Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание

Цель – выявит метод приобщения детей младшего школьного возраста к народному танцевальному искусству.

Задачи:

1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

2. Изучить историю хореографии и опыт национальных культур для эффективности методики приобщения младших школьников;
3. Разработать программу обучения народного танцевального искусства в младшем школьном возрасте;

4. Проведение и анализ результатов педагогической работы.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству

1.1 Истоки возникновения народного танцевального искусства

1.2 Уникальность развития ребенка в младшем школьном возрасте и методика работы с детьми по осуществлению воспитания с использованием народного танцевального искусства

Глава II. Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству

2.1 Программа методики народного танцевального искусства

2.2 Занятие народной танцевальной культуры и их методы

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

дипломная по методике.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Глава 2. Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству

     2.1 Программа методики  народного танцевального  искусства

      Одной из актуальных проблем воспитания является воспитание школьника средствами искусства. Занятия танцами удовлетворяют естественное стремление детей к гармоничному развитию, обеспечивают творческое развитие учащихся во внешкольной деятельности, обогащают их личностный, социально-нравственный опыт и развивают общую культуру.

    Благодаря занятиям танцами улучшается физическое развитие учащихся и укрепляется их здоровье. Занятия в коллективе выявляют и развивают творческий потенциал каждого ребенка, включают его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность. У детей развивается навык работы разновозрастном коллективе и участие в управлении, самостоятельность.

       Развивается личность ребенка, раскрываются его способности на основе удовлетворения, интересов и не удовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных и двигательных). Таким образом, именно в коллективе создается теплая, комфортная, эмоциональная атмосфера, способствующая достижения детьми самоценности и целостности собственной личности, осознанию своей роли в коллективе.

      Игра и есть первичная форма эстетического, художественного познания мира и осознания себя в нем. В первом году обучения введения музыкальных игр во время занятий помогают быстрому усвоению музыки, первому ощущению двигательных навыков.

      Данная  программа направлена на привлечение детей младшего школьного возраста к творческой деятельности через хореографию.  Необходимость разработки и внедрения данной программы в образовательный процесс обоснована актуальностью проблемы самопознания, саморазвития личности ребенка через приобщение к философии, культуре народа Саха.

      Цель программы:

      Через язык танца, фольклор, историю, культуру, философских воззрений народа саха проявить уважение и интерес к традиционной культуре своего народа, нравственное воспитание детей на основе приобщения к хореографическому искусству, раскрытие  индивидуальных возможностей и создание пространства для реализации творческих способностей детей.

      Задачи программы:

  1. Обеспечение оптимальных условий для удовлетворения эстетических и познавательных интересов, раскрытие и реализация  творческого потенциала и способностей учащихся средствами хореографии;
  2. Расширение и углубление знаний учащихся о якутском традиционном танце;
  3. Освоение теоретических и практических основ, техники исполнения танцев разных жанров;
  4. Формирование отношений взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества между детьми и взрослыми;
  5. Участие в культурных мероприятиях наслега, улуса, республики;
  6. Воспитания трудолюбия и терпения;
  7. Передача определенного объема знаний и умений в области истории, традиционной культуры, краеведения, швейного дела;
  8. Укрепление здоровья учащихся, повышение и поддерживание на оптимальном уровне физического и умственной работоспособности, тренированности.        

      Содержательная  часть программы подается через тематику лекционного курса и практической части. Лекционный курс включает ознакомление с историей народа. Его традициями и обычаями, танцевальной и музыкальной культурой, построен на принципе от простого к сложному, предусматривает развития мировоззрения воспитанников, их характера.                                          

  Разделы программы:

1.Ритмика.

               Включаются ритмические упражнения, идущие как разогрев мышц                 тела, подготовка к занятиям. Ритм является одним из важных выразительных средств музыки. Для развития ритма  вводится музыкально-ритмические задания: марш, хлопушки и  притопы в конце такта, поворот с хлопушкой или притопом, галоп с притопом, разные  ритмические упражнения развивающие координацию корпуса

2. Музыкальная игра.

                    Игра - есть первичная форма эстетического  и художественного познания мира  и осознания  себя в нем,  доступная  маленькому  ребенку. В первом году  обучения ведение музыкальных игр во время занятий помогает быстрому усвоению музыки, первому ощущению двигательных навыков. Знакомятся с характером, темпом и динамикой музыки. Воспринимают на слух метрическую пульсацию.

3. Гимнастика.

                      Включаются упражнения для растягивания  мышц спины, ног с помощью  растяжек, упражнения для развития гибкости, пластики всего тела, развития  брюшной прессы, упражнения на полу.

4. Аэробика.

                      Танцевальная аэробика  под ритмичную  музыку прививает у детей любовь  к движению.  Включается комплекс современных развивающих движений.                                                                                    

5. Силовые упражнения

                     Раздел предназначен для мальчиков. Выполняются движения развивающие силовые мышцы: чохчоохой  (подпрыгивание на полном приседании), куобах (прыжок зайца), кылыы (прыжок с одной ноги на другую),кырынаастыыр (прыжок горностая ), буурдаасын (широкие прыжки в длину с ноги на ногу) и т.д.

6.Творчество.

            Большое внимание уделяется к формированию творческих           способностей детей.  Закрепление умений детей подражать имитирующими движениями повадки птиц,    животных. Маленькие танцевальные этюды из любимых сказок  развивающие фантазию.  Творческие задания на тему быта  и школьной жизни.

7. Театр.

         Ведется работа над развитием актерского  мастерства у детей.  Учить к сценической культуре.  Добиться перевоплощения   образа, созданного из сказок. Задание на показ изменения настроения и характера   людей.

8. Народный танец.

         Упражнения  народного экзерсиса  помогающие к постановке корпуса,  нижних конечностей /ног/, верхних   конечностей /рук/, головы и   развивающие двигательные функции.  Движения из народных танцев  на середине зала,  развивающие  координацию движений.  Передать выразительность, характер, колорит национальных  танцев.

9. Якутский танец.          

  1. Включены все якутские движения в виде разминки.
  2. Изучение основных элементов якутского танца;
  3. Усвоение стиля и манеры якутского танца;
  4. Ознакомление с его смысловым содержанием;
  5. Беседы об истоках якутского народного танца, о происхождении и специфики исполнения основных движений;
  6. Помочь уловить связь якутского танца с жизнью, бытом,  с природно-климатическими условиями и  трудовым процессом народа саха.

Этапы реализации:

Программа разделена на 4 этапа.

1 – й  этап  – подготовительная  группа (1год обучения) занятия ведутся 2 раза в неделю. Количество часов в неделю – 2, в год – 72 часов.

      Работа  над постановкой корпуса. С помощью  музыкальных игр знакомятся  с характером музыки /веселая, торжественная, грациозная, грустная и т.д./с темпом музыки /медленный, умеренный, быстрый/, строением музыкального произведения / вступление, основная часть, быстрая часть/  

      Освоение  простейших элементов народного и якутского танцев. Ознакомление музыкальными  размерами. Формирование творческих способностей детей через подражание повадкам птиц, животных.

2 - этап – младшая  группа (2 год обучения) занятия ведутся 2 раза в неделю. Количество часов в неделю – 4, в год – 144 часов.

      Работа  над постановкой корпуса, ног, рук  и головы. Развитие элементарных навыков  координации движений путем ритмических  упражнений на середине зала. Развитие музыкального слуха с помощью  музыкальных игр, знакомство с аэробикой (комплекс современных развивающих движений). Обучение детей танцам с простейшими элементами. Создать маленькие танцевальные этюды  из любимых сказок, развивающие фантазии детей.

3 этап – средняя  группа (3 год обучения) занятия ведутся 3 раза в неделю. Количество часов в неделю – 6, в год – 216 часов.

      На  основе пройденного материала младших  группах постепенно усложняется  лексика тренировочных упражнений вводится обучение наиболее сложных  для исполнения движений. Продолжение  дальнейшей выработки устойчивости и развитие координации движения, танцевальности, введение несложных ритмических упражнений. Продолжить формировать творческие способности детей, предлагая придумать новые варианты в играх элементы танцевальных движений. Ставить маленькие сказочные этюды. Ввод комбинаций по аэробике. Работа над растяжкой своего тела. Развитие актерского мастерства. Углубленное изучение якутского танца.

4 – этап – старшая группа (4 год обучения) занятия ведутся 4 раза в неделю. Количество часов в неделю – 7, в год – 252 часов

Всего часов в неделю – 19, в год – 684 часа.

      Продолжается  работа над техникой и координацией исполнения движений народного и  якутского танцев. Большое внимание уделяется на танцевальность и выразительность, на артистизм исполнения упражнений. В этом году предъявляется наибольшее требование к учащимся по исполнению (выразительность, эмоциональность, точное передача характера персонажа, образность). Включается в программу этого года наиболее сложные для исполнения элементы силовых движений, комбинации на образ. Продолжение  формирования творческих способностей детей, предлагая придумать инсценировки из своего быта, школьной жизни. Упражнять мальчиков в физическом развитии с помощью движений якутских игр.

Ожидаемые результаты:

- воспитание  интеллектуальных и эмоциональных сфер обучающихся средствами танца, умения чувствовать и понимать образный язык танца;

- овладение  теоретическими и практическими  основами, техникой исполнения танца  разных жанров, якутского традиционного  танца и танцев народов мира;

- улучшение отношений  детей, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;

- создание  отношений сотрудничества и взаимодействия  в разновозрастном коллективе; 
- овладение приемами и навыками постановочной работы над танцем;

- профессиональное  самоопределение воспитанников.

      Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.

      Подготовительная  часть занятия: общее назначение – подготовка организма к предстоящей  работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы, умеренное разогревание организма: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой – все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

      Задачами  основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д.

      Заключительная  часть занятия. Основные задачи –  постепенное снижение нагрузки; краткий  анализ работы; подведение итогов. 

          
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Занятие народной  танцевальной культуры  и их методы

      Тема  раздела: Якутские народные танцы

      Тема  занятия: «Танец Узор»

      Тип урока: Ознакомление с новым учебным материалом

      Образовательная (обучающая) цель занятия: через танец, которая обладает огромной силой приобщения к духовной культуре народа, развить в детях стремление побольше узнать о традиционном танцевальном ( хореографическом) искусстве якутского народа.

      Развивающая цель занятия: расширить представления учащихся о танцевальном искусстве народа саха, развить интерес к якутским танцам.

      Воспитательная (воспитывающая) цель занятия: пропаганда народного танцевального искусства среди учащихся, привитие любви к традиционному танцу саха, воспитание интереса к традициям якутского народа и привлечение их к практическому исполнению танца «Узор».

      Методические  рекомендации к занятию:

      Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие общепедагогические методы: репродуктивный, частично- поисковый, творческий. А также учитель использует индивидуальные, фронтальные и  групповые формы обучения.

Информация о работе Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству