Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа
Цель – выявит метод приобщения детей младшего школьного возраста к народному танцевальному искусству.
Задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить историю хореографии и опыт национальных культур для эффективности методики приобщения младших школьников;
3. Разработать программу обучения народного танцевального искусства в младшем школьном возрасте;
4. Проведение и анализ результатов педагогической работы.
Введение
Глава I. Теоретические основы приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
1.1 Истоки возникновения народного танцевального искусства
1.2 Уникальность развития ребенка в младшем школьном возрасте и методика работы с детьми по осуществлению воспитания с использованием народного танцевального искусства
Глава II. Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
2.1 Программа методики народного танцевального искусства
2.2 Занятие народной танцевальной культуры и их методы
Заключение
Список использованной литературы
Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
План:
Введение
Глава I. Теоретические основы приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
1.1 Истоки возникновения народного танцевального искусства
1.2 Уникальность развития ребенка в младшем школьном возрасте и методика работы с детьми по осуществлению воспитания с использованием народного танцевального искусства
Глава II. Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
2.1 Программа методики народного танцевального искусства
2.2 Занятие народной танцевальной культуры и их методы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного и эстетического воспитания. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности ребёнка, так и подрастающего поколения в целом.
Одной из важных задач сегодняшнего дня является подготовка детей к жизни, воспитание как личности. Ребенок не готовится жить – он живет, и каким он вырастет – во многом зависит от окружающей среды. Ребенку от природы даны интересы и очень важно их поддержать, сделать так, чтобы с годами огонек разгорался ярче и ярче.
Методика
приобщения детей и подростков средствами
искусства всегда было актуальной проблемой.
Значение его неизмеримо возросло в современных
условиях развития общества, когда воспитательная
система во многом разрушена, когда продолжается
девальвация нравственных ценностей.
Практические наблюдения и теоретические
обоснования многих ученых свидетельствуют
о том, что различные виды искусства –
живопись, скульптура, музыка, хореография
и др., пробуждая творческую энергию человека,
обладают колоссальными возможностями
педагогической и психологической поддержки,
стимулируют личностный рост, являются
источником физического, нравственного
и эстетического развития ребенка.
Хореография – искусство, любимое детьми.
Умение чувствовать, понимать музыку и
красиво двигаться – неотъемлемая часть
общей культуры, к которой нужно приобщаться
с юных лет. Занятия хореографией, благодаря
своей универсальности, очень важны для
воспитания подрастающего поколения:
дети совершенствуются духовно, физически
и интеллектуально. Становясь пластичнее,
вырабатывают эстетику движений, благодаря
дисциплине во время занятий развивают
самоконтроль и ответственность. Одно
время в стране наблюдался общий спад
интереса к хореографическому творчеству,
но этот этап удалось преодолеть, и сегодня
танец «на подъеме». Открыто немало танцевальных
студий, школ и ансамблей, регулярно проводятся
всевозможные фестивали, конкурсы. Детей,
желающих научиться танцевать, становится
все больше благодаря тому, что хореография
позволяет ребенку выделиться из толпы,
поверить в свои силы, поднять самооценку.
Ежегодно тысячи любителей танца приходят
в хореографические коллективы, студии.
Многие детские танцевальные коллективы
приобрели большую популярность не только
в нашей республике, но и за ее пределами.
Телевидение широко показывает детскую
самодеятельность, знакомит с детскими
танцевальными коллективами. Глядя, с
какой легкостью и мастерством танцуют
дети на сцене, мы забываем, что за этим
стоит каждодневный труд их самих и их
педагогов.
Из всего вышесказанного, можно предположить,
что, приобщая младшего школьника к богатейшему
опыту человечества, накопленному в искусствах,
можно воспитать высоконравственного,
образовательного, разносторонне развитого
современного человека. Это предположение
и определило тему нашего исследования:
«Методика приобщения младших школьников
к народному танцевальному искусству».
Объект исследования – народное танцевальное искусство в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – методы приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству.
