Методика преподавания раздела «Кулинария учащимся 5-х классов общеобразовательной школы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание

В принятой концепции формирования технологической культуры молодежи определяется совокупность параметров и характеристик школьников, предусмотрены принципиальные пути развития и способы формирования этих параметров. Но в значительной степени они зависят от региональной, национальной и местной базы, условий и особенностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Методические основы изучения раздела
1.1 Место, роль и значение темы «Сервировка стола к завтраку»
1.2 Календарно-тематический план на раздел: «Кулинария» (5 класс)
1.3 Развернутый план-конспект по теме: «Сервировка стола к завтраку» (5 классы).
Глава 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела
«Кулинария»
2.1 Выбор объекта труда. Обоснование выбора
2.2 Разработка дидактических материалов технических документов
и карточек заданий для контроля и повторения изучаемого материала.
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО.
Глава 3. Учебно-материальная база преподавания раздела
«Кулинария»
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Кулинария»
3.2 Планировка кабинета преподавания технологии.
3.3 Примеры организаций рабочих мест учащихся и преподавателя.
Глава 4. Методические рекомендации для учителей технологии
по изучению темы «Методика преподавания кулинарии».
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.96 Кб (Скачать документ)

Объект труда: оформление стола, материально-техническое оснащение.

Межпредметные связи: математика, рисование

Материально-техническое  оснащение: кабинет технологии, скатерть, тарелки, стол, столовые приборы, столовая посуда, салфетки.

Дидактическое обеспечение  урока: учебник «Технология-5-й класс», рабочая тетрадь, плакаты, наглядные пособия, учебно-техническая документация, технологическая карта- на бригаду, карточки для дежурных, объект труда: стол, скатерть, материалы для контроля знаний и умений, карточка-отчёт(на бригаду), карточка контроля(на бригаду).

Литература для учащихся:

1. Ю.Л. Хотунцев. В.Д. Симоненко. Программы по технологии для средних общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 1996 г.

2. Ермакова В.И. Основы кулинарии: 8 - 9 классы. - М., 2000.

Литература для учителя:

1.  Кругликов Г.И. «Методика преподавания технологии с практикумом» - М, 2002, «Программа трудового обучения»- М.: Просвещение, 2005

        2. Арефьев И. П. - Занимательные уроки технологии для девочек. – Москва: «Школьная пресса» 2006 г.

   3. Щербакова Т.Н. «Основы этикета и методика обучения школьников этикетным нормам: Учебно–методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006г.

      4. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

План урока

 

1. Организационная часть                                                                                2мин

2.Проверка изученного  материала                                                                  5мин

3.Изложение нового материала                                                                     40мин

4.Вводный инструктаж                                                                                     5мин

5. Практическая работа                                                                                  30мин

6. Заключительный инструктаж                                                                      5мин

7.Уборка рабочего помещения                                                                        5мин

Ход урока

1.Организационная  часть

Приветствие школьников, контроль посещаемости, проверка рабочей одежды и готовности к уроку, назначение дежурных.

2.Проверка изученного  материала

Прежде чем приступить к теме урока, повторяется тема прошлого урока.

Беседа по вопросам:

Какие виды сервировок стола  вы знаете?

Сервировку стола рекомендуется  поручать знающему, опытному человеку. 
Мало приготовить хороший обед или ужин, нужно еще привлекательно сервировать стол. Для этого и требуются особые знания правил сервировки.

Виды сервировок:

  • Праздничный стол
  • Повседневная сервировка стола
  • Банкет-фуршет
  • Сервировка свадебного стола
  • Сервировка для кофе, десертов, чаепития
  • Сервировка для домашних посиделок

Какие бывают правила этикета существует?

Зачастую за столом приходится общаться с людьми различного возраста, пола, профессии, национальности, разного  культурного уровня, психического склада и т. д. В своем поведении надо стремиться к тому, чтобы каждый из присутствующих чувствовал себя свободно и непринужденно за столом, получая  удовольствие не только от вкусно приготовленных блюд, но и от хорошей сервировки, а также от общения.

Поэтому очень важно умение правильно вести себя в обществе, твердое знание норм поведения и правил этикета.

 Этикет — это совокупность  исторически сложившихся правил  поведения человека в обществе. Правила этикета обычно складываются  в тесной связи с развитием  культуры народа, его национальными  традициями и основаны на воспитании  в людях вежливости, внимания, уважения  друг к другу.  
Правила этикета предусматривают, в частности, умение держать себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и т. п., умение, которым в одинаковой степени должны обладать и хозяева, и гости.  
«Эстетика еды» тесно связана с красотой сервировки стола. Как писал один советский классик, «еда должна быть красивой до мелочей». И в этом он был прав - посуда и сервировка воспитывает эстетический вкус человека.  
В основе правил поведения за столом лежит соблюдение эстетических норм, удобство и целесообразность. Так, не рекомендуется сидеть слишком далеко от края стола или слишком близко и класть локти на стол. Этим вы можете стеснить соседа. На стуле следует сидеть прямо, не нагибаясь над тарелкой. Если же вы слишком далеко откинетесь на спинку стула, то можете закапать костюм соусом. Не полагается тянуться через стол — положить блюдо на тарелку может официант.

Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть ее и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капель, брызг, крошек. После еды салфеткой можно вытереть концы пальцев, но для губ правильнее пользоваться собственным носовым платком. Закончив еду, салфетку, не складывая, кладут на стол.

3.Изложение нового  материала

После короткого опроса школьников переходят к изучению темы урока. Сообщается тема и цели урока, вопросы, с которыми школьники должны познакомиться.

Сегодня на уроке мы познакомимся с сервировкой стола к завтраку, правилами поведения за столом

Давайте вспомним,  как  распределить дневную норму пищи?  Если взять всю норму пищи за 100%, то в завтрак 30%, в обед 50%, в полдник 10%, в ужин 20%. Правильно завтрак  должен содержать 30%  суточного рациона. Какие блюда должны быть в завтраке? (блюда богатые белками- это мясные, рыбные) Что можно предложить на завтрак? Горячие блюда(каши, омлеты, яичницы); бутерброды из хлеба или булочки с вареным яйцом, мясом, колбасой, сыром, маслом, вареньем, повидлом, медом; горячие напитки(чай, кофе, какао, молоко и т.д.)  Чтобы появился хороший аппетит,  что необходимо сделать? (Красиво оформить блюдо) Кроме красиво оформленного блюда необходимо правильно сервировать стол.

Сервировка- это подготовка и оформление стола для приема пищи.

Правильная сервировка  создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе, Обеспечивая присутствующих всеми  необходимыми приборами и предметами. Сервировать стол необходимо повседневно, а не только для гостей и в праздничные  дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться  ножом, вилкой, что является необходимым  для каждого культурного человека.

Сервируя стол для завтрака, его застилают цветной скатертью. Для каждого человека ставят Закусочную тарелку, наискосок справа- блюдце с чашкой, ручка которой обращена влево, чайную ложку кладут на блюдце ручкой вправо. Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх (если нет ножа то справа) нож справа лезвием к тарелке. Сваренное яйцо подают в специальной посуде и ставят справа от  закусочной тарелки или на нее. В центре стола размещают блюдо с гастрономическими продуктами (колбаса, ветчина, сыр), если эти продукты присутствуют в завтраке. Каждый берет, что хочет и кладет себе на тарелку. На столе стоит масленка и нож, которым каждый отрезает себе кусочек масла, кладет себе на тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом. Сахарницу и вазочку с вареньем, медом ставят на середину стола вместе с ложечкой для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара: каждый добавляет по вкусу.

Салфетки - обязательный предмет  сервировки стола, Они должны быть всегда чистыми и накрахмаленными. Салфетки кладутся на закусочную тарелку или справа от нее, Такие салфетки украсят и праздничный стол. Для этого необходимо уметь складывать салфетки.

Практическая работа. Складывание салфеток

Культура поведения за столом  подразумевает правила  этикета.

Этикет - это французское  слово, обозначающее установленный  прядок поведения где-либо.

Правила этикета за столом предусматривают правильное пользование  столовыми приборами и правильный прием пищи.

 Осанка. Сидеть,  не напрягаясь слегка опираясь на спинку стула, нельзя ставить локти на стол.

Салфетка предназначена  для индивидуального пользования. Ее кладут на колени, после того как  подано еда.  Верхним краем салфетки вытираются пальцы, и  промакиваются  губы. По окончании приема пищи, салфетку кладут справа от тарелки.

Практическая работа Сервировка стола к завтраку.

Меню№1.

1.Картофель жареный с  яйцом

2.Бутерброд с сыром.

3.Чай с сахаром.

Меню №2.

1.Салат из зеленого  лука со сметаной

2. Горячие бутерброды  с сосисками, помидорами, сыром.

3. Какао.

Меню №3

1.Омлет с сыром.

2.Бутерброд с ветчиной.

3.Кофе с молоком.

Меню №4.

1.Салат из помидоров,  огурцов, сладкого перца. 

2.Канапе с сыром.

3.Молоко.

Меню №5.

1.Винегрет.

2.Бутерброд с маслом

3.Яйцо вареное в «мешочек»

4.Кисель.

4. Вводный инструктаж

Практическая работа «Сервировка стола к завтраку» проводится по технологической карте.

Текущий инструктаж по технике безопасности

В ходе выполнения практической работы осуществляется контроль:

    • за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены;
    • за организацией рабочего места;
    • за соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций;
    • за выполнением правильных приёмов работы с инструментами и приспособлениями;
    • за трудовой дисциплиной

после сервировки стола к  завтраку бригадами и уборки рабочего места бригадиры (с которыми проведена  предварительная работа) объясняют  с использованием плаката «Сервировка стола к завтраку», как правильно оформить столы к завтраку.

5. Практическая  работа. Текущий инструктаж  - целевые  обходы

 1-ый обход - проверка готовности рабочих мест к работе                                                            2-ой обход - правильность выполнение трудовых приемов                                                              

3-ий обход - предварительная постановка оценок                                                                    

4-ый обход - выставление оценок

6. Заключительный  инструктаж

  • Обсуждаются типичные ошибки при выполнении практической работы.            
  • Дается оценка работы группам.
  • На закрепление нового материала ученицам предлагается устно ответить на вопросы-тесты.
  • Домашнее задание: задание, спецодежда, всё для сервировки стола, продукты на бригаду.

7. Уборка рабочего  помещения.

 

 

 

 

 

Глава 2. Дидактическое  обеспечение преподавания раздела  «Кулинария»

2.1 Выбор объекта  труда. Обоснование выбора

 

Изучая раздел «Кулинария» учащиеся по программе знакомятся со столовыми приборами и посудой, правилами сервирования стола. Эта операция является основной для последующего изучения материала и имеет наиболее широкое применение, с ее помощью  можно узнать как правильно вести себя за столом, а также правильно сервировать стол к завтраку.

Прежде чем приступить к выбору объекта труда, необходимо определиться с формой и видом  сервировками, этикетом, способом накрывания стола со столовыми приборами  и посудой, исходя из наличия необходимого для этого материала.

Следует также обратить внимание на степень сложности выполнения сервировки стола - сможет ли ученик выполнить  его, будет ли ему интересно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Разработка  дидактических материалов технических  документов и карточек заданий  для контроля и повторения  изучаемого материала.

Принципы обучения являются необходимым  инструментом в преподавательской  деятельности. Благодаря им, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения, в педагогике, носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это происходит потому, что деятельность педагога, во время процесса, обучения может преломляться через различные формы и приемы.

Информация о работе Методика преподавания раздела «Кулинария учащимся 5-х классов общеобразовательной школы»