Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа
Цель – выявит метод приобщения детей младшего школьного возраста к народному танцевальному искусству.
Задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить историю хореографии и опыт национальных культур для эффективности методики приобщения младших школьников;
3. Разработать программу обучения народного танцевального искусства в младшем школьном возрасте;
4. Проведение и анализ результатов педагогической работы.
Введение
Глава I. Теоретические основы приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
1.1 Истоки возникновения народного танцевального искусства
1.2 Уникальность развития ребенка в младшем школьном возрасте и методика работы с детьми по осуществлению воспитания с использованием народного танцевального искусства
Глава II. Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству
2.1 Программа методики народного танцевального искусства
2.2 Занятие народной танцевальной культуры и их методы
Заключение
Список использованной литературы
Природа щедро дарит только, что родившему человеку разные таланты, но если их вовремя не развивать, то пропадает этот дар, чтобы талант процветал всеми красками, большую роль играют педагоги дополнительного образования.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.
Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как я уже говорила, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
В последние годы хореографическое искусство республики Саха (Я) процветает за счет работы школьных танцевальных кружков, детских народных ансамблей танца при общеобразовательных школах.
Приобщая танцевальному
В век технического развития в обществе нужны люди с активной позицией, неунывающие перед трудностями, идущие впереди всех. Таких людей и готовят руководители танцевальных коллективов. К тому подтверждение: преподаватели вузов не раз отмечали, что студенты занимавшиеся раньше танцами отличаются от своих сверстников своей активной позицией во всем, культурой общения, манерой подавать своего «Я».
Недаром говорят, что «Красота
спасет мир». Научить детей устремлению
красоте духовного развития –
это немаловажная задача
Педагоги дополнительного образования ведут большую воспитательную работу. С малых лет воспитывают навыки культуры поведения и общения, развивают эстетическое восприятие окружающего мира, учат их умению видеть и ценить прекрасное, приобщаться к национальным истокам своего народа. Каждое выступление учит детей собранности, самостоятельности, ответственности, чувству коллективизма, взаимопомощи.
Ансамбль - это большая семья. Именно в ансамбле создается теплая комфортная эмоциональная атмосфера, способствующая достижение детьми самоценности, целостности собственной личности. У детей развивается навык работы в разновозрастном коллективе и участие в управлении.
Якутский танец молод,
Участвуя в разных конкурсах,
фестивалях, они хотят только
победы, и это стремление по
ступенькам вверх к победе
поможет им в дальнейшей жизни,
Когда есть язык и культура
народа, этот народ не растворяется
в обществе и будет жить
вечно передавая свою культуру
своим потомкам.
1.3 Методика работы с детьми по осуществлению воспитания с использованием народного танцевального искусства
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»
Л. Н. Толстой
На ряду с этим существует такая проблема, как недостаточность условий и незаинтересованность в предмете. Её можно преодолеть таким образом - обеспечить активность на уроке, а именно создать атмосферу увлечённости.
Увлечённость не рождается сама - она создаётся, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен на уроке сформировать эмоциональную атмосферу, для этого необходимую. Решая эту задачу, можно представить урок танцевального искусства как театральное действие и обставить его должным образом. Но для этого нужна особая атмосфера кабинета народного танцевального искусства, для этого нужны игровые, сказочные моменты урока, последовательность показа движений и речь учителя. Каждый педагог - режиссёр, а класс - его труппа. Для введения в состояние сопереживания учащиеся, актёры этого маленького театра, должны «войти в роль». А учитель-режиссёр - тонко, незаметно ввести их в неё, тактично вовлечь в сопереживание. Только логически, без такого эмоционального введения в сопереживание, восприятие не произойдёт. И в этом особая трудность, особая сложность и специфика урока искусства. Передача подлинных знаний без этого нереальна. Принципы и методы преподавания народного танцевального искусства и должны быть почёрпнуты из искусства.
Делая
выводы на основе теоретического изучения
материала и переходя к следующей
главе, где мы подробно рассмотрим принципы
и методы преподавания народного танцевального
искусства в начальной школе, можно сказать,
что важность данной проблемы велика и
мало рассматриваема. Изучение народного
искусства и использование его как средства
развития эстетических, нравственных
и духовных ценностей детей, приобщения
их культурным традициям, развития патриотизма,
уважения к творчеству хранит в себе огромный
потенциал и, если и используется, то малоэффективно.
Народное танцевальное искусство - это
наше историческое прошлое и огромный
опыт человечества, при его изучении можно
узнать не меньше, чем при изучении учебников
по истории. Но главная проблема не использования
этого потенциала состоит в том, что современные
педагоги сами мало знакомы с ним, его
сущностью, принципами и методами работы
по его использованию. Современные школьные
программы и стандарты не предусматривают
достаточное количество часов для полного
освещения всех тем, возможностей и практического
применения народного искусства. Мало
внимания уделено и области технического
и материального оснащения. Попробуем
осветить хотя бы одну сторону этой проблемы.
Информация о работе Методика приобщения младших школьников к народному танцевальному искусству