Цель – выявит метод приобщения детей младшего школьного возраста к народному танцевальному искусству.
Задачи:
1.
Изучить психологическую,
2.
Изучить историю хореографии
и опыт национальных культур
для эффективности методики
3. Разработать программу обучения народного
танцевального искусства в младшем школьном
возрасте;
4.
Проведение и анализ
Гипотеза - для осуществления и повышения интереса эффективности приобщения младших школьников следует использовать на занятиях народного танцевального искусства, учитывая следующие условия:
1. Учитывать половозрастных особенностей учащихся;
2. Целесообразный отбор средств народного танцевального искусства;
3. Планомерность и систематичность при работе с ними;
4. Использование разнообразных форм и методов работы учителя с детьми.
При написании дипломной работы использованы следующие методы исследования:
Теоретическими методами исследования выступают ознакомление с литературой по данной теме, наглядными пособиями, ознакомление со школьными программами и методами работы с детьми, использующими народное искусство.
Эмпирические методы исследования: наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, опросы, творческие игры, самоотчеты.
Аналитическим методом исследования является анализ научно – исследовательской литературы.
Теоретической и практической значимостью исследования может выступить ознакомление учителей с описанным материалом и разработка новых методов и программ работы с детьми, учитывая условия использования средств народного танцевального искусства на уроках. Может вызвать интерес у хореографов.
Методологическая
основа исследования: работы по истории
развития хореографии В. Пасютинской,
А.Г. Лукиной, методические рекомендации
А.Б. Баранова, Л.В. Ковинько, А.А. Борзовой,
В.И. Уральской, Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой,
О.В. Кветной, педагогические опыты Ф. В.
Исаркиной, М.С. Максимовой, Л.Н. Богатковой,
А.Я. Вагановой, Е.Д. Васильевой, М.В. Васильевой-Рождественской,
Т.А. Устиновой, Т.С. Ткаченко, Р.С. Стручковой,
А.Н. Шульгиной, методики преподавания
по хореографии Г.П. Гусева, Т. Барышниковой,
Н. Базаровой, В. Мей, Р.Л. Череховской.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что выявлены рациональные
педагогические условия, обеспечивающие
эффективность приобщения детей младшего
школьного возраста к занятиям народного
танцевального искусства, которые могут
быть использованы студентами, учителями,
работниками дополнительного образования
в практической деятельности. Базой
экспериментально-практической работы
являлась Намская детская музыкальная
школа. В ходе эксперимента участвовали
учащиеся 1-4 классов в количестве 20 детей.
Структура
дипломной работы. Работа состоит
из двух глав, введения, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы приобщения детей к народным танцам
1.1 Истоки возникновения народного танцевального искусства
Народным называют искусство широких трудящихся масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций.
Танцевальное
С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых — людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.
«Народный танец» как предмет обучения возник в конце XIX в. в Петербургской императорской хореографической училище. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы: испанские, венгерские, польские и другие.
Представители якутской научной интеллигенции А. Е. Кулаковский, П. А. Ойунский, Г. В. Ксенофонтов, С. И. Боло, А. А. Саввин указывали на наличие танцевальных сюжетов, образов в традиционной культуре саха. С. И. Боло и А. А. Саввин собрали обширный фактический материал по традиционным танцам якутов. П. А. Ойунский выделил движения, связанные со скотоводством. А. Е. Кулаковский подчеркнул особую роль ритуального танца битии в обрядах и ритуалах. Г. В. Ксенофонтов определил шаманскую пляску как «как священную конскую пляску». Сведения о танцах содержатся в трудах Г. У. Эргиса, М. М. Носова.
Танцевальное творчество якутского народа восходит к древнейшим временам. Об этом свидетельствуют, в частности, упоминания о танцах, встречающиеся в фольклорных произведениях якутов- Так; в одном якутском эпосе, «олоҥхо», имеется описание того, как «90 юношей и 80 молодых девушек» танцуют на зеленом лугу около белых, как стерхи, конусообразны» урас (ураса — старинное якутское берестяное жилище летнего типа).
Сведения о якутском народном танце, начиная с середины XVIII века, встречаются в записях участников научных экспедиций, путешественников и последователей.
Из рассказов якутского сказителя, большого знатока и хранителя народных традиций С. А. Зверева и многих других старожил различны» районов Якутии можно заключить, что в старину существовали такие якутские народные танцы, как: «Хаамыы юнкю» («Танец шагом»). «Кётю юнкю» («Танец с прыжком»). «Былыргы юнкю» («Старинный танец»), «Танец орла», «Сильбэрэскэ» - танец с волосяной лентой (эту ленту запевала обычно держал в руках- Лента изображала березу, вокруг которой танцующие заводили хоровод). Позднее распространился танец «Осуохай».
У народов Якутии существовали и обрядовые танцы, как, например, Кыталык» (стерх, белый журавль), в котором танцующие, став в полукруг и положив руки друг другу немного выше локтя, покачивались из стороны в сторону, поднимали и опускали руки, подражая взмахам крыльев птиц.
Якутские танцы - массовые, круговые. Исполняются они в народе под песню или выкрики. Песни, сопровождающие танцы, воспевают пробуждение природы и труд людей. В прошлом во многих песнях высмеивали богачей, тойонов, улусную знать. В настоящее время в песне «Осуохай» славят новую, счастливую жизнь народа.
Самым распространенным танцем сейчас является якутский «Осуохай». Это массовый танец, имеющий много вариантов. В зависимости от характера запева меняется динамика и ритм танца. В одних случаях танец исполняется шагом («Хаамыы юнкю») и заканчивается прыжками. Есть и другой вариант «Осуохая» — это «Осуохай кётю», построенный на прыжках. Этот вариант не имеет запева, танец исполняется под выкрики э-гэ-э-гэ-кэй, о-го-о-го-кай. Имеется вариант, называемый «Хайгатар».
У якутского народа есть также много игр, имеющих танцовальное начало, как, например, «Атах тэпсии» (удары стопы о стопу партнеров), «Дьиэрэнкэн» (подскоки с ноги на ногу), «Кулун-куллурусуу» (повороты вдвоем под соединенными руками), «Чохчоохой» (прыжки в глубоком приседаний), «Куобах» (прыжок зайца), «Ыстанга» (широкие прыжки) и многие другие.
Танцевальное искусство якутского народа получило большие возможности развития после Великой Октябрьской социалистической революции.
В Якутии возникла огромная сеть культурно-просветительных учреждений: театры, клубы, дома социалистической культуры, дом народного творчества и т. п. Благотворное влияние на развитие якутского искусства, в частности народного танца, оказало русское искусство. В клубах и домах культуры Якутии появились музыкальные инструменты, что дало возможность сопровождать танцы не только пением, но и музыкой. Появились новые танцы, которые создавались на основе старинных форм танца, обогащаясь движениями из якутских игр, трудовыми и спортивными движениями-
Первые попытки в создании новых танцев были сделаны И. Д. Извековым — артистом Якутского музыкально-драматического театра, который сочинил танцы «Таба» («Олень») и «Чаран» («Березовая роща»). Эти танцы особенно были распространены в Абагинском, 2-ом Чакырском наслегах и с. Амга Амгинского района. Якутский народный танец был использован в балете «Полевой цветок» (балетмейстер С. В. Владимиров) и в первой опере «Ньюргун Боотур».
С каждым годом в Якутии
расширяется сеть сельских и
городских учреждений культуры. В каждом
колхозном клубе, домах культуры, школе,
на предприятиях республики работают
коллективы художественной самодеятельности,
хореографические кружки. Но вместе с
тем все они испытывают большую нужду
в методическом и репертуарном материале
1.2 Уникальность развития ребенка в младшем школьном возрасте и методика работы с детьми по осуществлению воспитания с использованием народного танцевального искусства
Информация о работе Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству