Методика преподавания раздела «Кулинария учащимся 5-х классов общеобразовательной школы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание

В принятой концепции формирования технологической культуры молодежи определяется совокупность параметров и характеристик школьников, предусмотрены принципиальные пути развития и способы формирования этих параметров. Но в значительной степени они зависят от региональной, национальной и местной базы, условий и особенностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Методические основы изучения раздела
1.1 Место, роль и значение темы «Сервировка стола к завтраку»
1.2 Календарно-тематический план на раздел: «Кулинария» (5 класс)
1.3 Развернутый план-конспект по теме: «Сервировка стола к завтраку» (5 классы).
Глава 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела
«Кулинария»
2.1 Выбор объекта труда. Обоснование выбора
2.2 Разработка дидактических материалов технических документов
и карточек заданий для контроля и повторения изучаемого материала.
2.3 Подбор учебно-наглядных пособий и ТСО.
Глава 3. Учебно-материальная база преподавания раздела
«Кулинария»
3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Кулинария»
3.2 Планировка кабинета преподавания технологии.
3.3 Примеры организаций рабочих мест учащихся и преподавателя.
Глава 4. Методические рекомендации для учителей технологии
по изучению темы «Методика преподавания кулинарии».
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.96 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации.

Государственное образовательное  учреждение.

Курский государственный  университет.

 

 

Индустриально-педагогический факультет.

Кафедра методики и преподавания технологии.

 

 

 

Курсовая работа

По методике преподавания технологии

Тема: Методика преподавания раздела «Кулинария учащимся 5-х классов общеобразовательной школы»

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 31 группы ИПФ

Бахтина Ирина Юрьевна

Научный руководитель: доцент, к.п.н.

Пахомов Александр Викторович

 

Допущена к защите:_________________(дата, подпись)

 

Курск 2010

Государственное образовательное учреждение

Курский Государственный университет 

Индустриально-педагогический факультет 

Кафедра методики преподавания технологии

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Выдано студенту 3 курса 31 группы ИПФ " " 20   г.

Шифр 

Тема: Методика преподавания раздела «Кулинария учащимся 5-х классов общеобразовательной школы»

Указания к курсовой работе (КР):

Раздел 1. Определить место, роль и значение темы в программе. Выполнить её методический анализ. Разработать календарно-тематический план на раздел; распределить материал по урокам. Для одного занятия (по выбору) разработать развёрнутый план-конспект. Приложение к КР - по согласованию с научным руководителем.

Раздел 2. Выбрать объект труда и обосновать выбор. Для  избранного занятия разработать  необходимые дидактические материалы, инструкционно - технологическую документацию, min по 2 карточки-задания для контроля и повторения. Подобрать для урока учебно-наглядные пособия, ТСО и т.п. Выполнить эталонное изделие.

Раздел 3. Для обеспечения  прохождения темы выполнить анализ необходимой учебно-материальной базы, дать планировку мастерских с расстановкой оборудования. Привести примеры организации  рабочих мест учащихся и преподавателя. Использовать передовой опыт.

Раздел 4. Все  остальные требования - по методической разработке «Курсовая работа по методике»  Сроки выполнения:

Чернового варианта " " 20   г.

Чистового варианта " " 20   г.

Работа должна быть представлена к  защите до " " 20   г.

Научный руководитель 

Оценка курсовой комиссии 

Председатель комиссии 

Члены комиссии

 

Содержание

Введение               

Глава 1. Методические основы изучения раздела   

1.1 Место, роль и значение  темы «Сервировка стола к завтраку»    

1.2 Календарно-тематический  план на раздел: «Кулинария» (5 класс)

1.3 Развернутый план-конспект  по теме: «Сервировка стола к завтраку» (5 классы).

Глава 2. Дидактическое обеспечение преподавания раздела

«Кулинария»     

2.1 Выбор объекта труда.  Обоснование выбора         

2.2 Разработка дидактических  материалов технических документов 

и карточек заданий для  контроля и повторения изучаемого материала.     

2.3 Подбор учебно-наглядных  пособий и ТСО.         

Глава 3. Учебно-материальная база преподавания раздела

«Кулинария»     

3.1 Анализ учебно-материальной базы для раздела «Кулинария»      

3.2 Планировка кабинета  преподавания технологии.        

3.3 Примеры организаций  рабочих мест учащихся и преподавателя.     

Глава 4. Методические рекомендации для учителей технологии

по изучению темы «Методика преподавания кулинарии».    

Заключение.             

Список литературы.            

Приложение             

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В принятой концепции формирования технологической культуры молодежи определяется совокупность параметров и характеристик школьников, предусмотрены  принципиальные пути развития и способы  формирования этих параметров. Но в  значительной степени они зависят  от региональной, национальной и местной  базы, условий и особенностей.

Однако ход учебного процесса должен все же быть согласованным с образовательным  стандартом. Так как концепция  технологического образования утверждает: основные и принципиальные качества выпускника школы, которые должны обеспечиваться в любом случае. Образовательная  область «Технология» по своему педагогическому  представлению обеспечивает подготовку учащихся к будущей трудовой и  общественно-полезной деятельности. Это  очень важно для современной  России, нуждающейся в молодых  инициативных тружениках.

Независимо от содержания основного модуля, во взаимосвязи  с ним должно предусматриваться  изучение следующих сквозных образовательных  линий:

•    культура и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование информации; 
•    элементы прикладной экономики и предпринимательства;

• мир профессий, средства и методы формирования жизненных, пpoфессиональных планов;

•    творческая, проектная деятельность;

•   влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека.

Тема моей курсовой работы «Методика преподавания раздела «Кулинария учащимся 5-х классов общеобразовательной школы»

Цель курсовой работы: разработать  методику преподавания раздела «Кулинария»  на примере темы урока: «Сервировка стола к завтраку».

 

 

Задачи курсовой работы:

• разработать календарно – тематический план;

• разработать план –  конспект урока;

• разработать карточки – задания для контроля и повторения материала; 
• учебно-наглядные пособия.

Я считаю, что тема моей работы актуальна, так как она имеет  практическую значимость для предприятий общественного питания.

Основные цели «Технологии» заключаются в том, чтобы средствами трудовой подготовки способствовать социально-трудовому  становлению учащихся, их эффективному профессиональному определению  в условиях рынка труда и профессий, овладеть общетехнологическими и специальными компонентами знаний, умений и навыков. Таким образом, речь идет о формировании у молодого поколения технологической культуры. Особенно важно это для современного постиндустриального мира, в котором основное место занимает именно технология, следовательно, такая подготовка молодежи наиболее значима и жизненно необходима.

Курсовая работа по методике преподавания технологии направлена на разработку системы занятий по инвариантной части программы «Технология» на тему: «Сервировка стола к завтраку»

Раздел «Кулинария» в 5-ом классе входят: приготовление завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Столовые приборы и правила пользования ими. Правила поведения за столом.  Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации.

Развитие общественного  питания: дает существенную экономию общественного  труда вследствие более рационального  использования техники, сырья, материалов; предоставляет рабочим и служащим в течение рабочего дня горячую  пищу, что повышает их работоспособность, сохраняет здоровье; дает возможность организации сбалансированного рационального питания в детских и учебных заведениях. Ресторанный бизнес одной из первых отраслей народного хозяйства встал на рельсы преобразования, приняв груз острейших проблем переходного периода на рыночные отношения. Быстрыми темпами прошла приватизация предприятий, изменилась организационно-правовая форма предприятий общественного питания. Появилось большое количество частных малых предприятий. Поэтому специализированные предприятия, которые стали исчезать в первые годы приватизации, сейчас набирают темпы в своем развитии (шашлычные, пельменные, пиццерии, бистро и др.). Многие предприятия общественного питания являются чисто коммерческими, но наряду с этим развивается и социальное питание: столовые предприятия, студенческие, школьные столовые. Появляются комбинаты питания, фирмы, которые берут на себя задачи организации социального питания. Однако все они выполняют три взаимосвязанные функции: производство кулинарной продукции; реализация кулинарной продукции; организация ее потребления.

Культура обслуживания –  один из основных критериев в оценке деятельности работников общественного  питания. К основным факторам, определяющим культуру обслуживания, относятся наличие  современной материально-технической  базы, виды и характер предоставляемых  услуг, ассортимент и качество выпускаемой  продукции, внедрение прогрессивных  форм обслуживания, уровень рекламно-информационной работы, профессиональное мастерство работников общественного питания.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методические основы изучения раздела

1.1. Место и значение  темы: «Сервировка стола к завтраку».

Место темы «Кулинария» в учебном процессе является важным аспектом в отношении трудового и эстетического воспитания.

Данная тема трудового  обучения учащихся основной школы 5 классов  приготовление бутербродов и горячих напитков как один из видов труда имеет, прежде всего, развивающую цель, т. к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся наших школ. Активные формы и методы обучения способствуют активизации учебного процесса в целом, повышают самостоятельность и творческий процесс обучения, улучшают усвоение нового материала учащихся и приемам приготовления бутербродов, развитие у учащихся эстетического вкуса и эстетического чувства, воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности,  чувства   коллективизма,   бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде.

В ходе реализации программы  этого раздела, осуществляется ознакомление учащихся с правилами приготовления бутербродов, видами бутербродов, правильного оформления и подачи на стол.

Данной программой предусматривается  выполнение практических заданий

учащимися на каждом уроке. Это, прежде всего, обучение стандартным  навыкам и нормативно     одобренным     приемам,   обеспечивающим       безопасный и производительный труд. Перечень приемов, рекомендованных программой, учитель может дополнять и изменять исходя их технологии характерной для приготовления определенного блюда.

Все учебные вопросы изучаются  теоретически с последующим закреплением в ходе практической работы, поэтому  для проведения занятий требуется  определенное материально-техническое  обеспечение необходимое для  проведения урока.

 

В результате в конце изучения темы «Кулинария» Учащиеся должны знать:

  • знать правила выполнения приглашений;
  • знать виды и назначения столовых приборов, посуды, правила ухода, правила сервировки;
  • знать, из каких материалов лучше изготавливать салфетки;
  • правила сервировки стола и способы складывания салфеток;
  • знать необходимые принадлежности для сервировки стола к завтраку, названия соловых приборов и посуды;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь выполнять приглашения, делать геометрические построения;
  • уметь распознавать виды столовых приборов, сервировать стол к ужину;
  • уметь правильно повторять движения и слова;
  • уметь складывать салфетки при сервировке стола;
  • уметь правильно хранить;
  • уметь подбирать салфетки к скатерти, сервировать стол, складывать салфетки;
  • уметь самостоятельно и творчески выполнять задания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический анализ содержания темы.

Изучаемые работы в этом разделе  инвариантной части программы «Технология» - очень распространены и необходимы в жизни. Учителю предстоит познакомить  учащихся с правилом этикета и  более полно ознакомить с ранее  изученными процессами: правила за столом, умению правильно сервировать  стол к завтраку, а также познакомится с техникой безопасности с инструментами.

Учебный материал, изложенный в данном разделе является базисным для дальнейшего изучения технологии методики преподавания кулинарии. Он также готовит учащихся к работам, которые могут быть проведены как на производстве, так и в быту. При этом изучению этих тем должно уделяться особое внимание, так как по мимо теории учащиеся должны овладеть основными (главными) приемами работы с инструмента.

Содержательное и методическое обеспечение этой темы программы  реализуется в инвариантной части. Для более углубленного изучения раздела можно проводить дополнительные занятия, с целью полного изучения приемом работы и операций, изучаемых в этих темах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Развернутый план-конспект по теме: «Сервировка стола к завтраку» (5 классы).

Класс: 5

Тема программы: «Сервировка стола к завтраку»

Цель урока: - образовательная (познакомить учащихся с сервировкой стола к завтраку)

                       - развивающая (развитие кругозора и любознательности, интереса к учению, а также развивать эстетический вкус и эстетическое чувство, которые способствует гармоническому развитию личности  прививать навыки культуры здорового питания и поведения за столом.)

                       - воспитательная (бережное отношение с сервировочными предметами, воспитывать аккуратность, опрятность в работе; культуру питания, ответственность за общее дело)

Информация о работе Методика преподавания раздела «Кулинария учащимся 5-х классов общеобразовательной школы»