветами.

 Использование скатертей, салфеток, колец для салфеток необходимо рассматривать не только по их функциональной роли, но также и по декоративному назначению: их различные формы в сочетании с подобранными цветами вносят большой вклад в красоту нашего стола.  
Правильное расположение приборов при сервировке не позволит гостю запутаться при пользовании ими. Напротив, оно не только облегчит эту задачу, но и подскажет, какое меню ожидает гостей. Существует множество различных приборов для сервировки стола, и их расположение зависит от меню, сезона, направления трапезы и ряда других причин. 
И, конечно же, праздничную завершенность столу придадут только цветы. Цветы - также важная часть сервировки. Они обеспечивают простой путь украшения. Мы можем, например, разместить маленький букет на тарелке каждого гостя перед началом приема.

Таким образом, детали полностью  накрытого стола должны гармонировать  между собой по стилю и особенно, по цвету.

В заключение, стоит отметить, что знания, приобретённые мной и  их систематизация в курсовой работе полезны на бытовом уровне в повседневной жизни каждому человеку.

 

 

Список использованной литературы

1. Азбука  домоводства для больших и  маленьких. – М.: Педагогика, 1991. 
2. Анфимова Н.А. и др. Кулинария. – М.: Экономика, 1982. 
3. Бешенков А.К. и др. Трудовое обучение. Учебник для 4-го класса. – М.: Просвещение, 1988.

4. Бешенков А.К. и др. Трудовое обучение. Учебник для 5-го класса. – М.: Просвещение, 1988.

5. Бешенков А.К. и др. Трудовое обучение. Учебник для 6-го класса. – М.: Просвещение, 1988.

6. Бешенков А.К. и др. Трудовое обучение. Учебник для 7-го класса. – М.: Просвещение, 1988.

7. Зубарев  Н.Д. 300 блюд восточной кухни. –  М.: Вече, 2000. 
8. Королькова Ж. Праздничный стол. – М.: Внешсигма, 2000.

9. Крымская  Б.А., Балашов В.В. Справочник официанта.  – М.: Экономика, 1986. 
10. Кулинария для экономных / Под ред. Е. Карповой. – М.: Внешсигма, 1998. 
11. Культура питания: энциклопедический справочник / Под ред. И.А.Чаховского. – Мн.: БСЭ, 1991.

12. Лабзина А.Я., Васильченко Е.В. Обслуживающий труд. Учебник для 4-го класса. – М.: Просвещение, 1983.

13. Лабзина А.Я., Васильченко Е.В. Обслуживающий труд. Учебник для 5-го класса. – М.: Просвещение, 1983.

14. Лабзина А.Я., Васильченко Е.В. Обслуживающий труд. Учебник для 6-го класса. – М.: Просвещение, 1983.

15. Лощинский В. М. Сервировка стола. – М.: Махаон, 2001. 448 стр. 
16. Рукавчук Л.К. Энциклопедия этикета. – М.: Вече, 2000.


Информация о работе Методика преподавания раздела «Кулинария учащимся 5-х классов общеобразовательной школы»