Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа
Цель – выявит метод приобщения детей младшего школьного возраста к народному танцевальному искусству.
Задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить историю хореографии и опыт национальных культур для эффективности методики приобщения младших школьников;
3. Разработать программу обучения народного танцевального искусства в младшем школьном возрасте;
4. Проведение и анализ результатов педагогической работы.
Введение
Глава I. Теоретические основы приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
1.1 Истоки возникновения народного танцевального искусства
1.2 Уникальность развития ребенка в младшем школьном возрасте и методика работы с детьми по осуществлению воспитания с использованием народного танцевального искусства
Глава II. Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
2.1 Программа методики народного танцевального искусства
2.2 Занятие народной танцевальной культуры и их методы
Заключение
Список использованной литературы
Глава 2. Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
2.1 Программа методики народного танцевального искусства
Одной из актуальных проблем воспитания является воспитание школьника средствами искусства. Занятия танцами удовлетворяют естественное стремление детей к гармоничному развитию, обеспечивают творческое развитие учащихся во внешкольной деятельности, обогащают их личностный, социально-нравственный опыт и развивают общую культуру.
Благодаря занятиям танцами улучшается физическое развитие учащихся и укрепляется их здоровье. Занятия в коллективе выявляют и развивают творческий потенциал каждого ребенка, включают его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность. У детей развивается навык работы разновозрастном коллективе и участие в управлении, самостоятельность.
Развивается личность ребенка, раскрываются его способности на основе удовлетворения, интересов и не удовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных и двигательных). Таким образом, именно в коллективе создается теплая, комфортная, эмоциональная атмосфера, способствующая достижения детьми самоценности и целостности собственной личности, осознанию своей роли в коллективе.
Игра и есть первичная форма эстетического, художественного познания мира и осознания себя в нем. В первом году обучения введения музыкальных игр во время занятий помогают быстрому усвоению музыки, первому ощущению двигательных навыков.
Данная программа направлена на привлечение детей младшего школьного возраста к творческой деятельности через хореографию. Необходимость разработки и внедрения данной программы в образовательный процесс обоснована актуальностью проблемы самопознания, саморазвития личности ребенка через приобщение к философии, культуре народа Саха.
Цель программы:
Через язык танца, фольклор, историю, культуру, философских воззрений народа саха проявить уважение и интерес к традиционной культуре своего народа, нравственное воспитание детей на основе приобщения к хореографическому искусству, раскрытие индивидуальных возможностей и создание пространства для реализации творческих способностей детей.
Задачи программы:
Содержательная
часть программы подается через
тематику лекционного курса и практической
части. Лекционный курс включает ознакомление
с историей народа. Его традициями и обычаями,
танцевальной и музыкальной культурой,
построен на принципе от простого к сложному,
предусматривает развития мировоззрения
воспитанников, их характера.
Разделы программы:
1.Ритмика.
Включаются ритмические
2. Музыкальная игра.
Игра - есть первичная форма
3. Гимнастика.
Включаются упражнения для
4. Аэробика.
Танцевальная аэробика под ритмичную
музыку прививает у детей
5. Силовые упражнения
Раздел предназначен для мальчиков. Выполняются движения развивающие силовые мышцы: чохчоохой (подпрыгивание на полном приседании), куобах (прыжок зайца), кылыы (прыжок с одной ноги на другую),кырынаастыыр (прыжок горностая ), буурдаасын (широкие прыжки в длину с ноги на ногу) и т.д.
6.Творчество.
Большое внимание уделяется к формированию творческих способностей детей. Закрепление умений детей подражать имитирующими движениями повадки птиц, животных. Маленькие танцевальные этюды из любимых сказок развивающие фантазию. Творческие задания на тему быта и школьной жизни.
7. Театр.
Ведется работа над развитием актерского мастерства у детей. Учить к сценической культуре. Добиться перевоплощения образа, созданного из сказок. Задание на показ изменения настроения и характера людей.
8. Народный танец.
Упражнения народного экзерсиса
помогающие к постановке
9. Якутский танец.
Этапы реализации:
Программа разделена на 4 этапа.
1 – й этап – подготовительная группа (1год обучения) занятия ведутся 2 раза в неделю. Количество часов в неделю – 2, в год – 72 часов.
Работа над постановкой корпуса. С помощью музыкальных игр знакомятся с характером музыки /веселая, торжественная, грациозная, грустная и т.д./с темпом музыки /медленный, умеренный, быстрый/, строением музыкального произведения / вступление, основная часть, быстрая часть/
Освоение простейших элементов народного и якутского танцев. Ознакомление музыкальными размерами. Формирование творческих способностей детей через подражание повадкам птиц, животных.
2 - этап – младшая группа (2 год обучения) занятия ведутся 2 раза в неделю. Количество часов в неделю – 4, в год – 144 часов.
Работа над постановкой корпуса, ног, рук и головы. Развитие элементарных навыков координации движений путем ритмических упражнений на середине зала. Развитие музыкального слуха с помощью музыкальных игр, знакомство с аэробикой (комплекс современных развивающих движений). Обучение детей танцам с простейшими элементами. Создать маленькие танцевальные этюды из любимых сказок, развивающие фантазии детей.
3 этап – средняя группа (3 год обучения) занятия ведутся 3 раза в неделю. Количество часов в неделю – 6, в год – 216 часов.
На
основе пройденного материала младших
группах постепенно усложняется
лексика тренировочных
4 – этап – старшая группа (4 год обучения) занятия ведутся 4 раза в неделю. Количество часов в неделю – 7, в год – 252 часов
Всего часов в неделю – 19, в год – 684 часа.
Продолжается работа над техникой и координацией исполнения движений народного и якутского танцев. Большое внимание уделяется на танцевальность и выразительность, на артистизм исполнения упражнений. В этом году предъявляется наибольшее требование к учащимся по исполнению (выразительность, эмоциональность, точное передача характера персонажа, образность). Включается в программу этого года наиболее сложные для исполнения элементы силовых движений, комбинации на образ. Продолжение формирования творческих способностей детей, предлагая придумать инсценировки из своего быта, школьной жизни. Упражнять мальчиков в физическом развитии с помощью движений якутских игр.
Ожидаемые результаты:
- воспитание
интеллектуальных и
- овладение
теоретическими и
- улучшение отношений детей, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;
- создание
отношений сотрудничества и
- овладение приемами и навыками постановочной
работы над танцем;
- профессиональное самоопределение воспитанников.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия: общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы, умеренное разогревание организма: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой – все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной системы.
Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д.
Заключительная
часть занятия. Основные задачи –
постепенное снижение нагрузки; краткий
анализ работы; подведение итогов.
2.2 Занятие народной танцевальной культуры и их методы
Тема раздела: Якутские народные танцы
Тема занятия: «Танец Узор»
Тип урока: Ознакомление с новым учебным материалом
Образовательная (обучающая) цель занятия: через танец, которая обладает огромной силой приобщения к духовной культуре народа, развить в детях стремление побольше узнать о традиционном танцевальном ( хореографическом) искусстве якутского народа.
Развивающая цель занятия: расширить представления учащихся о танцевальном искусстве народа саха, развить интерес к якутским танцам.
Воспитательная (воспитывающая) цель занятия: пропаганда народного танцевального искусства среди учащихся, привитие любви к традиционному танцу саха, воспитание интереса к традициям якутского народа и привлечение их к практическому исполнению танца «Узор».
Методические рекомендации к занятию:
Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие общепедагогические методы: репродуктивный, частично- поисковый, творческий. А также учитель использует индивидуальные, фронтальные и групповые формы обучения.
Информация о работе Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству