Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание

Цель – выявит метод приобщения детей младшего школьного возраста к народному танцевальному искусству.

Задачи:

1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

2. Изучить историю хореографии и опыт национальных культур для эффективности методики приобщения младших школьников;
3. Разработать программу обучения народного танцевального искусства в младшем школьном возрасте;

4. Проведение и анализ результатов педагогической работы.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству

1.1 Истоки возникновения народного танцевального искусства

1.2 Уникальность развития ребенка в младшем школьном возрасте и методика работы с детьми по осуществлению воспитания с использованием народного танцевального искусства

Глава II. Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству

2.1 Программа методики народного танцевального искусства

2.2 Занятие народной танцевальной культуры и их методы

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

дипломная по методике.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

      Рассказ учителя с целью ознакомления детей с народным танцем народа саха «Узор» - полезно разделить на этапы. Первый этап будет проходить на первом занятии, второй этап будет организован  и посвящен к дополнительному исполнению и технике  движений танца, и третий этап будет посвящен к выступлению танца на сцене.

      Сопровождение занятия:

  1. Портрет Сергея Афанасьевича Зверева - Кыыл Уола
  2. Музыкальное оформление (фонограмма)
  3. Фотоматериал

      План  занятия:

  1. Организационный момент и концентрация внимания учащихся               1 мин.
  2. Озвучивание цели занятия                                                                              2 мин.
  3. Ознакомление с новым материалом занятия (теоретическая часть)          18 мин.

    а) Рассказ  учителя «Возникновение и развитие якутского танца «Узор» (5 мин.)

    б) Легенда  Тюбятского наслега, местность Тураҥнаах                              (5 мин.)

    в) Специфический  смысл танца                                                                    (5 мин.)                           

    г) Показ фотоматериала, прослушивание фонограммы                             (3 мин.)

  1. Практическая часть занятия: методы исполнения движений танца          20 мин.
  2. Задание на дом                                                                                                  2 мин.
  3. Заключение занятия                                                                                         2 мин.

    ВСЕГО: 45 мин.

 

      Ход занятия:

  1. Приветствие и концентрация внимания учащихся. Учитель: «Добрый день, ребята». Учащиеся: делают поклон. Учитель: «Начнем наше занятие».
  2. Сообщение цели и темы предстоящего занятия. «Сегодня начнем танец «Узор», а для начала я вам расскажу историю возникновения танца «Узор».
  3. Ознакомление с новым материалом занятия:

      а) Рассказ учителя  о возникновении  и развития якутского  танца «Узор».

      «Одним  из самых архаичных и глубоко  содержательных танцев традиционной танцевальной культуры саха является танец «Узор». В далеком прошлом, видимо, название танца звучало по - другому. К сожалению, оно забыто. Но этот факт ни в коем случае не умаляет того значения, которое имеет этот танец, прочно связанный с религиозными воззрениями саха.

      О древних корнях танца в первую очередь говорит его связь  с наиболее консервативным явлением – погребальными обычаями саха.

      В 1983г. Погребальные обычаи якутов были записаны фольклористом А. Саввиным от жителей Тюбятского наслега Сунтарского  улуса М. В. Васильева и С. А. Зверева. Такого же характера обычай под названием  «Былыргы көмүү», зафиксирован А. Саввиным в Усть – Алданском районе, бытовал он и в других улусах.

      Речь  идет о многократном погребении несовершеннолетних. Обычай соблюдался, если умерший был  единственным ребенком в семье.

      Такого  рода погребальный обычай сопровождался различными ритуальными действиями:

    1. Прощание с друзьями, родственниками. Умершего усаживали за стол и угощали разными яствами. Это также воспринималось как своеобразная форма воздания за то, что покойный не успел получить при жизни (в частности, свадьба, различные празднества и другие). Придерживая умершего с обеих сторон, юноши и девушки из его рук угощали родственников едой.
    2. Прощание с родными местами. Например, перед погребением горячо любимой дочери ее брали под мышки и наряженную водили по той местности, где она жила. Перед погребением лошади, на которой умерший должен ехать в царство мертвых, на нее садился наездник и прогонял ее несколько раз вокруг тех мест, где жил покойный.

      С. А. Зверев сумел восстановить «Узор» в 1957г. В его задачу входили реконструирование и постановка сценической интерпретации этого архаичного сюжета, который сохранился в памяти народа в различных вариантах. В своей работе он основывался на легенде, бытующей в Сунтарском улусе.

        б) Легенда Тюбятского  наслега, местность Тураҥнаах.

      Легенда гласит, что в Тюбятском наслеге  в местности Тураҥнаах знаменитая удаганка Чыпчаххайдаах удаҕан устроила прощальный ысыах, строго придерживаясь  этих обычаев. До этого, согласно верованию, она камлала семь дней и ночей  подряд, чтобы оживить умершую дочь. В народе существовало поверье, что могущественные шаманки оживляли в течение девяти суток мертвых людей, исцеляли безнадежно больных. Об этом в олонхо говорится: өлбүт киһини уодас ойуттарбыт, үлүһүйэн туойдахпына өлбүтэ үс сыл буолбут киһини өндөтөр бэйэм этим, т.е.мертвых воскресали, поднимали, своей песней – тойук оживляли умершего три года назад человека. Но в Сунтарской легенде Чыпчаххайдаах не удается воскресить свою дочь и она устраивает пышные похороны. Во время прощания с умершей шаманка танцует в сопровождении семи чистых, беспорочных девушек и юношей – битииһиттэр. Согласно легенде, рассказанной С. А. Зверевым и зафиксированной А. Саввиным, девушки и юноши танцевали вместе с умершей, поддерживая ее с обеих сторон и заставляя делать орнаментальные рисунки руками. Сами танцующие также создавали причудливые орнаментальные рисунки. Этот танец был свого рода компенсацией преждевременно умершей девушке за ее несостоявшуюся свадьбу и за не испытанную ею радость по поводу этого события.

      Можно предположить, что в прошлом у  якутов этот танец исполнялся девушками  и юношами  в присутствии, а  в редких случаях при участии  тела умерших. Более реальным представляется, что роль умершей невесты исполняла  ее подруга.

      В данном танце показаны все жизнерадостные, оптимистичные моменты жизни девушки. Танец исполнялся подчеркнуто радостно, с подьемом. Пластически – танцевальные образы танца «Узор» отражали философию вечно продолжающейся жизни, ее светлые стороны.

      в) Специфический смысл  танца.                                                                   

      Композиционно танец состоит из трех частей:

      Первая  часть. Встреча девушки и юноши и зарождение любви.

      Вторая  часть. Изображение трудового процесса. Изготовление юношами серебряных украшений для невесты. Шитье девушками свадебного наряда.

      Третья  часть. Радость и торжество народа. Воспевание счастья девушки и юноши.

      Специфический смысл танца, связанного с погребально  – поминальным обрядом, передается руками в форме орнаментальных рисунков, напоминающих о скорбной ситуации, ради которой в общем – то исполнялся данный танец. Циклично повторяющийся мотив движений рук заставляет вспомнить сложнейшие причудливые орнаментальные рисунки, наносимые не только на берестяную посуду, впервые сделанную изобретателем кумысной посуды и устроителем ысыаха Элляем, но и на берестяные полотнища или пластины, в прошлом широко используемые в ритуальных сооружениях.

      По  лексической характеристике – на две: бытовую и ритуальную. В этом просматривается связь жизни  и смерти, уничтожения и воссоздания, конца и начала.

      В далеком прошлом орнамент имел смысл  оберега, выполнял оградительную функцию. В танце «Узор» в пластически  – танцевальной форме отражены все  основные мотивы якутского орнамента, такие, как лировидный узор, таҥалай ойуу, бүөр ойуу, сурэх ойуу. Положение рук дуҕалы ойуу являлось имитацией орнамента арочная дуга».

      г) Показ фотоматериала, прослушивание фонограммы. Учитель показывает рисунки и объясняет, как нужно делать движения.  Дает учащиесям послушать фонограмму. 

      4.  Практическая часть  занятия: методы  исполнения движений  танца. Учитель показывает технику исполнения движений. Учащиеся вслед за учителем повторяют движения.

      В первой части исполняются такие  движения, как туос иһит ойуута, чороон иһит ойуута, тордуйа үҥкүүтэ (берестяная посуда), т.е.масса орнаментов, создаваемых руками.

      Во  второй части орнаментальный мотив  создается движениями, имитирующими трудовой процесс. Комбинации элементов  движений также напоминают орнаменты, наносимые на берестяную посуду. Рисунок здесь создается не только руками, но и корпусом и ногами танцующих.

      В третьей части собственно орнаментальный мотив как будто прерывается, но сохраняются его отзвуки в  оригинальных прыжковых движениях, таких, как тобук холбоон ойуу – прыжки в паре с подниманием колен до пояса, тилэх тэпсии – удары пятками об пол, таналай үктээн ойуу – движения ног, когда исполнители своим ходом имитируют небо коровы.

      Таҥалай үктээһин,таҥалай  үктээн көтүү – имитация движениями ног извилины неба коровы.  Движение таҥалай в паре, сочетая его с прыжками, и таким образом выделяют для себя символическую лестницу, стремительно поднимающуюся в небо (кутун үөһэ таһаарар). Ход исполняется в выворотной свободной 1 позиции в полуприседании с чуть откинутым назад корпусом и запрокинутой головой, взгляд устремлен вверх.

      5. Задание на дом. Повторите технику исполнения движений танца «Узор».

      6. Заключение занятия. Учитель спрашивает у учащихся: «У кого какие возникли вопросы?» Учитель отвечает на вопросы учащихся и объявляет о том, что занятие закончилась.

  Литература:

  1. А. Г. Лукина «Танцы Саха» Якутск: Нац.кн.изд-во «Бичик», 1995г.
  2. А. Г. Лукина «Традиционные танцы Саха» Новосибирск: Наука, 2005г.
  3. М. Я. Жорницкая «Якутские танцы» Якутск, 1956г.

                                                      

 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

     1. Вербицкий, А.А. Новая образовательная  парадигма и контекстное обучение / Вербицкий А.А. - М., 1999. - 176 с.

     2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с. - (Сердце отдаю детям).

     3. Выготский, Л.С. Психология искусства / под ред. М.Г.Ярошевского. - М., 1987. - 344 с.

     4. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Гессен С.И. - М., 1995. - 448 с.

     5. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / Загвязинский В.И. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

     6. Ильин Г.Л. Философия и история образования: Психолого-педагогический аспект / Ильин Г.Л. - М., 1999. - 247 с.

     7. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / Кан-Калик В.А., Никандров Д.Н. - М.: Педагогика, 1990. - С. 138.

     8. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 22-х т. / Коменский Я.А - М., 1982.

     9. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / Луначарский А.В. - М., 1976. - 357с.

     10. Неменский Б.М. Культура - Искусство - Образование: Цикл бесед / Неменский Б.М. - М., 1993. - 56 с.

     11. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. воспитания / Неменский Б.М. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.

     12. Неменский Б.М. Познание искусством / Неменский Б.М. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 305 с.

     13. Неменский Б.М. Роль искусств в системе общего образования / Неменский Б.М. - М, 1999. - 231 с.

     14. Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей / составитель А.В. Егорова. - М.: ВЦХТ, 2000. - 148 с.

     15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / Подласый И.П. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 574 с.: ил.

     16. Сластенин В.А. Перестройка педагогического образования в СССР: Перспективы: Вопросы образования / Сластенин В.А., - 1990. - № 2. - 213 с.

     17. Ушинский К.Д. Собр. соч. / Ушинский К.Д. - М.-Л., 1948-1952. - Т. 2. - 573 с.

Информация о работе Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству